Раскрещевание

Законодательство.

По действующему законодательству России (Федеральный Закон о свободе совести от 1997г.) её гражданин имеет право "исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения:" .
Это значит, что вне зависимости от того, какую религию исповедует человек на данный момент, никто не вправе препятствовать ему, если он захочет прекратить исповедование этой религии и покинуть связанные с ней институты, а так же предпринять действия, ведущие его к осуществлению этой цели, если эти действия не нарушают федерального законодательства.
Одним из таких действий, позволяющим гражданину осуществить его законные права на свободу совести, является так называемое раскрещевание.

Аспекты крещения.

Крещение как акт, процедура или обряд имеет следующие аспекты:

1. Символический. Крещение имеет символическое значение, т.е. устанавливает семантическую структуру (отношение между конкретными символами с вещами и событиями). Если рассматривать крещение, как "ритуал перехода", основным символическим значением будет установление нового статуса крещённого человека. Символический аспект тесно связан с рассматриваемыми ниже аспектами.

2. Психологический. Психологический аспект состоит из двух значимых частей. Первая проистекает из социокультурной идентификации с окружающей средой, в том числе с родителями и родственниками. Психоаналитические исследование показали не только существенное значение проекции образа родителей на объекты религиозного поклонения, но и невротическую природу религии (З.Фрейд. "Тотем и табу", "Моисей и монотеистическая религия"). Невротические состояния могут быть напрямую связаны со второй частью - психологической травмой наносимой обрядом крещения - символическим утоплением и лишением родителей.

3. Социальный. Социальный аспект проявляется в коммуникации с группой людей, идентифицирующих себя как "крещёные" - носители определённой религии. Как известно, в царской России "крещённые в православную веру" представляли собой граждан "первого сорта", так как православие было государственной религией, все же остальные религии и их адепты ограничивались в правах или даже уголовно преследовались. В современной России мы наблюдаем тенденции, которые могут привести к схожим результатам. Так или иначе, социальный аспект крещения заключается в том что, пройдя через этот ритуал, человек попадает в социальную группу адептов христианства, становится членом церкви.

4. Магический. Сама процедура крещения включает в себя магические элементы, т.е. элементы, способные изменять сознание и восприятие человека. Разумеется, магическими эти элементы будут лишь для людей, в чьё мировоззрение входят элементы магического мировоззрения в явном или скрытом виде.

5. Религиозный. Религиозный аспект крещения сводится к принятию бога Отца, бога Сына и Святого Духа, как объектов поклонения. Крещение называется духовным рождением

Кроме того, крещения понимается как символ заключения договора с богом (Завета). Для древнееврейской религии таким символом было обрезание, что даёт богословом основание трактовать крещение как "духовное обрезание".
Всё же, основной смысл крещения - это "зачисление" в церковь. Т.е., крещёный человек становится адептом, вынужденным не только исповедовать религию, но и выполнять указания церковных функционеров.

Немного о крещении.

Как правило, крещение должно совершаться священником, желательно при дьяконах и священнослужителях, однако при известных обстоятельствах, крещение может совершить и мирянин-христианин.
Во время крещения крестящий символически отнимает ребёнка у родителей и передаёт восприемнику. Восприемник необходим только один, но их может быть и двое, а в особых случаях, восприемника может и не быть вовсе. Обряд крещения проводится в церкви, но может проводиться и дома.


Обряд состоит из нескольких элементов, среди которых мы выделяем три основных:
формула принятия, процедура утопления и символическое отнятие ребёнка у родителей.
В принципе, такое представление является упрощённой моделью ритуала по Тэрнеру (В. Тэрнер "Символ и ритуал"), в которой ритуальным символам приписывается три основных параметра - экзегетический, операционный и позиционный.

Кроме того, православная церковь требует от своих адептов обязательного крещения всех младенцев в первые 40 дней жизни, запугивая их всевозможными последствиями "отсроченного крещения".

Историческая справка: До революции 1917 года, все дети православных родителей обязательно должны были быть крещены в православную веру. Нарушение преследовалось в уголовном порядке (Угол. улож., от 1903г., ст. 89.). А согласно Указа Св. Синода от 1885 и имперскому "Своду Законов" дети от смешанных религиозных браков, где один родитель - православный, другой - любого другого, даже христианского вероисповедания, всё равно должны были креститься в православие.

Раскрещивание.

Раскрещивание может быть востребовано следующими категориями (по их отношению к религии) людей.

1. Верующими, в случае смены религии. Например, при переходе человека из христианства в язычество.

2. Атеистами, в случае крещениях их в возрасте, когда те не имели возможности воспрепятствовать обряду или же в случае осознанного изменения мировоззрения в том случае, если их мировоззрение изменилось.

3. Не определившимися с мировоззрением людьми.

Итак в зависимости от исходного религиозного состояния человека, его целей, личного понимания значения обряда крещения, могут быть востребованы различные формы раскрещевания.
Для всех форм раскрещевания мы считаем обязательным лишь одно условие - личное, осознанное желание человека выполнить эту процедуру. Исходя из этого и в отличие от религиозного обряда крещения, раскрещевание выполняется человеком лично - он главный исполнитель и главное действующее лицо акта раскрещевания.

Все другие условия и элементы могут изменяться.

Рассмотрим два общих и соответствующие процедуры раскрещивания

1. Если взрослый человек, всю или большую часть осознанной жизни считавший себя атеистом был крещён в младенчестве или детском возрасте, когда он не мог воспрепятствовать обряду крещения, обряд раскрещевания может быть проведён в символическом значении.

Для этого раскрещеваемый должен высказать (исключительно в виде символического поступка) своё неприятие крещения и веры, в которую он был крещён. Например:

"Не принимаю крещения и не верю в христианских богов - ни в "отца", ни в "сына", ни в "духа". Это - символическая формула отказа от конкретных религиозных представлений и принадлежности к группе верующих, которое символизируется крещением.
Для формализации процедуры, можно выполнить её при двух свидетелях, желательно атеистах. Присутствие свидетелей не только формализует раскрещевание, но и придаёт ему дополнительный смысл "социальной ответственности".
В зависимости от фантазии исполнителя процедуры, произносимую формулу раскрещевания можно модифицировать согласно собственному пониманию роли крещения и выполняемой процедуры, равно как и ввести дополнительные символические элементы (скажем, усложнение роли свидетелей), однако увлекаться этим не стоит.

Итак, в этом случае, раскрещевание несёт символический, психологический и, частично, социальный элементы, причём говоря про символический элемент, мы подразумеваем, что раскрещивание символизирует психологическое и социальное неприятие религии и крещения, как символа принадлежности к религии. Самым реально значимым элементом является психологический элемент.

2. Человек проходит раскрещевание исходя из оккультных или магических представлений, с которыми несовместим статус крещённого человека.

Этот случай кардинально отличается от случая атеиста (лучше сказать атеиста-материалиста) тем, что раскрещеваемый подвержен магическим влияниям, в том числе и такого сложного и древнего ритуала как крещение. Для такого человека социальное значение раскрещевания, будет минимальным, символическое значение сохранится и даже усилится, но основное значение приобретёт магический, ритуальный аспект.
Для такого человека мы рекомендуем исполнение (создание) магического ритуала, не столько символизирующего, сколько очищающего от крещения.
Элементы симпатической и гомеопатической магии могут быть введены согласно виду практикуемой магии. Поскольку магические системы различны и многочисленны, не существует универсального варианта процедуры раскрещевания . Тем не менее, мы предлагаем ритуал, который может быть использован в большинстве случаев.

В основе лежит вышеописанная формула отказа, но, особенно для любителей ритуальной магии, мы рекомендуем составить её самим на латыни, греческом или церковнославянском - в зависимости от веры, в которую они были крещены.
Так как магия дело более индивидуальное, чем религия, формула может произноситься и в одиночестве, но мы советуем чьё-либо присутствие.
В связи с данными отличиями, в данной процедуре мы будем говорить о формуле очищения.

Неплохо, если ритуал будет выполнен в соответствующей торжественности случае обстановке.

Сам ритуал должен обязательно включать с "элементы обратным вектором". Так, можно во время произношения формулы три раза плюнуть в воду, или три раза выплеснуть воду на землю.

Под "ритуалами с обратным вектором" мы понимаем такие ритуалы, целью которых является восстановление состояния до проведения исходного ритуала или достижение целей, противоположных целям исходного ритуала.
Элементами ритуала с обратным вектором, является такие элементы, цель или воздействие противоположны элементам исходного ритуала.

Если остался крест, данный при крещении (это большая удача!) необходимо утопить его в воде (вернуть воде), желательно в естественном водоёме - реке, озере, проруби и.т.д. Если креста нет, можно использовать другой религиозный символ - икону, статуэтку христианского божества, Библию. (Примечание: учтите, что иконы в воде не тонут.) На обратной стороне иконы или Библии следует написать формулу отречения.

Формула очищения не обязательно должна содержать (хотя и может) что-либо злобное и/или богохульное. Лучше, если формула очищения будет спокойной и даже, может быть, уважительной. Формула должна содержать простые, символические, возможно иронические - соответственно моменту выражения - "из воды пришёл, в воду и канул", "на те боже, что мне не гоже" и.т.д.

Результаты.

К настоящему времени процедуру раскрещевания прошло 7 человек. Из них:
4 - атеиста; из них 3 крещённых в несознательном возрасте и 1 крещённый в 22 года и 8 лет, идентифицировавший себя ранее православным христианином. Показательно, что "бывший православный" выбрал процедуру более близкую к магической, т.е. использовал в процедуре элементы с обратным вектором.

2 - мага (условно), так же крещённых в младенчестве. 1 - адепт "западной" магии, 1- так называемой тольтекской магии. Надо отметить, что последний самостоятельно сконструировал процедуру раскрещевания с немалой долей здорового юмора.

1 - бывший протестант "всупивший на путь духовного поиска" (по собственному определению).

Все, кроме одного атеиста (для него "ничего не изменилось"), отмечают чувство облегчения и гармонизации, что видимо, связано с элиминацией чуждых их мировоззрению психических элементов, порождённых процедурой крещения.


© Димьян 2002. Все права принадлежат Димьяну Небедному. Распространение, копирование, публикация в СМИ, переписывание от руки и чтение вслух приветствуются по Закону.

Отдельная благодарность: к.м.н, психологу Ольге Смирновой, Владимиру Позднякову и Сергею Яшину, оказавшим содействие в сборе материала и обсуждении результатов.