Авторство: Дулуман Е.

Место атеистического мировоззрения в формировании межрелигиозной толерантности и гармонии


14.04.2011 Статьи/Общество

1.        В современных международных и внутригосударственных масштабах разнообразие систем религиозных верований является едва ли не главным идеологическим фактором обострения отношения между людьми, которое в наихудшем, но вполне реальном, случае угрожает Всемирной катастрофой, Армагеддоном, Гибелью всего человечества. Прежде всего, религиозное разномыслие может подтолкнуть или дать вероучительное оправдания схватке не на жизнь, а на смерть между, будем говорить словами модного сейчас и убедительного Хантингтона, «Цивилизацией христианской» и «Цивилизацией ислама».
 
2.        Попытки приглушить (если уж не пламенеющую, то уж точно – грозно тлеющую) ненависть между верующими разных конфессиональных исповеданий до сих пор ни к чему результативно положительному не приводят.  Религиозное противостояние, как без единого исключения свидетельствует история, ни разу не привело к примирению, а только или к обострению конфликта между ними, или к поглощению одной религией религии другой. Об этом, например, свидетельствуют хотя бы проводимые в последнее время международные встречи, симпозиумы, конференции, парламенты всех религий. На них представители наиболее влиятельных в мире (или в отдельно взятой стране) и заблаговременно, и в заключение громогласно признаются, что эти встречи вовсе не имели, не имеют и не будут святотатственно иметь в виду сделать уступки друг другу или примирить между собой своих истинно исповедующих единственно истинного своего Бога и свое веропонимание с верованиями в других богов и другими вероучениями. «Мы со своей святой верой ни в чем не будем уступать инаковерующим», - непременно и публично обещают своим верующим главы и верхи каждой религиозной конфессии до и после подобных усиленно прорекламированных встреч.
 
3.        Примирить между собой различные конфессии в плане их верований в сверхъестественное - дело не только безнадёжное, но заведомо утопично. Касаясь вопросов третьей мировой войны и опасностей уничтожения человечества, видный и, следует признать, наиболее образованный среди членов Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин, недавно четко и во всеуслышание заявив: «Есть вещи поважнее угрозы третей мировой войны и гибели всего человечества». Он при этом имел в виду ценности веры в Бога, чем православные не должны и не могут поступиться перед чем бы то ни было. А поэтому, в планах привлечения религии к участию в работе на пользу всеобщего мира и всеобщей толерантности между людьми и всего человечества можно только в меру заострении внимании религий и верующих на делах земных.
 
4.        Надо помочь верующим всех конфессий осознать, что если их призывают к благодеяниям в земных делах, то им следует обращать внимания именно на земные дела, в их отрыве от дел небесных. В данном случае поменять местами небесное – которое первенствует в религиозной жизни, на земное. Помочь им, верующим,  увидеть тленные земные дела без унижения их перед вечными делами небесными.
 
5.        У разных верующих небесное всегда разное, но в то же время для всех верующих земное всегда общее, единственно общее. Одно общее и тождественное для христиан и мусульман, для верующих церковных и сектантов/раскольников, для верующих воцерковленных и верующих неприкаянных, для верующих вообще и для неверующих вообще.
 
6.        Почему в религия извечно происходит война всех против всех? Да потому, что у них все положительное мирское и общечеловеческое изымается из реальных земных объятий и запускается в святая святых небесных чертогов. Там, в небесах, эти принципы пропитываются духом сверхъестественным и таким образом их связи с земным искажаются. И уже после этого религии на словах пытаются приложить их, искаженных сверхъестественным, к земному уже с подачи сверхъестественного: от имени уже не разумно понятых правил морали, а принятия их на веру из мира сверхъестественного, из рук самого бога. В результате мы из уст церковников слышим: «Если бы все приняли православие (Равнозначно: ислам, католичество, религию мальованцев или, там, дырников, рябиновцев, бехаистов, вахабистов, асасинов, дервишей и так до бесконечности), то между всеми людьми ставшими верующими нашей религии, никогда бы не было и не будет вражды, не  будет войны… Наступит райская жизнь на земле, «идеже несть болезнь, воздыханий, но жизнь бесконечная» [1]. Но думать о том, что все станут одинаково верующими или неверующими, коммунистами или капиталистами, все рабами или все рабовладельцами, все любителями наваристого борща, а не постных щей, - никогда не исполнимо. Всё то маниловщина и пустые надежды!
 
7.        Для понимания того, что земные дела надо решать на земле и земным образом, существует достаточно много убедительных аргументов как в области здравого смысла (это для верующих и неверующих вместе), так и отдельно для верующих из области самой религии. Идеологам и верхам религиозных организаций надо приучать своих верующих решать земные дела поземному, на земле, а дела сугубо религиозные, сверхъестественные, - в области представлений о сверхъестественном и в рамках этого самого сверхъестественного. В последнем случае пригодны только вторжение в область сверхъестественного при помощи молитв, толкований о сверхъестественном, проповедей о путях и методах спасения своей души образом не земных баталий и ненависти к иноверцам, а по земному руководствуясь подлинными земными благами всего человечества без соотношения народов и конкретных личностей со своими верованиями и своими представлениями о сверхъестественном. Следует, при этом признаться, что такое поведение проповедников религии и верующих еще дело новое для церкви и верующих. Но и цена современных земных противоречий тоже дело новое, еще невиданное в истории человечества. Речь в данному случае идет не только о земном благосостоянии, но и о самом существования всего человечества вместе с его верующими и неверующими.  
 
8.        Пункты непримиримости по вопросах небесного во всех и в каждой религии – разные, но что касается общечеловеческого земного, - то оно едино, а по словесному выражению почти что – тождественное. Так, общечеловеческое: «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой» во всех религиозно-моральных поучениях и присутствует, и выражается почти теми же словами и в христианстве, и в иудаизме, и в конфуцианстве, и в исламе, и в буддизме…
 
9.        Но в наших конкретных земных условиях интересует, прежде всего христианство. А поэтому проиллюстрируем сказанное  примеры только из христианства. Ну, так вот. Евангельский Иисус Христос говорил: «Отдавайте кесарево – кесарю, а божье – Богу» (Евангелие от Матфея, 12:17; от Марка, 12:17). Апостол учил, что Павел для полной победы веры в Иисуса Христа надо непримиримо бороться не « не против плоти и крови», не против порядков земных, а только против «духов злобы поднебесной» (Ефесянам, 6:12, то есть -  против враждебных религиозных, сверхъестественных явлений.   Когда иудеи по чисто вероисповедным мотивам начали обвинять и требовать у римского правителя Кессарии казни апостола Павла, апостол на суде в свое оправдание доказывал: «Я не сделал никакого преступления, ни против закона иудейского, ни против храма Иерусалимского, ни против кесаря» (Деяние, 25:8). В наставлениях верующим апостолы писали: «Пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам, 12:17-18); «Старайтесь о добром не только перед Господом, но и перед людьми» (2 коринфянам, 8:21); «показывайте в вере вашей, добродетель, а в добродетели рассудительность» (« Петра, 2:5)
 
10.   Впрочем, все это про се6я очень хорошо знают верхи и авторитеты в каждой религии. Представитель каждой религии сказанному выше может привести множество утверждений, засвидетельствованных христианской Библией, мусульманским  Кораном, иудейским Талмудом, буддийской Трипитаки, синтоистскими  Кодзиками, сикхским Адигрантх или даже текстом словами  Евангелия от бывшего милиционера Виссариона.
 
11.   Вне сомнения, в религии в целом и в каждой из них – есть мощный резерв морального воспитания своих верующих. Этого нет необходимости доказывать, поскольку это очевидно. Надо только, чтобы религиозные организации как-то (как именно – это отдельный разговор) постарались применить свой моральный потенциал во всеобщих благих целях. А для успешности в этом направлении нужно использовать заложенные от природы, самим процессом эволюции и становления морали, резервы. Одним из самых мощных здесь является равноправное единство всех конфессий верующих и всех видов неверующих. У верующих и неверующих единые общечеловеческие интересы именно в земных, а не в небесных делах. В небесных делах больше и со вкусом разбираются верующие, в земных – со своими знаниями - неверующие. Верующих в мире – две третьи всего населения, неверующих – одна треть. Следовательно, количественное преимущество за верующими, но качественное – за неверующими. Только согласованность количества с качеством окажется благоприятным и для дел небесных и для дел земных. Особенно – для земных.
 
12.   В последнее время осознание необходимости привлечения верующих и неверующих к реализации общечеловеческих задач приходит и к религиозным верхам. Так, папа римский Бенедикт XVI еще в 2009 году, во время пастырского визита во Францию, инициировал серию публичных дискуссий с неверующими, чтобы тем самым показать что современное общество должно более открыто говорить о боге. «Мы как верующие должны находить в своих сердцах место даже для тех людей, которые считают себя агностиками или атеистами, - сказал он, - … Ведь вопрос о Боге стоит даже перед ними, даже если они не могут поверить в то, что бог действительно заботится о нас». Развивая мысль папы, кардинал Джанфранко Равази, министр культуры Ватикана, рассказал участникам из ЮНЕСКО, что цель инициативы Бенедикта XVI «не столкнуть верующих с атеистами, а помочь первым и вторым в поисках точек соприкосновения».
 
13.   Это вовсе не значит, что надо ставить задачу преодолеть религиозные заблуждения или победить, положить в гроб, атеистическое мировоззрение. Нет и еще раз нет! Религиозное и атеистическое мировоззрение будут функционировать на продолжении всего обозримого будущего. (Почему и силу каких причин, обстоятельств, как будет функционировать, об этом – разговор особый). Но между атеистами и верующими обсуждались, обсуждаются и бесконечно будут обсуждаться разделяющие их мировоззренческие проблемы:  «В чем смысл жизни человека?», «Что такое добро и зло?», « Есть ли Бог?» «А если Он есть, то почему в Его существование многие не верят?». «А если и верят, то почему так враждебно непримиримо?»; «А если Его нет, то почему масса, большинство людей верят в Его существование?»  «Почему и что данная церковь или конфессия»?; «Почему чудеса?», «Почему Библия считается святой и непогрешимой?». Почему? Зачем? Откуда? Для чего? Как?... Это вопросы для верующего разрешает религия. Разрешает только на уровне веры и без демонстрации фактов и без когерентного [2] изложения. В религиозном мировоззрении сверхъестественные фантомы не доказываются, не демонстрируются, а запоминаются и принимаются за истину верой. Неверующие же атеисты эти самые вопросы пытаются решить по-научному, на основе проверяемых фактов и логически связного , когерентного изложения. Но все по-научному до сих пор и во веки веков наука не решит. Наука своими знаниями не исчерпает познания всей действительности. В науке всегда будут оставаться еще не познанные области и процессы, в ней, как говорится, всегда были и всегда будут «белые пятна» . Значит, и наука не все знает; значит и в жизни и в науке, как убедительно говорил классик мировой философии Иммануил Кант, надо «оставлять место вере»?
 
14.   И последнее по логике изложения, но первое по значению. Религию знают верующие по практике своей веры, а атеисты – по изучению. И первые, верующие, и вторые, атеисты, в этом смысле являются религиоведами, - людьми знающие религию и по вере, и по знаниям. А поскольку это так, то эти религиоведческие знания общими усилиями верующих и неверующих нужно использовать в вопросах морального воспитания, на благо всего человечества и для торжества добра над злом. А опыта в этом не отнять ни от религии (верующих) ни от светского мировоззрения (атеистов).
 
Литература:
 
Священные и вероучительные книги религий, вероисповеданий и конфессий.
Материалы встреч, симпозиумов, конференций и парламентов религий.
Vatican reaches out to atheists. By Jerome Taylor , Religious Affairs Correspondent. The Independent, Monday, 31 May 2010
 
Ватикан готов к дебатам с атеистами и агностиками.
Дулуман Е.К. Религия среди факторов формирования социальной идентичности. Матеріали XXVIII Міжнародної науково-практичної конференції 26 лиспопада 2010 року. Донецк, ІІіШІ «Наука і освіта» 2010. С.18 – 27.
 


[1] В кавычках – слова из православного обряда погребения покойников,
[2] Когере́нтность (от лат. cohaerens — «находящийся в связи») взаимосвязь. Здесь – изложение словами истины так, что в этом изложении органическая связь и взаимозависимость слов и понятий отражала объективное положение, состояние фактов и процессов.  В науке категория/понятие К. прилагается в разных значениях. В теориях и гипотезах в значении такого изложения, которое не противоречит другим общепризнанным теориям и гипотезам. 

Посмотреть и оставить отзывы (15)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Ученые придумывают способы утилизации усопших людей
  • Террамация
  • Аркадизмы
  • РПЦ получит от государства 27 млн на поддержку Донбасса
  • «Сам черт не разберет»

    Пришествий на страницу: 2982