БИБЛИЯ : За, За, За -
И ПРОТИВ.

Если кто добавит что-либо до слов Библии,
Тому Бог добавит язвы в земной жизни
и муки в аду на том свете;
Если кто отнимет что-либо от слов Библии,
У того Бог отнимет жизнь земную
и даже заслуженную им жизнь в раю.
(См.: Апокалипсис, 22:18-19;
Второзаконие, 4:2; 12:32
Притчи, 30:6;
Иеремия, глава 36;
Послание к галатам, 1:8)

 

Часть 7.

БИБЛИЯ, Марк ТВЕН, его “Размышления о религии”:
(Мораль Бога Ветхого Завета и Бога Нового Завета).

 

 

Возлюбленные! Не всякому духу верьте,
Но испытывайте духов: от Бога ли они,
Потому что много лжепророков появилось в мире.

(1-ое Иоанна, 4:10)

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите. -
Как поверите, если буду говорить вам о небесном?

(Евангелие от Иоанна, 3:12)

СОДЕРЖАНИЕ:

І. Старые и новые слова о Библии.

ІІ. Место Марка Твена в мировой литературе и в атеистической пропаганде.

III. Марк ТВЕН. Размышления о религии. Глава первая:

§1. По сравнению с библейским Богом Нерон – ангел света и совершенства.
§2. Вероломство библейского Бога по отношению к первому человеку.
§3. Низкопробные понятия Бога о справедливости и правосудии.
§4. Не милосерден, не нравственен и не Отец.
§5. Две половинки Бога Нового Завета.
§6. Ущербность земной половины христианского Бога.
§7. Бог Ветхого Завета – личность ужасная и отвратительная, но более последователен Бога Нового Завета.

IV. Афоризмы Марка ТВЕНА

1. Старые и новые слова о Библии.

Более двух тысяч лет читаются и почитаются библейские книги Ветхого Завета (иудейский Танах); свыше 18 столетий читаются и почитают библейские книги Нового Завета. В 4-5 столетии нашей эры христианским духовенством были отобраны и на церковных соборах канонизированы книги Нового завета. В 10 столетии нашей эры духовенством иудаизма были отобраны и канонизированы книги Ветхого Завета (Танах). С тех пор в содержание этих книг не вносилось каких-либо существенных изменений, а в иудейском Танаха не была изменена ни одна буква. Следовательно, на протяжении 18-22 столетия ничего нового в этих книгах не появлялось, поскольку они оставались неизменными. Но, несмотря на это, содержание изменялось в толковании и перетолковании применительно к новым условиям, к новым требованиям, к новым лицам или как говорил Салтыков-Щедрин, “применительно к подлости”.

О самой Библии и о ее содержание на протяжении веков писали богословы и атеисты, популяризаторы и научные исследователи. В результате, можно сказать, Библия рассмотрена со всех благожелательных к ней и неблагожелательных к ней сторон. Труд прошлых веков обильно используются богословами, В православной церкви, например, на Библию и сейчас смотрят сквозь призму писаний так называемых “Святых отцов”. Более того, ряд богословов, будучи приперты к стенке атеистической критикой, увертываются от нее ссылкой на то, что по тому или иному больному для святости Библии уже давно написали “Святые отцы”, если брать их всех вместе, не столько истолковали “правильно” Библию, сколько добавили к ней еще и еще своих противоречий и заблуждений. Во всяком случае, во взглядах на Библию между “святыми отцами” больше нелепостей и противоречий, нежели нелепостей и противоречий в самой Библии. Но все равно, творение прошлых веков и давних богословов проповедники религии не игнорируют, а используют во всю. В этом отношении нам, идя за логикой идеологической борьбы, надо в критике религиозного мировоззрения и библейских легенд так же обильно использовать достижения в этом отношении атеистов прошлого. Не будет же каждый атеист, приступая к критике религии сам от начала и до конца создавать эту критику. Богословам Бог велел, а нам грех не воспользоваться достижениями прошлого.

Не следует думать, что атеистическая критика религии и Библии устарела. Конечно, в свете новых научных достижений там что-то надо исправить, чем-то новым добавить. Но, не скажите… Там многое и многое совершенно не устарело, а если устарело, то устарело только настолько, насколько устарело, к примеру, религиозное мировоззрение, устарело содержание и текст Библии. Не больше и не меньше. Если проповедники религии говорят, что Библия – вечная книга, то и атеистическая критика Библии – это критика Вечной Библии, это критика – вечная. Наша задача донести до верующих уже имеющуюся вечную атеистическую критику вечного содержания Библии. И когда в наш адрес такие устаревшие, хотя и новоявленные, богословы, как диаконишка Кураев со своим духовным сыном Сергеем Королевым да их единоутробными единомышленниками говорят об устарелости атеизма, то пусть они сначала посмотрят на меру устарелости своей религии и своей Библии. Они, при этом ссылаются на какие-то новые находки, новые сочинения да новые открытия. Но ведь все подлинно новые находки, толкования и открытия еще и еще раз подтверждают извечную истину атеизма: Бога нет, а Библия – сумбурное, примитивное и сплошь ошибочное произведение невежественных сочинителей. Да, появились, к примеру, новые научные изыскания в области библеистики, но они только подтвердили, так сказать, вполне земное происхождение Библии, показали, что ничего сверхъестественного в ней нет, А по всему по этому, критика содержания Библии не устарела, поскольку остается тем же старым содержание Библии.

На протяжении веков накопился солидный золотой фонд атеистической критики Библии. Которая до сих пор не устарела и опровергает Библию с тем же успехом, с каким она опровергала ее 100 – 200- 500 – 1.000 и 2.000 лет тому назад. А поэтому нам, атеистам, не разумно было бы искать только какие-то совершенно новые элементы критики Библии и новые подходы к критике содержания библейского содержания, хотя таковых мы, атеисты, никогда не чураемся.

Церковники стараются, чтобы эта критика, научное объяснение Библии не доходило до верующих. В католической церкви до сих пор считается богохульством самому верующему толковать Библию. Это, мол, прерогатива благодатных попов да глубоко изучивших Библию католических богословов, которые смотрят на верующих, как на библейских евнухов, которые “ничего не разумеют, если пастыри не наставит их” (Деяние, 8:31).

Вот, в последнее время появилось множество новых так называемых харизматических церквей, в которых каждый глава того или иного течения объявляет, что ему только что сам Бог открыл, как понимать то или иное место в Библии… Но такие “харизматики” влияют только на совершенно экзальтированных и темных верующих, которые, как правило, сами не читают Библию и ожидать подобного чтения с ясным объяснением только от своего, посланного ему от самого Бога, проповедника. Это, говоря словами Библии, ленивые верующие рабы(Матфея, 25:26), ленивые утробы (Титу, 1:12).

И как бы они “святые отцы”, новоявленные кураевы или “харизматические” пастыри не толковали Библию, ее содержание от этого никак не изменится. Что там написано пером, то не вырубишь топоров, не вылижешь змеинным языкоблудием богословских толкований.

Но еще не усохла утроба, порождающая ублюдков религиозных утопий. Вера в Бога и Библия еще не сданы в безвозвратные и не реабилитированные архивы истории. А поэтому противоядием религиозным болячкам и горячечному бреду действенно служат как старые лекарства, так и вырабатываемые культурным прогрессом новые построения. Но все же никак нельзя обойтись только новейшими лекарствами, поскольку основная масса религиозного бреда лечится все же испытанным на практике атеистическим лекарством. Им надо вооружать современных воинствующих атеистов, его надо всячески доносить и преподносить верующим для просветления их замутненного религией сознания.

Вот почему, критика веры в Бога и критика Библейского текста будет устаревать только по мере устарения веры в святость нерушимого текста Библии. А поэтому надо использовать атеистические произведения прошлого таких видных атеистов, как И.А.Крывелева, аббат Лаузи, И.Д. Амусин, Бруно Бауэр, Людвиг Фейербах, Иммануил Кант, Р.Ю.Виппер, Вольтер, Ярослав.Галан, Поль Гольбах, Дени Дидро, Артур Древс, Зигмунд Фрейд, Р.Г. Ингерсолл, А.П.Каждан, С.И.Ковалев, М.С. .Беленький, Я.А. Ленцман, Жан Мелье, Степан Тудор, Г.В. Плехаанов, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Арчибальд Робертсон, Бертаран Рассел, Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше, И.И.Скворцов-Степанаов, Лео Таксиль, М.И. Шахнович М.И., Давид Штраус, Шарль Эншлен, Амборосио Донини, Зенон Косидовский, Александр Осипов, Давид Юм, Емельян Ярославский, Луначарский и многих, многих других.

Сегодня мы предоставляем посетителям нашего атеистического сайта возможность познакомится с атеистическими мыслями Марка Твена (Mark Twain) - псевдоним Самуэла Клеменса (Samuel Clemens), родившегося в 1835 и умершего на 76-м году своей жизни в 1910 году.

ІІ. Место Марка Твена в мировой литературе и в атеистической пропаганде

Марк Твен – классик мировой литературы и в тоже время самый американский из всех американских деятелей культуры. Он родоначальник собственно американской литературы. Англоязычный мир, а вместе с ним и творческая интеллигенция Европы пытается увидеть отличительные черты американского характера таким, какими его начал описывать Марк Твен.

Свое первое произведение, небольшую повесть “Галантный пожарник” (A Gallant Fireman) Марк Твен опубликовал в издаваемом его родным братом журнале “Западный регион” (Western Union) в 1851 году. Повесть до настоящего времени была бы начисто забыта, если бы ее не написал будущий Марк Твен. Марку Твену сенсационную известность принесли и утвердили две его последующие книги: “Торжественно прыгающая лягушка из графства Калаверас” (The Celebrated Jumping Frog of Calaveras County), опубликованная им в 1865 году и “Наивные вне своего дома” (The Innocents Abroad), опубликованная им в 1869 году. Эти книги впервые были подписаны псевдонимом “Марк Твен”, что означает “Двойная – двенадцатифутовая – глубина под килем”. (В нашей литературе его псевдоним иногда истолковывается как “Марк Близнецы”, что неверно.) Неувядающую мировую славу Марку Твену принесли его книги: “Приключение Тома Сойера” (1876) и примыкающая к ней “Приключение Гилькберри Финна” (1884), “Принц и Нищий” (1882), “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” (1889), и, конечно, его основное произведение – “Трагедия Уильсона, главы семейства Паддингов” (The Tragedy of Pudd'nhead Wilson – 1884). Марк Твен оказал огромное влияние на творчество многих писателей США, особенно на Хименгуэйя и Фолькнера.

Здравый смысл, гуманизм, антирасизм и атеистических дух царят во всех без исключения произведениях Марка Твена. Юмор и сатира писателя органически сочетаются с изяществом стиля и глубокомыслием. Выражения из его произведений, личной переписки и застольных бесед сразу ставали достоянием гласности и органически входили в народное творчество. При жизни, как и после смерти, Марка Твена рисовали усатым красавцем, с неизменно трубкой в зубах и произносящим сентенции. Марк Твен продолжал плодить сентенции и после своей смерти. Сейчас исследователи творчества классика мировой и американской литературы собрали эти перлы народного творчества и издали в виде Энциклопедии под названием “То, чего Марк Твен на самом деле не говорил”.

После своего семидесятилетия Марк Твен заявил, что наконец-то он может говорить и писать все то, что думает, не боясь никаких для себя последствий, и начал писать свою “Автобиографию”, ряд острых сатирических атеистических – можно даже сказать: воинственно атеистических! - произведений, которые, щадя религиозность своей семьи и друзей, завещал опубликовать через 25-50-100 лет после своей смерти. Все эти произведения впервые и полностью были опубликованы только в 1962-1965 годах.

Из прижизненных атеистических произведений Марка Твена следует назвать его блестящую критику в сочинении “Христианская наука” модного в то время движение сайентологии, которая предлагала лечить все болячки, преодолевать все неприятности и добиваться жалеемого успеха только сосредоточенной, “научно” составленной молитвой. Этой работой писатель обидел свою дочь Климентину, которая была человеком религиозным и приверженцем сайентологии. При жизни писателя была опубликована его работа, в которой он подверг нелицеприятной критики учение мормонов (Церковь святых последнего дня). Было опубликовано также произведение: “Путешествие капитана Стромпфильда в Рай”. На протяжении 1901-1902 годов Марк Твен пишет обширное сатирическое произведение под названием: “Тайная история Эддипии, Мировой империи” (The Secret History of Eddypus, The World-Empire), в котором рисует трагическое и комическое состояние государства, в котором, паче всякого чаяния, господствующее положение заняла религия. Современные исследователи считают, что этим сочинением Марк Твен вдохновил Оруэлла на написание антиутопии “1984”.

Но наиболее острые атеистические произведения написаны им после 70 лет. При этом он сообщал своим будущим читателям: “Я все время помню, что говорю из могилы, потому что буду мертв прежде, чем эти мои книги увидят свет, Но из могилы я говорю охотнее, чем языком живых, и вот по какой причине: я могу это делать свободно!”

В Советском Союзе, кроме отдельных произведений, издано 12-томное собрание сочинений Марка Твена. В нем имеются основные атеистические произведения писателя. Но после 1962 года, после публикации по завещанию новых произведений, последние публиковались отдельными изданиями или сборниками. Последний из таких является сборник “Дневник Адама”, Издательство политической литературы, Москва, 1982 года, 295 страниц. Мы из этого издания воспроизведем в настоящее время только одну главу из сочинения Марка Твена “Размышление о религии”.

Переводить и читать Марка Твена – одно удовольствие. При этом надо учитывать, что Марк Твен писал для американских читателей, которые отлично знали Библию, христианское вероучение. К сожалению (или к счастью?) у бывших советских граждан таких богословских знаний нет. А поэтому буквальный перевод (или еще хуже – “кальковый”) часто не доносить до нашего читателя всей глубины и всей сатирической мысли писателя о религиозном учении. А поэтому, воспользовавшись уже наличным переводом, мы еще раз сравнили его с оригиналом, учли уровень восприятия наших читателей и внесли некоторые расширения в передачу мыслей на русском языке, а в крайних случаях сделали некоторые примечания.

Итак, как говорится: “С богом!”. - Приступайте к чтению золотых мыслей о религии классика мировой литературы.

III.

Марк ТВЕН.

Размышления о религии.

Глава первая.

§1. По сравнению с библейским Богом   Нерон – ангел света и совершенства.0)

Христианская Библия рисует образ Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, - это в основном портрет человека исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов; портрет личности, с которой теперь – когда Нерон и Калигула уже давно скончались - не захотел бы водить знакомство ни один порядочный человек на свете. Все, изображаемые в Ветхом Завете деяния Бога, говорят о Его злопамятности, несправедливости, мелочности, мстительности. Он только то и делает, что карает: карает за ничтожные поступки с тысячекратной строгостью1); карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чем не провинившихся граждан страны за проступки их правителей; снисходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев.

Более гнусного и обличительного жизнеописание личности Бога, чем в Библии, нигде в печатном виде не существует. Начитавшись о Боге в Библии, начинаешь считать Нерона ангелом света и совершенства.

§2. Вероломство библейского Бога по отношению к первому человеку.

Жизнеописание библейского Бога открывается рассказом о его чудовищном вероломстве; вероломство является лейтмотивом всей книги. Ее начало, наверное, было придумано в детской пирата – настолько оно мерзко и в тоже время младенчески наивно.

Адаму, читаем во второй главе книги Бытия, было запрещено вкушать плод некоего дерева. Первому человеку, вышедшему из рук Творца всего несколько дней тому назад, без тени улыбки сообщается, что в случае неповиновения он умрет. Как можно было ожидать Всеведущему Богу, что такая угроза произведет на Адама хотя бы малейшее впечатление?! Ведь Адам в то время был взрослым мужчиной лишь по внешнему виду. А по знаниям и по жизненному опыту он не превосходил двухлетнего младенца, только что научившегося сносно говорить. Адам не мог знать, что такое “умереть”, что такое “смерть”. Он ни разу в жизни не видел ни одной мертвой твари. Он ни разу перед этим не слышал о смерти. Это слово не имело для него никакого смысла или значения. С таким же успехом Бог мог пригрозить тем, что если человек съест запретный плод, то немедленно превратится в меридиан, - Адам одинаково не мог бы понять ни божественной угрозы, ни последнего слова.

§3. Низкопробные понятия Бога о справедливости и правосудии.

Можно было не сомневаться, что жиденький интеллект, измысливший эту достопамятную угрозу, сопроводит ее всякими другими пошлостями, основанными на весьма низкопробных понятиях о справедливости и правосудии. Так оно и вышло! Было объявлено, читаем в Библии, что все потомки Адама, то есть все человечество, до скончания века будут нести кару за нарушение вздорного закона, который был сообщен родоначальнику рода человеческого еще до того, как он, родоначальник, вышел из пеленок. В течение неисчислимых тысячелетий все без исключения люди, один за другим, подвергались и подвергаются неустанной травле и всяческим бедам в наказание за обыкновенную детскую шалость, которую богословы вслед за Библией называют “грехом Адама” или “первородным грехом”...

И на протяжении всего этого бесконечного времени никогда не было недостатка в раввинах, в папах римских, архиереях, священниках, пасторах и мирских раболепных душах, которые восторженно прославляли это позорнейшее преступление Бога, провозглашали Его неизреченно справедливым, праведным и осыпали непрестанно Творящего зло такой грубейшей и беспардонной лестью, что кто угодно, кроме библейского Бога, услышав нечто подобной, отвернулся бы со смущением и гадливостью...

Хотя долгая привычка к лести и закалила наших восточных монархов, даже они не могли бы снести раздающихся по воскресеньям в храмах бесстыдных восхвалений, которые библейский Бог выслушивает самодовольно и удовлетворительно.

§4. Не милосерден, не нравственен и не Отец.

Мы, не краснея, называем нашего Бога источником милосердия, хотя отлично знаем, что во всей истории не найдется ни одного случая, когда Он на самом деле проявил милосердие. Мы называем Его источником нравственности, хотя Его история и его повседневное поведение, о котором нам свидетельствуют наши собственные чувства, неопровержимо доказывают, что Он абсолютно лишен даже какого-либо подобия доброты или нравственности. Мы называем его Отцом, и при этом не в насмешку, хотя мы прониклись бы ненавистью и отвращением к любому земному отцу, если бы он подверг своего ребенка хотя бы тысячной доле тех страданий, горести и жестокости бед, на которые наш Бог обрекал их ежедневно в течение всех столетий, прошедших с той минуты, когда совершилось это великое преступление, - когда Адам съел яблочко.

§5. Две половинки Бога Нового Завета

Христианское представление о Боге – это нелепое и смехотворное смешение идей. Мы разделяем Бога пополам. Одну половину этого Бога мы оставляем в глухом уголке земли, где он полностью посвящал себя заботам о спасении крохотного племени евреев, и никого больше, - о чем говорится на всех страницах Евангелия. А вторую половину Его мы садим на небесном престоле, откуда Он с тревогой, любопытством и презрением посматривает на все человечество вниз, со сладострастием ожидая Последнего Дня, - о чем говорится на всех страницах Нового Завета.

Мы с благоговением, достойным гораздо лучшего применения, изучаем историю первой половины Бога и вопреки всяческим правилам логики и морали делаем заключение, что эта, первая половина христианского Бога в образе Иисуса Христа, исправилась, приобрела в Новом Завете высокие моральные качества и всяческие добродетели, утратила какое бы то ни было сходство со своей ветхозаветной, злобной половиной Бога. Мы считаем, что первая, в образе Иисуса Христа, половина правосудна, милосердна, добра, кротка, исполнена всепрощения и сострадания к мукам человечества, которые она старается смягчить и уничтожить. Но ведь и в этой, земной, половине новозаветного Бога сидит его прежняя, ветхозаветная часть, которая на страницах Нового завета проявляется в описаниях ада - озера из огня и серы, в котором тем из людей, которые не удосужились признать только Его единственным Богом, не крестились в имя Его и не поклоняется ему должным образом, - гореть в “гиене огненной” веки вечные. И гореть будем не только мы, уведомленные об этом нашими христианскими проповедниками, - все миллиарды людей дохристианских и нехристианских поколений обречены на эту ужасную судьбу, хотя они всю свою жизнь до самой смерти никогда даже краем уха не слышали о новозаветном Боге и выдвинутых Им условиях спасения себя от уготованных им этим милосердным и любящим Богом вечных мучений. Подобный пример милосердия Бога Нового Завета следует назвать блистательным. Как далеко этим земным дикарям и кровожадным лесным хищникам!

От имени Нового Завета нам велено до семижды семьдесят раз на день прощать ближнего своего; радоваться и быть благодарным, если после благочестивой жизни наша душа на смертном одре не успеет вырваться из нашего тела прежде, чем священник доберется до нас, чтобы второпях, при помощи своих бормотаний, свечей и песнопений снабдить ее, нашу душу, пропуском в царство небесное. Этот пример неисчерпаемой готовности прощать также можно назвать блистательным.

6. Ущербность земной половины христианского Бога.

Богословы нас уверяют, что две половины нашего Бога (Земной Иисус Христос и сидящий на небесном престоле Бог) разделены только по виду, а на самом деле они остаются единым целым и равно могущественны, несмотря на разделение. И вот земная половина – Иисус Христос; тот, кто оплакивает страдания человечества и хотел бы их уничтожить и вполне способен их уничтожить в любой момент, когда это ему заблагорассудится, - удовлетворяется тем, что от случая к случаю возвращает зрение слепому, вместо того, чтобы вернуть его всем слепым; от случая к случаю исцеляет калеку, вместо того, чтобы исцелить всех калек; разок угощает завтраком пять тысяч человек и предоставляет миллионам голодать по-прежнему. И все это время евангельский Иисус Христос наставляет бессильного человека избавлять всех своих ближних от зол, которые сам Бог навлек на них и которые Он - пожелай Он того – мог бы уничтожить единым словом, выполнив тем самым свою прямую обязанность, коей он пренебрегал с начал времен и будет пренебрегать до скончания веков. Он воскресил из мертвых несколько человек. Совершенно очевидно, что Он считал это очень хорошим поступком. Но в таком случае было бы нехорошо ограничиваться только пятью-шестью людьми; ему следовало бы воскресить всех остальных мертвецов. Сам я этого делать не стал бы, так как считаю, что мертвецы – единственные люди, которым можно позавидовать; а упомянул я об этом лишь мимоходом, как об одном из тех странных противоречий, которыми переполнено все библейское священное писание.

§7. Бог Ветхого Завета – личность ужасная и отвратительная, но более последователен Бога Нового Завета.

Хотя Бог Ветхого Завета – личность ужасная и отвратительная, он, во всяком случае, более последователен. Он не делает вида, будто обладает какой-нибудь моралью или какими-нибудь добродетелями, - разве что на словах. В Его поведении невозможно найти и следа чего-либо подобного. На мой взгляд, он несравненно ближе тому, чтобы быть достойным уважения, чем его исправившееся “Я”, столь бесхитросно разоблачаемое в Новом Завете. Ничто в истории – даже во всей Его истории, взятой в целом, - и отдаленно не может сравниться по зверской жестокости с изобретением ада.

Ветхозаветное “Я” кажется самой добротой, кротостью и порядочностью по сравнению с Его “исправившимся” земным и небесным “Я” Нового Завета. На небесах Он, ветхозаветный Бог, не претендует на все достоинства и действительно не обладает ни одним – если не считать того, что он приписывает себе на словах. А новозаветный Бог претендует на обладание всеми и каждым достоинством из всего каталога достоинств, однако делом он доказывает их лишь изредка, весьма скаредно, и кончил тем, что одарил нас всех адом, который разом уничтожил все его фиктивные достоинства.

  1. Афоризмы Марка ТВЕНА

Когда читаешь Библию, больше удивляешься неосведомленности Бога, нежели Его всеведению.

Прежде, чем начинать молебен о дожде, ознакомься с прогнозом погоды.

Христианская религия – ужасная религия. В морях невинной крови, которые были ею пролиты, могли без помех разместиться все флоты мира.

Отнюдь не способность рассуждать создает пресвитерианина, баптиста, методиста, католика, магометанина, буддиста или мормона, - их создает среда.

Выполни свой долг сегодня, а покаяться успеешь завтра.

Не оставляй только на завтра то, что можешь оставить на послезавтра.

Не рассказывай о своей рыбалке людям, которые знают тебя; особенно же не рассказывай о рыбалке тем, кто знает, что такое рыба.

Время – деньги. Но геологической время никакими деньгами не является.

Меня упрекают в том, что в моих произведениях много воды и мало крепкого вина. Это справедливо: ведь воду пьют все, а крепкое вино - только алкоголики.

Совершенные девушки проживают только в книгах.

Есть такие виды морали: мораль политическая, мораль торговая, мораль церковная и просто мораль.

Самыми честными существами в мире верующий считает себя и Господа Бога.

Ничто так не побуждает к воровству, как страшная бедность и большое богатство.

Собаку могут испугать тысяча блох, но тысяча собак не запугают одну блоху.

Классическую литературу каждый хочет приобрести, но не каждый хочет прочитать.

Человек, который не читает хороших книг, не имеет никакого преимущества перед тем, кто совсем не умеет читать.

Идеальная жизнь состоит из хороших книг, хороших друзья и отзывчивой совести.

Я написал “Тома Сойера” и “Гилькберри Финна” исключительно для юношества. Но я ошеломлен тем, что некоторые берут пример с моих литературных героев. Запачканное в молодости сознание никогда не отмоешь дочиста за всю оставшуюся жизнь.

(Продолжение следует)

Дулуман Е.К.

Примечания

0) Раздел главы на параграфы и их названия – наши. – Е.Д.

1) Устав ждать возвращения Моисей с горы Синая, евреи сделали себе золотого тельца и решили помолиться ему, как Богу. За это Бог уничтожил 3 тысяч евреев (Исход, 32:28); за то, “некто из сынов израильских привел к себе в спальную некую мадиамитянку” Бог “поразил 24 тысячи ни в чем неповинных евреев (Числа, 25:9) и множество подобных описаний.


Изложенный выше материал может свободно копироваться, размножаться, использоваться проповедниками религии, простыми верующими и неверующими безо всяких ограничений.