О правовой природе шариата и его возможности быть союзником закона в военной организации государства
(«Военно-юридический журнал», № 7, 2013 г.)
Статья посвящена правовой природе шариата и анализу возможной попытки сделать его союзником закона в военной организации государства и светском обществе.
Автор приходит к выводу, что попытка внедрения шариатского права в светском государстве есть один из реальных приемов мусульманских ортодоксов мистифицировать мусульманское право, являющееся правом феодально-клерикальных кругов VIII-XII вв.
Автор убежден, что введение шариата в ряд светских правовых норм для исповедующих ислам в светском государстве станет выполнять идеологическую функцию оправдания наступления ислама на светское пространство, угрожает светским принципам миропонимания и светскому праву в России, т.к. может нанести непоправимый ущерб гражданскому обществу и демократии в России.
«О, шейх, рядящийся в бездумье и тряпьё,
«Лишь правильное мышление есть знание и познание
В конце мая Клуб военачальников Российской Федерации провел в Военной академии Генерального Штаба ВС РФ научно-практическую конференцию по теме «Исламизм и национальная безопасность России».
Открывая конференцию, Президент Клуба военачальников Российской Федерации генерал армии Куликов А.С. обратил внимание участников конференции на актуальность обсуждаемой темы, подчеркнув, что «конференция ни в коей мере не направлена против ислама, как вероисповедания, а призвана, прежде всего, привлечь внимание к проблеме появления радикальных направлений в исламе, которые уже в наше время приобретают неприемлемые формы радикального исламизма в его террористической форме»[1].
«Сегодня из всех существующих угроз наиболее реальная для России - радикальный политический ислам, или исламизм, объявивший в нашей стране джихад», - сказал он.
После ряда знаковых выступлений участников, раскрывающих социальный и политический аспекты распространения исламизма в России, между автором статьи и одним из известных специалистов в области противодействия проявлениям терроризма - членом Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности, доктором юридических наук, профессором Виктором Евгеньевичем Петрищевым завязалась научная дискуссия о месте и роли шариата в светском демократическом правовом государстве.
Автору пришлось высказать свои сожаления на то, что широко известный в России и за ее пределами профессор Л.Р. Сюкияйнен, специализирующийся в области сравнительного правоведения, теории и практики мусульманского права, ранее заявил по этому поводу «…есть Закон «О третейских судах в РФ», есть Закон о медиации № 193-ФЗ и по этому законодательству возможно создание структуры, которые могут быть шариатскими судами, в этом случае применение шариата может быть лучше контролируемым, шариат мог бы быть союзником закона, теоретически нельзя исключать условий создания таких судов в России»[2].
Удивление вызвано тем, что признанный специалист в области мусульманского права профессор Леонид Рудольфович Сюкияйнен сам же нас еще в далеком 1986 году предупреждал в своей книге «Мусульманское право: вопросы теории и практики» о том, что «практика показывает, что в целом в идеологической борьбе мусульманское право выступает главным образом оружием (выделено мной, И.С.) в руках консервативных и даже прямо реакционных сил»[3].
Подтверждением этому служит откровение авторитетного мусульманского законоведа Абу Юсуфа, жившего в VIII веке: «Мусульмане, пока живы, живут за их (зиммииев, – И.С.) счет, а когда мы погибнем и погибнут они, то наши дети будут жить за счет их детей. И так до скончания веков: пока они будут рабами тех, кто исповедует веру ислама, будет существовать ислам»[4].
И говоря об идеологической борьбе, Сюкияйнен Л.Р. тогда был прав, т.к. в связи с сегодняшней активизацией идеологии ислама отмечены попытки усиления влияния пропаганды на мусульманские массы России.
В наши же дни, как ни странно, он, наоборот, видит место шариату в правовой системе России: «властные структуры пока не в состоянии посмотреть на шариат с последовательно юридических позиций и обнаружить в нем правовое начало, которому может найтись место в российской правовой системе»[5].
Профессор В.Е. Петрищев вовремя дискуссии конкретизировал позицию своего коллеги: «Л.Р. Сюкияйнен считает, что ислам необходимо сделать союзником и главным субъектом борьбы с исламским экстремизмом», добавив от себя, что «мораль и нравственность вечные», забывая при этом о средневековых принципах вражды и нетерпимости к немусульманскому миру, освященных Кораном.
Подводя итоги конференции, можно констатировать, что многие сторонники идеи глобального исламского мира посредством радио, телевидения, печати и личных контактов стремятся подогреть религиозно-националистические чувства мусульман в России, гальванизировать идею «святости» мусульманского вероучения.
Острота идеологической конфронтации в современном мире обязывает научных исламоведов исключить нейтралитет и компромиссы в мировоззренческой области, облюбованной противниками социального прогресса[6].
Реально оценивая риски внедрения шариата в России, мы не можем пройти мимо очевидного факта того, что сегодня ислам рвется к мировому религиозному господству и мусульманские ортодоксы в России консолидируются по многим вопросам с зарубежными мусульманскими теологами. Этим самым вызывается неприязнь к исламу со стороны представителей других конфессий и атеистов. Это уже само по себе создает чуждую принципам интернационализма ситуацию разделения на основе конфессиональной принадлежности.
И предоставление исламу, в сущности одной из государственных функций, хотя и попыткой ее «камуфлирования» под «Закон о медиации», подрывает принцип светского государства, которым по Конституции является Российская Федерация.
Попытка внедрения шариатского права есть один из реальных приемов мусульманских ортодоксов мистифицировать мусульманское право, являющееся правом феодально-клерикальных кругов VIII-XII вв.
Возвращение к изжившим себя социально-мировоззренческим позициям есть поступление принципами современной цивилизации, или как замечал Маркс «Le mort saisit le vif! [Мертвый хватает живого!]».
Гениальный К. Маркс совершенно правильно называл феодальное право «кулачным правом», правом сильного. То есть, возвращение к шариатскому праву в условиях современной цивилизации является движением вспять или возвращением к VIII-XII вв.
Таким образом, становится понятным, почему наиболее дальновидные и грамотные наши исламоведы заранее предупреждали РФ и ее политические круги о том, чтобы они не делали опрометчивых шагов и не соблазнялись посулами мусульманских адептов. На их взгляд, позиция с ориентацией на более тесное общение с Западом представляется наиболее перспективной для интересов России[7].
В свое время Гегель обронил гениальное положение: постижение сущности объекта должно начинаться с истории его происхождения.
Кризис родоплеменных отношений и зарождение раннеклассовых отношений явился социальной основой перехода к монотеистической идеи «единого бога арабов» - Аллаха. Возобладание этой идеи, и ее дальнейшая эволюция сакрализовала все, что составляло первоначальные мировоззренческие основы арабов, а затем и всей догматики ислама.
С тех пор как религия приобрела характер превалирующей формы общественного сознания, она вступила в конфронтацию с инакомыслием и научной философией. Эта история продолжается и до сих пор, т.к. достаточно констатировать только один факт: на всем сегодняшнем мусульманском Востоке мы не можем назвать ни одного философа – представителя диалектико-материалистического мировоззрения.
С самых основ ислам находился в конфронтации с инакомыслием.
Поначалу более-менее терпимое отношение к инакомыслию позволялось властью халифов, и об этом могут свидетельствовать мысли и взгляды отца арабской философии Аль-Кинди (ок. 800 – ок. 870), жившего в Басре и в Багдаде, который, обращая внимание на сказочные места Корана, из которых нельзя почерпнуть серьезных знаний, утверждал, что «в нем нет порядка, стиля, изящества или тонкости композиции. С начала до конца он полон противоречий, одна сентенция уничтожает другую, а целое младенчески слабо»[8].
Но это был выдающийся ум, богословие ничего не могло поделать с ним, а затем начинается полоса жесточайшего преследования инакомыслия, которая дошла и до нашего времени.
Нельзя абстрагироваться и от того факта, что, что в отличии от других крупных религиозных систем (иудаизма, христианства), ислам отличается своим тоталитарным характером. Это означает, что он пронизывает принципами своего вероучения всю систему данного общества сверху донизу – от верховной власти до семейного быта. О тоталитарном характере ислама свидетельствует и тот исторический факт, что, никто и никогда не смел выступить против него как вероучения. Можно было сколько угодно порождать мнений, толков, сект, но только в рамках мусульманской догматики и соответствующих морально-этических норм. В противном случае ты воспринимался восставшим против ислама, осуждался по шариату или становился изгоем[9].
Активизация православия в России вполне закономерно спровоцировала оживление ислама вместе с его правосознанием, как религии противостояния православию. Как говорил Ходжа Насреддин, сколько не говори «халва» - во рту слаще не станет. Поэтому, сколько бы ни говорили о «миролюбии» ислама к христианству, истины здесь ни грана.
Просвещение как фактор общечеловеческого прогресса должно иметь приоритет перед ненаучным мировоззрением, в том числе и мистифицированным вероучением ислама. Дело в том, что с позиции науки Коран является книгой, представляемой откровением Аллаха, т.е. мистифицированной богословием. А наука не признает никакой мистификации в силу ее недостоверности, и поэтому идея Аллаха есть иллюзорно-гипостазированная абстракция людьми своих собственных отношений, свойств и изменяющихся идеалов.
Объект познания, ислам, вызывает справедливую критику науки и практики как архаичная система взглядов, принципов и норм поведения. Этот конфликт создает потребность в организации системы научного изучения ислама и активизации гносеологического фронта исследований, подчиненного целям всестороннего обоснования неистинности мусульманского вероучения.
К сожалению, основная масса мусульманского населения воспитана на основе мусульманского традиционализма. Слово объективной правды до простого народа не доходит, а богословие же удерживает массовое сознание на уровне воззрений Корана.
В целом нельзя не согласиться с мнением А.А. Игнатенко – президентом Института религии и политики, членом Общественной палаты Российской Федерации, исламоведом, членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации о том, что «ислам и демократия - несовместимые вещи: либо ислам, либо демократия»[10].
Бытие контрастно в своей сущности.
Социальное бытие в особенности, поскольку здесь место природной стихии уступает фактор деятельности людей, социально-духовные интересы, которые могут не совпадать, и действительно не совпадают. До тех пор, пока человечество не придет к обществу социальной однородности, оно будет контрастировать в идейном и мировоззренческом отношении. Поэтому в современных сообществах, какими бы претензиями они ни руководствовались, нет и быть не может, единства идейно-мировоззренческих концепций.
Однажды, находящийся на посту госсекретаря США американский генерал Александр Хейг (Alexander Meigs Haig), заявил, что «есть вещи поважнее, чем мир»[11].
И в его словах есть доля истины: к огромному сожалению, в России имеют место нарушения конституционного принципа свободы совести со стороны правящей группы, которые проявляются в виде клерикализации светского пространства, в том числе армии и флота, когда под влиянием предоставленной религии разнузданной активизации, наступательность ассоциируется с нелиберальным отношением к религии.
Это не соответствует истине!
Само попустительство не есть либерализм. Оно является соглашательством и популизмом. Подлинный гуманизм предполагает наступательность на религию как на антигуманную в своей сущности позицию пессимизма и откровенную мировоззренческую отсталость.
Объективная интеграция человечества в общепланетарное сообщество уже разрушает регионально-этническую и религиозно-конфессиональную замкнутость. Поэтому сегодняшняя «мусульманская», «христианская», «буддийская» и прочая мораль рано или поздно уступят место общепланетарной морали на основе светских принципов миропонимания и светского права.
Весь наш дальнейший прогресс зиждется не на религии, а на научно-техническом и светско-культурном потенциале, поэтому любые попытки подменить его религиозным мировоззрением есть откат к средневековым вариантам господства ненаучного понимания объективных законов природы, общества и мышления.
При всем уважении к чувствам верующих мусульман мы должны отметить, что духовная и материальная культура исламского Востока во многом уступает уровню современной европейской цивилизации. Отсюда, возникает актуальность всестороннего поднятия культурно-образовательного уровня мусульман до состояния, отвечающего требованиям современной цивилизации, не оставляя их сознания и бытового традиционализма на уровне Средневековья.
Основной средой, в которой формируются мировоззренческие взгляды и религиозные принципы мусульманского сообщества является быт.
Именно там закрепляется совмещения традиционных вероисповедных принципов с принципами сопоставления соответствия общеобязательных в государстве юридических норм религиозным нормам шариата. Поэтому, важнейшей обязанностью армейского воспитательного корпуса является должное разъяснение исторически изживших себя норм и традиций, так называемых бытовых «законов» ислама в условиях современной цивилизации.
Важнейшим акцентом при соответствующим воспитании личного состава армии и флота, и в первую очередь военнослужащих-мусульман Российской Федерации, является изучение основ научного исламоведения.
Таким образом, введение шариата в ряд светских правовых норм для исповедующих ислам в светском государстве станет выполнять идеологическую функцию оправдания наступления ислама на светское пространство, угрожает светским принципам миропонимания и светскому праву в России, т.к. может нанести непоправимый ущерб гражданскому обществу и демократии в России!
В пору борьбы за свое утверждение и до сегодняшнего дня ислам выразил враждебное отношение к инаковерцам и неверию.
Гуманизация современной цивилизации с объективной необходимостью ослабляет позиции ислама в отношении к человеку. Остатки любых религиозных проявлений с их огрублено-идеалистическим содержанием препятствуют утверждению материалистического понимания и этим причиняют существенный вред интересам прогрессивного воспитания нашего многонационального народа.
Сдвинуть разом социально-мировоззренческую махину, ислам, невозможно. Но постепенно ограничивать его активность на основе научного мировоззрения необходимо.
Таково веление времени!
[1] http://www.kvrf.org/press/news/321/
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Иванеев Сергей Васильевич (Москва) – кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» (119992, г. Москва, Проезд Девичьего поля, дом 4).
С.В. Иванеев,
кандидат юридических наук,
подполковник юстиции запаса,
доцент кафедры ВУНЦ СВ
«Общевойсковая академия ВС РФ»,
профессор Академии военных наук
Ты лжив, и лживо рубище твоё…
Снаружи - свет, внутри – кромешный ад.
Снаружи – правоверность, внутри – разврат»
А. Навои
предмета, и поэтому наше познание должно быть научным»
Гегель
[2] http://www.radiorus.ru/issue.html?iid=381376
[3] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: 1986.
[4] Керимов Г.М., «Шариат и его социальная сущность». М., «Наука», 1978.
[5] http://tatar-history.narod.ru/shariat.htm
[6] Петраш Ю.Г., «Культ святых в исламе», издательство «LAP LAMBERT Academic Publishing», Берлин, 2012.
[7] http://vpk-news.ru/articles/6383
[8] История философии. – М., 1940, т. 1. – С. 440.
[9] Мировые религии: происхождение, вероучение, современность / Ю.Г. Петраш. – Обнинск, 2007. – 388 с.
[10] http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=311 Интерфакс - Религия, 02.02.2011
[11] http://pomnipro.ru/memorypage6065/biography
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 7065