Состояние богомольцев.
Без комментариев.
"Во время ожидания Огня было такое напряжение, страх,
покаяние - трудно передать. Я испытал страх, скорее, трепет:
вдруг по моим грехам Господь не даст Благодатного Огня, и из-за меня другие
лишатся благодати" /12/.
"Были мы изнуренные этой полубессонной ночью,
голодные, тут еще похолодало, и... сомнение наше все больше
укреплялось (…)
И вот совершилось! Поднимаемся на крыльцо кувуклии, над нами очень-очень высокий
купол и фиолетовые молнии, сполохи, они идут по куполу, спускаются вниз - и
тут уже сил никаких нет, чуть ли не обморочное состояние... Ах... Храм
- это единое живое существо! Из Гроба Господня руки Патриарха протягивают
факел, а священники, зажегши свечки от него, передают дальше, народу... Кажется,
что церковь вся мгновенно вспыхнула огнем. Что происходило
вокруг, я нечетко помню, потому что был полный восторг...
". /26/
" Сказывается накопившаяся за прошедшие дни усталость,
голова склоняется то на колени, а то и соседу на плечо. Время тянется
как никогда медленно, посмотришь на часы- всего 15 минут прошло. Кажется вроде
вздремнул, смотришь, а всего еще 5 минут минуло, всего
же в ожидании схождения Огня нам предстояло провести 20 часов
(…)
Ждем. Напряжение невероятнейшее. И вдруг шум, все вздрагивают,
свечи тянут вверх, может быть, у кого нибудь из нас Господь сам зажжет. Оказывается
ложная тревога. Опять шум...
И вдруг словно камнепад, обвал, крики ликования, свист, звон колоколов! Огонь
сошел! Господь даровал нам Свою милость. Ликование просто
необыкновенное. Слышно: "Господи! Слава Тебе! Дал нам милость Свою,
не взирая на наши грехи". Слова благодарения просто с языка слетают, грудь
распирает чувство радости, ликования: "Господь с нами!" " /1997;
30/.
"Жара и давка начались неимоверные, и, если подкашивались
ноги, то упасть было нельзя. Одной молодой румынке стало плохо. Женщина-врач,
извернувшись, дала ей таблеток, поделилась водой. Прошло около двух часов давки.
Мы были у передней кромки человеческого океана, наполнявшего храм. От
жары с некоторыми румынками стали происходить беснования. Стоит-стоит,
вдруг начинает кричать и терзать спину, стоящего впереди. Досталось и милосердному
врачу, похоже - от приведенной в чувство девицы. Когда очередная румынка забилась
рядом, я стал ее крестить.
(…)
Вздохнуть полной грудью невозможно, дыхание стало коротким
и частым. Лоб перестал потеть. Вижу, бесцеремонные румыны совсем задавили
полячек Но те не подают вида, даже звука не издают. Да и другие наши женщины
держатся стоически. Глядя на них, укрепляюсь, как могу.
Но вот сознание поплыло. Конец приходит. И я взмолился. Впервые в жизни,
не отвлекаясь, молился мысленно длинными стройными молитвами, которые сами собой
слагались в голове." /32/.
А вот и два виденья одного и того же явления в один и тот же год.
"Благодатный огонь опять сошел очень быстро и все свидетельствуют, что
благодать была обильная: в виде молний и сильного пламени
огня. Для меня этот год особый, я первый раз после получения благодатного
огня зашла в кувуклию. Там был совсем другой воздух - прохладный, разреженный,
и весь гроб в капельках!.. Мы умылись маслом из благодатной лампады!" /1989;
22/
"Прошло немного времени, и вот возле Гроба появился
свет. Раздался колокольный звон. Вскоре появился Патриарх с двумя ярко
пылающими пучками свечей в руках" /1989; 23/
Не совсем относится к теме, но не лишне будет упомянуть и о так называемом "Иерусалимском синдроме" /39/.
Приготовление гробовой плиты, тушение света.
В некоторых свидетельствах указывается, что приготовление
происходят в субботу утром. Сомнительно и полное тушение свеч в Храме (а по
историческим свидетельствами во всём городе). Сомнения не только от того что
в Храме есть множество так называемых не угасимых лампад, но и потому что католики
не признают данное чудо и вряд ли тушат свет своих лампад. По некоторым свидетельствам
(/Муравьёв, 1832; 1/) они зажигали и гасили огонь
в знак протеста, на период чуда. То, что во всём городе гасят огни тоже сомнительно
ибо христиан в Иерусалиме притесняли вплоть до начала 19 века и с чудесами их
не считались.
С украшением гробовой плиты тоже не всё ясно. Подавляющее большинство свидетельствует
накрытие плиты вышеописанным способом (/Барский, 1724; Мелетий,1793-94;
Инок Парфений, 1841-46 ; 1; 1958; 28; 1989; 23/), но некоторые
утверждают, что на гробе ничего не было / А.С. Норов, 1835; 1/.
Обыск и опечатывание храма.
Вроде бы большинство указывает на то, что Кувуклию обыскивают
полиция и неверные, хотя прямых описание этого не припомню. В некоторых свидетельствах
есть упоминание, что опечатывание и все приготовления в кувуклии происходят
в субботу утром. Но этот момент мне кажется не столь существенным.
Вход патриарха внутрь.
Тут не согласие среди свидетелей в том, что патриарх разоблачается
для обыска с одной стороны, с другой, что при этом его никто не обыскивает,
а разоблачаться ему помогают диаконы. Диаконов я видел на 10 минутном видеоролике.
Но так как с патриархом входит и армянский епископ, думаю обыск только патриарха
вряд ли имеет значение.
Схождение огня.
Самый интересный момент. Тут можно услышать мнения, которые
условно я разделил на три группы.
1. Самое обычное. Из окон кувуклии появляются свечи и огонь распространяется
по всему храму. Собственно то, что и видно в ролике. Подобный взгляд характерен
для именитых паломников 19 века.
2. Схождение огня сопровождается молниями над кувуклией и внутри всего храма.
Молнии порой зажигают свечи молящихся. Сообщения характерны для 20 века.
3. Огонь снисходит после появившейся необычной тучки и дождика из происходит
возгорание. Сообщения характерны для исторических свидетельств. Об облаках также
упоминается в двух свидетельствах 20 века, которые пока в стадии обработки.
Разбор.
1.
Что тут скажешь? По моему чем человек более образованный и менее восторженный,
тем меньше он видит необычного в том, что происходит в Храме.
Здесь уместно привести следующее свидетельство.
"(…)Митрополит Заиорданский, когда входит вовнутрь гроба, - обретает великую
лампаду, стоящую на Христовом гробе, саму о себе возжегшуюся, а иногда при нем
нечаянно загорится. Но только сам он никогда не видал, как она загорается. В
Иерусалиме я от многих слышал, которым сам митрополит сказывал по {75} откровенности,
сие: "Иногда я взойду, а она уже и горит;
тогда и я скоро вынесу, а иногда взойду, а лампада еще
не горит; тогда я паду на землю от страха и со слезами начинаю просить милости
от Бога. Когда встану, лампада уже горит, и я зажигаю два пука свечей, выношу
и подаю". (…)Весь Христов гроб был мокрый, якобы дождем вымочен;
но я не мог узнать, от чего это. Посреди гроба стояла та великая лампада, которая
сама зажглась, и великим светом горела."/1/
И обычно самое большое удивление у подобных очевидцев
возникает по поводу скорости распространения огня.
"- Знаете, чему я не переставал удивляться все девять раз? Как, каким образом
Небесный Огонь мгновенно растекается по огромному храму Воскресения Христова?
Патриарх только вышел, к нему тянут за Огнем руки со свечами, но поднимаю голову,
а наверху, под самым потолком (а паломники всюду, чуть ли не на люстрах висят)
уже горят пучки свеч. Удивительно..." /12/.
Да, можно удивляться, как умело делают скороходы свою
работу, как организована скорость передачи огня вышестоящим. Но чуда я здесь
не усматриваю.
"Пуки свечей, быстро поднимаясь вверх, обливают
стоящих внизу горячим воском и осыпают огненными искрами, падающими с их бумажных
фитилей. Огонь носится по различным направлениям храма, ниспадает целыми каскадами
и извивается змеевидными зигзагами. В одно мгновение, говоря языком церковной
песни, "вся исполнишася света: небо и земля и преисподняя". Храм Воскресения
и его алтарь с непостижимою быстротою озаряются новоявленным светом, который
передается от живоносного гроба". /19/
2.
В начале я приведу слова очевидцев.
"Некоторые, очевидно, чистые сердцем,
видят вспышки Святого Огня в атмосфере храма, от них загораются свечи
и в руках молящихся, другие им "умываются",
не опаляясь. На Гробе Господнем и на стенах внутри кувуклии появляется "благодатная
роса" с запахом. Эту "росу" собирают ватой и раздают молящимся.
Аромат сохраняется долго" /2/.
"- Огонь я видела и вокруг кувуклии" и вокруг купола храма, в виде
треугольных молний. /1982; 6/
"Сестры рассказывают, что благодать еще проявляется
после первого схождения, после огня.
- Я вижу, сверкает опять над кувуклией, вокруг кувуклии молнии такими зигзагами,
то там; сверкнет, то на самом куполе кувуклии... Вдруг появился шар (как шаровая
молния). В какой-то момент он вдруг распался, сверкнув зигзагом. Тут же мы все
вскочили: благодать! Какое чудо.
- Мы стоим все в ожидании. Вдруг засвистали все, смотрю, прямо на образ Воскресшего
голубой шар сошел. И выходит патриарх, уже получил благодатный огонь.
- Приходим мы на Голгофу, вдруг опять как засияет весь
храм, и опять благодать на Голгофе!"/6/.
"И вдруг в какой-то момент, обычно минут через 5-15, в воздухе возникает
молниеносный зигзаг света, сверху вниз, - и ярко-голубые огоньки рассыпаются
по Ложу" /7/.
"Мгновению первой вспышки огня предшествовал неожиданный,
каждый раз непредсказуемый ливень голубоватых молний, пронизывающих сверху донизу
святую Кувуклию, бьющих снизу вверх и сверху вниз…" /11/.
"В храме все ликуют, нарастает восторг присутствующих. Давка, суета: люди
есть люди. Вдруг по всему Храму появляются сначала блики, затем как бы молнии
и вспышки какого-то очень концентрированного света (на самом деле понимаешь,
что это цвета чистые, неземные). У людей в руках свечи начинают сами по себе
возгораться, в Храме вспыхивают лампады (у меня фитили свечей обуглились и пошёл
дымок. Эти свечи сохранены мною до сего дня и могут послужить доказательством)"
/ 1998; 18/.
Об особом состояние богомольцев я уже написал. Думаю, многое из сказанного объясняется именно им, даже мне удалось нарыть интересное в этом случае сообщение свидетеля.
"В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее
разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед
глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было
при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар.
" /25/.
Я говорил, что у большинства паломников 19 века нет свидетельств о молниях. По этому поводу есть интересный комментарий.
"О сем Святом Свете любопытство людей многое простирается, желая знать,
как и откуда оной приходит? Иные же из простейших, стоя тогда в церкви, мечтают
чрез верхнее церковное отверстие, что над святым Гробом, видеть даже схождение
онаго; но сему причина та, что во время ожидания огня,
люди, особливо около Гроба, быв в движении колебаясь, воздвигают тонкий прах,
в котором солнечные лучи, проникающие чрез отражение и сотрясающийся воздух,
сверкают и некако блещут. И тако от сего поражается в них мнение о видимости
его"/Мелетий 1893-94; 1/
Давайте поразмышляем. Высочайшей религиозный восторг накладывающийся у многих на сильную усталость, выключение света, быстрое передвижение огня (свеч) в темноте по разным направлениям, размахивание огненными свечами. Отверстия в куполе Храма, через которые лучи Солнца почти столбиками освещают Кувуклию. Всё это безусловно способствует появлению видений наподобие светящихся шаров или молний. Но есть ещё более важный фактор. Как уже сказано, подобные свидетельства начали поваляться в основном именно в прошлом, 20 веке. Как впрочем и появляться фотоаппараты с фотовспышками. Представляете, множество фотовспышек из разных уголков Храма в полумраке. Как тут отличить молнию от блеска отраженного от какого-нибудь серебренного, религиозного предмета в ответ на фотовспышку. В том же видеоролике можно обнаружить множество вспышек, точь в точь напоминающих фотовспышки. Обратимся к свидетельствам.
"Из окошек купола над Кувуклией падают косые лучи солнца, пронизывая весь Кафоликон. Начинаем оглядываться на каждую фотовспышку - может быть это уже начало? " /21/
"В этот раз ждали больше обычного и народ уже забеспокоился, а когда по
стенам кувуклии то здесь, то там засверкали молниевидные
вспышки, то поднялся крик. Напрасно те, которые стояли у окошка, знаками
пытались успокоить народ, что благодать еще не сошла, - все продолжали молиться
и кричать". /22/
Заметим, что на момент начала огнепредставления накладывается
наибольшее количество фотовспышек.
Если дело не в фотовспышках, и сие есть молнии, то где ж тогда фотовспышки?
"Да, мы были в храме; я видела вспышки света, как
молний, но не понимала, что это благодатный огонь, я приняла их за вспышки фотоаппаратов.
Я один раз увидела, как под куполом все озарилось светом, и только потом поняла,
что под куполом вспыхнули "сами" лампады. И люди, которые на
балконах стояли, у них тоже сами собой зажглись свечи от благодатных
вспышек, от вспышек благодатного огня. Это было так все быстро, что я не поняла,
что это уже все. Святейший патриарх передал благодатный огонь, за какие-то секунды
мы его получили, наши свечи зажглись от этого огня. И я даже подумала: неужели
это все?
(…)
И я так думаю: что ж это такое? Ничего не пойму. А потом
уж мне объяснили, что сами собой зажглись лампады под куполом. (…)
Но свет благодатный как будто снизу пошел от кувуклии. Свет шел снизу вверх.
Это было перед тем, как святейший патриарх стал передавать огонь из кувуклии.
(…)
Когда вошел святейший патриарх в кувуклию, появились вспышки.
Они такие мгновенные, я подумала, это фотовспышки. Но молний я не видела, только
вспышки.
Мой муж вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все.
". /1997; 27/
Видите, люди потом объяснили, что это не фотовспышки совсем блистают. И заметте, в начале она просто утверждает о самовозгорание, а потом говорит, что ей об этом люди объяснили.
"Мой муж вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все. А когда проявил пленку в Москве и сделали фотографии, увидели необычайную вспышку благодатного света. Она видом своим похожа на изображение Спасителя на туринской плащанице: в полный рост, со сложенными руками"./27/
Вот, например, один снимающий. Но? Если там так много молний и так часто снимают, да каждый год, где ж тогда эти многочисленные фото доказательства? В принципе, картинок должно быть много и при естественном ходе вещей, при такой игре света и тени (смотри). Хотя молний вряд ли получится, да и картинка в несколько снимках движения огня в динамике, могла б рассеять многие сомнения.
"Наконец, кувуклия осветилась голубоватым свечением. Фотовспышка? Еще раз. Еще. Свет не понятный, не похож на земной, - он иногда охватывает кувуклию со всех сторон. Нет теней! Этот свет не бросает тени. И вспышки все чаще и чаще. Бледно-голубого цвета. Сердце замирает: неужели вижу свет небесный, Божий?"/31/
Как это можно заметить в тех условиях? Странно. Интересно,
по идее, после фотовспышки в темноте, в глазах должен оставаться "след",
который постепенно утихает.
3.
О сём писано в свидетельстве Даниила и упоминается в двух,
странных на мой взгляд, современных свидетельствах. Впрочем, для современных
свидетельств это редкость.
Сам огонь при этом:
""Вшедшу мне. сказывал он, внутрь ко cв. Гробу, видим бе на всей крыше
Гробной блистающ свет, подобно разсыпанному мелкому бисеру, в виде белаго, голубаго,
алаго и других цветов, который потом совокупляяся краснел, и претворялся в течение
времени в вещество огня;" / Иеромонах Мелетий, 1793-94; 1/.
(проверить)
(см. Материалы нуждающиеся в дополнительном осмысление.)
Свойства огня.
"но огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять
крат {XII} "Господи помилуй", не сжет и не опаляет (…)" / Иеромонах
Мелетий; 1/.
"Первое время Огонь не обжигает, он просто теплый. Им умываются, водят
по лицу, прикладывают к груди - и ничего. Был случай, у одной монахини загорелся
апостольник, и - следа не осталось. Другая рясу прожгла. Несла домой с дыркой,
а пришла - дырки-то и нет" /12/.
![]() |
![]() |
Судя по фотоматериалам и многим свидетельствам огонь действительно, в состояние большого пламени не обжигает. Рисунок (1, 2).
По моему, заметно и на фотке, и на видео, что у разных товарищей свечи горят по разному. То бишь или сильно или слабо. Хорошо бы процент подсчитать.