I-IV Пётр и свет. Евсевий.
Христиане начинают родословную чуда с сияния из гроба, которое увидел Пётр
войдя в пещеру. О чём сообщает один из отцов церкви. Я лично не нашёл такого
в Библии, но какая связь этого сияния с сошествием пасхального огня? Если
они помнят Евангелие, то в гробе находились ангелы, которые обычно, словно
радиоактивные светятся. (Деян.12:7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет
осиял темницу.). Огонь и свет несколько разные вещи, надеюсь и для христиан
тоже.
Свидетельство Евсевия (IV век)
Это свидетельство извенстно мне в двух разнящихся вариантах.
1. Без указания на чудесный огонь.
"Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла,
и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением,
набрать воды и принести ему.
Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой
в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки
здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной
силой вода приобрела свойства масла. У многих тамошних братьев с давних
пор и доныне хранится часть этого масла, как
свидетельство о чуде"./4/
До 1 Вселенского собора Пасха имела иное значение, чем в последующей истории христианства и приходилась на иной день, совпадая с еврейской пасхой. Во времена Наркиса Иерусалим был полностью разрушен римлянами, на его месте стоял провинциальный римский город, поэтому вышеизложенная история не могла быть связана с местом нынешней гробницей Иисуса, на которой кстати стоял языческий храм, хотя могла быть связана с протестантской гробницей Иисуса. Подозрительно и то, как вольготно ведут себя христиане во время особенно яростных гонений на них.
2. В описание этой истории приводимой другими авторами вместо изменения воды в масло говорят о чудесном небесном огне, зажегшем лампады, поэтому этот эпизод ряд авторов и относят к первым упоминаниям о благодатном огне.
"По свидетельству историка Евсевия, поводом к его установлению послужило чудо, совершившееся при патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла, налитая в лампады силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудным Огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы"/ (Воскрес. чтен. 1879. № 14. С. 153-154); 2/.
Огонь зажёг воду или вода превратилась в масло? Фальсификация второй истории налицо.
Евсевий Памфил. Церковная история.
http://www.krotov.org/acts/04/03240000.html
IX век. Бернард.
"В Великую Субботу,-пишет Бернард,-накануне Пасхи, на утреннем церковном
служении во храме Гроба Господня, по пропетии: "Кирие, элейсон"
(Господи, помилуй!) - Ангел нисходит и возжигает лампады,
висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу
и наконец всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме.
Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863-879); он призван на это место за
свое благочестие"/1/.
Это свидетельство достаточно грамотно написано, ибо
в то время над пещерой с гробом не возвышалась Кувуклия
X Никиты.
Ссылаясь на рукопись 16 века с рассказом Никиты, клирика царского с посланием
императору Константину Парфирородному (780
- 797) о святом огне, христиане пишут:
"(..) как один, исполненный гнева и ярости султан Багдадский, чтобы нанести
моральный ущерб христианству и чтобы православные не видели свершение "пресловутого"
чуда, решил запретить проведение Пасхи, потому что все другие меры ущемления
не дали должного результата. Ведь в предшествующий праздник,
по приказанию эмирских властей, в лампаду у святого Гроба, вместо
светильника вложили... железо! И оно все равно вспыхнуло, как воск".
У этого же автора есть и другое свидетельство.
"Около шестого часа дня (полдень), воззрев на Божественный Гроб Спасителя,
(архиепископ) видит Божественное светоявление: ибо чрез
придел Ангела ему доступен вход в дверь. Улучив время для передачи
оного света поликандилам, находящимся в святой церкви Божией, как он это обычно
делает, он еще не выступил из Гроба, как уже можно было
внезапно видеть всю Божию церковь исполненною неприразимым и Божественным
Светом, так что благочестивый народ передвигался то в правую сторону,
то в левую, одни к пропилеям, другие к Лобному месту, третьи к крестообразно
висящей цепи, потому что ею тоже окружены лампады в том месте, где по сказанию
средина нашего мира. При таком неожиданном светоявлении все исполнены были
изумления, да и самые безбожные агаряне были поражены и устыжены. Ибо сказывают,
что от Вознесения Христова и доныне осияние Божественного Света происходило
ежегодно в одной из лампад Святого Гроба, а в нынешнее время Божественное
светоизлитие распространилось по всей церкви". /17/
Эти истории датируются 946 и 947 годом соответственно.
Для пуще важности я приведу полностью ссылку на цитируемый труд.
(Цит. по: Пападопуло-Керамевс А. И. Предисловие. - Рассказ Никиты, клирика
царского. Послание к императору Константину VII
Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный
Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2). стр. 10-11.)
В этой истории две несуразности. Первая, заключается в том, что послание запоздало примерно на 150 лет (Парфирородному (780 - 797), а послание датируется 947). Вторая связана с упоминанием предела ангелов, являющимся частью Кувуклии. Нелишне заметить и эволюцию чудо. До 947 происходило всё в одной из лампад, а тут уже и по всей церкви сияние.
780-797 -Парфирородн VI, а - Константин VII Багрянородный, или Порфирородный (913-959). Так что года совпадают.
http://www.krotov.org/libr_min/v/vasilyev/VAA161.htm
(А.А. Васильев ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (Время до крестовых походов до 1081 г.))
Есть и другие рассказы связанные с данным свидетельством.
" (…) я кроме повести, найденной в книгохранильнице монастыря св. Саввы,
ничего сказать не могу. И от сея повести, котории, печатанном в Вене 1787
года о том вкратце извещаю: "В царство Константина
Багрянороднаго, некто из синклита именем Никита, приехал на поклонение
святым местам в Иерусалиме, бывший в обладании Старацин. В то время также
прибыл из Багдада Амир. Сей, не допускал православных
в Великую Субботу в церковь ко Гробу Господню, ежели ему не дадут прежде седьмь
тысяч золотых. Патриарх, не имея у себя и четвертой доли сих денег,
прибегает с своим {51} народом к Богу и просит Его защищения. Скорый в помощи,
и щедрый в милости Господь, видя нужды и озлобление рабов своих - являет чудеса.
Врата Великой Церкви, заключенныя от Амира, сами отверзаются;
кандила, висящия над местом Снятия (со креста), над Гробом Господним, на Голгофе
и других местах, никем не возжженныя, начали гореть, а притом вшедшу Амиру
в Церковь, и другия чудесныя явления при очах его происходили. Сим
он удивленный, повелел Патрираху с Христианами по воле своей отправляти праздник"
/1/.
К сожалению, нет датировки.Хотя по идее Парфирородный и Багрянородный одно историческое лицо. Если это одно и то же лицо, то интересен сам факт различной трактовки событий.
"Когда Иерусалим был в руках мусульман, они пытались помешать чуду. В 947 году местный эмир потребовал от жителей Иерусалима за право отпраздновать Пасху 7000 золотых монет. Как гласит предание, золото появилось у прихожан само собой и праздничная служба состоялась" /47/.
Хотя источник не заслуживает доверия, но всё же забавно отметить, что в последней истории приведено совершенно иное описание. Вместо денег Бог решил не тратиться и открыл дверь.
Константина VI Порфирородного (780-797) Только упоминание о нём.
http://www.jmp.ru/Svyat/Feb25.htm
XI век. Бируни, Папа Урбан II
Бируни.
"Еще во времена арабского владычества, по свидетельству Бируни (1000
год), к началу литании в храм приходили муэдзин соборной мечети, имам и эмир
(губернатор) Иерусалима. "Они садятся у Гроба. Приносят лампады, которые
ставят на Гроб, а он бывает закрыт. Христиане до этого тушат свои светильники
и лампады и остаются так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду.
От нее зажигаются лампады в соборной мечети и в церквах, а затем
пишут в столицу Халифата о времени нисхождения огня. По быстроте нисхождения
и близости его к полдню заключают об урожае в этот год, по запаздыванию -
о неурожае" /16/.
Кажется, для христиан наступили более благодатные времена. Уже мусульмане стали использовать огонь для определения урожайности, а значит вряд ли будут препятствовать этому чуду. Хотя и чудо перешло в ранг обычного самовозгорания. Но впечатление обманчиво, в это время правил правоверный аль-Хаким (996-1021), так что почти все храмы на территориях, находившихся в сфере влияния Фатимидов, были уничтожены (включая и храм Гроба Господня в 1009 г.). Мне честно не понятно, откуда было такое единодушие и зачем было разрушать такой полезный Храм? У Беруни очень много трудов, интересно, в каком конкретно он это сказал?
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (973-ок.1050)
http://www.pereplet.ru/gorm/chrons/biruni.htm
Папа Урбан II (12.03.1088-29.07.1099) на крестовом соборе в Клермонте, в своей
речи к собранному перед ним бесчисленному множеству народа, провозгласил,
между прочим, следующее: "Поистине в этом храме (Гроба Господня) опочивает
Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там
являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены
над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чье сердце,
сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением"/1/.
Отрывок из полной речи Папы.
"How precious would be the longed for, incomparable place of the Lord's
burial, even if God failed there to perform the yearly miracle! For in the
days of His Passion all the lights in the Sepulchre and round about in the
church, which have been extinguished, are relighted by divine command. Whose
heart is so stony, brethren, that it is not touched by so great a miracle?"
/http://www.fordham.edu/halsall/source/urban2-5vers.html/
1095 г., 18 ноября папа Урбан II открыл заседания Клермонского собора, на
котором 200 архиереев начали реформировать Церковь с провозглашения крестового
похода и обещания пленарной индульгенции крестоносцам.
http://www.krotov.org/spravki/chron/1000.html
XII Игумен Даниил
Игумен Даниил, путешествующий по святым местам при великом князе Святополке
Изяславиче, когда в Палестине царствовал король крестоносцев Балдуин I. (1106-1108)
"Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена" не только самое
древнейшее описание паломничества в Святую Землю, но и одно из первых замечательнейших
созданий древней русской литературы. Его язык емок и красочен, повествование
вдохновенно, наблюдения - тонны и разнообразны, духовный кругозор - широк.
"Житье и хожение Даниила" было на Руси распространено и чтимо, о
чем говорят более 150 известных сегодня его списков" /38/.
"Мнози бо ини страницы не право глаголють о схождении
Света Святаго. Инии об глаголють яко ДухСвятый голубем сходит ко Гробу Господню,
а другий бо глаголють яко молния сходит с небеси и тако ожигаются кандила
над Гробом Господним. То есть лжа и неправда: ничто же бо тогда видети, ни
голубя, ни молнии, но тако невидимо сходит благодать Божия и вжигаются кандила
над Гробом Господным. О том скажу яко же видех поистине.
В Великую Пятницу, по вечерне потирают Гроб Господень и помывают кандила,
сущая над Гробом Господним, и наливают кандила вся та масла деревяна, чиста,
без воды, одного и вложат светильна, и не вжигают светилен тех, но тако оставляют
светильна та не возженна и запечатлевают Гроб
Господен во вторый час нощи. Тогда изгасят вся кандила не токмо ту сущая,
но и по всем церквам, иже в Иерусалиме. (…) Заутра же в великую субботу, в
шестый час дня, собираются вси люди пред церковию Воскресения Христова, безчисленное
много множество людей, от всех стран пришельци и туземци, от Вавилона и Египта
и от Антиохии, и от всех стран - ту ся собирают в тот день несказанно много
людей, и наполняются все те места около церкви и около Распятия Господня.
Велика же теснота тогда бывает в церкви и около церкви, мнози бо тогда ту
и задыхаются от тесноты людей тех. И все те людие стоят со свещами не возженными,
ши ждут отверзения дверем церковным. Внутри же церкви токмо попове едины,
и ждут попове с людьми дондеже князь Балдвин (Балдуин I) приидет с дружиною,
и бывает тогда отверзение дверем церковным, и входят вси людие в церковь в
тесноте велицей и наполняют {19} церковь и вне церкви, около Голгофы и около
Краниева места и дотоле, видеже налезень Крест Господень, все полно будет
людей. И те людие иного не глаголють ничтоже, токмо "Господи помилуй!"
зовут неослабляючи и вопиют сильно, яко тутнати возгремети всему месту тому
от вопля людей тех.
(…)
И повеле же князь игумену святаго Саввы и мне худому повеле с ними приити
близ себе стати, неким же игумном и черноризцем вопелел князь пред собою идти,
а дружине по себе идти. И приходом в церковь Воскресения Господня к западаным
дверем, и се множество людей заступили бяху двери церковныя, и не могохом
в церковь внити. Тогда князь Балдуин веле разснати людей насильством воем
своим, и сотвориша яко улицу сквозь люди оны до Гроба Господня, и тако возмогохом
проити. И тогда проидохом к восточным дверем до Гроба святаго, а князь же
по нас вниде, и ста на месте своем, на десной стране, у преграды великаго
олтаря противу восточным дверем, ту бо есть место кнже устроено высоко.
(…)
Тогда вси людие возопиша со слезами: Кири елейсон! еже есть Господи помилуй!
Яко бысть 9-му часу минушу начаша пети проходную: "Господеви поем",
тогда внезапу прииде туча мала от востока, и ста над верхом непокрытым тоя
церкве, и одожжди над гробом Господним. {22} И тогда внезапу возсия свет во
гробе святем и изыде блистание страшно и светло из гроба Господня. И прииде
епископ с четырьмя диаконы и отвероша двери гробныя. И взяша свещу и князя
того Балдуина и вниде возже свещу Княже первое от света того святаго, изнесше
из гроба свещу и властью самому князю тому в руце; и ста князь на месте своем,
держа свещу ту с радостию великою. От тоя свещи мы все возжегохом свои свещи,
а от наших свещ вси людие возжгоша свои свещи. Свет
же святый несть яко огнь земный, но чудно инако светися изрядно, пламя его
"червлено" яко киноварь. И тако вси людио стоять со свещами
горящими, вопиют же вси непрестанно - Господи помилуй! с радостию великою
и веселием, видевши свет Божий святый"/1/.
Самое не радостное для меня свидетельство. Оно портит всю картину и я пока не имею прямых улик в фальсификации. Более подробно об описание данным Даниилом и о нём самом можно ознакомиться на сайтах:
http://www.il4u.org.il/jerusalem/8-5.htm
http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/daniil.htm)
Его труд довольно известный в России и вроде легко проверяемый для профессиональных историков, трудно поверить, что христиане решились на подобную фальсификацию, но от них ждать можно чего угодно.
О свидетельстве.
Первое что на себя обращает внимание, это "и
запечатлевают Гроб Господен". Получается,
что традиция запечатывания Кувуклии появилась не в связи с подозрительностью
мусульман (ибо Кувуклия сама 1099 года выпуска, а значит мусульмане пока ещё
её может и не видели вовсе. Иерусалим ведь, в руках крестоносцев). Что это
за странный обряд, о котором начали упоминать свидетели только много позже?
На лицо и эволюция в описание чуда - приходящая тучка.
Примерно к этому же времени относится свидетельство
"ПУТЕШЕСТВИЕ ЗЕВУЛЬФА В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ 1102-1103 гг" /36/. Не смотря
на довольно детализированное описание святых мест и пребывания в Иерусалиме
в оклопасхальное время, в этом свидетельстве нет упоминания о чудесном схождения
огня.
Но есть и ещё один радостный момент для критика, что
может даже пролить свет на то, кто же фальсифицировал сообщения. В свидетельстве
15 века Иеродиакона Зосима, мы читаем следующие слова.
"О зажжении же глаголют инии яко молния сверкает,
а инии же глаголют, яко голубь во устах своих огонь носит; а все то есть ложь,
а не истина (...)" (Зосим)
Сравним.
"Мнози бо ини страницы не право глаголють о схождении Света Святаго.
Инии об глаголють яко ДухСвятый голубем сходит ко Гробу
Господню, а другий бо глаголють яко молния сходит с небеси и тако ожигаются
кандила над Гробом Господним. То есть лжа и неправда: ничто же бо тогда
видети, ни голубя, ни молнии, но тако невидимо сходит благодать Божия и вжигаются
кандила над Гробом Господным".(Даниил)
Повторяются то слова. Слишком уж подозрительное сходство,
которое вряд ли может быть случайностью. Уж не один ли автор стряпал данные
тексты?
XIII- XIV
Греческая православная община оспаривает у армян право называться самой старой
христианской общиной Палестины. Она основана в 451 году и ей была предоставлена
роль хранительницы Святых мест. После победы Саладина (1187, октябрь. Иерусалим
сдался Саладину) над крестоносцами греки переместились в Константинополь и
вернулись на Святую землю только в XIV веке /35/.
Другими словами огонь сходил не по молитве православных
более 100 лет. (проверить?)
XV Иеродиакон Зосима, 1420 г.
"И поутру зело рано, внидохом в град святый Иерусалим и идохом первое
во святое Воскресение, на самый праздник, на Велик день и бихом челом живодавному
Гробу Господа нашего Иисуса Христа многажды. Видех святый свет небесный: -
о десятом часу дни, в великую субботу {24} зажигаются паникадила над гробом
Божиим невидимо. О зажжении же глаголют инии яко молния сверкает, а инии же
глаголют, яко голубь во устах своих огонь носит; а все то есть ложь, а не
истина, занеже аз видех Зосима грешный диакон. Не хвалюся глаголю, никто же
тако виде Иерусалимския все места"/1/.
После захвата Иерусалима хорезмийцами в 1244 году храм
вновь подвергся значительному разрушению. Восстановлен в 1719 году и тогда
же, из-за значительных разрушений, был частично перестроен. К сожалению я
так и не нашёл на сколько сильно пострадал храм. Но думаю, его разрушение
ставит под серьезные сомнения свидетельства от 1244 до 1719. У необычном сходстве
слов со свидетельством Даниила я уже упомянул.
XVI Трифон Коробейников.
"Представляет интерес одно из ранних сообщений: паломника Трифона Коробейникова
(1583): "Патриарх Иерусалимский Софроний вниде в придел Гроба Господня,
имея в обеих руках своих свечи без огня... И нас сподобил Бог видети. Туто
ж на Гробе христианския кандила (лампады) загорешась, а латыня, и все еретики,
и игумены, и попы взимают огнь на Гробе Господне от христианских (т. е. православных)
кандил и своя кандила зажигают, а Патриарх им от своих рук не дает и от них
удаляется и совета с ними не творит... (3. Хождение Трифона Коробейникова
(1593-1594 гг.).- Православный Палестинский сборник, вып. 27, СПб., 1888.)"
/14, 20/.
В другом, варианте эта история, почему-то идёт с опечаткой.
"Трифон Корабейников, Московский купец с товарищами, по особому соизволению
Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича, в 1753 году, путешествовавший
в Иерусалиме, Египте и на Сиинайскую гору, имевший поручение от него доставить
пожертвования в оныя места за души сына его Царевича Иоанна Иоанновича, в
книге своей, писанной об этом предмете и изданной в 1798 г. Ив. Михайловым,
а потом и многими другими, повествует о явлении св. Огня следующее: (…)Патриарх
же Софроний вниде един в предел Гроба Господня (…)" /1/.
Царь - Иоанна Васильевича (1533-1584) Патриархи: Софроний
4 - 1579-1608 Софроний 5 - 1771-1775. В ссылке тоже у них опечатка. Не 159.,
а 158.. Но тут я хочу заметить странную вещь, указывается, что книга писана
самим Корабейниковым, и издана Михайловым. Так это написать и издать через
200 лет? Странные у них источники. А как книга называется? Как мне это сообщение
проверить???
XVII
XVIII Лукьянов Иоанн В.Г. Барский (Плаки-Альбов),
1724-47 гг. Иеромонах Мелетий, 1793-94 гг.
Вашему вниманию я предлагаю, наверное, самое значительное
свидетельство, по описанию и по употреблению его христианами.
"Лукьянов Иоанн, московский священник, путешествовавший в царствие Петра
I с 1710 по 1711 г. " (…) в Великую Субботу вышел огонь из церкви тем
столпом, так он от того и разселся. Мы же про тот столп у Греков спрашивали,
так они нам сказали, над тем столпом бысть знамение великое: 24
рока (года) тому уже де прошло, пришед де армяне к паше да и говорят
так: "Греческая де вера неправая, огнь де сходит не по их вере, а по
нашей, возьми де у нас сто червонных, да чтоб де нам службу несть в Великую
Субботу, а Грек де вышли вон из церкви, чтоб де они тут не были, а то скажут,
по нашей де вере огнь с небеси сходит". Турчин облакомился на гроши и
обольстися на большую дачу, да Грек (и) выслал вон из церкви. Потом Турчин
отпер церковь и пустил Армян в день Великия Субботы: а митрополит Греческий
со христианы стоял у столпа, у места Царицы Елены, где она жидов судила, а
то место вне церкви великия, и митрополит стоя у того
столпа и плакал и Богу молился: а Армяне в великой церкви в те поры
по своей проклятой вере кудосили и со кресты около придела Гроба Господня
ходили и кричали: "Кирие Элейсон!" и ничто же бысть. И будет как
час одиннадцатый и сниде огнь с небеси на придел Гроба
\1\ Господня и поигра, яко солнце в воде блистая - пойде к вратам великия
церкви, а не в приделе Гроба Господня, и тамо не во врата и пойде, но в целое
место сквозь стену и в столп каменный, и разседеся столп и выде огнь из церкви
пред всем народом, а столп треснул, что гром с великим шумом загремел. Тогда
весь народ из церкви выбегоша на тот позор смотреть таковаго чуда, где огнь
пойдет, и смотреша: и огнь пошел по мосту, что вне церкви
слано камением; и дошед до того места,
где митрополит стоит с христианы и на коем месте стоит кандило с маслом
без огня, только фитиль плавает, и пришед огнь к столпу
и опалил весь столп, потом загореся кандило. И
когда Турчин увидел такое чудо, (а в те поры турчин сидел у великой церкви
у великих врат), кой дань собирает с Турка, закричал величайшим гласом: "Велик
Бог христианский!" Тогда ухватили его, стали мучить и по многом мучении,
видя его непокоряшагося, потом склаша великий огнь противу того столпа, где
кандило с маслом загорелося, а тут его спалиша." /1/.
1710 - 24= 1686
Два столба повредил огонь? А как же перестройка Храма в 1719?
Часто эту историю в христианских статьях дотируют 1549 годом или 1580.
1549 - (греческого автора, на английском языке)
http://users.otenet.gr/~styliant/orthodoxia/Jerusalem1517_Eng.htm
Но не это главное. А главное, что историю это рассказывают совсем не так как
в первоисточнике (подложный он или нет я не проверял). При этом используют
рассказ Инока Парфения, иеромонаха Афонской горы, путешествовал с 1841 по
1846 г.
"Армяне собрали большую сумму денег и подкупили иерусалимское начальство,
уверяя неверных, что Святой Огонь сходит не ради греков, но ради всех христиан,
и если там в кувуклии и храме Воскресения будут армяне, то они тоже его получат.
Турки пошли на сделку. Армяне обрадовались, писали по всем землям к своим
единоверцам, чтобы они шли на поклонение. Сошлось их много. Наступила Великая
Суббота. Армяне собрались в храме, а греков турки выгнали за пределы храма
Воскресения на площадь. Православные стояли напротив входа в храм, а кругом
их окружало турецкое воинство. Патриарх и весь народ православный стояли со
свечами, надеясь от армян получить Благодать. Но Господь показал истинную
веру Своим огненным перстом и утешил Своих истинных рабов, смиренных греков.
Уже пришло время, когда сходит Благодать, но Ее все не было. Господь не услышал.
День был чистый и ясный. Патриарх сидел справа. Вдруг
ударил гром и на левой стороне входа средняя мраморная колонна треснула, а
из трещины вышло пламя. Патриарх встал и зажег свечи, а от него и все
православные. Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать
и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера
- вера православных христиан". Они бегали по всему Иерусалиму, подняв
шум и крик. Турецкие воины, стоящие на страже и видевшие это чудо, удивились
и ужаснулись. Один из них, Омир, стоявший у Авраамиевого
монастыря, уверовал во Христа и с криком, прославляющим Иисуса Христа, прыгнул
вниз с высоты более десяти метров на твердый мрамор, на котором, как на воске,
запечатлелись следы его ног". Неправославные стараются их загладить,
но автор этих воспоминаний, инок Парфений, сам их видел и трогал. Воину Омиру
турки отсекли голову, а тело сожгли. Греки собрали его кости, положили в раку
и поставили в женском монастыре Великой Панагии, где они до конца XIX века
и находились, источая благоухание"/2/.
Концов у христиан не найдёшь. Вот, например версия арабского автора.
" (…) событии из статьи православного араба Хури Фози. "Армяне
долго ожидали чуда, тщетно их духовный глава усердно молился перед Гробом-
Божественный Свет не сходил. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна
треснула, и из этой трещины показался Огонь. Православный Патриарх, молившийся
перед храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили благодатный Огонь
все православные и все пришедшие в храм". Этому событию сопутствовало
другое трогательное явление. Рядом с храмом Гроба Господня стоит здание примерно
той же высоты. На веранде верхнего этажа этого здания нес сторожевую службу
турецкий офицер Анвар со своими солдатами. Когда
он увидел сошествие благодатного Огня на колонну, то прыгнул на мраморные
плиты, устилавшие землю около входа в храм, и возгласил: "Едина есть
истинная вера Православная христианская! Я - христианин!" При падении
на каменный пол Анвар не разбился. Мраморные плиты, как восковые, подались
под ногами Анвара. След его ног сохранили каменные плиты, хотя турки потом
пытались их скоблить...
Турки обезглавили Анвара и сожгли его тело. Пепел мученика, крестившегося
в своей крови, хранится в одном из христианских монастырей" /8/.
Теперь давайте перечислим несуразности. Первое это
три разные датировки события, второе -в начальном тексте нет истории как воин
Аллаха спрыгнул и не разбился, во втором есть и даже сам рассказчик видел
собственным глазами следы в мраморе, в третьих: огонь сначала снисшол на гроб,
потом прошёл сквозь стену, ударил в колонну, расколол её, потом прошёл путь
по мосту, ударил в колонну (ту или другую не понятно), опалил колонну, потом
пришёл к патриарху. Рассказ странен ,как и путешествие огня. Круг почёта?
Но это в наиболее раннем рассказе, у других же авторов армяне и не ведали,
что огонь уже сошёл, причём сразу из колонны. В чётвёртых - путаница с именем
турчина.
Вот ещё вариант не соостветсвующий первоисточнику, нового честного церковника.
"В царство султана Мурата Правдиваго, Армяне просили Иерусалимскаго пашу,
обещавая ему денег, сколько хощет, дабы только позволил им одним быть в храме
Воскресения Христова в Великую Субботу. Паша, быв убежден деньгами, позволил.
Греки не быв внутрь допущены, стояли вне пред заключенными вратами, молясь
со слезами и сокрушенным сердцем, дабы Бог, презря их согрешения, явил милость
и человеколюбие свое. Приближающуся же часу, в который {52} обыкновенно бывает
чудо, вдруг разселся один из столпов, которые суть в стене пред святыми вратами
и изшел святый свет. Сие видя Патриарх притече со тщанием и возже от онаго
свещи. Потом возшедши на свое место, разделил Свет православным для их обрадования
и освящения. Они же возжегши свещи в руках своих держалися и исполнившися
велия духовныя радости, всесильному Богу воздали благодарение, яко услышав
правоверующих в Него, и сотворил волю их. Армяне, совсем
не ведая о святом свете, яко оный снисшел к православным, ожидали онаго к
себе внутрь Гроба, сильным гласом яко ваалитяне, вопия тщетно. Турки
же стрегущи св. врата, видя такое чрезвычайное чудо, тотчас отворили оныя.
Патриарх, входя с множеством православных внутрь величественнаго храма, торжественно
восклицал: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса"! и так
Божественную литургию тогда совершал и Пасху праздновал с народом своим. В
то время один Эмир от предстоявших тут военнослужителей (турецких), видя {53}
что разселся столп и изшел Святый Свет, вдруг уверовал во Христа, и исповедуя
Его Сыном Божиим и Богом Истинным и совершенным человеком, велиим гласом воззопил:
"едина есть вера христианская!" и вонзил в
один камень три гвоздя, случившиеся в его руках, говоря: таким образом да
вонзятся сии в очи неверующих во святый Свет, яко оный есть истинный
и святый. Турки, при сем, находившиеся, слыша его тако глаголюща, связав,
предали его огню пред святыми вратами. Камни, на которых сей новый исповедник
и мученик Христов был сожжен, доныне знаки огня на себе показывают. Части
же неизвестно какия, кусочками от сожжения оставшиеся сохраняются в Воскресенском
храме в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, как выше о сем сказано.
Сие повествование впрочем подтверждает и дает несомненную
имоверность та каменная четырехугольная плита, на коей все сие происшествие
изображено на Арапском языке. Плита сия всеми видимая, на площади близ св.
врат вложена снаружи {54} в восточную олтарную стену св. четыредесяти мучеников
церкви, смежной своею северною стеною полуденной великой церкви стеною же,
протягающеюся от святых врат на запад. Просил я Гефелманскаго Иеромонаха который
был природный Арап, дабы для сведения мне года, месяца и числа, в котором
соделалось сие чудо, прочел начертание. Сколько он ни старался, не
мог исполнить по причине, что плита от полу каменная, которым устлана площадь,
высоко поднята, а при том некоторыя буквы испортились от долготы времени и
высоты места, приставить же лестницу, по политическим обстоятельствам было
невозможно. " /1/.
У армян тоже спросили.
"Армяне же говорят, что из этой колонны появлялся благодатный огонь вообще
для бедняков, которые, не имея возможности уплатить обычной дани за право
присутствовать в храме в Великую субботу в момент появления благодатного огня,
стояли вне храма"/10/.
Нет. Концов не найдёшь.
В.Г. Барский (Плаки-Альбов) пешеход, монах Антиохийский, уроженец Киевский,
путешествоваший ко св. местам в Европе, Азии и Африке находящимся с 1724 по
1747 год, в описании под заглавием "Путешествие в Иерусалим", пишет:
"О огне Иерусалимском многая и различная глаголют
словеса, некая же и противная Богу. Неции убо глалголют яко огнь оный с небеси
сходит иные же от великаго усердия и неразсуждения рекут, яко несть огнь,
но Дух Святый, другие же глаголют яко не палит, прочие же глаголют яко палит,
неции же баснословят яко до триех лиц, се есть, егда первый возжет от Гроба,
другий же от перваго и третий от втораго, триех человек не опаляет, четвертый
же егда возжет опаляет его. Паки инии повествуют, яко огнь оный аки ртуть,
или живое серебро на части малыя круглы, разделяшеся, вверху мрамора гробнаго
движется и несть червлен, но токмо синий, аки от серы возженный, неции же
глаголют, яко пламень велик есть, яко всей каплице Гр. Госп. наполнятися;
(…)
Приближающуся же часу осьмому дня I Апреля, уготова новый кандилоначальник
великия церкве, наполнен елеем (сосуд) и понесе внутрь Гроба Христова не возжен,
и постави его на верух камене гробнаго на зажжение новаго онаго святаго огня,
его же греческим наречием именуют агиос фотос, си есть святый свет" /1/.
Запомним. 1724. Первое упоминание об не обжигающих свойствах огня.
Иеромонах Мелетий, 1793-94 гг.
"По прошествии минут двух, вышел Архиепископ из пещеры в притвор, имея
лице обращенное к востоку и поднятыя крестообразно руки с горящими свещами:
и десницею несколько оных подал чрез отверстие Арапу стоящему в церкви на
северной стороне у притвора, шуйцею же чрез другое отверстие армянскому Архиерею,
вне притвора, на южной стороне с своим клиром и народом стояшему. Арап, дабы
от людей не был замят, полетел аки птица с огнем к олтарю, и отдал оный Скевофиляксу,
получил себе в дар червонец. {45} От огня сего все стоявшие в олтаре люди,
в числе коих и я, свечи свои зажгли.
О сем Святом Свете любопытство людей многое простирается, желая знать, как
и откуда оной приходит? Иные же из простейших, стоя
тогда в церкви, мечтают чрез верхнее церковное отверстие, что над святым Гробом,
видеть даже схождение онаго; но сему причина та, что во время ожидания огня,
люди, особливо около Гроба, быв в движении колебаясь, воздвигают тонкий прах,
в котором солнечные лучи, проникающие чрез отражение и сотрясающийся воздух,
сверкают и некако блещут. И тако от сего поражается в них мнение о видимости
его"/Мелетий1993-941/.
Молодец. И простенько, без выкидонов и объяснил некоторым любителям молнии, откуда они видят свет сходящий на кувуклию. Мне нравится эти два свидетельства, за исключением датировки. 1724-47 гг., получается там пробыл сей человек 23 года. А чего так неопределённо пишет?
XIX Андрей Никол. Муравьев, 1832 гг.Авраам Сергеевич
Норов, 1835 гг.Инок Парфений, 1841-46 гг, Каминский 8 Апреля 1851 г, Варвара
Брюн де-Сент Иполит, 1859 гг
В 1808 году был почти полостью уничтожен пожаром и восстановлен
в 1810. Архивы вероятно погибли.
Кстати, не отсюда ли опаленная колона? Впрочем горел Храм множества раз, да и не бось камнемётными орудиями был бит. Последующие свидетельства приведены скорее для простого информирования, без значительного разбора. (Колонна)
Андрей Никол. Муравьев, 1832 гг.
"Андрей Никол. Муравьев, знаменитейший из духовных писателей нынешняго
столетия, в книге путешествие ко св. местам, изданной в 1832 году, С-Пб.,
пишет о святом Огне следующее:
Поклонники стекаются в храм менее для празднества Пасхи, нежели для Святаго
Огня, ежегодно возжигающагося на великом Гробе к общей радости христиан {55}
востока почитающих огонь сей верным залогом плодородия. Даже в самое то время
когда я говорил с Архиереями, ожидание онаго было виною
жестокой драки в храме между Арабами и Армянами. Первые, гордясь древним
своим правом, не хотели дать места последним, только недавно испросивших силою
денег в Царьграде, получение св. Огня из рук собственного Архиерея. Мусселин
бросился со стражами в раздраженную толпу и сам едва не сделался жертвою ярости
народной, однакоже усмирил смятение.
По краткости времени я не мог подробно сам узнать о начатии торжества св.
Огня в Иерусалимской церкви, которое теряется в глубокой древности. Сколь
велика и священна в православном отечестве нашем молва о возжении св. Огня,
столь тягостно для взоров и сердца зрелище бывающих при оном безпорядков в
Иерусалиме. Когда я возвратился опять в Храм, он уже был наполнен народом.
Мусселин, к общему неудовольствию католиков сидел на их хорах, Арабы теснились
около самой часовни гроба. Их {56} радостныя, но дикия скакания и шумныя вопли:
"нет веры, кроме веры православной!" заглушают даже звук благовества.
Такое смятение царствовало в храме, когда драгоман патриарший привел в соборный
алтарь Архиереев Армянскаго и Коптскаго, просить участия в св. Огне у митрополита
Петры Аравийской Миссаила, по старшинству и по уважению народа уже сорок лет
совершающаго обряд сей
(…)
Но какая разность в их ожиданиях! Не в страхе дивнаго воскресения запечатан
был ныне утес, но дабы воспретить Грекам тайно внести в него Огонь, до возжения
новаго, ибо все прочия лампады и свечи погашены были в храме, кроме
придела католиков, которые никогда не принимают участия в сем торжестве."
/1/.
Авраам Сергеевич Норов, 1835 гг.
Авраам Сергеевич Норов, бывший министр Народнаго Просвещения в России, известный
русский писатель, путешествовавший в Палестину в 1835 году, в книге своей,
"Путешествие по св. Земле", изданной в 1838 году, в первой части
о Святом Огне свидетельствует как очевидец:
"Таким образом мы достигли часовни Гроба Господня среди чуднаго зрелища
народа, волнуемаго, или нависшаго со всех аркад и карнизов. В часовню Гроба
Господня вошли за митрополитом, только один из греческих епископов, архиерей
армянский (недавно получивший на это право), Русский консул из Яффы и мы трое
путешественников. За нами затворились двери. Никогда неугасающия лампады над
Гробом Господним, были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам
из храма сквозь боковыя отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение
в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред
отваленным от вертепа камнем; один только митрополити вошел в вертеп Гроба
Господня. {61}
Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит,
склонясь пред низким входом. вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым
Гробом, пред Которым ничего не стояло и Который совершенно обнажен.
Не прошло минуты, как мрак озарился светом, - и митрополит
вышел к нам с пылающим пуком свечей. Едва только Свет Огня блеснул
сквозь отверстия часовни, как безмолвие толпы заменилось самыми необузданными
восклицаниями и буйным волнением. Не довольствуясь огнем, поданным народу
чрез боковыя отверстия часовни, Арабы вломилсь в запертыя двери, сколько для
принятия Св. Огня из первых рук, столько же и для достижения чести нести митрополита
по обычаю и по необходимости на плечах, до соборнаго олтаря. Один из арабов,
в безумном изступлении. впился зубами в мою руку, чтобы вырвать у меня зажженную
свечу. Часовня Гроба Господня, которая едва может вместить в себе несколько
более десяти человек {62} вдруг наполнилась до невозможности толпою и превратилась
в одну живую груду с пылающими свечами, и в довершение смятения двери часовни
опять закрылись от вновь нахлынувшей толпы. Тут положение наше делалось ужасным,
и если бы оно продолжалось несколько долее, то все бы находившиеся в часовне
погибли. Воздух от огня свечей, то загорающихся, то погасающих, делался уже
едва выносим человеку. Столетний митрополит совсем уже изнемогал от духоты,
дыма и шума, - те, которые не совсем потерялись, уговорили его довериться
первому арабу, и посадили его, почти безчувственнаго на плеча этого араба,
но и тут еще мы не могли растворить дверей от напиравшей толпы. Наконец, усилия
и громкия воззвания сквозь двери к изступленной толпе, открыли нам выход;
толпа разступилась пред несомым на плечах араба изнеможенным митрополитом;
тогда народ опять сомкнулся, и как быстрый поток. устремился вслед за митрополитом
к Греческому олтарю. Один из арабов видя меня почти запертаго народом {63}
знаками показал мне. чтоб я обхватил его за шею, и повлек меня, среди стремившейся
толпы, но скоро я был сорван с его плеча, тогда другой из арабов, с которым
мы были уже знакомы, видя мое положение по причине моей раны, - оказал мне
туже помощь и довлек меня до олтаря"/1/.
Никакого бисера из огня, странно, что допустили столько
человек. Как они там разместились??? Ещё с арабами??? Кстати, в /2/ это приписывают
некому А. С. Перову., а не А.С. Норову. Опечатка наверное.
Инок Парфений, 1841-46 гг.
Инок Парфений, иеромонах, постриженник св. Афонской горы, впоследствии игумен
Гуслицкаго монастыря, {70} путешествовавший с 1841 по 1846 г. по России и
Молдавии, Турции и св. земле (М. 1855 г.), а с 1870 по 1871 повторивший свое
путешествие ("Душеполезное Чт." 1872 г. №№5 и 6, стр. 70-93 и 159-185)
- пишет о Святом Огне.
"Но туда еще прежде отнесли великую лампаду, налитую до самого верха
елеем, и в нее пущена великая светильня, и поставили лампаду посреди Христова
гроба. (…)
Турки его разоблачили, и сами начальники всего его обыскали. Потом надели
на него подризник и омофор, и отворили Божий гроб, и впустили его вовнутрь.
О, какой тогда напал страх и ужас на всех там бывших!
(…)
Все рыдали и воздыхали, и просили Господа Бога, да не лишит Своей благодати,
небесного Своего света. Прошло несколько времени; не знаю, много или мало,
ибо были все вне себя от какого-то страха; только вдруг
около Божия гроба воссиял свет; вскоре свет показался и из алтаря,
в царские врата, в отверстие. И текли яко две огненные реки: одна от запада,
от Божия гроба, а другая с востока, от алтаря. О, какие тогда в храме сделалась
радость и ликование! Сделались все яко пияны, вне себя, и не помнили: кто
что говорит, или кто куда бежит. И поднялся по всему храму великий шум: все
бегают, все восклицают с веселием и благодарением, а наипаче арабские жены.
Сами турки, магометане, пали на колена и кричали: алла, алла, то есть, боже,
боже. О, странное и преславное видение! Весь храм обратился
в огонь: больше во храме ничего не видно, кроме небесного света. Вверху
и внизу и по всем хорам разлился святой свет, и сделался после по всему храму
дым. И пошел народ со светом, большая половина, вон; и понесли по всему Иерусалиму,
каждый в свой дом и по всем монастырям"
(…)Митрополит Заиорданский, когда входит вовнутрь гроба, - обретает великую
лампаду, стоящую на Христовом гробе, саму о себе возжегшуюся, а иногда при
нем нечаянно загорится. Но только сам он никогда не видал, как она загорается.
В Иерусалиме я от многих слышал, которым сам митрополит сказывал по {75} откровенности,
сие: "Иногда я взойду, а она уже и горит; тогда и я скоро вынесу, а иногда
взойду, а лампада еще не горит; тогда я паду на землю от страха и со слезами
начинаю просить милости от Бога. Когда встану, лампада уже горит, и я зажигаю
два пука свечей, выношу и подаю". (…)Весь Христов гроб был мокрый, якобы
дождем вымочен; но я не мог узнать, от чего это. Посреди гроба стояла та великая
лампада, которая сама зажглась, и великим светом горела."/1/
Такое чудо легко создать. Вошёл уже горит, даже помолиться
не успел.
Каминский, встречавший праздник Пасхи в Иерусалиме. 8 Апреля 1851 г., в книге
своей "Воспоминания поклонника святой земли" (издан. 1855 г. СПб.)
явление св. Огня описывает так:
"Митрополит Мелетий облачился в олтаре, и вместе с армянским епископом
вошел в пещеру в это мгновение во всем храме водворилась совершенная тишина,
самое благоговейное ожидание и внутренне общее участие в молитве - вошедших
в пещеру. Безмолвие это по истине было трогательно; если бы, кажется, никого
не было в храме, то и тогда в нем не могло бы быть тише, как в это время,
при нескольких тысячах народу!
Это продолжалось минут 25; наконец митрополит вышел
к народу, держа в руке пучек зажженных свечей; от этого {69} огня зажгли
свои свечи - армянский епископ и греческий иеродиакон. Последний пробрался
чрез толпу в олтарь с своим факелом, и вручил его игумену св. Гроба, и от
него уже зажигали ближайшие к нему, и передавали один другому."/1/.
Варвара Брюн де-Сент Иполит, 1859 гг.
Варвара Брюн де-Сент Иполит, путешествовашая в Иерусалим в 1859 году, в сочинении
своем "Торжество Пасхи в Иерусалиме" (Странн. 1860 №4, I отд. стр.
107-116) описывает тождественно с другими, явление св. Огня
"В 10 часов утра, после обедни, наши православные на Гробе Господнем
потушили лампады, а в церкви все свечи. Во всем городе, и даже в окружности,
не осталось ни у кого и одной искры огня. Только в домах католиков, евреев
и протестантов огонь не угасал. (…)
Между людьми стояли турецкие солдаты и ружьями унимали волнующихся арабов.
На эту пеструю картину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты,
между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший
в латинскую церковь.(…)
в алтаре распоряжался наместник его, митрополит Петр Мелетий, и сам принимал
Благодатный Огонь. (…)
Все лампы налиты новым маслом, в люстрах наставлены новые свечи; но фитили
нигде необожжены. Иноверцы с недоверчивостью тщательно вытирают все углы в
Кувуклии, и сами кладут вату на мраморную доску Гроба Господня... (…)
Между тем в алтаре начинают облачать наместника - не без участия в этом иноверцев.
Клир помог ему надеть серебряный стихарь, {82} подпоясывает его серебряным
шнуром, обувает; все это совершается в присутствии духовенства армянского,
римского и протестантского. (…)
В передней комнате с обеих сторон Кувуклии есть в стенах круглые отверстия,
чрез которые игумены и настоятели окрестных монастырей подают Высокопреосвященному
наместнику свечи. Нельзя себе вообразить ту минуту, когда отворяется дверь
за настоятелем кувуклии. В толпе обнаруживается невольное благоговение.. В
ожидании знамения с Неба. все смолкает… Но не надолго… вот опять безпокойство,
- кричат, мечутся, молятся, волнуются, снова унимают… Вдруг из бокового отверстия
показывается пук зажженных свечей... В один миг Архимандрит Серафим передает
свечи народу. Вверху Кувуклии все зажигается: лампады, люстры... (…)
Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают
свет одна другой. Суета... Арабы опаляют себе бороды,
арабки подносят огонь к обнаженной шее. В этой тесноте огонь пронизывает толпы;
но не было примера, чтобы в подобном случае произошел пожар. Общего
восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое.
После солнца - тотчас облако, потом роса и вследствие
росы - огонь. Роса падает на вату, которая лежит
на Гробе Господнем, - и мокрая вата вдруг загорается голубым пламенем. Наместник
необожженными свечами прикасается к вате, - и свечи зажигаются тусклым голубоватым
пламенем. Зажженные таким образом свечи наместник передает стоявшим у отверстий
лицам. Замечательно, что вначале от такого множества свечей в церкви - полусвет;
лиц не видно; вся толпа в каком-то голубом тумане; но потом все освещается
и огонь горит ярко. Передав всем огонь, наместник выходит из Кувуклии
с двумя огромными пучками {84} зажженных свечей, будто с факелами. Арабы хотели,
по обыкновению, нести его на руках, но Владыка от них уклонился и сам, как
в тумане, прошел скорыми шагами из Кувуклии в алтарь Воскресенского собора.
(…)
"И чего ты боишься? Вот уже тридцать лет, как Бог сподобляет меня принимать
благодатный Огнь. Прежде ты не боялась меня, не бойся и теперь - подойди,
я тоже грешник. Христос {86} воскресе!" (…)
"Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я взошел в Кувуклию:
видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало долго молюсь
со слезами, и огонь Божий не сходил с небес до двух часов, а на этот раз я
уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь".
"Не правда ли, что половина церкви была в тени?" Помню, что не принимая
еще благодати, я заметила это - "А на тебя пала ли роса благодатная?"
Я отвечала, что и теперь еще видны следы на моем платье, будто восковые пятна.
"Они навсегда останутся", - сказал Владыка. Это так и вышло: 12
раз {87} отдавала я мыть платье, но пятна все те же.
Иноверцы кладут вату??? Год на год видно не приходится
и разоблачают не только иноверцы. Нормально, теперь вата зажигается, патриарх
тянет руку со свечёй к ней. Откуда ты это видела? Через закрытую дверь. Врёшь
ты всё ("После солнца - тотчас облако, потом роса и вследствие росы -
огонь. Роса падает на вату, которая лежит на Гробе Господнем, - и мокрая вата
вдруг загорается голубым пламенем.")
Сам же священник сказал, что уже горела свеча, а не от ваты зажёг.
Я тоже так хочу. Правда есть и интересное пояснение по поводу ощущения, будто
всё в огненном тумане находится.
Про росу не понял. Это об том что со свечек капает в следствие огня или из
облака, что огонь зажигает?
Итог.
Свидетельства показывают, что чудо раз от разу меняется.
От обычного самовозгарания свечки до массового светопредставления. Впрочем,
большинство свидетельств говорят о том, что подобные светопредставления скорее
исключение из общего правила - обычного самовозгарания ломпады. Я там и не
понял, когда огонь начал не обжигать? (в 1724?) По-моему првое упоминание
об этом у В.Г. Барского.