«Мы знаем только две категории людей:
тех, кто ходит в церковь и коммунистов!»
Владимир Познер-старший.
(Книга «Кто убил Бэррела»,
Политиздат, 1952 год)
Автора побудило написать эту для некоторых очень «неудобную» статью отнюдь не
субъективистское отношение к Православной Церкви и не пресловутое «попоедство».
Именно стремление к истине является координатой моих авторских размышлений.
31 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Военную
академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, где в конференц-зале
Академии состоялась его встреча с высшим командованием и генералитетом Вооруженных
сил РФ. В зале присутствовали: министр обороны РФ, руководящий состав Генерального
штаба и центральных органов военного управления, главнокомандующие видов и родов
войск, командующие округов и флотов Министерства обороны РФ, а также профессорско-преподавательский
состав, слушатели и выпускники многих военных учебных заведений. Святейший Патриарх
Кирилл обратился к собравшимся с речью, которая вызвала много вопросов после ее
прослушивания
1.
В частности, в нарушение Конституции РФ он стал удивлять присутствующих профессионалов
своей пропагандой в высших достоинствах религиозного мировоззрения, что не может
не вызывать протест у военнослужащих и ветеранов, которые находятся вне религиозного
зомбирования. В очередной раз, отвлекая командование Вооруженных сил РФ и профессорско-преподавательский
состав со слушателями от учебного процесса, было проведено парадоксальное шоу,
единственной целью которого было убеждение офицерского состава в необходимости
скорейшего введения штатных должностей армейских священников в Вооруженных силах
России. «После того, как эту программу запустил Верховный главнокомандующий, - сказал глава РПЦ МП, - многое уже сделано, созданы соответствующие подразделения, и сейчас мы осуществляем
наши планы... Как известно, на сегодня нам выделены примерно 240 штатных единиц
священнослужителей в Вооруженных силах, и я думаю, что постепенно все они будут
заполнены. Со стороны Церкви предстоит подобрать для этого кадры».
Как всегда глава РПЦ МП не удержался от того, чтобы не обрушиться с критикой
на безбожную советскую власть, которая «…тратила миллиарды на идеологию и которые исчезли в никуда. Где теперь эти убеждения?!», - задает вопрос глава РПЦ МП. «Почему религия живет не 2-3 поколения как идеология, а Православие живет 2000
лет? Потому что не только убеждения, а реальный духовный опыт людей». Далее Кирилл заявил о том, что «священник помимо воспитательной (!) работы в войсках должен совершать богослужения,
в том числе в выделенных помещениях ВС он должен исповедовать и причащать, он
должен вместе молиться. И самым главным приоритетом является страх Божий, страх
как нравственная категория».
В заключение, глава РПЦ МП наивно выразил надежду, что введение священнослужителей
в армии поможет побороть неуставные взаимоотношения и способно воспитать военнослужащих,
готовых ради Родины на самопожертвование.
Вызывают удивление иллюзии предстоятеля РПЦ с помощью молитв навести порядок
в казарме. Это чем-то напомнило высказывание покойного предстоятеля РПЦ Алексия
II: «
Чем больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем»
2.
Нуте вам!
Почему же религия за все эпохи своего господства не искоренила преступность даже
в среде своих адептов? Скажите, что тюрем было бы еще больше, если бы церквей
было меньше? Неправда. Нет такой связи между этими «заведениями». Преступность
умеряется не молитвами, а социальными условиями, достойными человека. И если церковь
в какой-то мере оказывает благотворное влияние на моральное состояние людей, то,
в общем, это не оказывает решающего влияния на состояние преступности. Даже при
самых жестоких режимах господства церкви преступность, как асоциальное явление,
не искоренилась. И пусть сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
не сбивает себе капитал искоренителя зла в казарме молитвой.
Теперь постараюсь объяснить, почему Православие живет 2000 лет. Все дело в том,
что любая религия способна приспосабливаться к новой исторической действительности.
Не случайно великий французский философ-материалист Д. Дидро сравнивал религию
с ползучим растением, которая всегда прилаживалось к неровностям любой поверхности.
Это касается и христианства, зародившегося в условиях рабовладельческого Рима
как религия угнетенных и обездоленных масс. И когда глава РПЦ МП говорит об «истинности»
и «вечности» Православия с трибуны конференц-зала Академии ГШ ВС РФ, он предпочитает
умалчивать о ее служебной роли эксплуататорам. Православие на Руси со своих первых
же шагов вплоть до победы Октябрьской революции служило верным оплотом эксплуататорских
классов: оно поддерживало и освящало власть князей, помещиков, капиталистов. И
от этого факта РПЦ никуда не деться.
Русский патриотизм, русская культура, высокая нравственность – все это не принадлежит
религии и присваивается ею исключительно ради собственного возвеличивания. Мы
видим на многих фактах силу русского патриотизма как раз вопреки церковным поучениям
«терпеть и подчиняться»; мы знаем славу великой русской культуры, взлелеянной
талантом трудового народа, а не молитвой и не крестным знамением; мы с возмущением
узнаем о фактах низкой нравственности всех поколений и рангов тех, кто тепленько
пригрелся у алтарей. Тогда чего же стоят речи о «ценностях» православия для «христолюбивого
воинства»?
Да, религия обладает утешительством и выполняет некоторые компенсаторные функции.
Но какой ценой дает она этот мизер тем, кто поверил ее проповедникам? Зайдемте
в православный или старообрядческий храм, в сектантскую общину или поприсутствуем
на молитве мусульман. Вслушаемся в проповеди – и нас поразит архаика идей, скудность
внушаемых мыслей, калейдоскоп мировоззренческих представлений. Где же в них хваленая
мудрость, наука и прогресс? Где любовь к человеку, если он, владыка жизни, обзывается
рабом, становится на колени в рабскую позу и сквозь слезы поносит себя как последнюю
греховную тварь?
«Я для мира умру, я умру для себя», - апофеозом всех религий звучат слова баптистского
гимна самоуничижению
3.
Потрясенные мы выходим из этих «домов господа» с твердым убеждением, что религия
ввела людей не в храмы истины, и стучатся они не в те двери. Зато проповедники
щедро льют елей, чтобы не замечали в его сладковатом вкусе духовной отравы, а
за словесами о «прогрессивности» религии не распознавали старых-престарых представлений
о мире. Истины здесь нет ни грана. Она – в науке.
Разглядев строгую диалектику поступательного развития истории, нужно правильно
разглядеть характер идей, которые были или еще остаются идейным знаменем людей.
Религия среди них – самая долговременная и косная. Но она исторически преходяща.
Освобождая себя из-под гнета социальных и стихийных сил природы, человечество
сбрасывает с себя религиозную мистику и действует как разумный творец своей жизни.
Вызывает огромное сожаление то, что Патриарх Кирилл, имея для этого все возможности,
не берет пример с Патриарха Гермогена, который во время польской интервенции и
явной угрозы окатоличивания Русской земли, рассылал грамоты по городам и селам,
собирая русский народ, русское ополчение на защиту против интервентов. А ведь
сейчас ситуация не лучше.
Наглядным свидетельством утраты суверенитета России является крайне низкое состояние
боеспособности её Вооружённых Сил. Об этом достаточно подробно и много пишется
на страницах печати. Приведем лишь только один пример, подтверждающий жуткие последствия
«реформ». Если к моменту вывода российских войск с территории европейских государств
в Вооруженных Силах насчитывалось около 63900 танков и примерно столько же БМП,
то сейчас в России вряд ли осталось и 5000 танков и столько же БМП в боеготовом
состоянии, т.е., не разукомплектованных (не разворованных). Погром осуществлялся
нашими же руками, когда мы сами порезали их на металлолом в соответствии с международными
договорами. Аналогов такого танкового разгрома в военной истории ещё не бывало.
Последующими «реформами» Вооружённые Силы были разделены на стратегические силы,
управляемые по старинке, т.е. полностью централизованные, и тактические силы,
допускающие возможность максимальной самостоятельности в их применении. Однако
на сегодняшний день тактические силы полностью исключают возможность в создании
группировок войск на угрожаемых операционных направлениях в целях отражения агрессии
противника. А если коснуться запасов вооружения и военной техники и других материальных
средств, то явно просматривается утрата и мобилизационной готовности страны
4.
Сегодня мы видим, что «отечественные» либералы в реализации планов своих хозяев
более категоричны. По их мнению, даже благодатен мор «отработанного материала».
О последнем вслух говорят редко, но действуют именно в этом ключе. Уже в начале
реформ несколько самых радикальных реформаторов публично провозгласили тезис о
пользе вымирания вчерашних сограждан. Например, А. Чубайс, будучи ещё руководителем
Госкомимущества РФ, говорил о том, что вымирание пятнадцати-двадцати миллионов,
«не вписавшихся в рынок», даже полезно. И вот после изобретения им ваучеризации,
которая лишила сотню миллионов граждан России накопленных сбережений и превратило
их в нищих,
Патриарх Кирилл называет в связи с 55-летием со дня рождения А. Чубайса
«одним из наиболее эффективных руководителей в России» и желает ему «
успехов в трудах, с усердием совершаемых на благо Отечества». Хочу присоединиться к легендарному профессору Дулуману Е.К.
5 и обратиться к гр. Гундяеву Владимиру Михайловичу -
Патриарху Московскому и всея Руси,
предстоятелю Русской православной церкви:
«Ваше Святейшество!»
Вы недавно поздравили с днём рождения олигарха Анатолия Борисовича Чубайса, который
в народной молве является воплощением православно-христианского олигарха, олигархом
из олигархов.
Но почему вы не напомнили рабу божьему Анатолию слова Христа богатому юноше?
Почему это Вы не воспользовались случаем и не посоветовали ему, олигарху их олигархов,
продать свое имущество и раздать тем бедным офицерам, которые вынуждены проводить
беспрецедентную акцию протеста бесквартирных военнослужащих «Построение обманутых
полков», т.к. другим способом докричаться до Верховного главнокомандующего 200
тысяч бесквартирных офицеров не могут?
6
Вот уже много лет раздаётся в России всенародное требование: «Пересмотреть итоги
приватизации!». Скоро уклониться от выполнения этого требования станет уже невозможно.
Ну, а за этим последует признание краха проводившегося политического курса, и,
естественно, возникнет вопрос: « Кто же во всём этом виноват?». В этом разборе
необходимо придать особую значимость в установлении мер наказания за военные преступления
– разбазаривание военного имущества и подрыв обороноспособности страны. В самом
деле, разве можно приравнять их деяния к обычному карманнику или даже убийце.
Имена их всем известны. Действия их согласуются с деятельностью особо опасных
врагов народа и государства. Они полностью соответствуют тяжести совершённых преступлений,
в результате которых:
-
уничтожена Великая страна;
-
разграблено и отдано иностранному жулью общенародное достояние;
-
Россия обречена на иностранную оккупацию, от которой она не может освободиться
до сих пор;
-
большинство народа, лишено своих сбережений, а его жизненный уровень доведён
до низшего предела, едва обеспечивающего физическое выживание;
-
много лет осуществляется геноцид русского народа;
-
систематически развращается народ путём насаждения культа денег, насилия и порнографии,
всяческого его унижения.
Исходя из этого, все содержание учебного процесса академий уже сейчас должно
быть направлено на формирование у офицеров более цельных взглядов на сложный характер
военных, прежде всего боевых действий будущего и глубокое изучение ими наиболее
перспективных форм и способов вооруженной борьбы. Только при таком подходе можно
обеспечить успешное решение важнейшей задачи военного образования — дать базовую
подготовку и сформировать современное мировоззрение военного руководителя, способного
рассматривать войну, операцию (бой) или сражение в целом, т.е. как систему и создавать
новое, а затем четко управлять войсками в самой сложной, быстро меняющейся обстановке.
Вот что необходимо срочно осуществлять, а не навязывать армии «замполитов в рясах»!
Вместе с тем, не надо думать, что священнослужители – все пройдохи и сознательные
обманщики, как полагал Вольтер. Среди них немало порядочных, искренне заблуждающихся
людей. Но то, что они проповедуют о сверхъестественных силах, - неправда. И за
это мы, неверующие и атеисты, их порицаем. Внушать людям заведомо неправду – минимум
аморально. Бог, боги, их занебесные чертоги, ангелы, пророки, души, духи, нечистые
силы, предопределение, ад, райские кущи и прочий набор фантастических представлений
есть мировоззренческое наследие невежественных времен, которое упорно транслируется
в поколения духовнослужителями. И упорно, и серьезно, будто это так и есть в действительности.
А этого ничего нет!
Есть мистифицированная фантастика, закрепленная традицией.
Также у автора вызвало удивление то, что при подготовке военнослужащих, по словам
главы РПЦ МП, «самым главным приоритетом является страх Божий, страх как нравственная категория». Но что стоит такая нравственность и порядок, основанный на страхе? Получается,
что офицеры будут следовать нравственным принципам не по внутреннему убеждению,
а из-за страха. Они могут считать несправедливыми те или иные установления, но
подчиняться им только из-за боязни не угодить всевышнему и навлечь на себя его
гнев. Ни о какой сознательности речи быть не может. Ну а помимо всего прочего,
страх перед карами божьими оказывается очень ненадежным средством в укреплении
дисциплины и правопорядка в силу принципа всепрощения, согласно которому любой
грех может быть прощен, если согрешивший покается перед богом. К сожалению, среди
сидящих в зале генералов, имеющих ученую степень доктора педагогических наук,
не нашлось ни одного, способного объяснить Патриарху Кириллу, что свободное развитие
и воспитание офицера невозможно совместить с духовным гнетом.
Особенно вызвали раздражения сентенции Кирилла относительно краха марксистской
идеологии в нашей стране. Так и хочется спросить новоявленных критиканов марксизма:
известно ли вам более глобально-гуманистическая теория, ориентирующая движение
человечества к его будущему? Нет, вы не можете указать ни на одну из существующих
теорий, которую можно было бы поставить рядом с марксистской. Ее глобальное содержание
фокусируется в планах радикального переустройства всех человеческих ассоциаций
планеты на основе принципов свободы, равенства и братства. Создав экономическое
учение, марксизм раскрыл глаза человечеству на ту социально-экономическую основу,
которая в конечном счете определяет моральные, политические, религиозные, эстетические
и прочие взгляды и уровни осознания бытия, а также идеалы, стремления и деятельность
людей. Человечество всегда мечтало о своем лучшем будущем, но стихийно двигалось
к осуществлению своих идеалов. При всех недостатках марксизм показал, что путь
в будущее сопряжен с коренной перестройкой социального бытия, в результате которой
устраняются частная собственность на орудия и средства производства, эксплуатация
человека человеком и утверждается господство подлинного счастья всех людей, без
их расовых этнокультурных различий. Осуществление этих идеалов не планировалось
с сегодня на завтра. Поэтому марксистскую теорию ни в коем случае нельзя обвинять
в форсировании исторического хода человечества. К.Маркс и Ф.Энгельс нигде не намечали
сроков прихода посткапиталистического общества. Это только хрущевщина могла опошлить
марксизм обещанием наступления коммунизма в поколении 80-х-90-х гг. XX в. За подобную
фантастику марксистская теория не в ответе. Марксизм велик своей гуманной сущностью.
Все его теоретические положения подчинены главному – интересам человека, тому,
чтобы он думал и творил как свободный хозяин своей жизни, поэтому великие поборники
гуманизма подчинили свою деятельность тому, чтобы человек был свободен от эксплуатации,
бесправия, безнравственности, религиозного опиума и прочих унижающих достоинств
человека негативизмов. Отметить достоинство теории марксизма важно. Но еще важнее
приложить ее учение к практике сегодняшнего дня. На этот счет существует по крайней
мере два основных мнения. Одно из них считает, будто марксизм безнадежно устарел
и место ему на свалке истории. Другое мнение более оптимистично, и мы его отстаивали
со всей убежденностью: марксизм устарел в частностях, но не в главном своем содержании.
Мы бы прегрешили против объективного закона диалектики, отрицания отрицания, если
бы из стремнины сегодняшнего социально-духовного движения выбросили марксизм как
эпизодическое явление XIX столетия. Это не так. Практика человечества сегодняшнего
дня показывает, что многое созвучно марксизму и движется определенными марксизмом
путями. Революции еще не исчерпали себя как метод радикальных социальных изменений.
Политические партии не только расширили свои прерогативы, но и лидируют в своем
политическом движении. Социализм начертан на знаменах многих стран мира. Капитализм
все больше обнажает свое ледяное равнодушие к человеку и нещадно грабит население.
Расслоение на полярные социальные полюсы в сообществах чревато серьезными экономическими
кризисами, выбрасывающими на улицу миллионы и миллионы трудящихся. Наступило именно
то время, когда капитализм, чреватый своими неразрешимыми противоречиями, встал
перед лицом перманентных кризисов, захватившим основные страны мира. Все это очевидные
факты, которые прозорливо предвидели К.Маркс и Ф.Энгельс. Это еще раз подтверждает
основательность марксистской теории, которая, глубоко изучив законы социально-экономического
развития, предвидела характер грядущих изменений в современной цивилизации.
Резюмируем сказанное.
Плохую услугу оказывает Вооруженным Силам Российской Федерации возомнивший себя
неким сверхучителем страны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пользуясь
попустительством верховной власти, он откровенно нарушает Конституцию РФ, подменяя
своими деяниями ряд государственных функций, да и фальсифицирует, в частности,
суть нашей Великой Победы над фашистской Германией.
Победили мы не молитвами к богу, а силой советского патриотизма нашего народа!
Не надо наводить тень на плетень, «Ваше Святейшество», у лжи ведь короткие ноги.
Да и грех-то говорить неправду.
Умерьте Отче…
Уйдите лучше в глухой монастырь, замаливая свои неправедные речи!
Сергей Иванеев, КЮН, доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», профессор Академии
военных наук,