Несколько слов об Обществе Сознания Кришны

Иван Тимофеев

Морозным декабрьским утром, возле входа в метро, ко мне подошел молодой человек в светлой куртке, светлой вязаной шапке и со стопкой брошюрок в руках. Он протянул мне брошюрку, а когда я взял ее, он попросил пожертвовать немного денег. По сути, оплатить стоимость "подарка". Я высыпал ему в руку всю кучу мелочи, накопившуюся в кармане (мне пофиг, сколько там было, просто карман казался слишком переполненным). В первое мгновение мне показалось, что "даритель" недоволен полученной платой, но затем он, видимо, заметил, что там были не только копейки, но и рубли, и пятирублевики, и недовольство сменилось выражением полной удовлетворенности. Еще он мне пытался что-то втирать про смысл жизни, но мое безразличное лицо явно не располагало к философским беседам, и я спокойно зашел в метро.

В тот день брошюрка оказалась прочитана на 2/3 и густо исписана разными пометками, стрелками, подчеркиваниями и проч. Не было, правда, ни одного восклицательного знака (интересная чужая мысль) и ни одной пометки "моё" (мысль, которая была у меня до прочтения данной книги). Часто встречалась пометка "гы". Тем не менее, я готов проанализировать брошюрку вполне серьезно.

Называлось сие творение "Совершенные вопросы. Совершенные ответы". И содержало оно стенограммы бесед американца Боба Коэна с основателем Общества Сознания Кришны "его божественной милостью" А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Разумеется, и американец был далеко не атеистом, и беседы наверняка были отредактированы с тем, чтобы из всех вопросов оставить только "совершенные". Но все равно меня привлекло то, что это было не обезличенное изложение каких-либо религиозных догматов, а живые беседы. Беседы, в которых порой всплывали на поверхность весьма интересные моменты.

Прежде всего о личности Прабхупады. У меня сложилось впечатление, что это был человек много думающий, постоянно сомневающийся. И, вероятно даже, ни во что не верящий. Но способный дать другим смысл жизни, заразить их какой-то верой. По сути, это "белая ворона". Такой человек резко отличается от других, и эту непохожесть другие способны трактовать двумя способами. Вариант первый: этот человек социально активен, он учит других, как надо жить. И обычные люди задумываются: а по какому праву, собственно, не похожий на нас человек учит нас? Вероятно, потому что он божественен, совершенен. И надо стремиться к этому (недостижимому) совершенству. А второй вариант такой: этот человек социально не активен, и при этом не похож на других - и другие начинают считать его чужаком, низводят до уровня ничтожества. То есть "белые вороны" способны занимать в обществе лишь две позиции: либо ничтожества, либо божества.

Как функционирует организация (не важно, религиозная или политическая), где имеется подобный вождь? Прежде всего: члены такой организации мыслят исключительно категориями своей (созданной вождем) субъективной реальности, в которой все упорядочено, все объяснено, все разложено по полочкам и выстроено в какую-то иерархию. Но действовать-то им приходится в объективной реальности, явления которой очень часто не вписываются в их представления, входят в противоречие со всеми этими иерархиями и объяснениями. И вождь служит для них связующим звеном, мостом между двумя реальностями - объективной и субъективной. Он устраняет противоречия, дает объяснения явлений, не вписывающихся в представления членов организации. Он перекодирует информацию, получаемую из внешнего мира, на язык своих последователей.

Объяснения, даваемые вождем явлениям из объективной действительности, могут быть противоречивы. К примеру, в одном месте Прабхупада клеймит существующую систему образования и говорит о том, что на уроках естествознания надо говорить не о порядке проведения химических реакций, а исключительно о Кришне. Однако в другом месте он ссылается на научные данные в качестве аргумента ("Наши тела меняются каждое мгновение - это установленный медициной факт"). Еще в одном месте он говорит, что мы живем в материальном мире и не можем пренебрегать его законами; а тот, кто пренебрегает ими - глупец. Налицо явное противоречие: если на уроках естествознания говорить только о Кришне, только о духовной жизни (и этого, по словам Прабхупады, достаточно для познания мира), то откуда же люди узнают о законах материального мира, которыми, по его же словам, глупо пренебрегать? Объясняется это противоречие очень просто: цель вождя - дать в каждом конкретном случае объяснение, удовлетворяющее слушателя, устраняющее не нужную организации мыслительную активность, устраняющее в его мозгу какое-то противоречие между субъективной и объективной реальностями. В одном случае для этой цели годится одно объяснение, а в другом - другое, м.б. прямо противоположное первому.

Из чего состоит субъективная реальность, создаваемая вождем для своих последователей? Прежде всего, это система кодировки информации. Некий священный язык, или просто необычные дополнения к существующему языку + специальные термины, используемые исключительно членами этой организации. В кришнаизме присутствуют все три элемента. Священным языком является санскрит. Необычные дополнения - это добавление различных фонетических значков к русским и латинским буквам, якобы с целью наиболее точной передачи звучания слов на санскрите. Например "Кришна" пишется как "Кршна" с добавлением точек под буквами "р" и "н". Ну а уж специальных терминов там предостаточно - прасад, майа, санньяса, и проч. В итоге формируется некий новояз, предназначенный как для различения своих и чужих, так и для направления мыслей верующих в нужное организации русло.

Второй элемент субъективной реальности, создаваемой вождем в умах членов организации - это картина мира. Четко упорядоченная картина. Прабхупада несколько раз повторяет, что она основана не на догмах, а на знаниях и фактах. Впрочем, основанием для отнесения той или иной информации к "знаниям" является ее соответствие "Бхагават-Гите". То есть это все-таки догмы. Но Прабхупада бравирует термином "знание" ради придания своим словам веса - как, впрочем, и представители других религий.

Итак, что входит в эту картину мира? Из всего индуистского пантеона оставлен, по сути, только Кришна. Другие боги если и упоминаются, то вскользь. Именно Кришна обозначается словом "Бог". Явно видны попытки превратить политеистическую религию в монотеистическую. Кришна объявляется владельцем всего сущего, источником всего, и даже утверждается, что все сущее - неотъемлемая часть Кришны. Правда, в другом месте говорится, что люди ушли от Кришны и должны, умерев праведными, избавиться от цепочки перерождений и вернуться к нему. Еще в одном месте допускается, что люди обладают некоторой свободой воли. Налицо противоречие: как можно быть вне Кришны, обладая свободой воли, и одновременно являться его составной частью? :)

Далее, четко прослеживается принцип "Quod licet iovi non licet bovi". В мошенничестве нет ничего хорошего, но если мошенничает Кришна - то это прекрасно. Для человека творить зло недопустимо, но Кришна - источник всего, в т.ч. и зла. В христианской терминологии - это бог и дьявол в одном лице. "Ишвара - наделенный властью - может делать все, что угодно, но мы не должны ему подражать. Мы должны следовать его наставлениям". Разумеется, этот принцип распространяется и на социальное устройство: низший не может даже обсуждать действия высшего - он обязан исполнять его приказы, какими бы они ни были.

Также в картину мира входит представление о реинкарнациях - перерождении в новом теле. От нынешней жизни человека зависит, какое тело он получит в следующий раз. Число перерождений бесконечно, и прервать эту цепь возможно лишь прожив однажды очень праведную жизнь - то есть, по сути, став фанатиком Общества Сознания Кришны.

Ну и наконец третьим элементом субъективной реальности является четкая иерархия всех людей. Ну, впрочем, не совсем четкая - противоречия в словах Прабхупады иногда обнаруживаются. Тем не менее, иерархия присутствует. На вершине иерархии - вождь (духовный учитель, гуру). Он считается представителем бога, Вождю надо всячески угождать: "Если вы доставляете удовольствие представителю Бога, то тем самым доставляете удовольствие Богу". А чтобы доставить удовольствие вождю, надо выполнять все его указания, какими бы они ни были. Вождь совершенен: Прабхупада высказывает такую мысль, что учить других имеет право лишь тот, кто сам достиг совершенства. Поскольку он - верховный учитель, то он и самый совершенный из всех. Вождь безгрешен: болезни и страдания обычных людей объясняются их собственными грехами, а вождь страдает исключительно из-за греховных поступков его учеников.

Вторая ступень иерархии - члены Общества Сознания Кришны, достигшие "санньясы", т.е. отречения от мирской жизни. Третья, четвертая и пятая ступени - это члены ОСК более низких "ступеней духовной жизни". Различия между этими ступенями не столь важны. Важно то, что человечество в представлении кришнаитов делится на две части: члены ОСК ("преданные") и прочие люди. Члены ОСК:
(а) вплотную приближаются к совершенству уже в силу самого факта вступления в эту организацию. "Нужно стремиться стать преданным, а не хорошим поваром. Преданный же станет и искусным поваром, это произойдет само собой". Иногда Прабхупада даже называет членов своей организации совершенными людьми (а сам в таком случае оказывается "самым совершенным");
(б) только они способны достичь такого уровня праведности, при котором наступит "освобождение", т.е. после смерти они не родятся заново в каком-то новом теле, а воссоединятся с богом. "Когда человек полностью предается Кришне, он больше не возвращается в материальный мир. Однако если у преданного есть какие-нибудь недостатки, вполне вероятно, что он опять вернется сюда. Но даже несмотря на эти недостатки, он родится в хорошей семье";
(в) только они имеют право кого-либо чему-либо учить;
(г) "нельзя чувствовать себя счастливым, не находясь в сознании Кришны".

По поводу всех остальных людей Прабхупада высказал две противоречащих друг другу версии. В одном месте он говорит: "Фактически, тот, кем руководит Иисус Христос, безусловно, достигает освобождения". Но зато во многих других местах он утверждает совсем иное:

1)
Боб: "А что можно сказать о тех, кто не знает о существовании Бога, но..."
Шрила Прабхупада: "Это животные. Животные не знают, что такое благо. Человек, который не знает Бога или не пытается постичь Его - просто животное. Только у животного четыре ноги, а у этого две".

2)
Боб: "А что можно сказать о человеке, который пытается поступать правильно и добросовестно выполняет свой долг? Например, честный слуга, который верен своему господин, и который, зная, что может обмануть его, оставшись безнаказанным, все-таки остается честным..." <...>
Шрила Прабхупада: "Если человек не знает, что такое честность, как он может быть честным?" <...>
Боб: "Значит, невозможно быть честным, не имея знаний о Боге?"
Шрила Прабхупада: "Да, потому что все принадлежит Богу". <...>
Боб: "Сейчас я думаю о своих знакомых, не преданных Кришне. <...> Они мало что знают о Боге, но все же достаточно честны, чтобы ничего не брать у других людей. Они стараются быть честными по отношению ко всем. Будут ли они..."
Шрила Прабхупада: "Они не крадут у других, но крадут у Бога".
Боб: "Значит, эти люди порядочны наполовину?"
Шрила Прабхупада: "Совсем непорядочны".

3)
Никаких различий между людьми, не вступившими в ОСК, Прабхупада не видит: "Мы считаем, что любой человек, если он не имеет понятия о Кришне, лишен каких-либо достоинств. Ни чести, ни знаний у него нет, поэтому он - человек третьего сорта". Еще в одном месте можно встретить такую его реакцию по поводу "Недели протеста против жестокого обращения с животными": "Они объявляют войну жестокости и в то же время содержат тысячи боен". Такое впечатление, будто протестуют те же самые люди, которые содержат бойни. :))) Всех людей "внешнего мира" он сваливает в одну кучу и клеймит как врагов.

Примечание: По сути, это можно расценить как разжигание социальной и религиозной розни. Не понимаю, почему деятельность Общества Сознания Кришны до сих пор не запрещена в России.

Ну и напоследок пара приколов:

Шрила Прабхупада: "Кришна" означает "всепривлекающий".
Боб: "А есть люди, которых Кришна не привлекает?"
Шрила Прабхупада: "Нет, Он привлекает всех. Кого не привлекает Кришна? Приведите пример: "Вот человек или живое существо, которого Кришна не привлекает". Попробуйте найти такого".

Шрила Прабхупада: "Возьмем, например, солнце: оно испаряет мочу. А вы можете проглотить мочу? Если вы хотите подражать солнцу: "О, солнце поглощает мочу, почему бы и мне не выпить ее?" Можете ли вы это сделать?"

Иван Тимофеев
12 декабря 2004 г.