Храм Воскресенья.

А. История Храма Воскресенья.

В 325 году Елена, мать Константина Великого, нашла гробницу Христа, Константин велел соорудить на этом месте первую церковь, строительство которой было закончено в 335 году. По его приказу с холма были вывезены все скалы, кроме двух - самой Голгофы, на которой был поднят крест, увенчанный дароносицей, и гробницы Христа, которую отделили огромной ротондой, дав ей название Анастазис, что означает Воскресение. Сама церковь возвышалась с восточной стороны ротонды и имела пять нефов и одну крипту в память о нахождении креста. Эта церковь была разрушена персами в 614 году. Реконструкция началась пятнадцатью годами позже.


"Религиозная вражда в Иерусалиме между общинами мусульман, христиан и евреев не раз выливалась в кровавые столкновения. Так, в 938 г. мусульмане, а в 966 г. мусульмане и евреи учинили антихристианские погромы, разграбили и сожгли Церковь Гроба Господня и другие христианские святыни; во время погрома 966 г. был убит иерусалимский патриарх, а труп его сожжен. (…) В 969-970 годах Египет, а затем и Эрец-Исраэль были захвачены Фатимидами - североафриканской династией, придерживавшейся шиитского учения. В результате этого события положение евреев в городе сначала несколько улучшилось, так как новые власти искали поддержки у евреев в борьбе с суннитским большинством. Однако вскоре последовало смутное время постоянных войн. Душевнобольной фатимидский халиф Аль-Хаким (996-1021) начал кампанию жестокого преследования немусульман в своем государстве. В результате синагоги и церкви Иерусалима (в том числе Церковь Гроба Господня) были разрушены." /49/.


Завоевавшие Левант мусульмане ввели ограничения на строительство новых церквей, а в правление халифа аль-Хакима (996-1021) почти все храмы на территориях, находившихся в сфере влияния Фатимидов, были уничтожены (включая и храм Гроба Господня в 1009 г.).
В 1036 году мусульмане разрешили византийскому императору Михаилу IV восстановить храм. В 1042-1048 годах Константин Мономах переделал ротонду над Гробницей Христа в церковь, прибавив галерею и восточную апсиду.
Крестоносцы, захватив в 1099 году Иерусалим, увидели церковь в том виде, в котором она была воссоздана при Константине Мономахе. Они сочли ее недостаточно красивой для места, где был погребен Спаситель, и начали работы по капитальной переделке и украшению церкви.
Особое внимание крестоносцы уделили эдикуле над самим Гробом Господним - небольшому, отдельно стоящему сооружению над гробницей, находящейся в ротонде Анастазис ("Эдикула" - ниша с колоннами, увенчанная фронтоном; в православной традиции - "кувуклия"). Русский паломник Даниил Черниговский, посетивший Святую Землю в 1106-1108 годах, упоминает о серебряной статуе Христа в человеческий рост, помещенной франками на верху эдикулы. Свидетельство Даниила - единственный источник наших сведений о первых попытках крестоносцев украсить гробницу. В 1119 году эдикула была заново украшена мраморной скульптурой и мозаиками.
Кроме своей сакральной роли, храм Гроба Господня играл в Латинском королевстве и важную политическую роль: в 1100-1187 годах он был королевской усыпальницей, (В 1100 году умер Готфрид Бульонский, и его гробницу поместили при входе в часовню Адама у подножия Голгофы, что создало прецедент для захоронения всех последующих королей вплоть до 1187 года.) а с 1131 года здесь происходили коронации. Именно в это время возник план переделки существовавшей около Гроба Господня византийской церкви.
Основные работы проводились в 1140-х годах. Программа была очень впечатляющей: Святые Места оформлялись в контексте единого архитектурного комплекса, сосредоточенного вокруг эдикулы Гроба Господня, Голгофы и Темницы Христовой (где, по преданию, находился Христос вместе с двумя разбойниками во время приготовления орудий казни).
Был разработан план паломнической церкви ("паломническими церквями" называли романские храмы, в которых хранились ценные реликвии, привлекавшие большое число паломников) в форме неравноконечного креста (по западному образцу) - с средокрестием, трансептом, хором, крытой внутренней галереей и системой радиусных часовен, - который позволял включить уже существующую ротонду в строение с двумя куполами, колокольней и великолепным новым южным главным входом. И внутри, и снаружи на капителях появились выпуклые фигуративные и нефигуративные орнаменты, внутреннее пространство церкви и капеллы Голгофы покрылось мозаиками, из которых до наших дней сохранилась только одна - образ Христа. На южном фасаде трансепта мозаикой была выложена композиция на тему Noli Me Tangere ("Не прикасайся ко мне" - слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные им Марии Магдалине, когда та пришла к гробу и не нашла в нем Иисуса, а потом встретила Его в саду и сначала не узнала, а приняла за садовника Ин. 20:11-18), перемычки украшены резьбой в итальянском стиле. Над левой дверью были изображены сцены из жизни Христа, связанные с Иерусалимом и его окрестностями. Над правой дверью перемычка в виде спирали с завитками напоминала дерево жизни (arbor vitae) под, вероятно, находившимся на тимпане изображением Распятия. К востоку, на месте большой базилики, возведенной Константином I (335 г.) и разрушенной аль-Хакимом, была построена крытая аркада (клуатр), вокруг которой расположились монастырские здания для каноников, служивших в храме. Под клуатром находилась крипта с часовней св. Елены.
В реконструкции храма Гроба Господня, этом уникальном проекте крестоносцев, архитектурное и декоративное решение являло собой воплощение сплава восточных и западных традиций. Храм был освящен 15 июля 1149 года, спустя 50 лет после захвата Иерусалима и стал образцом для последующих подобных проектов, например в Вифлееме и в Назарете.
"Господству крестоносцев пришел конец в 1244 году, когда десятитысячна конница хорезмийцев, призванная египетским султаном Наджм ад-Дином Айюбом (1240-1249 гг.), захватила город, разграбила его, вырезала христиан и разорила Церковь Гроба Господня. По-видимому, от этих бесчинств пострадали также и евреи" /50/.
После захвата Иерусалима хорезмийцами в 1244 году храм вновь подвергся значительному разрушению. Восстановлен в 1719 году и тогда же, из-за значительных (!) разрушений, был частично перестроен.
В 1808 году был почти полостью уничтожен пожаром и восстановлен в 1810. /34 - основной текст /.

Б. Археология Храма воскресенья.

(?)

Размышления.

Итог
Церковь Воскресения была основана в 335 гг. н.э. До наших дней она несколько раз была разрушена и сожжена: 614 г. - 15 лет в руинах; 966 г.-сожжена; 1009 г - 27 лет в руинах; 1244 г. - не известно, в каком состояние она находилась до 1719; 1808 - сгорела и восстановлена в 1810 г.

Тут можно позавидовать находчивости и памяти христиан, ведь не смотря на все разрушения, грабежы и пожары, им удалось сохранить не только сам Храм, но и большинство святых предметов, которых лично касался Сам Иисус.

Давайте поразмышляем. Строительство началось в 325 году. С момента смерти Иисуса прошло чуть меньше 300 лет. За это время Иерусалим был до основания разрушен, и на его месте был построен новый город. Более того, Храм был построен на месте языческого храма, значит на достаточно расчищенном месте и утверждение о скалах мне кажутся довольно сомнительными, скалы в городе? Языческий храм на скалах в пределе города? Большой холм, в достаточно заселённом месте?
Интересно трактует это строительство христианское предание.


"В 326 году мать императора Константина царица Елена отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень. Ей помог некто Иуда, который привел царицу к большому холму с языческим храмом наверху. Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место - место распятия Спасителя. Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. (…)
Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он был патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике."/2/.


Представляете? Иудей, который по идее должен быть гонителем христиан указывает место распятия Христа. Да и откуда это место мог знать иудей? Мало того, что христианство было подпольной религией, так ещё и иудеям сильно досталось в их городе, из которого сотню лет назад они были изгнаны и имелся запрет на их постоянное пребывание в нём. Да и как иудеям помогают чудеса для уверования во Христа, мы знаем ещё со страниц Библии. Дальше. Насколько я знаю, дерево в Иерусалиме было дефицитно, но кресты почему-то выбросили, почему-то выбросили все вместе? Дощечку сохранили. Кстати, а что было на дощечке написано?


Иоан.19: 19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Мф.27: 37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Лук.23: 38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Мар.15: 26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
Если это и разные надписи на разных языках, то сразу замечаешь, что надписи сделаны были на трёх языках, а разночтения у всех четырёх евангелистов.
Уж подозреваю я, что иудей решил просто убрать со святой земли языческие храмы и указал на них христианам.

Христиане часто утверждают, что чудо совершалось ежегодно от воскресения Христа. Но если на месте могилы стоял языческий храм? Как это могло происходить? Храм был много раз разрушен? Как это происходило? В руинах?.



История в виде таблицы.

Источник - http://www.birzeit.edu/palnews/sepulchre/dates.html


Хочется найти более конкретное описание времени появления Кувуклии.