КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НОВОЙ ВЛАСТИ
Владимиру Путину необходимо решить проблемы с исламом и оформить отношения государства с Православной Церковью
Максим Шевченко

Между Путиным и Алексием II нет недопонимания.
Фото АП

ПОБЕДА Владимира Путина на выборах вынуждает нас вернуться к оценкам той сферы внутренней политики нового президента, которая имеет отношение к религиозной жизни России.

Почти за год, в течение которого он занимал последовательно посты премьер-министра и и.о. президента, Путин выступил с рядом статей, дал несколько обширных интервью, поучаствовал в интернетовских конференциях. Не так давно о нем была выпущена довольно толстая книга. Стараниями двух ведущих телеканалов вряд ли о ком-либо из претендентов на пост главы государства было рассказано столь дотошно.

События в политической жизни страны, связанные с именем Путина, также позволяют достаточно четко представлять, какое место в ней отведено так называемому религиозному вопросу. На то, что это место заметное, указывает и одно из первых деяний Путина после победы на выборах - подписание указа о продлении регистрации религиозных организаций. Этот шаг, с одной стороны, свидетельствует о неизбежности последовательной либерализации политики государства в отношении тех конфессий (в первую очередь протестантских), которые не играют существенной роли в его жизни. С другой - толерантный подход к религиозным вопросам позволит Кремлю смелее выдерживать критику Запада по поводу нарушения прав человека.

Но есть две религии, с которыми Путин неизбежно должен считаться, - ислам и православие. Приоритетность решения проблем с исламом диктуется чеченской войной.

Ислам и ЧеЧнЯ

Подъем политической карьеры Путина проходил на фоне разгоравшейся второй чеченской войны, для идеологического обоснования которой федеральной стороной неоднократно и в разных масштабах предпринимались попытки задействовать религиозный фактор.

Пропагандистские ошибки начала войны, разворачивавшегося под знаменем борьбы с ваххабизмом, привели к тому, что международное исламское общественное мнение настроено сегодня резко антироссийски.

Для Путина стояла и стоит задача исправления последствий перегибов, допущенных его информационными структурами. Сегодня чеченские исламские радикалы все чаще именуются просто "бандитами" и "террористами". Для поддержки этой позиции активно привлекаются лидеры российского ислама.

Начиная с осени прошлого года Путин начинает активные публичные встречи (в присутствии СМИ) с руководителями отечественных мусульман. В составе путинского блока "Единство" в Думу впервые в истории России проходят пять депутатов общенационального движения "Рефах", выступавшего под исламскими лозунгами.

С начала 2000 г. в электронных СМИ резко возрастает объем положительных передач, посвященных жизни последователей Мухаммеда. Курбан-байрам превращается в праздник федерального уровня: Путин встречается с единой делегацией муфтиев, преподнесших ему саблю, поздравляет граждан России исламского вероисповедания с праздником жертвоприношения Авраама.

Противоположная (масхадовская) сторона давно уже придала войне характер "священного джихада", ведущегося мусульманами против напавших на них "неверных". Путин несколько раз обсуждает с теми, кого власть считает авторитетами в исламском мире России (включая и верховного муфтия Чечни Ахмад-хаджи Кадырова), возможности отобрать у чеченской оппозиции пропагандистскую инициативу. Со своей стороны российские муфтии выражают поддержку политике государства на Северном Кавказе.

Вместе с тем обострилась борьба за право представлять мусульман перед лицом власти, ведшаяся последние годы уфимским муфтием Талгатом Таджуддином, претендующим на звание Верховного муфтия России, против сторонников московского муфтия Равиля Гайнуддина. Таджуддин обвиняет своих противников в ваххабизме и пытается сорвать организуемое ими широкое празднование 1400-летия (по лунному календарю) начала исламской проповеди на территории Российской Федерации. Власть пока предпочитает не замечать официально борьбу муфтиятов, используя их противостояние в своих интересах и не оказывая никому явного предпочтения. В частности, потому, что все муфтии так или иначе связаны с политическими лидерами или политико-экономическими группировками ключевых экономических и нефтегазоносных регионов, оказывающихся и одновременно регионами, считающимися "исламскими" (Татарстан, Башкирия, Урал, Западная Сибирь). Согласование региональных интересов является важнейшей государственной задачей Путина, и "исламский фактор", практически несущественный на общероссийском уровне, начинает играть важную роль на уровне отношений Центр-регионы.

Вообще говоря, количество мечетей и духовное влияние того или иного муфтия - вещи разные. Но поддерживать тлеющий фитилек угрозы сепаратизма с "исламским оттенком" лидеры соответствующих регионов могут именно за счет наличия "своего" муфтия. Равно как и Центр, который поддержкой "альтернативного" муфтия может сводить эту угрозу на нет.

ОтношениЯ с Русской Православной Церковью

Последнее время по Москве усиленно циркулируют слухи, целью которых является создание образа нового президента как православного человека. В подтверждение этому приводятся достоверные сведения о том, что он "знает Символ веры и регулярно исповедуется и причащается". Мы не можем утверждать, так ли это, и полагаем, что в любом случае это личное дело Владимира Путина. Похоже, что в этих слухах более, чем сам Путин, заинтересованы некие "консервативные патриотические силы", надеющиеся на покровительство власти.

Но эти силы, полагающие, что православие неизбежно должно лечь в основу общероссийской национальной идеологии и что Путин якобы собирается этому способствовать, серьезно ошибаются.

Власть не может не учитывать, что идеология патриотизма под вывеской православия потерпела в течение последних лет сокрушительное политическое поражение. Ни один депутат, шедший в Думу под подобными лозунгами, в нее не попал. И, напротив, нельзя не отметить, что в рядах "Единства" прошла в Думу Российская христианская демократическая партия (РХДП) Александра Чуева, к РПЦ и "православной идеологии" не имеющая никакого отношения.

Синод РПЦ решительно поддержал политику Кремля в отношении Чечни, призвав милосердно относиться к военнопленным. Если в свое время церковное руководство так и не подняло вопроса о предании земле сотен неопознанных трупов солдат первой чеченской войны, лежавших в моргах Ростова-на-Дону и других городов больше года после ее окончания, то сегодня панихиды по погибшим проводятся повсеместно, в том числе и на самом высоком церковном уровне, даже при отсутствии твердой уверенности в том, что все убитые крещены в православной вере.

Русская Православная Церковь вполне устраивает власть в качестве авторитетной общественной силы, не связанной официально с политикой. Согласие же почти со всеми инициативами государства, кроме непосредственно затрагивающих их интересы, есть начиная с 1943 г. одна из отличительных особенностей официальных структур РПЦ. Нарушать эту симфонию созданием каких-то "православных партий" или поддержкой "православных политических проектов" Кремль явно не собирается.

материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000
Опубликовано в Независимой газете от 12.04.2000
Оригинал: http://religion.ng.ru/facts/2000-04-12/1_aspects.html