Религиозный смысл событий 11 сентября

20 октября - 40-й день со времени трагических событий 11 сентября в США. Открывая сайт "Религия в России" в канун этой скорбной даты, мы попросили представителей разных религиозных традиций, представленных в России, рассказать нам, в чём они видят религиозный смысл и какими им представляются последствия событий 11 сентября с точки зрения их религии. Особое поминовение усопших на 40-й день после их кончины - христианский обычай. Однако этот обычай, как, например, христианское летоисчисление, получил всемирное распространение. И в 40-й день, вспоминая жертв терактов в США, среди которых были христиане, мусульмане, иудеи и, вероятно, неверующие, мы свидетельствуем о важности для нас религиозной памяти о них. Памяти, которая для тех, кто принимает религию всерьёз, является знаком вечности и бессмертия человеческой души. Неслучайно в христианских храмах при поминовении усопших возглашают им "Вечную память" - память, достойную и соразмерную той вечности, о которой напоминает нам религия в современном беспокойном и торопливом мире.

1. В чем Вы видите религиозный смысл событий 11 сентября в США?
2. Молитесь ли Вы о жертвах террористических актов в США?

Михаил Рогожников, главный редактор Национальной информационной службы Страна.Ru:

Как бы ни пытались участвующие в нынешнем конфликте стороны уходить от того факта, что происходит столкновение стран христианских со странами мусульманскими, - от этого трудно уйти. Все страны, которые Соединённые Штаты называют в числе своих потенциальных противников, "страны, поддерживающие терроризм", - все они, как назло, именно исламские и никакие другие. И напротив, большая и наиболее активная часть антитеррористической коалиции - страны христианские.

США основывались вообще чуть ли не как теистическое государство. По крайней мере, те люди, которые основывали США, были настроены, как бы сейчас сказали, религиозно- фундаменталистски. Причём именно в талибском варианте религиозного фундаментализма (талибы, как известно, - религиозные реформаторы, люди, которые пытались отсечь от ислама всё лишнее; точно так же, как протестанты в своё время пытались отсечь всё лишнее от Католической церкви). Фундамент современной Америки заложили люди, настроенные в религиозном отношении весьма экстатически. И союзники США сегодня, включая и Россию, это всё христианские страны, так или иначе разделяющие христианские ценности, называемые ими общечеловеческими. Великобритания, как известно, вообще является теократией, в которой монарх одновременно и глава Англиканской церкви. Россия - православная страна, где православие воспринимается государством как основная из традиционных религий.

Разумеется, в коалицию вошли и страны нехристианские - Узбекистан и Пакистан. У Пакистана просто не было выхода, его в эту коалицию загнали силой, под очень большим давлением. Неизвестно ещё, чем это кончится. Пакистан - это котёл с закрытой крышкой. Эта крышка может слететь в любой момент. А что касается Узбекистана, то у него большой опыт долговременного пребывания в составе христианской державы. Кроме того, в Узбекистане ислам не имеет столь прочных позиций, как во многих других странах Центральной Азии. В Узбекистане есть Горно-Бадахшанская область, где население более ревностно исповедует ислам, и эти люди не поддерживают политику Президента Каримова. И от них там тоже ожидают определённой угрозы.

Хотя в какой-то мере это, конечно, и вопрос терминов. Поиск новых терминов является весьма актуальной задачей. Возможно, если удастся найти новые термины, то это будет отчасти решением проблемы в отношении такого понятия, как "исламская угроза". Но пока эти термины не очень просматриваются.

Что касается сакральных аспектов этой проблемы, то здесь я не стал бы говорить в категориях наказания Запада за какие-то его грехи. Все наказаны. По-видимому, по заслугам или, точнее, по грехам. Но это вопрос особый.

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, и.о. председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата:

1. Всякая скорбь есть посещение Божие и призыв к покаянию.

2. Каких-то специальных чинопоследований мы не совершаем, но о всех страждущих мы молимся ежедневно. Особо мы их не выделяем из общего числа. Когда "Курск" тонет, то плачет вся страна, а когда убивает трёх милиционеров в Чечне фугасом, то даже пол-страны не плачет, хотя ценность этих жизней одинакова. Цена человеческой жизни не зависит от интенсивности показа по телевизору. Поэтому молиться надо обо всех. И о тех мирных жителях, которые в Афганистане погибли, и о тех людях, которые были в самолётах в США. И даже о тех, кто знал, что это произойдёт и не пришёл на работу - именно потому что знал. Об этих больше всего нужно молиться, поскольку им хуже всех. А что касается призыва к Святейшему Патриарху Алексию совершить панихиду по жертвам террористических актов в США, то такую панихиду совершил митрополит Американский и Канадский Феодосий от имени православных Америки. Это было вполне уместно. Прошла информация (не знаю, насколько точная), что в синагогах должны были проходить поминальные службы о жертвах, но потом их отменили в Америке, потому что среди жертв оказалось очень незначительное число приверженцев иудаизма. Православных среди жертв было тоже совсем мало. Но Церковь молится "о мире всего мира". Мы не можем же сказать, что родственники жертв террористических актов более несчастны, чем родственники милиционеров и простых парней, погибающих в Чечне, или дети, оставшиеся без родителей в Афганистане. Ценность человеческой жизни абсолютна. И в этом надо руководствоваться совестью, здравым смыслом и Священным Преданием.

Николай Шабуров, кандидат культурологии, доцент, директор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета:

Во-первых, ещё по-настоящему не осмыслена роль ислама в современном мире, как и проблема взаимоотношений ислама и современной развитой цивилизации. Следует избегать двух крайностей - с одной стороны, взрыва исламофобии; с другой стороны, попыток апологии происшедших событий.

То, что сейчас принято называть политическим исламом, в последние десятилетия действительно занимает очень агрессивную позицию по отношению к современной развитой цивилизации. А то, что по отношению к такому исламу не было выработано единой позиции, объясняется, вероятно, и тем, что современный Запад не представляет собой единого целого.

Но в то же самое время позиция политического, радикального, можно сказать экстремистского, ислама в какой-то степени растворена в исламе в целом, в исламе как таковом. Ислам представляет собой некий континуум, где всё взаимосвязано. Мы должны были бы, не становясь на позицию враждебности к великой мировой религии, в каких-то принципиальных вещах определиться уже давно. Скажем, занять гораздо более ясную позицию, когда была произнесена фетва в отношении Салмана Рушди. Понятно, что никому не хотелось это делать, казалось, что это всего лишь судьба одного человека, всё это представлялось внутренним делом ислама, но теперь понимаешь, что то, что происходило в отношениях Запада с исламом, очень похоже на то, что происходило в 30-е годы - попытки договориться с Гитлером, Мюнхен и т.д. Вот и здесь были события подобного плана. Взять хотя бы недавнее разрушение буддийских памятников, которые являются общечеловеческим достоянием, такие вещи не являются внутренним делом Афганистана. Хотя и было произнесено общее осуждение, но в целом реакция была достаточно вялой. И это в то время, когда в исламских странах определённые нормы и модели поведения по отношению к Западу навязываются очень жёстко.

Возможно, я не сказал бы всего этого до событий 11 сентября, но теперь сложилась уже совсем иная перспектива. Это не означает, что противостояние носит межрелигиозный характер. Современный западный мир - это мир секулярный. Поскольку же сегодняшний мир столь разнообразен и многомерен, мы сталкиваемся и с новыми опасностями. Нужно срочно выравнивать, например, уровень экономического развития разных регионов, иначе разрыв между ними просто уничтожит цивилизацию. Конечно, это дело нескольких поколений.

Идеологи ислама должны правильно воспринимать новизну сложившейся ныне ситуации.

Иеромонах Григорий (Лурье), клирик Российской православной автономной церкви (РПАЦ):

1. Наиболее важный религиозный смысл, как мне кажется, следует из антропологического. 11 сентября - напоминание, если кто забыл, что никакая другая человеческая сила не способна противостоять силе человеческого ума. Поэтому одинаково невозможно (сколько-нибудь надолго) построить ни общество антиутопий с тотальным контролем за жизнью каждого, ни общество, способное гарантированно защищать жизнь своих граждан. Война будет на земле всегда, и ее риск будет оставаться риском для всех. Для православного же человека в этом нет ничего нового, ни, тем более, ничего страшного. Совсем наоборот. Можно даже сказать, что православный - это тот, кто, увидев перед собой очередного Голиафа, скорее, способен успокоиться, удобно почувствовав себя на месте Давида. Бояться надо другого - когда чувствуешь собственную силу, думаешь, что у тебя есть то и то, а завтра будет еще больше...

2. Молиться о упокоении их душ необходимо, но этого нельзя делать в церковном богослужении, которое может относиться лишь к православным христианам. Иначе получится экуменизм, т.е. хула на Святого Духа. Этим никому на том свете не поможешь. Общественная деятельность Церкви, посвященная памяти этих людей, лучше всего проявилась бы в благотворительности, а еще лучше - в помощи тем, кто потерял близких, и для кого теперь весь мир опрокинулся.

Юсуф Акопов, доктор исторических наук, профессор:

1. Беда в том, что здоровые и умеренные силы в современном исламе, грубо говоря, "прошляпили" тот момент, когда можно было помешать экстремистам беспрепятственно укрепляться и расширять свое влияние. Момент упущен безвозвратно. Теперь для традиционного ислама религиозный урок, который необходимо извлечь из событий 11 сентября, заключается в том, что необходимо не реагировать на действия еретиков от ислама, а предотвращать их тем, что мы наладили бы нормальную цивилизованную систему исламского просвещения, причем международную систему. Когда всякому, кто соприкасается с миром ислама, прежде всего говорили бы: "Смотри не перепутай: вот ислам, а вот его извращения экстремистами разного толка". Вот тогда можно будет на что-то реально влиять.

2. Молиться о жертвах - долг каждого мусульманина перед Всевышним. Мы должны молиться об убитых 11 сентября постоянно. Что и происходит на самом деле. Я уверен, что множество мусульман в России и по всему миру считают самым главным делом для себя сегодня молиться от всей души о жертвах трагических событий в США.