На основания множества письменных свидетельств и просмотра
одного видеоролика я попытаюсь воспроизвести картину происходящего. Надо
сказать, что свидетельства не всегда согласуются, но об этом позже.
На кануне дня пасхи тушатся все огни в храме. Это не касается электрического
света, который тушится после входа патриарха ко Гробу.
Камень, который по преданию служил ложем для мёртвого Иисуса "накрывается"
специальным образом. По середине него ставится лампада с маслом и воткнутым
фитилём и по всему ложу раскладывается вата, а по краям кругом проложена
лента. Затем Кувуклия тщательно осматривается и опечатывается в присутствие
араба, хранителя храмового ключа.
Около 12-ти часов дня, в субботу, совершается крестный ход вокруг Святой
Часовни. Это сопровождается общим народным ликованием. После третьего обхождения
Патриарх Иерусалимский останавливается перед запечатанной дверью в Кувуклию
и разоблачается до подризника, с помощью диаконов /2/. Затем снимают печати
с двери Кувуклии и Патриарх, держа в обеих руках по 33 свечи (земной возраст
Христа Спасителя), входит в пещеру Гроба Господня. За ним тотчас входит
в кувуклию армянский Патриарх в священных одеждах и с пучками свечей. Для
скорейшей передачи Святого Огня народу, в приделе Ангела с южной и северной
сторон расположены отверстия. Закрываются двери и гасится электричество.
У входа в Кувуклию дежурят несколько скороходов, что бы быстро разнести
появившийся огонь в разные точки Храма. Патриарх подходит к ложу Спасителя
и, преклонив колени, со слезами молился Господу. В храме после невообразимого
шума и суеты воцаряется гробовая тишина. Мысли и взор молящихся устремлялись
проникнуть в сокровенную глубину этой драгоценной христианской Святыни,
погруженной во мрак.
Как только из окон кувуклии появляются первые пучки свеч, раздается народное
ликование многотысячного народа, сопровождающийся оглушительным трезвоном
"во вся тяжкие".Диакон, подобно ангелу, несется с факелом огня
в алтарь, чтобы передать его хранителю святого гроба, который раздает огонь
кругом. С окон, карнизов стен спускались на веревках пучки свеч от тех,
кто там ожидал приобщения к благодати. Свечи поднимались вверх, обливали
стоящих внизу горячим воском, осыпали огненными искрами. Огонь носился в
храме по всем направлениям. В одно мгновенье, говоря языком церковной песни,
"вся исполнишася света, небо и земля и преисподняя". Здесь уместно
вспомнить описание паломника 19 века.
"Священник из арабов, стоявший с пуком свечей у самого окошка кувуклии, в одно мгновение засветил свои свечи и стремглав бросился через толпу и пробился через всю церковь в алтарь Воскресения, куда и перенес, прежде всего, священный огонь. Все бросились к источнику священного огня... Сверху, откуда я наблюдал, представлялась одна живая масса, среди которой высовывались одни руки со свечами, стремившимися заполучить священный огонь. С быстротой пороховой нитки обегал священный огонь волнующуюся толпу, и минуты через 2-3 уже вся церковь пылала огнем"./5/
Когда первые минуты народного восторга проходили,
из кувуклии появлялся бледный Патриарх, держа в руках по пучку горящих свечей,
зажженных во Святом Гробе. В храме снова раздавались вопли и царило такое
возбужденное оживление, что никакие человеческие усилия уже не могли его
сдержать. Специальные люди буквально выхватывали Патриарха из толпы и относили
его на своих плечах в алтарь храма Воскресения.
Особенностью огня является его необычно большое пламя и способность не обжигать,
пока это пламя большое. Примерно, от 2 до 10 минут.
Как только пламя начинает уменьшаться, и огонь начинает жечь, раздаются
призывы, прежде всего со стороны охраны, погасить огонь.