Роман Садовский

ХРИСТИАНСКАЯ ЛИ КНИГА - БИБЛИЯ?

1

Сама постановка вопроса, вынесенного в заголовок, кому-то может показаться некорректной. Как же Библия может быть не христианской книгой, если вся эта религия на ней и построена? Но если внимательно присмотреться к тому, какие ценности проповедует современное христианство, и к тому, чему учит на своих страницах Книга книг, то все окажется не так однозначно.

Честно говоря, я всегда немного по-хорошему завидовал искренне религиозным людям. Верующие в христианского Бога живут в мире, в котором у них есть небесный Отец, и он о каждом из них думает, заботится, любит, всячески помогает, устраивает все наилучшим образом, не обходя своим вниманием никого. К нему всегда можно обратиться с просьбой о помощи, которую добрый Создатель, конечно же, без сомнения, исполнит, поделиться с ним и горем, и радостью, а когда верующему грозят неприятности, постелит в нужном месте соломки, ибо он безмерно милосерден, и относится к каждому человеку как мать к своему ребенку. Каждую минуту, каждую секунду он рядом с любым из них, готовый поддержать в трудную минуту и направить на путь истинный, если чадо вдруг нечаянно оступилось. Иначе и быть не может, ведь для верующего христианина Бог – это Любовь. Много-много любви, бесконечная, безбрежная Любовь, какая и не снилась никакому человеку.

Ну а верные дети в свою очередь стараются порадовать своего Отца и покровителя в меру сил и возможностей молитвами, прославляющими Его, и соблюдением Его заповедей. А Он тихо радуется там, у себя на небесах, видя все это.

Как-то уютно, тепло и спокойно, наверное, жить в таком мире, где Всевышний, управляющий им, добр и справедлив, и хочет, чтобы все люди были такими же.

Но давайте посмотрим, как сочетается Образ христианского Бога, каким видят его верующие с другим его же образом – из священной книги иудеохристианства, Библии. И здесь мы увидим парадоксальную вещь – бог Библии и Бог современных христиан совсем не одно и то же, а скорее – две противоположности.

Роберт Ингерсолл заметил по этому поводу: "Все говорят о Библии, но никто не читает ее. Может быть, потому и верят". И надо сказать, хорошо, что не читают. Иначе вычитали бы там такое, что перевернуло бы весь их мирок вверх ногами, а жизнь под опекой такого бога перестала бы казаться такой уж чудесной. Да и сам он потерял бы в их глазах весь свой лоск и благостность.

Нет, совсем не случайно средневековое духовенство настрого запрещало читать Библию мирянам. В его действиях была логика. А что, если слишком уж внимательно прочитают, и обнаружат, что рядом с в общем-то, во многом правильными морально-этическими ценностями, которые церковь пыталась внушить людям, опираясь на эту книгу как на высший авторитет, там содержатся и другие, осторожно говоря, не вполне порядочные установки?

Например, как соотносится с христианской моралью такой совет библейского бога Яхве, касающийся предстоящего бегства евреев из Египта, данный им Моисею (причем данный им самим, с глазу на глаз, без посредников, которых можно было бы обвинить в искажении или фальсификации): "Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян" (Исх. 3:22). А чуть далее по тексту:

"И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян" (Исх.12:35-36). В современном уголовном праве подобное деяние квалифицировалось бы как мошенничество на доверии. Но ведь такие советы дает не старый уголовник, учащий молодого, как ловчее кидать лохов, а сам Господь Бог в книге, претендующей на Абсолютную Истину!

Да и вообще вся история Исхода крайне сомнительна с точки зрения христианской морали в современном ее понимании. Вместо того, чтобы найти способ просто, невзирая на упрямство фараона, спокойно вывести евреев из Египта, что при всемогуществе их бога, так часто декларируемой, было бы для него парой пустяков, этот бог устраивает всему, в общем-то, не виновному в фараоновом самодурстве народу Египта десять казней, а в финале убивает всех первенцев, в каждой семье без разбора, причем не только у людей, но и у домашнего скота, который уж точно не был повинен в том, что повелитель Египта не хотел отпускать из страны евреев. А потом еще и топит всю египетскую армию, по приказу фараона отправившуюся в погоню за беглецами.

Зачем такие показательные расправы, если их можно было бы с легкостью избежать, прояви только библейский бог Яхве на то свою волю? Библия дает на это недвусмысленный ответ. Дело в том, что Яхве сам внушает фараону мысль не отпускать евреев и "ожесточает его сердце", чтобы иметь легитимную возможность проявить свое могущество. Он говорит Моисею: "Войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что я Господь" (Исх. 10:1-2).

Так обычно поступают люди с комплексом неполноценности, которые любят самоутверждаться за счет слабых. Не странно ли, что Создатель Вселенной из Книги Книг один в один психологически похож на такого человека?

Кроме того, библейский Яхве проявляет и другие чисто человеческие черты, причем не самые лучшие – например, вспыльчивость, злопамятность, мстительность… Взять хотя бы случай, когда евреи стали поклоняться золотому тельцу, чем привели в бешенство Моисея и его небесного патрона.

"И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень – ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Исх. 32:26-28). Так ли воспитывает своих детей любящий отец?

В таком же духе развиваются взаимоотношения Яхве с избранным им народом и далее. То он устроит своим любимцам в воспитательных целях "язву весьма великую", то отправит их в рабство, то убьет пятьдесят тысяч жителей еврейского города Вефсамиса за то, что кто-то из них заглянул в Ковчег Завета, а то и просто нашлет мор, голод и засухи за излишнее своеволие… Чтобы не расслаблялись.

Если Яхве обращается так со своим народом, то что же тогда говорить про всех остальных! Вот несколько эпизодов из истории завоевания евреями под предводительством своего бога Земли Обетованной: сначала по указанию свыше были перебиты мадианитяне.

"И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола… А жен Мадиамских и детей сыны Израиля взяли в плен, и весь скот их, и все стада их, и все имение их взяли в добычу, и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем. И взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота, и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона.

И вышли Моисей и Елеазар священник и все князья общества на встречу им из стана. И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? Вот они, по совету Валаамову были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору; за что и поражение было в обществе Господнем. Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя"(Числ. 31:7;9-18). Просто образец любви и милосердия божьего по библейски.*

После смерти Моисея еврейских переселенцев возглавил Иисус Навин, который явился достойным продолжателем величайшего из пророков. Когда его армия опять же с божественной помощью взяла Иерихон, они "предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечем… А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и все сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня"(Иис. Н. 6:20;23).

В следующей битве, при городе Гаваоне, бог Яхве не ограничивается моральной поддержкой Иисуса Навина, а сам, лично принимает участие в сражении его войска против союза местных народов, который сложился для отпора израильтянам после резни в Иерихоне: "Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем.

Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их а Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Авиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил своим… И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля" (Иис. Н. 10:10-14).

Такая пристрастность явно не к лицу Высшему Существу, самому Творцу Вселенной, воплощению справедливости и любви – выбрав себе в любимчики один народ, он носится с ним, как с писаной торбой, а всем остальным от него достаются только проклятия и геноцид. Где же справедливость? Ведь все остальные – такие же точно люди, его создания.

Богословы пытаются объяснить такую политику двойных стандартов тем, что только древние евреи поклонялись тогда "правильному" богу, потому что он дал им Откровение. Ну а в чем же в таком случае виноваты те, кто этого Откровения не получили? И кто причина тому, что они его не получили? Сам бог Яхве им этого Откровения и не дал, а потом по этой причине их же обвинил в безбожии и беззаконии, и обрек на уничтожение. Странная какая-то логика у этого библейского бога. Расизмом попахивает.

После славной бойни под Гаваоном Иисус Навин и его последователи под мудрым руководством своего справедливейшего бога совершили еще много подобных "подвигов" и вырезали немало народов, населявших Палестину, но пересказывать их совершенно не обязательно. Тенденция ясна. Лучше дать слово самому библейскому Вседержителю. Устами своих пророков он рекомендует своему народу вещи, весьма далекие от христианских и общечеловеческих моральных ценностей, которые сейчас проповедует Церковь, почему-то, как это ни парадоксально, ссылаясь именно на эту книгу. Например, убивать служителей и проповедников других религий (Втор. гл.13). А пророк Илия претворяет этот завет в жизнь, собственноручно безжалостно зарезав 450 (!) языческих жрецов. Библия классифицирует это деяние как благочестивое и достойное подражания. Если бы современные христиане последовательно придерживались этих принципов, то им не оставалось бы ничего иного, как уничтожать мусульманских мулл, буддийских лам, языческих волхвов и прочих неверных, а заодно с ними и атеистов. Впрочем, что-то подобное в истории уже было, и неоднократно. Не пример ли пророка Илии вдохновлял христиан на бесконечные кровавые религиозные распри в те времена, когда Библию воспринимали слишком буквально и всерьез?

Не менее сурова Библия и в отношении блудодеяния – за пять минут удовольствия по ветхозаветным законам полагалось побитие камнями до смерти (Втор. гл.22). Привет всем любителям романтических интрижек обеих полов!

И еще много всего подобного. "Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя…

Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать доколе не будешь истреблен, - и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что оставил Меня. Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли. Поразит тебя Господь чахлостию, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною; и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь… И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их. Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться. Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца… Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени головы твоей… Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего:

То Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными. И наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе. И всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен"(Втор.28:15;20-22;26-28;35;58-61). Это только десятая часть всех обещаний.

Ну как, все еще уютно жить с библейским богом в небесах? Как видим, Библия чужда и гуманизму, и общечеловеческим ценностям, и христианству в современном понимании этого слова, на которых построены наши моральные императивы, потому что создавалась эта книга в другую эпоху, и в ее основу были положены совсем иные ценности. Поэтому нет смысла ни оценивать библейские тексты с позиций гуманизма, ни гуманизм мерить библейскими мерками, как это часто пытаются делать многочисленные проповедники, призывающие всех "жить согласно библейским принципам". Они забывают об одном – религия, когда-то взявшая за основу эту книгу, в течение двух тысяч лет изменилась до неузнаваемости, а библейские тексты остались прежними. Но ведь мы-то живем уже не в дикие библейские времена. А если бы авторы Библии жили в наше время, напиши они что-либо подобное же, но не освященное тысячелетиями мракобесия, получили бы большие сроки за разжигание религиозной и национальной вражды. Да и еще много за что. В том числе и за жестокое обращение с животными.

Ведь на протяжении всей ветхозаветной истории, еще со времен Авеля бог Яхве предпочитал кровавые жертвоприношения, что, казалось бы, совершенно не к лицу цивилизованному, просвещенному божеству. Зачем Творцу Вселенной, великому и всеблагому, который просто по определению должен быть самодостаточен, жизни и страдания этих несчастных животных? Библия объясняет это в эпизоде, когда Ной выбрался после всемирного потопа из своего ковчега, "и устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал" (Быт. 8:20-21). Другими словами, Яхве зарекся уничтожать человечество не из-за того, что оно ценно для него само по себе, а только потому, что ему нравится нюхать запах паленого мяса от туш, которые сжигают ему в жертву люди. Не очень же далеко ушел он от языческих божеств, которых так любил к месту и не к месту поносить за жестокость.

Выходит, что, скажем, Пол Маккартни со своей женой Линдой, которые, увидев однажды молоденьких ягнят, трогательно игравших друг с другом на лужайке, пришли в ужас от мысли, что этих милых, беззащитных существ ежедневно убивают для того, чтобы они употребляли их в пищу, и с тех пор навсегда отказались от мяса, и стали проповедниками вегетарианства и доброго отношения к нашим меньшим братьям, оказались добрее библейского бога? Мне кажется, что этому богу, которого нам преподносят как образец совершенства, можно было бы поучиться милосердию у Пола с Линдой.

Не отказывался добрый Яхве и от человеческих жертвоприношений, даже требовал их. В Библии можно найти по меньшей мере два подобных случая. Первый – всем известный, с Авраамом и его сыном. В этой истории очень показательно то, что когда Яхве явился к Аврааму с требованием, чтобы он принес ему в жертву своего единственного сына, тот даже не особо удивился или возмутился такому приказанию. Стало быть, изначально ожидал от своего "человеколюбивого" кумира какой-то подобной пакости. Правда, в последний момент Яхве все таки отвел уже занесенную руку Авраама и объявил, что это было только испытанием. "Ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня" (Быт. 22:12)**

Черноватый юмор был у бога Авраама. Подобные шутки свойственны очень жестоким, злым людям, которым нравится, когда их боятся, и упивающимся своими могуществом и властью. Богословы, как правило, до слез умиляются поступком Авраама, но я думаю, что здесь он проявил далеко не лучшие человеческие качества – раболепие, трусость и шкурничество.

Другой подобный случай закончился более трагически. Израильский военачальник Иеффай перед тем, как отправиться в поход на аммонитян дал обет в случае победы принести в жертву своему богу первого, кого он встретит по возвращении в свой город. Получилось так, что встретила его торжественная процессия в честь победителя во главе с его родной единственной дочерью. На этот раз Яхве не стал отводить в последний момент руку палача. Дочь Иеффая была принесена в жертву библейскому богу (Суд. гл. 11).

И наконец, самое знаменитое жертвоприношение богу Яхве – искупительная жертва Иисуса Христа. Подоплеку этого события знают все. Бог-отец послал на распятие теперь уже собственного сына, чтобы искупить первородный грех Адама и Евы, т. е., чтобы умилостивить себя же. Но разве он не мог простить этот сомнительный грех просто, своим волевым решением, не подвергая ради этого мучениям в общем-то, менее всего повинного в той давней истории человека, который к тому же являлся сыном его возлюбленным?

Богословы пытаются оправдать эту жестокость тезисом из Библии, что без пролития крови не может быть прощения (еще один блестящий пассаж). Предположим. Но кто установил такой кровожадный закон? Конечно же, сам Господь Саваоф. Больше вроде бы некому, согласно Библии он у нас один законодатель. И стало быть, как установил, так мог бы и отменить. Ведь он всемогущ. Но нет, он предпочел, чтобы невинный человек умер на кресте. Где же здесь окиян любви? И где элементарная логика и справедливость?

Кроме того, библейский Яхве вовсе не такой всемогущий, всеведущий и последовательный, каким полагается быть настоящему Богу. Перед тем, как устроить Всемирный потоп, например, недовольный поведением людей, он раскаивается, что вообще их создал. "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю я с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо я раскаялся, что создал их" (Быт. 6:6-7).

Как может Бог в чем-либо раскаиваться, и тем более скорбеть по этому поводу? Ведь по идее он знает все, и будущее тоже, и должен был заранее предвидеть, что этим все закончится. И вместо того, чтобы перевоспитать людей, которых любит как родной отец, что при его возможностях было бы несложной задачей, он их просто уничтожает всех поголовно.

После потопа, понюхав жареной плоти, запах которой он так любил, Яхве умиляется и обещает больше не топить людей. И сдержал обещание – он их больше действительно не топил. Он сжег их в Содоме и Гоморре огнем и серой. Перед этим он произносит совершенно неожиданную в его устах фразу: "вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю" (Быт. 18:20-21).

Неужели Господу Богу, который просто по роду своих занятий должен знать все, что было, есть и будет, до мельчайших подробностей, требуется самолично спускаться с небес, чтобы в чем-то удостовериться? Никогда не поверю.

Потом Яхве затевает торг с Авраамом по поводу возможных праведников в Содоме, словно какой-то азербайджанец на рынке, причем оказывается, что его очень легко переубедить (Быт. гл.18). У апологетов Писания эта уступчивость бога Авраама тоже вызывает много восторгов, но на мой взгляд, высшее Существо, уверенное в своей правоте (а иначе и быть не может) должно быть выше того, чтобы торговаться с людьми по поводу своих действий, и менять под их нажимом свои решения.

В другом эпизоде Библия устами пророка Михея описывает, как Яхве по пустяковому поводу – чтобы обмануть израильского царя Ахава собирает целый консилиум: "Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при нем, по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал пред лицем Господа, и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?

Он сказал: я выйду, и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так" (3 Цар. 22:19-22).

Карикатурная сценка. Бог ломает себе голову, как ему ввести в заблуждение несчастного смертного, чтобы послать его на гибель, и в конце концов, ничего не придумав, прибегает к услугам какого-то духа лживого? Не проще ли было бы устроить ему падение с коня? А вообще, если смотреть на Библию непредубежденно, эту историю в духе "Тысячи и одной ночи" нельзя расценивать иначе, как издевательскую клевету на Господа Бога.

Впрочем, это не единственный пример на страницах Библии, когда еврейский бог привирает своему народу. Например, в Египте перед Исходом он обещает им землю обетованную, "где течет молоко и мед" (Исх. 3:17), а на поверку эта земля оказывается куском пустыни, в которой израильский народ, как неоднократно свидетельствует та же Библия, то и дело постигают засухи и голод.

Можно было бы привести еще массу примеров аморального по человеческим меркам поведения библейского бога, но я думаю, что уже вполне достаточно. Более подробно об этом писали Цельс, Вольтер, Гольбах, Лео Таксиль, Марк Твен и другие многочисленные критики Библии.

Вольтер как-то сказал, что не Бог создал человека по своему образу и подобию, а человек его – по своему. Остается добавить, что в случае с Библией он еще и наделил его далеко не самыми хорошими своими свойствами – жестокостью, коварством, мелочностью, тщеславием…

Марк Твен в "Письмах с Земли" писал: "Характер библейского бога настолько противоречив, что в нем нелегко разобраться: ветреное непостоянство и железное упрямство; абстрактные слащаво-умильные слова и конкретные дьявольские поступки; редкие добрые порывы, искупаемые непреходящей злобой".

Как мы видим, главный герой Библии ни по своему могуществу, разуму и всеведению, ни по моральным качествам никак не тянет на роль Всевышнего Бога Абсолютной Любви и Милосердия современных христиан, и не имеет с ним ничего общего. И вообще все говорит за то, что Ветхий Завет – не послание сверхъестественных сил, а древняя мифология ближневосточного племени.

Поэтому всегда, когда заходит речь о христианском Боге, не мешает уточнять, какой имеется в виду – тот, из Библии, или тот, которому поклоняются верующие в наши дни.

Хотя подавляющее большинство теологов и богословов упорно стараются этого не замечать, но противоречие назрело уже давно – наверное, еще с эпохи Просвещения и торжества гуманистических идеалов. И на него все труднее закрывать глаза, так что со временем приверженцам христианской религии, как это ни парадоксально, видимо, придется выбирать между христианством и Библией. Думается, что выбор будет сделан в пользу первого.


* Похожая история произошла позже с царем Саулом. Его бог через посредника – пророка Самуила приказал ему: "Так говорит Господь Саваоф: вспомнил я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостоял ему на пути, когда он шел из Египта. Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла" (1Царств 15:2 – 3). Так царь и сделал, за небольшим упущением: "Но Саул и народ пощадили царя Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все лучшее не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили". Конечно, такое преступное неповиновение не могло пройти мимо внимания Яхве. "И было слово… господа к Самуилу такое: Жалею, что поставил Я Саула царем; ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил" (1Царств 15: 9 – 11). Дальше он пригрозил лишить своего помазанника короны. Пришлось Саулу, чтобы умилостивить своего бога, убить злополучного царя Агага.

**А до этого что, не знал? А как же божественное всеведение?

2

Современную европейско-американскую цивилизацию по старой привычке принято именовать христианской, хотя наверное, намного правильнее было бы назвать ее вольтерианской. Ведь все принципы и базовые ценности, на которых она строится, как-то: гуманизм, общечеловеческие ценности, права человека, и пр. идут отнюдь не от проповедников Единого Бога, а от великих мыслителей и вольнодумцев эпохи Просвещения, каковые, кстати, непрерывно воевали с христианством, бывшим изначально, с момента своего зарождения и по прошлый век, опорой всяческой реакции, нетерпимости и мракобесия. Да и Бог Нового завета, хотя уже не был ветхозаветным истеричным самодуром, но еще очень отличался от образа, сложившегося в коллективном сознании современных верующих христиан.

Впрочем, мы не можем иметь по этому поводу какие-либо претензии к самому Иисусу, поскольку не можем знать, насколько содержание Евангелий соответствует его учению. К сожалению, галилейский проповедник не оставил после себя ни одной строчки, а все Евангелия писались спустя много времени после его смерти, другими людьми, а людям, как известно, свойственно ошибаться. Даже если предположить, что кто-то из авторов действительно был очевидцем описываемых событий, через много лет они вполне могли что-нибудь напутать, приукрасить, и даже просто приврать.* Подтверждением этому может служить то, что существует великое множество разных евангелий – кроме четырех канонических масса апокрифов, и не все они между собой согласуются даже в ключевых, принципиальных моментах, не говоря уже о частностях. Каждый из авторов и соавторов добавлял что-то свое, в соответствии со своими личными представлениями о Боге и его взаимоотношениях с людьми, кто во что горазд. Тексты Евангелий наверняка с течением времени изменялись в угоду теологической, а то и политической конъюнктуре, и именно поэтому в их окончательных вариантах, дошедших до нас, такое множество противоречий, какие нормальный философ, разработавший стройное, последовательное учение, никогда бы не допустил в своей проповеди.

Примеров привести можно немало: в одном месте – "поднявший меч от меча и погибнет (Мф. 26:52), в другом – "не мир пришел я принести, но меч" (Мф. 10:34), и даже – "продай одежду свою и купи меч" (Лк. 22:36); сначала – "почитай отца и мать и люби ближнего твоего как самого себя" (Мф. 19:19), а потом – "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и саму жизнь свою, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14:26).

И подобных взаимоисключающих тезисов можно найти даже в одних только канонических текстах Евангелий великое множество, если, конечно, читать их внимательно и непредвзято.

Подобные же противоречия имеются и в действиях евангельского Христа. В Нагорной проповеди он учит не противиться злому (Мф. 5:39), а сам с бичом нападает на менял, торгующих в храме. Он говорит: "Не судите и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены" (Лк. 6: 37), а некоторое время спустя обрушивается с обвинениями на фарисеев, называя их при этом лицемерами, змеями, порождениями ехидниными, поедателями домов вдов, гробами повапленными, полными нечистот, а также безумными (Мф. гл. 23), хотя несколькими главами раньше утверждал, что "кто скажет брату своему "Рака", подлежит синедриону, а кто скажет "Безумный", подлежит геенне огненной" (Мф. 5:22).

Кстати, если уж речь зашла о геенне – вечные загробные страдания для грешников, так же как и понятие дьявола, противостоящего Богу – чисто новозаветное изобретение. В Ветхом завете, какой бы жестокой книгой он ни был, нет понятия ада и вечного осуждения, да и самого бессмертия души и ее загробного существования – все наказания, так же как и награды, следуют при жизни, и только намного позже авторы Евангелий ввели в религиозный обиход преисподнюю, куда милосердный и человеколюбивый Господь, по их представлениям, отправляет своих непослушных детей. Опять же, не очень-то это соответствует образу милостивого, всепрощающего и любящего христианского Бога.

И наконец, есть среди евангельских рассказов такие, которые вызывают полное недоумение. Например, когда Иисус якобы обзывает собакой женщину хананеянку, которая просила его исцелить дочь. "Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне. Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф. 15:24-26). Вот тебе и "нет ни эллина, ни иудея"!

Неоднозначна с точки зрения христианской нравственности и притча о хитром управляющем, которую можно найти в Евангелии от Луки:

"Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и призвав его, сказал ему: что это слышу я о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь; Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою росписку и садись скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою росписку и напиши: восемьдесят.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лк. 16:1-9).

Этот господин, наверное, был большим оригиналом, если похвалил управляющего за то, что тот так нагло его обворовывал. Автор этой притчи, впрочем, тоже.

И уж совсем не поддается никакой логике история с проклятой смоковницей, которая в изложении Евангелия от Марка выглядит так:

"…Когда они вышли из Вифании, Он взалкал; И увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, подошел, не найдет ли чего на ней; но, пришед к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек" (Мк. 11:12-14). Евангелие от Матфея добавляет: "И смоковница тотчас засохла" (Мф. 21:19). Спрашивается, за что же было проклинать ни в чем не повинное дерево, если двумя строчками выше написано: "ибо еще не время было собирания смокв". Это все равно, как если бы человек искал яблоки на яблоне в феврале, а не найдя, обижался бы не на собственную глупость, а на саму яблоню. Намного разумнее было бы не убивать дерево, а направить свои способности чудотворца в более конструктивное русло и сотворить на нем плоды. Ведь накануне он накормил пять тысяч человек пятью хлебами, так что голод не мог быть для него какой-то проблемой.

Из этих и многих других примеров явствует, что и в Новом завете в лице Иисуса Христа еще нет цельного, убедительного образа того Бога, которому поклоняются христиане начала третьего тысячелетия. Этот, современный христианский Бог появился значительно позднее, в результате сплава двух противоположностей - христианства средневекового образца с гуманистическими идеями, которых во времена, когда писались Евангелия, не было, да и быть не могло.


*Отсюда, вероятно, и совпадения биографии евангельского Иисуса с ветхозаветными пророчествами о Мессии

3

Среди моих знакомых есть очень много порядочных, добрых и честных людей, которые живут вполне согласно современным христианским принципам, но при этом не принимают христианство как религию. Что же мешает им позиционировать себя христианами, если они разделяют морально-этические ценности, провозглашаемые ныне христианскими конфессиями? Ответ однозначен - от религии их отталкивают тексты священного писания, в каждую букву которых, согласно канонам, должен верить не задумываясь, любой христианин, а также мракобесие многих не в меру ретивых церковных деятелей. И их во многом можно понять. Думающему, образованному человеку сложно поверить в то, что, например, по капризу Иисуса Навина на несколько часов остановилось вращение Земли вокруг своей оси (в книге Иисуса Навина дословно сказано, что "остановилось солнце и луна стояла…", но по последним данным астрономической науки не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот), или что кит в Средиземном море (где киты никогда не водились) проглотил пророка Иону, и тот просидел у него в желудке трое суток, после чего так и не переваренный, как ни в чем не бывало, выбрался наружу, и в другие не менее потрясающие библейские чудеса. Все они невольно заставляют вспомнить "Тысячу и одну ночь" – уж слишком сказочно.

Я уже не говорю о еще более многочисленных и удивительных православных чудесах, свидетельства о которых в великом множестве можно встретить на страницах церковной специализированной литературы и периодики, типа деяний святых или рассказов о мытарстывах души.

Когда читаешь подобного рода произведения трудно отделаться от ощущения, что автор держит читателя за полного идиота, впаривая ему с серьезным видом до предела неправдоподобные вещи, и при этом всячески стараясь запугать совершенно сказочными – на уровне тех, что рассказывают друг другу после отбоя в пионерлагере дети – страшилками, явно рассчитанными на крайне необразованных и психически неуравновешенных людей. Конечно, подобные приемчики отчасти достигают своей цели, приводя в церковь какую-то часть особо легковерной и простодушной публики, в основном – женщин пожилого возраста, но это палка о двух концах. Тем же самым они отталкивают от православия и вообще от религии более рациональных людей, уровень образования которых превышает восемь классов, и которые не могут воспринимать подобные брошюрки иначе, как со смехом.

Когда слышишь о чудесах господних, непрерывно творящихся то тут, то там, хочется спросить: а почему эти чудеса сплошь и рядом происходят с людьми невежественными, экзальтированными, склонными к трансу, а частенько – и психически ущербными, а другие за всю свою жизнь так и не сталкиваются ни с одним, даже самым плохоньким чудом? Справедливости ради надо заметить, что то же самое происходит и в области контактов с внеземными цивилизациями, магии, эзотерики и тому подобного. Все эти сверхъестественные явления берут свое начало там же, где и библейские, и православно-католические чудеса.

Но это было бы еще полбеды. Встречаются в Писании вещи и еще более одиозные. Например, в третьей книге Ездры один древнееврейский персонаж обращается к своему богу: "О прочих же народах, произошедших от Адама, Ты сказал, что они подобны слюне… эти народы, за ничто Тобою признанные" (3 Ездр. 6:56-57).

В Ветхом завете имеется еще масса подобных пассажей. Так что не удивительно, что он пользуется столь малой популярностью у людей, которые читали эту книгу в подлиннике, а не в пересказах для детей. Кому же понравится ощущать себя плевком?

Но при всем этом систему морально-нравственных ценностей христианства нашего времени эти люди не отрицают, даже наоборот – живут согласно этой системе, не всегда, впрочем, отдавая себе в этом отчет. Современное христианское учение сейчас отлично согласуется с гуманистическим мировоззрением, общечеловеческими ценностями и социальными потребностями западного общества двадцать первого века. Просто оно уже впало в противоречие со своим собственным первоисточником. Вся проблема в том, что религия, когда-то взявшая за основу древнюю книгу, с течением времени изменилась до неузнаваемости, а текст в этой книге остался прежним.

Поэтому, кажется, христианам есть смысл позиционировать свою религию не как систему догм, а как комплекс определенных морально-этических норм и правил поведения, своего рода жизненную философию, без апелляций к Библии и к церкви. И не заостряться на вопросе, кем был Иисус на самом деле – сыном Божьим, пророком, или просто философом-проповедником. Это все вторично, главное – жизненная позиция.

Подобный пример уже существует. Это – буддизм. Существует буддизм как религия, со своими традициями, обрядами, ритуалами, и есть буддизм как практическая философская система, на которой, например, построены все восточные единоборства. И конечно, не все, кто придерживается буддизма, особенно на Западе, всерьез принимают его религиозную сторону, которая, кстати, тоже зачастую противоречит его духу, подобно тому, как библейские тексты зачастую очень далеки от того христианства, которое мы все знаем.

Можно было бы очень многих людей привести если не в христианскую церковь, то к христианству на практике,* если отставить веру в библейские сказания и всевозможные формальности на второй план, а на первый выдвинуть христианский кодекс поведения. Тем более, если есть настоящий Бог, зачем ему нужна наша грубая лесть? Это ведь не провинциальная актриска, он сам по себе значительно выше как человеческой хулы, так и человеческих похвал.

И тогда, отбросив догматическую шелуху, обновившаяся западная религия получила бы шанс на возрождение в новом качестве – в качестве практического христианства, свободного от библейского наследия.


* И это не парадокс, даже с точки зрения богословия. В учении Отцов Церкви есть такое понятие, как христиане до Христа, к которым были отнесены, например, Платон, Сократ, Аристотель и др. А до Христа – значит, и без Христа, и такими вот христианами по сути, а не по форме, являются и многие современные атеисты.