Храм сегодня
Современный вид Храма.
Первое и святейшее место, которое посещает паломник, - это Храм Воскресения Христова, или Живоносного Гроба Господни.
Изучая схему, давайте попытаемся себе представить внутреннюю часть храма.
При входе в храм через единственные врата с небольшой мощеной
паперти паломник видит в полутемном притворе первую святыню: камень Помазания,
продолговатую низкую плиту; на этот камень, покрытый теперь мрамором, было
положено Тело Спасителя, снятое с креста, для умащения его ароматами перед
погребением.
Лобное место евангельское возвышалось на 3 метра над уровнем земли, и на нынешнюю
Голгофу ведет 17 ступеней из притвора при входе, направо от Камня Помазания.
(Интересно, как они определяли уровни, раз языческий храм стоял на холме? Как они места определили?)
|
Следуя далее влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой
ротонде, посреди которой высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную
часовню (Кувуклия). Здесь похоронили Иисуса.
Внутри находится скала. В этой скале заключено бесценное сокровище христиан
- Животворящий Гроб Христов.
Перед входом в кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники; множество лампад
- вне и внутри кувуклии. Кувуклия разделена на две части: первая именуется
приделом Ангела благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину
три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена
часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. В приделе Ангела,
в северной и южной стене - два отверстия овальные, величиною с большое столовое
блюдо. Вход низкий и узкий, высотой 112 см, шириной 72 см, ведет в пещеру
Гроба Господня, которая тоже мала (длина и ширина около двух метров), так
что перед гробом могут стоять одновременно не более трех человек. Три стороны
его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также
покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. В небольшой - всего
207 х 193 см - пещере Гроба Господня пространство почти наполовину занято
каменным ложем, покрытым мраморной плитой /11/.
И так же важным пунктом для нашего исследования
будет Придел Темницы Господней (см схему) где тот коротал время вместе с разбойниками.
Вообще-то темница находиться должна в пределе горда, следовательно по христианской
традиции, границ города Второго Храма должна проходить по середине Храма Воскресенья.
Меня и многих других очень удивляет такая близость этих, весьма разных объектов.
Так же, сие, удивляло и паломников 19 века.
"И все это сгруппировано на пространстве каких-нибудь 15- 20 квадратных
сажень! Мысль поражается невольно сближением стольких различных предметов,
указанием пунктов, которые не могли быть отмечены. Но не будем вдаваться в
разбор и критику. Свет Гроба озаряет все дивными лучами". /40/
Попытаемся воспроизвести путь Иисуса (?).
Межконфессиональные взаимоотношения в Храме.
Часто от христиан можно слышать о мире
и тишине в стенах этого святого для них места. Но это далеко не так.
Сами же христиане с завидным упорством оскверняют свои святыни стяжательством,
пролитием крови, ненавистью, бог знает чем. Как это Господь терпит и посылает
чудо? Трудно уразуметь.
Вот и встречаешься с растерянностью новых паломников, не вольно оказавшихся
в эпицентре подобных событий.
"Восемнадцатого апреля 1998 г. в день Великой Субботы в
Иерусалиме у Гроба Господня совершилось одно из печальнейших событий в жизни
Церкви: впервые за многие столетия здесь пролилась кровь. И сделали это те,
кто называет себя православными христианами. (…)
Что же произошло дальше? Словесная стычка сразу переросла в драку. В нашу
сторону из толпы ассирийцев полетели палки, камни, ножи, бутылки, какие-то
тяжелые предметы. В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось
потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась
мне в голову. Перед глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное
тому, которое было при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня.
Начался кошмар. " /25/.
Но обратимся к свидетелю 19 века.
"Взгляните вверх, окиньте взором стены под куполом и немного
ниже: если вы даже и не архитектор (который сразу, при входе, озадачен уже
варварским разрушением гармонии во всех частях), вы все-таки заметите несимметрическое
расположение окон; нишей; присутствие каких-то странных балкончиков, с железными
решетками, непостижимых отверстий, галерей, чего не видывали и во сне люди,
приглашенные царем Константином воздвигнуть базилику над Гробом Господним.
Все это нагородилось и настроилось потом в разные времена. Послушайте греков,
самых старых владельцев; послушайте латин, укрепившихся здесь со времени крестоносцев;
послушайте армян, которые пробрались сюда разными хитростями и заняли чуть
ли не лучшие места; каждая нация расскажет вам по-своему историю этих переделок,
и каждая будет по-своему права и невинна. Латины сообщат, что греки подожгли
Храм в 1808 году и когда все, кроме главных основных стен и ротонды, рухнуло
в огне, захватили часовню, где лежал Годфрид с Балдуином, выбросили из гроба
и назвали завоеванный пункт приделом Адама.
Греки же, если вы их спросите, скажут, что пожар произошел не от них, а от
армян, владевших тогда ключами Гроба, что они заперли храм и не пустили никого
тушить, дабы все сгорело и можно было впоследствии возобновить здание по-своему,
с разными пристройками, что и приведено в исполнение.
Армяне, в свою очередь, выгородят себя очень искусно из всяких обвинений и
свалят все частию на греков, частию на латин и турок. Четвертую, владевшую
при Гробе нацию, коптов, никто не спрашивает, да и трудно: на каком языке
стали бы вы с ними разговаривать? А если бы, добравшись как-нибудь до средства
ко взаимному разумению, вы и решились вступить с ними в объяснения, то они
наговорили бы вам того, чего не бывало ни в каких на свете историях!.. В результате,
однако, получилось бы все-таки ясное сведение, что этих бедняков постоянно
обижали все и оттеснили их алтарь от Гроба Господня назад, к наружной стороне
кувуклии, где тотчас увидите жалкую сухую фигуру с темным лицом, молящуюся
так, как, может быть, не молятся, или редко молятся, по другую, парадную сторону
часовни, богатые владетели святыни...
И вот, храм преобразился. Армяне ли, греки ли, кто бы там ни виноват, только
явились везде новые надстройки, окошки, углубления, вопреки всяким законам
архитектуры. Случилась, сверх того, еще одна история, вне храма; история истинно
необыкновенная, какая может иметь место единственно в теперешнем Иерусалиме
и более нигде
Надо знать, что вследствие разных причин здесь установился с давних пор особый
юридический порядок, по которому всякий предмет, движимый и недвижимый - земля,
дом, комната в доме, колонна в храме (а lа lеttге одна колонна в храме), окно,
лестница, одна ступень в лестнице,- переходит в полное, законное владение
того, кто владел этим предметом, без протеста с чьей-либо стороны, известное
число дней, чуть ли не одиннадцать.
На основании такого закона произошло и поминутно происходит множество престранных
и пренелепых случаев и сцен. Владения так перепутываются, владетели приходят
в такие столкновения, до того заняты мыслию идти в своих завоеваниях далее,
что иногда действительно необходимо послать взвод солдат для предупреждения
несчастия.
Никакие минеры света, никакие Вобаны, Тотлебены и "обер-кроты" Мельниковы
(Минер на четвертом бастионе в Севастополе) не сравнятся с минерами Иерусалима.
Здесь роются друг под друга, удовлетворяясь ничтожными приобретениями, лишь
бы только идти вперед. Если, положим, в десять лет, завоевана только ступень
лестницы - и то хорошо:
В другие десять лет может быть завоевана другая ступень, и так дальше. И если
Бог пошлет в каждые десять лет по ступени,- во сто лет будет захвачена целая
десятиступенная лестница! То же разумей о колоннах, о нишах и об окнах храма.
Нишь за нишью, окно за окном, только неослабно двигайся вперед. А случился
пожар: тут можно, при известной ловкости и ладах с турецким правительством,
перескочить разом через несколько ступеней, через несколько десятков лет,
захватить не одно окно, а целых пять; переделать вчерашнюю армянскую часовню
на свою, дав ей новое название.
Тяжело рассказывать такие вещи о христианах - в храме Гроба, где покоился
Тот, Кто более всех учил и повелевал нам жить, как братьям. Но что делать:
это наша обязанность; это - истина, сама собой выступающая наружу. Все, что
мы сейчас сказали и скажем вперед - написано на зданиях Иерусалима и Вифлеема.
Не скажи мы - вы прочтете сами" /40/.
Этот же автор приводит другие данные.
"В 1858 году, в праздник Светлого Воскресения, оказалось четверо убитых на Голгофе. В начале шестидесятых годов несколько раз происходили кровавые схватки между христианами разных наций о Пасхе и о Рождестве. В 1860 году армяне, находя удобным завоевать, к восьми своим колоннам в храме Рождества, в Вифлееме, еще девятую, обошли се в одной торжественной процессии, вследствие чего должны были выдержать бой с греками и турецким войском, наблюдавшим порядок. Вначале греки и турки были выгнаны из храма армянами и бежали по улицам Вифлеема; но потом, приобретя союзников в жителях города, арабах, частию православного, частию католического исповедания, разбили армян на голову"/42/.
Картина подстать самому яркому свидетельству в пользу православия. Но для таких случаев у православных отговорка, что мол, свято место пусто не бывает и бесов больше там, где больше святости, что б рушить эту святость. И если плоды попов отвратительны, то по ним не судите о церкви, Церковь всегда свята.
"У каждой христианской секты (за исключением протестантов)
под крышей Храма святого Гроба Господня есть свои особые приделы, и никто
не осмеливается переступить границы чужих владений. Уже давно и окончательно
доказано, что христиане не в состоянии мирно молиться все вместе у могилы
Спасителя" /Марк Твен; 51/.
Деньги вокруг чуда.
Плата за святые места.
"По прибытии каравана в Иерусалим, поклонников размещали по разным монастырям и обирали порядком под видом соблюдения разных обрядностей. Никто из них целые сутки, а иногда и двое, не смел высунуть носа на улицу, не зная и не ведая, что Иерусалим и Гроб Господень доступен всякую минуту. Каждый думал, что все это заперто у греков на ключ и без их разрешения видимо быть не может. Разумеется, рвались на волю всеми силами и были щедры. Обыкновенный, первоначальный взнос с каждого поклонника простирался, сколько нам известно, до 5 рублей. Потом следовали меньшие взносы, по мелочам, когда показывалось что-нибудь особенное. На Иордан отправляли поклонников кучей, в сопровождении нанятых патриархатом баши-бузуков, из иерусалимского гарнизона. Тут, конечно, новые пожертвования. В заключение, какой-нибудь монах шептал богомольной старушке, которая казалась ему достаточнее других, что "есть-де недавно открывшийся чудотворный ключ, куда еще никого не пускают, но... по знакомству можно". Старушка взмаливалась: "Батюшка, нельзя ли как!" Ее препровождали к ключу. Она передавала об этом потихоньку приятельницам, и те добивались таким же таинственным путем до новой святыни /38/.
"Храм еще с вечера на субботу был оцеплен турецкими войсками и постепенно наполнялся народом, заблаговременно покупавшим себе места, ценою от 50-ти копеек, на наши деньги, до 10-ти рублей"/1905; 6/.
"Мы заранее заняли место у Гроба Господня, вошли туда с крестным ходом. Но потом нас всех выгнали с занятых мест, оставили только тех, кто был с билетами. Один билет стоил 100 долларов США. Кто продает билеты? Видимо, мэр города так распорядился" /Записано Владимиром ГУБАНОВЫМ, 1997 г; 13/.
"Участок земли, занятый Храмом Воскресения, со времен Саладина
принадлежит двум турецким семействам, у которых хранятся ключи от Храма. Они
открывают ежедневно священное здание по просьбе одного из трех служащих в
нем христианских исповеданий, за некоторую плату. Храм закрывается
с сумерками и отворяется в 4 ч. утра" /53/.
Но.
"Работаю я безвозмездно, не получаю почти ни гроша.
Это правда. Ну, набегает за целый месяц долларов пять от греков. Примерно
по столько же - от католиков и от армян, то есть от трех главных конфессий.
Сами понимаете, что на это не проживешь" /55/.
(интервью с хранителем ключа) По 20 центов за отпирание.
Интересно.
"В древних описаниях обыкновенно не очень хорошо отзываются об этих турках, отпирателях храма. Мы спорить не станем: может статься, это так и было, но и прошло, и настоящие стражи - учтивый и добрый народ. Турки ласково улыбаются, завидев нового странника, нового поклонника, хаджи, как зовут они, и взорами как бы просят пройти. За пять верст страж Гроба, видевший не одну тысячу всевозможных странников и странниц, угадал бы ваше происхождение и, отчасти, размеры вашего кошелька! Для него Москов есть достаточный человек, бросающий деньги направо и налево без всякого разбора и осмотрительности, потому только, что он Москов, что Палестина - земля, где кругом раздастся бакшиш, который, скажем мимоходом, не раздавался бы там до такой степени, если бы не бестолковые подаяния русских барынь и желающих везде показать себя русских бар" /40/.
Могли ли вступить иноверцы в сговор с христианам и дать
"зелёный свет" чуду?
На кощунство они пойти смогли.
"Иерусалим все еще пребывал под управлением Оттоманской империи, а губернатор
города Амзей Бей-паша не отличался чистоплотностью. Взятка
в 25 тысяч долларов обеспечила его поддержку, а значительно меньшая сумма
убедила наследного хранителя Каменного купола шейха Халила допустить Паркера
с его бригадой в святое место и закрыть глаза на то, что они там делали"
/33/.
Да и чего б не заработать на чужом чуде?
Другие могилы Иисуса.
"Английский генерал Чарльз Гордон, проживавший в Иерусалиме
в 1883 году, утверждал, что местом захоронения Христа является могила к северу
от Шхемских ворот, а примыкающая к ней скала - не что иное, как Голгофа. Гордон
нашел единомышленников в среде иерусалимских протестантов. Он основал специальный
фонд для финансирования исследований этого захоронения, и в нем были произведены
археологические раскопки под руководством самого Шика. Шик пришел к выводу,
что речь идет о еврейском пещерном захоронении, которое с ранневизантийского
периода стало местом христианских богослужений. Позднее выяснилось, что могила
относится к периоду Первого храма, однако вплоть до сегодняшнего дня протестанты
отождествляют это место с могилой Христа" /52/.
Ох уже эти злые археологические языки. Первого Храма?
Протестанта этим не возьмёшь, ему то известно, что
1Кор.8:1 … но знание надмевает, а любовь назидает.
На схеме города могила указана крестиком, за северными стенами города.
Как Вы, наверно, слышали, существует версия о том, что Иисус,
после своего воскрешения, отправился в Индию. Это подтверждают многочисленные
индийские письменные источники, в которых Он упоминается как Исса Мессих или
Юз Асаф.
http://sylibrary.narod.ru/Jesus.htm
И у японцев есть своя могила Иисуса. (проверить)
Размышления.