Иерусалим
А. История Иерусалима периода Второго Храма.
В начале нам стоит ознакомиться с историей и археологией Иерусалима. Это поможет определить местоположение Храма Воскресения, по отношению, к расположению городских стен времён Иисуса Христа.
В 538 г. до н.э., после завоевания Вавилонской империи персами,
персидский царь Кир издал декрет, разрешавший еврейским изгнанникам вернуться
на родину, восстановить Иерусалим и отстроить Храм.
Работа продвигалась медленно. Лишь на шестой год царствования нового персидского
царя, Дария 1, в 516 г. до н.э., Зрубавеллу,
который стал к этому времени персидским наместником в Иудее, и тогдашнему
первосвященнику удалось завершить строительство Храма и торжественно освятить
его.
516г. до н.э. Начало эпохи Второго Храма.
В 332 г. до н.э. Иудея без сопротивления покорилась Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, дарованные Иерусалиму прежде персидскими правителями, и позволил евреям следовать "закон отцов". Иерусалим и Иудея стали частью огромной империи Александру; на долгие годы попали под влияние эллинистической культуры.
332 г. до н.э. Начало сооружения построек характерных для эллинской культуры.
После смерти Александра (323 г. до н.э.), в ходе войны между его преемниками
("диадохами") Иерусалиму несколько раз переходил из рук в руки и
неоднократно разрушался. В 301 г. до н.э. он окончательно перешел под власть
правителя Египта Птолемея I Сотера, который установил контроль над всей Иудеей.
Положение, по всей видимости, изменилось к началу II в. до н.э., так как евреи
не только приветствовали победу Сирии над Египтом (198 г. до н.э.) но и оказали
сирийским силам помощь в осаде запертого в крепости Вир египетского гарнизона.
Сирийский царь Антиох III из династии Селевкидов.
Период царствования Антиоха IV Эпифана (175-164 гг. до н.э.) стал поворотным
пунктом в истории Иерусалима и всего еврейского народ; Стремясь к консолидации
своей империи, Антиох всеми средствам старался ускорить
процесс эллинизации подвластных ему народов. О бесцеремонно вмешивался
во внутренние дела Иерусалима, снимая назнача первосвященников по своему произволу,
В результате такой политики между ревнителями иудаизма и поборниками эллинизации)
началась ожесточенная борьба за власть. В 168 г. до н.э., во время поход,
Антиоха против птолемеевского Египта, распространились слухи о смерти царя.
Они послужили сигналом к восстаниям в ряде городов Селевкидской империи, в
том числе и в Иерусалиме. В ответ Антиох захватил Иерусалим
разрушил городские стены и разместил в построенной им крепости Акр;
греческий гарнизон.
Забота о спокойствии в пограничных областях империи, а также неприязнь к еврейской
религии побудили Антиоха издать в 167 г. до н.э. ряд указов, направленных
против иудаизма. Одновременно были конфискованы храмовые сокровища, а Храм
превращен в святилище Зевса Олимпийского, где стали отправлять также и культ
Диониса.
Сопротивление этим мерам переросло в народное восстание, которое возглавил
Иехуда Маккавей - священник из рода Хасмонеев. Повстанцы поставили перед собой
цель добиться автономии Иудеи и очистил Иерусалим от языческой скверны.
В годы правления малолетнего Антиоха V Евпатора евреям была пожалована свобода
вероисповедания, и Менелай был смещен с поста первосвященника. По условиям
перемирия, крепость Акра оставалась в руках сирийского гарнизона. Вскоре,
однако, военные действия возобновились, и лишь в 141 г. до н.э. силы Шимона
Хасмонея, брата Иехуды, вступили в Акру и положили конец чужеземному присутствию
в Святом городе. Иерусалим вновь стал столицей независимого еврейского государства.
Усилия Шимона узаконить свое правление и закрепить наследование власти за домом Хасмонеев увенчались успехом. В 140 году до н.э. он был утвержден этнархом, первосвященником и главнокомандующим. Это назначение было наследственным и должно было передаваться потомкам Шимона "до того, как явится истинный пророк". Иерусалим стал столицей Хасмонейского царства. Было восстановлено его значение как религиозного центра всего еврейского народа. Евреи диаспоры, а также обращенные в иудаизм или симпатизирующие евреям неевреи (их количество в эллинистическом мире было в тот период весьма значительным) способствовали благосостоянию Иерусалима, внося традиционный ежегодный налог на содержание Храма. В городе развивались ремесла и торговля, возводились монументальные строения в традициях эллинистической архитектуры, в том числе царский дворец и богатые жилые дома в новом квартале в западной части города (так называемый Верхний город). С юга и востока Иерусалим был обнесен новой стеной (в источниках она известна как Первая стена).
Середина второго столетия до н.э. Правление династии Хасмонеев. Иерусалим начинает бурно развиваться, являясь столицей Хасмонейского царства.Появляется Первая стена.
В 64 г. до н.э. селевкидская Сирия была присоединена к Римской империи. Вмешательство
римлян в дела Иудеи стало лишь вопросом времени. Воспользовавшись войной за
престолонаследие, вспыхнувшей после смерти царицы Саломеи-Александры, войска
римлян под предводительством Помпея в 63 г. до н.э. подошли к Иерусалиму.
Приверженцы старшего сына Саломеи, Гиркана II Иоханана, открыли перед Помпеем
городские ворота, однако на Храмовой горе римляне натолкнулись на ожесточенное
сопротивление сторонников брата Гиркана II - Аристобула, последнего независимого
царя из династии Хасмонеев. После трехмесячной осады римляне ворвались в Храм,
Помпей вошел в Святая святых, однако храмовые сокровища остались в неприкосновенности.
В 40 г. до н.э. Иерусалим был захвачен с помощью парфян сыном Аристобула,
Антигоном II, который низложил назначенного римлянами правителя Гиркана II.
Спустя три года город был осажден и взят римским наместником Иудеи при Гиркане
II Иродом - сыном перешедшего в иудаизм правителя Эдумеи. Штурм
Иерусалима сопровождался грабежом и резней, и Ироду с трудом удалось спасти
город и Храм от полного разрушения римскими легионерами.
40 г до н.э. очередное, частичное разрушение Иерусалима.
Ирод I, возведенный на престол Иудеи римскими властями, правил с 37 по 4 гг.
до н.э., и в годы его царствования Иерусалим был значительно расширен и укреплен.
Строительные проекты Ирода отличались особой монументальностью и роскошью.
Он перестроил старую городскую крепость Вира, назвав ее Антонией в честь своего
патрона - триумвиратора Марка Антония; близ нынешних
Яффских ворот он воздвиг внушительную систему укреплений из трех огромных,
богато украшенных башен (до наших дней уцелела нижняя часть одной из них),
новые кварталы в северной части города были обнесены стеной (так называемая
Вторая стена), и по всему городу строились великолепные дворцы и форумы. Особой
роскошью отличался примыкавший к трем башням царский дворец, за внешней оградой
которого были разбиты сады с мраморными портиками и множеством статуй.
Рост города в период правления Ирода (37-34 гг до н.э.). Прежде всего северной части города. Появление Второй стены.
Вскоре после смерти Ирода Иудея была превращена в римскую провинцию и, за
исключением трехлетнего периода царствования внука Ирода Агриппы I (41-44
гг.), управлялась непосредственно римскими прокураторами, резиденцией которых
была Кесария. Управление Иерусалимом находилось в руках первосвященника и
Синедриона. Время от времени, особенно в паломнические праздники, когда город
переполнялся богомольцами со всех концов страны и из диаспоры, прокуратор,
сопровождаемый отрядом воинов, прибывал в Иерусалим.
Площадь Иерусалима в этот период достигала приблизительно
2,6 кв. км, а население, по некоторым оценкам, превышало 30 000 человек.
Население Иерусалима постоянно увеличивалось, и к северу
от него возник новый пригород (Бет-Зейта), который начали обносить стеной
при Агриппе I.
Начало строителтства Третьей стены (41-44 гг. н.э.)
Однако, по настоянию римских властей, строительные
работы были прекращены и завершились, по-видимому, лишь во время подготовки
к антиримскому восстанию 66-70 годов.
Главная дорога в Иерусалим шла с севера через Хар ха-Цофим ("Гора обозрения",
на латыни - "Скопус"), откуда открывался общий вид на город. Миновав
долину Кидрон и Гробницы царей (сохранившиеся до наших дней захоронения царей
Адиабены), дорога приводила к Женским воротам в Третьей
городской стене, за которой располагался пригород Бет-Зейта с Дровяным и Овечьим
рынками и несколькими водохранилищами. Далее путь преграждала Вторая стена,
тянувшаяся ломаной линией от дворца Ирода (к югу от нынешних Яффcких ворот)
до крепости Антония, которая возвышалась над северо-западным углом Храмовой
горы. Ворота во Второй стене выводили к главным городским рынкам, располагавшимся
в долине Тиропион, и далее к густонаселенным кварталам Нижнего города и бассейну
Брехат ха-Шиллоах. Через Садовые ворота на стыке Первой
и Второй городских стен можно было попасть в Верхний город - место жительства
аристократии и зажиточных горожан. Здесь находились дворцы первосвященника
и хасмонейской знати, а в северо-западной части располагался дворец Ирода
и три защищающие его огромные башни. Гладко стесанный скалистый обрыв, тянувшийся
с юга на юго-запад, отделял Верхний город от Нижнего. Над
всем городом возвышалась Храмовая гора, окруженная массивной стеной и колоннадами.
За городскими стенами, главным образом в долинах Кидрон
и Ге бен-Хинном, находилс иерусалимский некрополь. Тогда надгробия
высекались прямо в скале, и об их богатстве можно судить по сохранившимся
мавзолеям I в. до н.э. - I в. н.э. (среди них - так называемый монумент Авшалома
(Авессалома), гробницы священнического рода Хезир, пророка Захарии, членов
Синедриона и др.).
Произвол римских прокураторов Сирии, в состав которой после смерти Агриппы
I была включена Иудея, вызвал осенью 66 года восстание, вскоре превратившееся
в настоящую войну. Небольшой римский гарнизон, стоявший в Иерусалиме, был
уничтожен, а отряды Агриппы II изгнаны из города. Римские части, посланные
в Иерусалим, захватили в октябре 66 г. Новый город, однако не удержали его
и во время отступления были разбиты в ущелье Бет-Хорон к северо-западу от
Иерусалима. Летом 68 г. к стенам Иерусалима подступил римский экспедиционный
корпус под предводительством одного из опытнейших военачальников Римской империи
- Веспасиана. Однако события, потрясшие Римскую империю после смерти Нерона
(9 июня 68 г.), когда в течение одного года сменилось три императора, замедлили
ход военных действий в Иудее. В начале июля 69 года Веспасиан был провозглашен
императором, и только весной 70 года римляне под командованием его сына, Тита,
начали решительное наступление на Иерусалим. Не прекращавшиеся до того распри
и кровавые столкновения между различными фракциями повстанцев были оставлены,
и все жители Иерусалима объединили свои силы для защиты города. Осада Иерусалима
и бои за город продолжались пять месяцев. Через несколько недель после начала
осады Титу удалось, разрушив участок Третьей стены,
завладеть Бет-Зейтой. Подступив ко Второй стене, Тит овладел ею после
ожесточенных боев: осажденные защищались с крайним упорством, производя подкопы
под насыпи римлян и сжигая осадные машины. Яростное сопротивление заставило
Тита отказаться от штурма стен и попытатьс взять город измором. Римские легионы
наглухо блокировали город, и когда в начале августа штурм был возобновлен,
крепость Антония пала, а несколько дней спустя - 9-го числа месяца ав - римляне
с боем захватили Храм и предали его огню.
Город был разрушен; исключение составляли три башни
возле дворца Ирода и примыкавшая к ним часть городской стены, предназначавшаяся
для защиты Десятого римского легиона, расквартированного среди городских развалин
/44/.
Б. Археология Иерусалима периода Второго Храма.
"В 1934-1940 годах К. Джонс произвел раскопки возле Яффских ворот, и
тогда были обнаружены каменная кладка эпохи Хасмонеев, следы стоянки Десятого
римского легиона, а также фрагмент западной городской стены времен правления
римлян. (…)
А ворота (Дамасские - прим Кр.) - красивые. Построенные, кстати, тем же Сулейманом
Великолепным. Под ними (на нижнем снимке) видны ворота времен второго Храма
и римского периода" /45-?/.
Размышления.
Давайте, вооружившись, этими знаниями, попробуем найти
границы города в период жизни Христа и понять, находится ли Храм Воскресенья
в границах города или выходит из них. Важно это потому, что, как известно,
казнили и хоронили за городом и если Храм находится в границах города, то
с точки зрения историко-археологической науки всех страстей Господних, что
монументально зафиксированы в Храме, на участке этого Храма быть не могло.
И хотя границы города во времена Второго Храма описать трудно - они не опираются
(почти) на естественные препятствия и конфигурация стен несколько раз менялась,
мы всё же попробуем кое что представить.
Схема. Старый город (стены на схеме не соответсвуют расположению стен Иерусалима конца периода Второго Храма).
На карте Храм Воскресения (далее просто Храм) закрашен
жёлтым цветом. С Востока Храм ограничен Храмовой Горой, местом начала Иерусалима,
с юга находится часть города построенная ещё в эпоху Первого Храма. С запада
храм далеко не выходит за пределы Яффских Ворот, где обнаружены постройки
времён не только Ирода, но и времён царствования династии Хасмонеев. И соответственно
с эпохи Ирода до 40 годов наибольший рост был в северной части города. Так
например под Дамасскими воротами найдены сооружения времён Второго Храма.
Так что Храм лежит достаточно глубоко в черте города и следовательно не может
быть на месте казни и захоронения Иисуса.
На территории русских владений в Иерусалиме была обнаружена стена, которой
тут же православные присвоили роль границ города и назвали эту часть Судными
Вратами. С историей подробного открытия вы можете ознакомиться на /46/. Как
уже было сказано, стен в Иерусалиме было возведено и разрушено множество,
так что есть большое поле деятельности для открытия нужных стен и ворот.
Итог!
С точки зрения историко-археологической науки, всех
страстей Господних, что монументально зафиксированы в Храме, на участке этого
Храма быть не могло.
Некоторое время город оставался в руинах, среди которых ютились
немногочисленные оставшиеся жители. Когда было подавлено еврейское восстание
против римлян, вспыхнувшее в Александрии и распространившеес в 115-117 годах
на другие города Египта, Киренаики и Ливии, на всех евреев империи обрушились
кровавые репрессии, а на Храмовой горе в Иерусалиме было воздвигнуто языческое
капище.
В 130 г. император Адриан посетил Иерусалим и распорядился
построить на развалинах города римскую колонию и назвать ее Элия Капитолина
в честь самого себя - Публия Элия Адриана и Капитолийской триады богов (Юпитера,
Юноны и Минервы). Храмовая гора стала местом поклонени капитолийским богам,
где для этой цели был возведен храм Трикамерон. Возникновение на месте Иерусалима
римского города и осквернение священнейшего в глазах евреев места отправлением
языческого культа стало одной из главных причин восстания Бар-Кохбы. В ходе
этого кровопролитного восстания евреи овладели городом, соорудили на месте
разрушенного временный храм и, возможно, возобновили жертвоприношения. Иерусалим
оставался в руках повстанцев почти три года (132-135 гг.). Летом
135 г. римляне вновь захватили город, и после этого декретом Адриана под страхом
смертной казни был запрещен доступ в город всем, кто подвергся обрезанию.
Элия Капитолина, как и другие римские колонии, была
построена по образцу римского военного лагеря (квадрат, внутри которого идут
пересекающиеся под прямым углом улицы). С тех пор город не подвергалс принципиальной
перепланировке, так что общая схема и размеры нынешнего Старого города во
многом совпадают с теми, что сложились при Адриане. На месте Храма
возвышалось святилище капитолийских богов; там, где некогда находилась Святая
святых, была установлена конная стату Адриана. В городе были построены и другие
языческие храмы, сооружены четыре триумфальные арки, два форума и термы. От
площади перед Северными городскими воротами (теперь Шхемские ворота) отходили
лучами две главные улицы города, обе они назывались Кардо, от латинского "ось".
Элия Капитолина представляла собой небольшой провинциальный
город. Во II-III вв. здесь существовала христианская община, и сюда
прибывали христианские паломники. В сущности, и еврейским паломникам позволялось
посещать город, но не проживать в нем" /48/.
Разрушение города, последующая перестройка Иерусалима, должна была серьезно затруднить определение места захоронения Христа. Более того, Элия Капитолина, а значит и нынешний участок Иерусалима, называемый Старым городом были меньше Иерусалима последнего периода Второго Храма, а значит границы для возможного захоронения Христа стоило бы ещё значительно отодвинуть.