Проф. Дулуман Е.К. -
доктор философских наук,
кандидат богословия

Конспект курса лекций по философии
(для студентов высших учебных заведений)

Т Е М А 2.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Оглавление:

1. Разнообразие философской мысли и логический основания ее классификации.
2. Проблемы соотношения духа и материи в философии.
3. Методологические подходы к постижению мира.
4. Средства мировоззренческого постижения мира.
5. Идея Бога в философии.
6. Количество глубинных основ мира.
7. Философия в системе типа культуры.
8. Индийская философия.
9. Китайская философия.

Литература:

Дулуман Е.К. Конспект аудиторного курсу лекций.
Киев. НАУ, Ксерокс. 1998.
(Тексты курса - в читальных залах НАУ.)

Философские словари и энциклопедии, учебники и учебные пособия
по курсу философии разных годов и разных издательств.

Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. М., 1988.
Введение в философию. Часть І-я. М., 1990.

 

1. Разнообразие философской мысли и основания ее классификации.

По проблемам мировоззрения философия предлагает нам самые разнообразные ответы, поскольку разнообразным является мир, в котором мы живем, разнообразным является и положение каждого из нас в этом мире. Наряду с этим каждая отдельная философия (философское произведение, учение отдельного философа или всей философской школы) не может ни объять все проблемы мировоззрения, ни дать по какой-то одной мировоззренческой проблеме исчерпывающий ответ или, как говорят сами философы, "предложить нам Абсолютную Истину". Конечно, философия стремится к исчерпывающему ответу в последней инстанции. Если бы она не стремилась к этому, то кому и зачем нужна была бы такая философия? Но в действительности, каждая философия (произведение, школа) обычно затрагивает только определенную (или определенные) проблемы и к решению ее подходить с определенных позиций, с определенным методом исследования и таким образом приобретает свои неповторимые или характерные черты конкретности. Как мы уже знаем, философское мировоззрение - это теоретический тип мировоззрения со всеми принадлежащими ему особенностями. Но кроме всего этого каждое философское произведение - это проявление индивидуального и неповторимого мировоззрения того или иного философа, а поэтому несет на себе отражение неповторимой личности философа. И сколько есть оригинальный философских произведений, столько есть оригинальных и неповторимых философских мировоззрений. А поэтому знакомится с философией можно путем изучения философских произведений.

Фридрих Энгельс как-то даже говорил, что научится философствовать можно единственным способом - чтением философских книг. С этим утверждением можно, с одной стороны, согласится, а с другой, отрицать его правомерность. Без чтения философских произведений, действительно, нельзя стать философом, но и одного чтения философских произведений совершенно недостаточно для того, чтобы самому писать философские произведения или стать философом. К тому же, всей жизни одного человека не хватит только для того, чтобы с пониманием перечитать - не говоря уже об изучении! - все сочинения наиболее выдающих философов.

Хотя на начальных этапах развития философской мысли с философией знакомились только путем чтения произведений философов. На протяжении веков накоплялся количество и объем философских произведений и для их изучения и усвоения необходим был научно-педагогический подход до них.

Как и в каждой науке изучение философских произведений началось со сбора материала и его упорядочения: отбор по определенным признакам и распределение по группах, - то есть его классификация. Проделанная работа дала возможность определить общее и отличное в разных философских произведениях (разных авторов философских произведений) и таким образом сопоставить их несопоставимое - неповторимость мировоззренческого содержания каждого философского произведения. Все это дало возможность глубже и конкретнее изучить саму философию, определить сущность решения философией мировоззренческих проблем.

Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято группировать (классифицировать) по таким показателям (признакам):

По содержанию решения философией мировоззренческих проблем. Здесь имеется в виду, что именно говорит философ или его школа по поводу тех или иных мировоззренческих проблем; что нового по сравнению со своими предшественниками вносит в философию данный философ, а в чем он повторяет других или чем противопоставляет себя другим.

Какова оценка философом соотношения духа и материи? По этому признаку философскую мысль можно поделить на идеализм, материализм и дуализм.

По методологии исследования мировоззренческих проблем. А такова методология, как и философия, может быть метафизической или диалектической.

По той роли, которую отводить философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем. В соответствии с этим показателем различают два вида философии: философский рационализм и философский сенсуализм.

По месту и содержанию Идеи Бога в философии. По этому признаку различают такие философские школы: Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм.

По количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире философия разделяется на Монизм, Дуализм и Плюрализм .

И, наконец, по национальной специфике и историческом времени функционирования философской мысли.

По перечисленным признаками мы можем охватить, оценить и описать почти все философское наследство и направления философской мысли. При более детальном изучении философии мы будем использовать и другие признаки классификации философской мысли, о чем будет идти речь в следующих разделах курса.

Одну и ту же философию можно (и в самом деле так делается) характеризовать по разным признакам. Двух или более философов по одним показателям можно зачислять к одному и тому же типу, а по другим - к разным и даже враждебных друг другу. Все это мы увидим и при изучении истории философской мысли и при изучении отдельных философских тем.

А теперь перейдем к рассмотрению основных типов (классов, направлений) философской мысли.

2. Проблемы соотношения духа и материи в философии.

2.а. Изучая мир в целом в его мировоззренческом восприятии, философия давно установила, что все существующее в мире можно разделить на два качественно отличных друг от друга виды: Материя и Дух. Выявив эти две группы явлений, философы издавна пытаются определить специфику каждого из них; установить характер взаимосвязи и взаимодействия между ними; свести их друг к другу или решительно размежевать их. В истории философии трудно найти философа, философскую школу или хотя бы одно философское произведения, которые бы тем или иным образом не касались этой проблемы или слепо не исходили из уже готового решения проблемы соотношения Духа и Материи.

Марксистская философия считает проблему соотношения Духа и Материи (Марксисты в данном случае употребляют выражение: "Соотношение Бытия и Сознания", что несколько некорректно, о чем мы будем говорить в последующих лекциях.) главным и чуть ли не единственным серьезным вопросом философского обсуждения.

2.б. Те философы (философские школы), которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи назывались философскими школами материализму, или просто - Материализмом. Материализмом есть философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки.

В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Вульгарный материализм ничего другого, кроме материи не усматривает мире. Для него даже мысль материальна. Немецкий материалист 19 столетия Бюхнер утверждал, что мозг выделяет мысль точно так, как почки - мочу. Метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой действительности, а отсюда, по его мнению, в мире (в самой материи) нет никаких внутренних противоречий, нет никакого развития, никаких качественных изменений. Изменения, которые мы очевидно наблюдаем, по философии метафизических материалистов, - это только временные связи между собой тех или иных элементов материи. А поскольку количество элементов исчерпаемо, то и варианты комбинаций этих элементов также исчерпаемы, из-за чего в мире происходит не развитие, а повторения через определенный промежуток времени одного и того же. А вид комбинаций материальных частиц обусловлен не внутренними, а внешними причинами, как-то: случай, закон тяготения, положение в пространстве и тому подобное. Марксизм в противоположность вульгарному материализму называет себя материализмом научным, а в противоположность материализму метафизическому называет себя материализмом диалектическим.

В обыденном мировоззренческом видении материалистами называют тех, кто всегда, или в данном конкретном случае, при решении той или иной жизненной проблемы на первое место ставит материальные интересы (материальные факторы), а факторами и последствиями духовными пренебрегает.

2.в. Философия, которая провозглашает Дух (Сознание) первичным, а материю - вторичной называется Идеализмом. Те философские школы, которые признают существование Духа, как такого, который ни от чего не зависит; как Закон (законы), который существует сам по себе и управляет процессами мира, раскрывает себя в мире; как какие-то Идеи, которая стоит над миром, но дает миру жизнь и направление развития, - называют школами Объективного идеализма. Наиболее типичным представителем объективного идеализма был Платон и Гегель.

Те философские школы, которые признают существование субъективного духа, то есть существование совокупности тех явлений, которые мы называем продуктом нашего сознания (чувства, побуждения, представления, понятия) и которые по оценками таких философов, "создают" мир и все, что в нем, называют Субъективными идеалистами. Наиболее типичным представителей этой философской школы является большинство представителей ортодоксальной индийской философии, а также Давид Юм, Джордж Беркли, Фихте, частично - Эммануил Кант.

3. Методологические подходы к постижению мира.

Гегель, а за ним и марксизм, в исследование истории развития философской мысли внесли деление философской мысли на Метафизическую и Диалектическую.

Первая из них, Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и вечные основы. Все изменчивое, непостоянное она считает второстепенным, несущественным и неистинным бытием. Для этой философии характерны поиски и раскрытие содержания конечных основ всего сущего. Она пытается схватить мир в его сталости, в "остановленном виде". Ей присуща косность мысли и попытка "упростить" действительность, свести ее к схемам, редукционировать сложные процессы действительности. Для метафизического философствовании характерна косность мысли, преклонение перед авторитетами прошлого. Доказательство истинности своих суждений здесь часто "подтверждается" цитатами из авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятся к новым научным открытиям, стараются втиснуть их в старые схемы. Для изложения сущности мировоззрения метафизикам достаточно формальной логики. Гегель считал, что типичным примером воплощения метафизики была философия Христина Вольфа. Марксизм, в его крайнем выражении, считает что все философии, кроме марксизма, являются философиями метафизическими. Метафизика сейчас находит широкое применение в богословии и так называемой "религиозной философии".

Диалектика пытается описать мир в его изменчивости, движении, развитии. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном.

4. Средства мировоззренческого постижения мира.

Добывая и предлагая истину по мировоззренческим проблемам, философия при этом пользуется - и нам предлагает пользоваться - разными средствами ("орудиями") постижения мира. Учитывая это обстоятельство, исследователи относят отдельных философов, философские школы к следующим типам:

4.а. Рационализм (от латинского слова "racio" - понимаю; разум) - это такая философия, которая решает мировоззренческие проблемы только при помощи разума, путем рационального, логического мышления, умовыводов. Классическим примером рационалистической философии является картезианство (школа последователей Декарта), гегельянство, философия Аристотеля, Спинозы, Лейбница, французский материалистов 18 столетия, современного позитивизма, марксизма. Философия вообще рационалистическая даже в том случае, если она официально отрицает и третирует разум, выступает против рационализма. Без теоретического, рационального мышления нет никакой философии. Вспомним, что философия, по определению, - это теоретический тип мировоззрения. А теоретического мышления не бывает без употребления рациональных способностей человека. Если какая-нибудь анти рациональная философия выступает против рационализма, то она свою анти рациональность сначала должна рационально обосновать, и только после этого сможет перейти к изложения суть своего анти рационального мировоззрения.

4.б. Сенсуализм (от латинского слова "sensus" - чувства, восприятия) провозглашает чувства главным или даже единственным источником получения знаний. Типичным представителем сенсуализма был английский философ Джон Локк. Сенсуализм может входить составной частью в разные философские школы идеализма и материализма, диалектики и метафизики. В то же время на почве гиперболизации роли чувств в познании может произрастать как субъективный идеализм, так и вульгарный материализм.

2.4.в. Іинтуитивизм (от латинского слова "intuery" - присматриваться, "видеть насквозь") считает, что мировоззренческие истины человек может открыть и усвоить не при помощи разума или чувств, а путем алогичной догадки, невыразимого "прозрения", вдохновения, "откровения свыше". Типичным представителем интуитивизма был бельгийский философ Анри Бергсон (1850-1941). Интуицию как дополнительный, или - третий путь познания признавали Декарт, Спиноза, Локк и другие философы, ученые, художники.

4.г. Иррационализм - отбрасывание, отрицание положительного значения "рацио", разума; философия, которая считает невозможным постичь и изложить мировоззренческую истину в рациональной форме, осуждает здравый смысл, восхваляет бессмыслие. Видным представителем иррационализма был датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855). Значительное место иррационализму отводится в философии Ничше, экзистенциализме 20-го столетия, современном постмодернизме.

5. Идея Бога в философии.

5.а. Поскольку религиозное мировоззрение, сердцевиной которого является вера в Бога, было и остается наиболее распространенным мировоззрением, то отношение до идеи Бога было и остается важным показателем в деле классификации философии, философских школ и направлений. По этому показателю содержание философской мысли может быть распределено по следующим типам: Деизм, Пантеизм, Теизм, Атеизм. Все эти философские подходы решения идеи Бога по-разному определяют соотношение этого Бога с реальным миром (Природой Вселенной)..

5.б. Деизм ( от латинского слова "Deus" - Бог) разделят Бога и мир непроходимой и непреодолимой пропастью. . Бог трансцендентен (от латинского слова "transcendentis" - переступающий, выходящий за пределы) миру. Деизм считает Бога надмировым; допускает, что в какой-то момент Бог сотворил мир: создал материю из ничего и вложил в материю законы, по которым она существует, по которым протекают все естественные процессы. Создав мир и подчинив его законам, Бог больше не вмешивается в процессы этого мира, поскольку его вмешательство свидетельствовало бы о том, что Бог сам себя исправляет, а это унижало бы достоинство самого Бога. Создав мир, Бог совершенно отмежевался от него. Познать существо Бога невозможно, поскольку Бог находится вне мира и ничем себя в этом мире не обнаруживает. Это с одной стороны, а с другой Бог - качественно отличиен от мира и никак не может быть описан (втиснут в) параметрами этого мира. Деизм говорит, что из рассмотрения мира мы можем только заключить, что есть Творец этого мира (материи и ее законов) и что Бог никоим образом не вмешивается в дела мира, и никакие личностные взаимоотношения с Ним невозможны. Он, просто, - творец и законодатель мира; Он - высшая внемировая сила.

5.в. Пантеизм (от греческих слов: "pan" - все и "theos" - бог; дословно - "всебожие") считает, что Бога имманентен (от латинского слова "immanentis" - свойственный присущий, неразрывно связан) миру. Бог слит с Природой или разлит в ней. Содержание пантеистических взглядов хорошо выражено словами Спинозы: "Deus sive Natura" - Бог или Природа. Бог - это сама природы. Никаким отдельным от природы существованием или отличными от природы признаками Бог, согласно пантеизму, не обладает. Бог не обладает качествами личности, он не слышит наших молит, не отвечает на наши обращения к нему. Изучая, подчиняясь и почитая природу, мы изучаем, подчиняемся и почитаем Бога.

Деизм и пантеизм, на словах признавая Бога, привлекая идею Бога для решения некоторых мировоззренческих проблем (например, возникновение мира, происхождение закономерностей в мире и подобных "запредельных проблем), выступали против веры в Бога, как в личностное существо, с которым человеку можно общаться, получать от Всевышнего какую-то помощь, ожидать чуда и тому подобное. Представители деизма и пантеизма отрицательно относились ко всем существующим религиям, критиковали ее вероучение и практику. Современники считали деистов и пантеистов скрытыми, замаскированными атеистами. Частично - это так. Но по своему содержанию деизм и пантеизм можно одновременно считать и непоследовательным, не до конца атеизмом и в тоже время непоследовательным и не до конца мировоззрением религиозным. Разрабатываемы деистами и пантеистами идеи Бога и его взаимодействие с природой могут быть использованы - использовались и сейчас используются - как для защиты атеизма, так и для защиты религии и в тоже время как против религии, так и против атеизма. Это видно хотя бы на примере такого философско-религиозного мировоззрения, каким является теизм.

5.г. Теизм - на словах пытается соединить в себе черты деизма и пантеизма, поскольку считает, что Бог одновременно и имманентен природе и в тоже время трансцендентен по отношении к ней. Причем имманентность и трансцендентность Бога теизм истолковывает по своем специфическому разумению.

Теизм утверждает, что трансцендентность Бога заключается в том, что Он - выше созданной им природы, недоступен своим тварям (творениям), не постижим разумом человека. В этом случае они свои взгляды подкрепляют не только философскими идеями деистов, но и ссылками, например, на Библию, которая утверждает, что "Бог во свете живет неприступном, его же никто из человеков не видел и видеть не может" (1-ое Тимофею, 6:16; Иоанна, 1:18; 1-ое Иоанна 4:12). А имманентность Бога теизм понимает в том смысле, что Бог не удален от человека, но находится рядом с ним; что человек Богом "живет, движется и существует" (Деяния, 17:28). В этом плане "имманентный" Бог всегда слышит наши обращения к нему, всегда готов придти к нам на помощь.

Теизм очень близок к богословию, но не тождественен с ним. Богословие (теология) всегда конфессионально. Его задача - дать теоретическое оправдание религиозным идеям (догматам, концепциям) и практике (культу) своего вероисповедания. Нет богословия вообще, а есть богословие православное, католическое, баптистское, иеговистское, шиитское, вахабистское, хасидистское, ламаистское и так далее. В этом плане богословие в изобилии пользуется теизмом, но всегда как бы конкретизирует его взгляды применительно к своему вероисповеданию.

5.в. Атеизм (от греческих слов "а" - без, не; и "theos" - Бог) - безбожие, отрицание существования Бога. Существуют различные оттенки атеизма: от веры в то, что Бога нет (религиозный человек верит, что Бог есть, а такой атеист верит, что Бога нет), до сомнения в существовании Бога (может быть есть, а может быть и нет) до твердого отрицания существования чего бы то ни было сверхъестественного (твердые, последовательные атеисты).

Деисты, пантеисты и разного рода атеисты в настоящее время ведут свою собственную пропаганду, но также объединяются между собой в международные и региональные организации и ведут борьбу против религии, религиозного фундаментализма, примитивных религиозных верований. Различного рода мистико-религиозные новые(молодые) организации типа теософского общества, иллюминатов, масонов, Нью-Эйдж (Новая эпоха), Белого братства, мунизма, синрике, - каждое по-своему используют и опираются на теистическое философское наследство.

6. Количество глубинных основ мира.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: один, два или много существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как Монизм, Дуализм, Плюрализм.

а. Монизм ( от греческого слова "монос" - один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов 18-го столетия, Фейербаха, марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьев, современного неотомизма, теизма.

б. Дуализм (от латинского слова "duo" - два) - это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Диавол; Свет и Тьма; Ин и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов.

в. Плюрализм ( от латинского слова "pluralis" - множественный, много) - признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово "Плюрализм" применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже - противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.

7. Философия в системе типа культуры.

а. Мы уже говорили об особенностях связи мировоззрения и культуры и знаем, что все явления культурной жизни произрастают на почве мировоззрения. Еще большее значение, чем просто мировоззрение, занимает в культуре философия, как система теоретических и осознанных (продуманных, проанализированных) элементов мировоззрения. Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию "цветком культуры нации". Философия, конечно, входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в ней, в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры - произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и все другое, что служит духовной пищей человечеству. Типы философии творят соответствующие им типы культуры.

Мы сейчас не будем обращать внимание на типы культуры в рамках того или иного народа, в рамках той или иной эпохи, хотя именно здесь философия определяет и формирует соответствующий тип культуры. Мы сейчас остановимся на мировых типах культуры.

б. В масштабах всего человечества четко различаются три типа величайших культур: индийская, китайская и европейская. Эти три культуры исторично сформировались в относительной независимости друг от друга. Не смотря на последующее взаимообщение и частичное смешения индийского, дальневосточного и европейского народов, тип их культуры до настоящее времени сохраняет свою неповторимую специфику. Три основные типа культуры не смешались, как не смешивается белок и желток в рамках скорлупы одного живого яйца.

Обобщая изложенную мысль, мы должны отметить, что при определении специфики та отличий трех культур принимаются во внимание наиболее значительные элементы указанных культур при абстрагировании от их общечеловеческих элементов и от незначительных элементов взаимовлияния. Формирование трех общечеловеческих типов культуры обусловлено до определенной меры обособленностью друг от друга индийского, китайского и европейского народов. Однако устойчивость каждой из указанных культур было обусловлена именно философией, которая в наиболее четкой форме зафиксировала, выразила и постоянно удерживала тип своей культуры. Философия названных культур и их народов формировалась вполне самостоятельно, произрастала на своем собственном грунте без влияния или заимствования своих идей у других народов.

Основным признаком, определяющим тип философии, служит специфика отношения философии к религии. Это - объективно-исторический показатель, а не произвольно выбранный признак определения типа философии. Дело в том, что исторически возникновении философии везде происходил путем поднятия проблем мировоззрения на теоретический уровень. Возникновению философии исторически предшествовало мировоззрение религиозное, религия. Для утверждения своей самостоятельности философия везде была вынуждена, с одной стороны, начать с рассмотрения тех проблем мировоззрения, которые до нее решались по религиозному, а с другой - определенным образом среагировать на это, религиозное, мировоззрение. Историческим фактом является то, что в Индии проявившаяся философская мысль продолжила развивать свое мировоззрение в формальных и содержательных рамках существовавшей до этого религии. В Китае философия формировалась вне формальных и содержательных рамок местных религий, однако сама философия потом послужила основой формирования последующих религиозных типов мировоззрения. Европейская философская мысль ( философская мысль Древней Греции) из первых же своих шагов резко противопоставила себя религиозному мировоззрению. Мы рассмотрим три указанные типы философии и их места в культуре создавших эти философии народов в историческом контексте.

8. Индийская философия.

а. На основании письменных документов мы дальше всего в глубину веков можем проследить возникновение философии в Индии. Народы и государства Месопотамии и Египта не моложе народов и государств Индии. Египет и Месопотамия имели содержательную и длительную историю своих народов и государств, но они не создали философской мысли, а поэтому и практически не оказали сколь нибудь заметного влияния на общечеловеческую культуру. Мы знаем Месопотамию и Египет только исторически; они после своего исчезновения не вошли в духовную культуры всего человечества. Почему? Да только потому, что они не создали своей философской мысли.

Индия когда-то была конечным пунктом переселения народов из Европы в Азию в ледниковый период (3 - 4 тысячелетия тому назад) и начальным пунктом переселения народов из Азии в Европу. Стоит заметить, что низовье рек Дуная, Прута, Днестра, Днепра, Дона, Волги, Урала были своеобразными "проходными воротами" переселения народов в оба конца: из Европы в Азию, а затем из Азии - в Европу.

В 15 столетии до нашей эры в Индию вторглись племена арийцев. Смешение культур и религиозных верований пришлых арийцев с религиозными верованиями и культурой местного населения привело к образованию качественно новой религии - ведизма. Содержание этой религии зафиксировано и выражено в книгах Веды, откуда и произошло название религии. Ведизм придает Ведам значения "Шрути" - священного писания, которое наделяется признаком божественности. Считается, что Шрути - книги предвечного происхождения (существую вечно и никем не создавались), в них излагается достоверные события, открываются людям абсолютные истины.

В состав Вед входит четыре больших сборника книг, главной среди которых есть Ригведа (10 книг). В ней собраны стихотворные религиозные гимны мировоззренческого характера. В Самаведе собраны песни по поводу исполнения обрядов ведизма. В Яджурведе - описание жертвоприношений и многочисленных формул заклинания. Ахтирведа рассказывает о злых духах и методах борьбы с ними. Вскоре появились толкования на Веды. Эти толкования получили общее название - Упанишады. Из толкования Вед, особенно сборника Ригведы, и начала свою история индийская философия. И не только начала...

б. Вплоть до наших дней Индийская философия органически связана с Ведами, она исходить из текстов Вед, подтверждает свои положения и утверждения ссылками на соответствующие высказывания Вед.

В органической связи с религией, с текстами ведических книг,

особенно - Ригведы и Упанишад, и заключается особенность

индийской философииї (следовательно - и культуры) в ее сопоставлении

с философией(следовательно - и культурой) Китая и Древней Греции.

 

в. Как бы не показалось странным нашему европейскому уму, но сквозь призму ведических текстов индийская философия в самом деле сумела рассмотреть все, без единого исключения, кардинальные проблемы мировоззрения. Задолго до греков философы индийской школы ньяя эффективно разрабатывали проблемы логики и гносеологии; школы санкхья - соотношение духа и материи; школа мимансы - о месте и значении рационального познания в мировоззрении... На базе Вед в Индийской философии сформировалась различные школы и философские направления, которые получили название ортодоксальных. Главные ортодоксальные школы индийской философии - это: Миманса, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика и наиболее правоверная - Веданта.

Поскольку в Индии происходила эволюция и кардинальные изменения в религии(Ведизм и Брахманизм и Буддизм и Индуизм), возникали новые священные книги, то последние также ставали источником индийской философии. Среди этих книг особенно следует выделить священное писание брахманизма - "Махабхарата" (битвы бхаратов) и ее составную часть - "Бхагавадгита" (Песня о Боге), составление которых продолжалось на протяжении 6 - 2 столетия до нашей эры. Индийская философия пользуется Махабхаратой наравне с Ведами.

Те философские школы, которые не признают философского авторитета Вед, не входят до числа ортодоксальных школ Индийской философии. К неортодоксальным школа индийской философии относятся многочисленные школы буддизма, джайнизма, тантризма и другие, которые находятся в оппозиции до ведизма-индуизма. Но им, неортодоксальным, присуща специфика собственно индийской философии и культуры. Они, как и ортодоксальные школы, органически связаны с мировоззрением, на основании которого формировались все автохтонные религии Индии.

Отдельно надо сказать об индийской философской школе локаятиков. Они не признают философского авторитета любых священных книги, будь то книги индуизма, или буддизма, или сикхизма, или тантризма. С позиций европейского материализма философы школы локаятов внесли наиболее значительный вклад в сокровищницу философской мысли. Локаятики пришли к заключению и убедительно доказывают, что мир - материален, состоит из первооснов: земли, воды, воздуха и эфира; из этой школы вышел один из самых значительный индийских атеистов - Чарвака, основатель школы чарваков. Здесь же следует отметить, что локаятики и чарваки оказали незначительное влияние на духовный мир и философию Индийской культуры.

Если попытаться определить особенности индийской философии в отрыве от ее религиозных корней, то следует сказать о

1. засилие в ней субъективного идеализма - учения о том,

что окружающий нас мир является только произведением

нашего сознания (иллюзией, "течением сознания")

2. признании религиозного учения о переселении душ

согласно закону Карма

3. взгляд на мир, как на Сансару - место страданий и неволи...

При этом не следует забывать, что указанные особенности индийской философии формировались в ней под решающем влиянием индийских религий.

Из числа индийских философов, которые оказали определенное влияние на мировую философскую мысль, следует назвать Рамакришну (1834 - 1886) и его ученика Вивекананду (1869 - 1903), произведения которых издавали и в России в начале 20 столетия. Оба философы разъезжали по всему миру, выступали с идеей создания единой для всех народов мира религии и философии, выступали против эксплуатации социальных низов, осуждали традиционное для Индии существование варн и каст.

Широкий отклик мировой общественности нашла литературная, философская и богословская деятельность Рабиндраната Тагора - Тхакура - (1861 - 1941), которая была пронизана гуманизмом, воинствующим антиколониализмом, просветительством. Мохандас Карачанд Ганди (1868 - 1948) от индийского народа получил название "Махатма" (Великая Душа). Он стал основателем социально-политического течения, которое в мировой общественной мысли получило название "Гандизм", проповедовал моральное самоочищение, призывал к гражданскому неповиновению неблагочестивым правителям (в тех исторических условиях такими "неблагочестивыми" в Индии считались британские власти и их подручные из местного индийского населения); выступал за "упорство в истине", призывал к объединению верующих и неверующих. Гандизм стал главным социально-идеологическим фактором в борьбе народов Индии за ликвидацию колониальной зависимости от Англии.

г. После получения независимости (1947год) в Индии начала бурно развиваться философская мысль, в которой традиционная философия смешивалась с различными европейскими философскими направлениями. Наибольшее влияние в этом направлении в Индии приобретает марксизм, различные школы позитивизма и экзистенциализм. Одновременно с этим народы Дальнего Востока и европейской культуры ближе знакомятся с философией и духовной культурой Индии. Пропагандистом органического объединения культур Индии и славянских народов стала семья Рерихов и их последователи (школа Рерихов). Превратное понимание индийской культуры широко используется в международном плане Теософией, основателем которой выступила рожденная в Елисаветграде (Ныне - Кировоград) наша землячка Елена Блаватская (1831 - 1891). Индийская философия оказала решающее влияние на молодежное движение Хиппи. Кришнаизм, идеология и организация которого сформировалась в США, распространен по всему миру, но текстуально опирается на священное писание индуизму, особенно на Бхагавадгиту. Положительно воспринято мировой общественностью и нашло своих подражателей индийское киноискусство.

9. Китайская философия.

а. Исторические истоки Китайской философии восходят к началу первого тысячелетия до нашей эры. Она начала формироваться в государстве, в котором уже традиционно социальные интересы (интересы государства, округа, рода, семьи) ставились выше интересов личности. И поведение единичного человека подчинялось отцу, начальнику (мандарину), императору. А поэтому китайская философия зарождалась, развивалась и существовала под решающим влиянием социально-политических и моральных постулатов и была свободна от влияния религии. Наоборот, как мы увидим это ниже, китайская философия оказывала свое значительное влияние на религию.

в. В древнейшем произведении китайской философии "Ицзинь" (Книга перемен) без какого-либо упоминания о религиозных верованиях говорится о том, что в основе мира находится пять материальных веществ: вода, огонь, метал, дерево и земля. В другом месте этой же книги можно прочитать, что таких веществ имеется не пять, а восемь. Здесь же ведется речь о взаимозависимых, хотя и противоположных друг другу началах "Ин" и "Ян", которые воплощают в себе тепло и холод, положительное и отрицательное, сухое и влажное, свет и тьму, женское и мужское... Результатом борьбы и взаимодействия Ин и Ян есть все предметы и явления мира.

в. Видающийся китайский философ-диалектик Лао-цзы (6-ое столетия до нашей эры) в своей книге "Дао-де Дзинь" (Книга о Дао и Де) говорит о едином всеобщем законе Дао, который управляет миром. Дао вынуждает все стремиться к своей противоположности: сладкое - к горькому, худое - к полному, живое - к мертвому, горячее - к холодному... Все в мире будет в отличном виде, если и люди будут подчиняться законам Дао, закону "неотвратимости".

Со временем философское учение Лао-цзы было дополнено ритуалами, что привело к появлению в Китае новой религии, получившей название Даосизма. В качестве религии Даосизм обещает своим верующим, что они "избегут смерти", если будут придерживаться учения о Де и выполнять все предлагаемые даосизмом ритуалы. Даосизм оказал сильное влияние на содержание китайской и тибетской медицины, рецепты которой приобрели значительное распространение в странах бывшего Советского Союза.

Даосизм присвоил себе и моральное учение Лао-цзы с его 5-тью заповедями-запрещениями: не убий, не пей вина, не лги, не воруй и не прелюбодействуй; и 10-тью заповедями-побуждениями: люби, терпи, удерживай других от плохих поступков, размножай животных, строй дороги и криницы, просвещай неразумных, читай книги, придерживайся установленных церемоний. Обратите внимание: заповеди даосизма и по количеству и по содержанию превышают библейские десять заповедей Моисея.

г. Наиболее известным китайским философом был Конфуций (Кун-Дзы) [551 - 479 годы до нашей эры]. Творчество философа было посвящено, главным образом, социальным проблемам: индивидуальной и общественной морали, жизнедеятельности общества, смыслу жизни человека, ритуалам. В целом же Конфуций призывал соотечественников ценить народные традиции, беспрекословно подчиняться родителям, родственникам, старшим, быть лояльным к местным властям и императору, потому что именно "так велит закон неба". Не следует думать, что Конфуций ограничил себя бытовым морализаторством, хотя и не избегал такого. В творчестве китайского философа можно найти пристойные советы во всех аспектах поведения человека в семье, обществе, государстве. У него есть много настоящих философских обобщений касательно сущности общественной жизни, общественных и личных неурядиц. Вот только некоторые из высказываний Конфуция:

"Стыдно быть бедным, если обществом управляют справедливо.
Но когда обществом правят мошенники, - стыдно быть богатим".

"Без определённых ритуалов общественная жизнь невозможна.
Почтительность без ритуала становится суетливостью,
осмотрительность - трусостью, смелость - нахальством."

"Богов я почитаю, но держусь от них подальше."

Со временем на основании учения Конфуция сформировалась религия - конфуцианство, которое отдельными исследователями считается не религией, а системой философских взглядов, которое только в поведении народа связывается с исполнением определенных церемоний (ритуалов). Конфуцианство таким образом теоретически обосновывает и ритуально укрепляет культ императора, мандаринов, рода и родителей.

Для китайской философии постоянно актуальной была проблема соотношения имени (названия, слова, понятия) и предметов (действительного состояния, сущности, реальности). В целом - это совокупность тех проблем, которые в европейской философии называются проблемами гносеологическими, или эпистемологическими, или, еще, логико-языковыми проблемами семантики. Китайские философы идеалистического направления в указанном соотношении считали первичными названия, а материалистического - предметы. Однако и материалисты и идеалисты единогласно требовали того, чтобы названия соответствовали предметам (вещам, людям, процессам), а предметы - своим названиям.

Философская проблема соотношения названий и предметов в разных социально-исторических условиях связывалась с требованиями, чтобы каждый конкретный человек отвечал своему социальному статусу (должности, семейному и родовому рангу), а должность занимал соответствующего уровня профессионализма и ранга человек. Для того, чтобы достичь такого положения в Китае на протяжении столетий периодически проводятся публичные компании под громким для масс населения названием: "Исправление имен". В процессе этой компании происходят значительные, а иногда - кардинальные кадровые изменения в социальной структуре страны. И все это совершается под лозунгом: "Каждая должность должна заниматься соответствующего должности подготовки, ранга и характера человека, а каждое должностное лицо должно соответствовать своей должности". Последняя в Китае общественная компания "Исправление имен" была проведена в 1990 году, после трагедии на Тяньань-минской площади. (Бунт китайских студентов.)

д. В начале нашего летоисчисления в центре внимания китайской философии оказалась проблема соотношения материальных частичек "Ци" с их движущими силами "Ли". Ли иногда истолковывались в чисто духовном, а то и - религиозном смысле. Последовательно материалистически и атеистически решал эту проблему один из величайших китайских философов Ван Чун (27 - 104 года нашей эры).

Немного раннее этого в Китай проникает буддизм. Под его влиянием в китайской философии развивается субъективный идеализм. Его представитель Лу Цзю-юань учил: "Мир - это мой разум, мое сердце; а мой разум и мое сердце - это и есть мир." Но не только буддизм оказал влияние на китайскую философию, китайская философия также оказала свое обратное влияние на буддизм в Китае. Под влиянием китайской философии в Китае сформировался своеобразный "Китайский буддизм" - Дзен-буддизм (иногда его называют Чен-буддизмом) с его учением о Дао, даосистскими методами озарения (сатори, медитации) культом императора, почитания предков и мистицизмом. Китайский дзен-буддизм лег основу религии Японии - Синтоизм.

После опиумных войн европейских колониальных стран (середина 19 столетия) в Китай начинает проникать европейская культура и философия. Наибольшее влияние на китайскую философскую мысль оказал марксизм, однако он принят там в китаизированной форме - в форме маодзедунизма.