Авторство: Дулуман Е.

Мораль, религия и воспитание


27.12.2009 Статьи/Религии

Проф. Дулуман Е.К.
[Доклад на XXVI Международной научно-практической конференции: "Роль науки, религии, науки и общества в формировании морали личности"] 

Господа!
Панi i панове.
Братья и сёстры.
Коллеги.
Товарищи!

Если окинуть философским взглядом весь мир в параметрах его континуума - пространства и времени -  то мы его увидим вечным во времени и бесконечным в пространстве. Если же посмотрим на мир с точки зрения научных знаний, то увидим, что мир не бесконечен в пространстве и не  вечен во времени. Он возник 20-18 миллиардов тому назад в точке Большого взрыва (Big Bang) и в силу присущим всем явлениям законов разлетается во все стороны почти со скоростью света (Закон Хаббла), в соответствии с законом энтропии ( Третий закон термодинамики) все время охлаждается и по законам аннигиляции  всей совокупностью своей вещественности  неуклонно движется к исчезновению. Об этих, с научной точки зрения,  процессах один из выдающихся астрономов 20-го столетия Эддингтон сказал: "Машина Вселенной  трескается, разрушается и реконструкция ее невозможна".

Человек встроен в этот мир, он является его продуктом.  Но параметры биологического вида Homo Sapiens Sapiens (Человек разумный разумнейший) и по занимаемому пространству, и по длительности времени его существования никак не сопоставимы с параметрами Вселенной. Если приравнять век существования Вселенной к одному году, то человек как биологический вид появился за полтора часа до полуночи, а человек исторический - за 15 минут до полуночи, украинский и русский народы, если не баловаться президентским мифом о Трипольской культуре, - всего за полторы минуты до полуночи. Жизнь же отдельного человека - это всего "семнадцать мгновений" до конца космического года. В физическом смысле пространственно-временное существования Вселенной и человека несопоставимо по физическому измерению. Но они сопоставимы по качественным показателям. Нашей Вселенной когда-то не было, наступят условия, когда наша родненькая Вселенная перестанет существовать. Но так и каждый отдельный человек: его до рождения извечно не было, а после своей смерти он навечно перестанет существовать. Философ экзистенциалист, коммунист, гуманист и всемирно известный писатель, драматург Жан-Поль Сартр говорил, что когда умирает человек - то это означает, что в его лице и вместе с ни умирает и вся Вселенная. А Василий Шукшин говорил, что человеку выдается билетик только на один сеанс жизни. Второго билетика для него не будет ("Билетик на второй сеанс", в котором главный герой - алкаш и ворюга Тимоха. ).
Будучи встроен в параметры Выселенной человек все-таки по-человечески живёт не по параметрам Вселенной. У него есть собственная жизнь и он - если говорить словами Маяковского - "на Вселенную смотрит свысока". Вот и мы, давайте, посмотрим на ближайшее будущее с человеческой точки зрения, с человеческой меркой и с человеческой высоты:

*                           *                           *

Человек, и его общество вместе с ним, стоит перед радужным   и одновременно с этим и в силу этого ужасающим его будущим. Перечислим только четыре, по моему мнению, главные из этих радужно-угрожающих явлений.

Во-первых. Только 5% трудового населения Земли, будучи вооружены высшими достижениями производительного труда, могут обеспечить все человечество всеми необходимыми ему материальными благами. В США уже сейчас 3% трудового населения обеспечивают свою страну аргопродуктами и столько же вывозят на экспорт. Предстоит решать проблему: а чем будет заниматься 95 процентов праздных людей? В свое время Карл Маркс говорил, что свободное от труда время даёт возможность каждому человеку  проявить свою подлинную сущность. В нашем трудовом обществе мы видим, что все порочные поступки люди совершают именно в праздное время, а выходцы из так называемых благополучных семей совершают их от праздности, от безделья, от нечего делать.  Макаренко перевоспитывал испорченных детей трудом. А чем и каким образом мы будем занимать 95% бездельников? Недавно группа единомышленников, опираясь на марксизм, опубликовала "Манифесте против труда", где написала:: "Вследствие микроэлектронной революции производство общественных богатств все больше отрывалось от применения рабочей силы людей, причем в таких масштабах, какие еще всего несколько десятилетий назад могла представить себе только научная фантастика. Никто не может всерьез утверждать, что этот процесс можно снова остановить или тем более повернуть вспять. Продажа товара "рабочая сила" будет в XXI веке столь же выгодным делом, как в ХХ веке - продажа почтовых карет. Но тот, кто в этом обществе не может продать свою рабочую силу, считается "лишним" и выбрасывается в социальную мусорную кучу".

Во-вторых. Во имя всеобщего блага и с беспощадной злостью глобализации все страны и народы volens-nolens (по согласию или по принуждению, по добру или по злу) движутся к объединению в единое вселенское человечество. В перспективе, духовные менталитеты народов упростятся и сольются в примитивное единообразие. В результате, все без исключения цивилизации во имя этих, с позволения сказать,  "достижений"  понесут безвозвратные потери и заплатят морем своих слёз и крови.

В-третьих. На протяжении ближайших 60-80 лет, по расчётам демографов, народонаселение Земли достигнет 8-10 миллиардов человек. За это же время  "туземное" белое население христианской цивилизации сократится в три-четыре раза, а в следующем столетии ее земли - земли нынешней христианской цивилизации - будут колонизованы "цветными" мигрантами. Пашни Украины, к примеру,  будут обрабатываться цветные пришельцы, которые во время передышки станут дискуссировать между собой на тему: "Куда делись туземцы, которые проживали на этих - самых плодородных в мире - землях?". В памяти наших мигрантов мы будем уподоблены тем летописным "обрам, которые неизвестно откуда появились и неизвестно куда ушли".  При этом следует сказать главное о демографическом кризисе. Наша матинка Земля, которая нас произвела, путём естественного воспроизводства условий человеческого существования может без ущерба для всей среды нашего обитания бесконечно взять на полное обеспечение 500 миллионов человек. Для поддержания нормального всестороннего развития и бесконечного прогресса социально-культурного развития человеческой ойкумены достаточно будет существования 50 миллионов человек. Другими словами одна Украина со своим нормально устроенным населением в состоянии взять на свои плечи все бремя человеческой цивилизации. Таким образом, по ресурсам Земли и по потребностям развития человечества народонаселение земли должно быть в рамках от 50 до 500 миллионов человек. Реэмигрировавшийся назад в Советский Союз диссидент, доктор философский наук профессор А.А. Зиновьев доказывал, что навалившееся сейчас на нас горе социально-экономического кризиса объясняется тем, что человечество "пропустило" очередную мировую войну, которая  "по расписанию" должна была бы случиться на рубеже 70-х  - 80-х годов  прошлого столетия. Американский футуролог Тэд Тернер доказывает: "Мировое население в размере 250-300 миллионов человек, снижение на 95 процентов от существующего уровня, было бы идеально". Видный биолог, профессор Эрик Пианка в своем специальном исследования пишет: "И я, действительно, считаю, что Мир станет намного лучше, когда останется только 10 или 20 процентов из нас". При этом он говорит о том, что для достижения этого, к сожалению,  вирусов Эбола,  ВИЧ-инфекции и собачьего гриппа оказываются недостаточно. Таким образом, исходя из современного количества людей на Земле (6 миллиардов человек) их численность необходимо сократить минимум в 12 раз. Это "сокращение" будет сопровождаться огромным насилием и трагедией.
В-четвёртых.  Усовершенствование вооружений, небывалое увеличение производства и продажи всем и вся оружия,  распространение ядерной раковой опухоли, поставило человечество на грань самоликвидации. Специалисты подсчитали, что за  последние пять тысяч лет только 290 лет племена, народы и государства не воевали между собой. Во всех войнах было уничтожено 5,5 миллиардов человек, что почти равно современному количеству населения всей земли. До недавнего времени считалось, что наличие ядерного оружия и страх перед уничтожением всего человечества, а вместе с ним и всего живого на Земле, является гарантией от начала третьей мировой войны. Сейчас так не считается.

*                       *                              *
Решение перечисленных, подобных им и рядом с ними проблем зависит, прежде всего и только, от человеческого фактора, в котором должно  доминировать, как указывал Альберт Швейцер, "благоговение перед жизнью" или как более близко и конкретнее записано в известном партийном лозунге: "Всё - для человека; всё - во имя человека!". В наиболее полной, развёрнутой форме этот фактор воплощается и проявляется в морали.
О сущности и роли морали во всей жизнедеятельности личности и общества известный современный московский  философ, историк, этнограф, социолог и моралист Юрий Иванович Семёнов пишет:
"Мораль - самая важная форма общественной воли. Чувства долга, чести и совести образуют костяк морального облика человека и тем самым ядро человека как общественного существа. :Совесть - стержень человека. Она не только не в меньшей, но, напротив, в еще большей степени родовой признак человека, чем наличие у него разума, мышления. Человек, лишенный разума, не человек. Это - человекоподобное животное. Человек, не имеющий совести, тоже не человек, даже если он сохранил разум. Он в таком случае - пусть рационально мыслящее, но животное. Он тогда - рационально мыслящий и поэтому особенно опасный зверь".
Забота о воспитания человека в духе гуманистической морали - это забота о благополучии нашего современного, это забота о будущем всего человечества, в том числе, - наших детей и в обозримой дали наших потомков.
Первоначальное моральное воспитание каждый приходящий в мир человек получает в семье, а потом в школе, а потом в коллективе. А потом?  А потом  мораль человека  взрослого под влиянием различных окружающих условия и факторов  или укрепляется и возрастает, или деформируется и разрушается. При этом самовоспитание, конечно, много значит. Но в большей мере имеют значение те каналы, по которым до человека доходит и воспринимаются те или иные принципы и элементы морали. Таким образом, для мораль, какой бы высокой и устойчивой она не была, для соответствующего  формирования и функционирования нуждается в постоянной, так сказать, "в подпитке".
В условиях советской действительности нужная тому обществу мораль активно и настойчиво формировалась через семью, дошкольные, детские, юношеские учебные заведения.
Со взрослым населении моральное воспитание велось силами комсомольских, профсоюзных и партийных организаций. Даже во время скорбных похорон соответствующая мораль ненавязчиво проводилась через соответствующий советский ритуальный обряд. И, оглядываясь назад, можно сказать, что уровень морали советского народа по общечеловеческим меркам был высок.
С распадом Советского Союза, идеи коммунизма и его морали словами и делом дискредитировались. Без такой дискредитации в постсоветских странах нельзя было бы реставрировать, "возродить", капитализм, либерализм и рыночную экономику. Сейчас отдельными Постановлениями и циркулярами даже запрещено вести морально воспитательную работу в учебных заведениях. Преподавателям,  по образцу развитых капиталистических стран и по злополучной Болонской системе, не рекомендуется вести воспитательную работу среди учащихся, а рекомендуется сообщать им только те знания, которые пригодились бы им для выполнения хорошо  оплачиваемой работы.
 С распадом Советского Союза брошенное на произвол моральное воспитание подобрали религиозные организации. Именно поэтому около 70% граждан Украины, как и всех других постсоветских государств, считают, что в их глазах именно церковь пользуется самым высоким моральным авторитетом. А за ней, после значительного разрыва, в убывающем порядке идут: школа,  армия, правительство, парламент, президент, милиция и далее вплоть до увеличивающегося отрицательного мнения о морали торгашей, спекулянтов, бизнесменов, банкиров, олигархов, мошенников, насильников и бандитов.
Правда, то очевидное катастрофическое падение нравов в Украине, за последние 20 лет нашей незалєжности относить за счёт неумелой моральной пропаганды церковников будет несправедливо. По моему мнению, у религиозных организациях есть солидный резерв    для усиления положительной эффективности своей моральной деятельности. Но сначала несколько слов о соотношении религии и морали.

*                       *                        *

Для того чтобы увидеть как могут нынешние катастрофические проблемы решаться в ближайшем будущем, давайте, сначала заглянем в прошлое.
В процессе длительного эволюционного развития, начавшегося 3,5 - 3.0 миллиарда лет тому назад,  примерно только 4,5 миллиона лет тому назад с животного мира, в среде рода гоминид (представителями которых в настоящее время являются шимпанзе, гориллы и гиббоны) началось выделение и формирование нового, как говорят разумного (сапиентного) антропоморфного вида человека.  Со времен самого Дарвина учёные усиленно искали так называемое связующее звена между животными гоминидами и человеком. Критикуя теорию эволюционного происхождения человека, богословствующие креационисты заверяли и сегодня заверяют, что в природе нет и быть не может переходных биологических форм между видами животного и расти тельного мира; что бог создав всех животных по видам и родам неизменными, без переходных форм и эволюции. А вот в сентябрьском номере этого, 2009, года  авторитетнейшего в научном мире американский журнал  "Сайенс" (Science) опубликовал заявление виднейших по профилю учнйх 47 стран, что им удалось при раскопках в Эфиопии обнаружить и изучить хорошо сохранившийся скелет женской особи, получившей имя Арди. Возраст найденных останков - 4,4 миллиона лет. До сих пор наиболее древним предком человека считалась Люси - фрагментированный скелет женской особи австралопитека афарского, жившей, примерно, 3,2 миллиона лет назад. Сотрудник кафедры антропологии биофака МГУ, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский в  РИА-"Новости" так прокомментировал археологическую находку: "По сути, описано то самое пресловутое "недостающее звено" - обезьяночеловек или человекообезьяна.  :Арди соединяет черты обезьяны и человека: "Руки до колен, череп с маленьким мозгом (меньше, чем у шимпанзе), большой палец на стопе хватательный, но при этом клыки маленькие. Ходило существо на двух ногах и одновременно хорошо лазило по деревьям, жило в лесостепях и лесах.  : Теперь, - заключает Дробышевский, - наконец-то описан промежуточный вариант, причем описан в мельчайших деталях, так что сомнений уже быть не может. Находка заполняет пробел, так надоевший антропологам и так долго не дававший покоя креационистам. Без сомнения, эта сенсационная работа станет классической на долгие годы". (Подробно об этом сообщении можно прочитать на: www.sotref.com  от 04 сентября 2009 года).
Выделялся, можно сказать, вырывался/отрывался человек от животного мира целых 4 миллионы лет, проходя через вымершие в настоящее время виды антропоморфных - с развивающимися сапиентными показателями - предков: от австралопитеков через питекантропов, синантропов, неандертальцев, достигнув современного биологического вида в лице кроманьонца.* [* Более дробное описание нескольких десятков переходных ступеней от австралопитека (животного) до кроманьонца (человека) смотрите в специальных антропологических исследованиях и описаниях.] 
Человек современного типа HomoSapies Sapiens, троглодит, который жил в пещерах - вот того вида троглодит, что сейчас сидит в аудитории, а также тот троглодит, который читает вам лекцию - практически, который пишет сейчас это выступление - появился 40 тысяч лет тому назад; физически, биологически и антропологически был немощным и мало приспособленным в жестоким условиям своего существования.   Человек вышел из животного мира, но все его естество не рассталось с миром животных. Если хорошенько присмотреться к каждому, даже благовоспитанному человеку, чтобы и сейчас увидеть, что в нём до сих пор сидит скотина. Социальная среда подавляет в человеке так называемые "зоологические инстинкты", но эти инстинкты постоянно прорываются наружу. По показателям борьбы за существование человек до сих пор не разлучился с животным миром. По уничтожению конкурентов в борьбе за существования, человек уничтожил столько видов животного и растительного мира, сколько не  смогли уничтожить сотни и тысячи других видов животных.
Первые 30 тысяч лет своего существования гомо сапиенс сапиенс (который "розумный-розумный") боролся за свое существование в межвидовой борьбе с другими конкуриющими с ним в одной и той же биологической нише животными да хищниками. Тогда у него, практически, не было внутривидовой борьбы. Он жил отдельными стадами, которые между собой почти не соприкасались, не общались. В пещере Джоу коу Дань в 1927 году аббат, антрополог  и философ/богослов Тейяр де Шарден обнаружил пещеру синантропа, одного из ближайших предшественников человека, который был хотя и глупее человека ( он имел небольшого объёма мозг, в котором, к тому же, было мало извилин), но физически более удачлив гомо сапиенса. В пещере были обнаружены от костра остатки золы семи метров толщины. Ученые установили, что в пещере синантропы поддерживали огонь на протяжении полутора тысячи лет:. Значит, они безмятежно и жили здесь полторы тысячи лет. Их, практически, никто не тревожил и они из себе подобных никого не трогали. Сохранившись и размножившись человек 11 тысяч лет тому назад впервые приступил к выращиванию пищевых растений, стал жить на своей обработанной трудом территории. Благодаря этому человек создав себе благоприятные условия стал быстро размножаться, а параллельно с этим начал бороться из себе подобным за "свою" и "чужую" землю. После этого человек начал постепенно приручать сначала съедобных, а потом - вообще полезных в хозяйствовании животных. Только 5-8 столетия до нашей эры был приручен, к примеру, верблюд. Растениеводство и домашние животные способствовали значительному и значительному улучшению материального благосостояния человека, а вместе с тем обострили внутривидовую борьбу за существование, что  в течении времени перелилось в войну племени с племенем, народа с народом, государства с государством. Ученые установили, что за последние 5 тысяч лет своей истории человечество не воевало всего-навсего 290 лет и истребило  свыше пяти миллиардов себе подобных (почти столько, сколько сейчас живет людей на Земле).

*                      *                               *
Но появившийся 40 тысяч лет тому назад человек современного типа, которого ученые назвали Homo Sapiesn Sapiens (Человек разумный разумнейший) не сразу порвал с животным миром. На первых этапах своего длительного периода очеловечивания он вёл ещё вполне животный образ жизни. Только с того времени, когда человек из подножного корма, собирательства и поедания трупов начал выращивать нужные ему растения и плоды, а также питаться мясом прирученных животных можно говорить о становлении человека и по биологическому и по духовно-нравственному виду подобному до нас. Ну, вот такие,  как сейчас мы, верующие и неверующие,  считаем себя, по Библии, высшим богоподобным творением рук Всевышнего, а по Дарвину - вершиной эволюционного развития на Земле.
Человек - ну, тот, который Sapiens Sapiens, "разумный разумнейший", выделился из животного мира и обособился, приобретя сейчас такие  особенности, которых нет в мире животных. Среди этих особенностей, по моему разумению, главными и определяющимися являются три. Во-первых, человек - разумное существо, которому присуще сознание и самосознание. Во-вторых, он - существо трудящееся, поскольку со знанием дела создает соответствующие его потребностям условия жизни и живет уже не в природе, а в преобразованной трудом второй природе. Как животное воспроизводится первой природой и существует в ней, так и человек воспроизводится второй природой и существует в ней.  Таким образом, создавая своим трудом себе вторую природу, живя в ней и завися от неё, человек становится творцом самого себя .И  наконец, в-третьих, человек живет не в биологическом объединении ( прайде, стае, скопище, муравейнике, рое, термитнике) а в обществе. Он существо общественное. Находясь в обществе, человек ведет себя уже не в соответствии со своими инстинктами, а в соответствии с общественным мнением. И на сколько общественное мнение мотивирует поведение человека, на столько он человек, а не животное.
Духовна жизнь человека/общества в органическом единстве с его/их духовной жизнью в последнее время получила название менталитета. Духовная часть менталитета может быть названа нами мировоззрением, то есть обобщающим воззрением на мир и своё место в нём*.  [*Кто интересуется взглядами автора этой статьи на мировоззрение может познакомиться с ним на сайте www.soterf.com или в книге "Философская пропедевтика" - Донецк, Университет информатики и искусственного интеллекта, 2009 год. Раздел 1]; а поведенческая - моралью, духовно-нравственной составной менталитета.
В этом плане мораль самая первая форма общественного сознания. Да не только первая, а самая существенная. Поскольку о месте и значение морали в жизни человечества я лучше не скажу, то я приведу великолепные и по форме и по содержания слова о морали и совести видного современного антрополога,  социолога , философа и политолога Юрия Семенова. Он пишет: "Мораль - самая важная форма общественной воли. Чувства долга, чести и совести образуют костяк морального облика человека и тем самым ядро человека как общественного существа. С формированием этих чувств общественные отношения, продолжая свое бытие вне человека, начинают одновременно существовать и в нем самом, входят в его плоть и кровь. Формирование этих чувств есть процесс интериоризация, или "вовнутривления", общественных отношений. И эта интериоризация, которая начинается с формирования чувств вины и стыда и завершается становлением чувств долга, чести и совести, является процессом социализации, очеловечивания человека. В результате этого процесса появившийся на свет индивид вида Homo sapiens становится человеком, т.е. общественным существом.
В конечном счете, то, каким становится человек, определяет социально-экономическая структура общества. Однако формирует человека не экономика непосредственно, а детерминируемая экономикой общественная воля, прежде всего мораль. Но, разумеется, в формировании человека участвует не только мораль, но и вся духовная культура общества в целом"*. ( *Подробнее см.: Семенов Ю.И. Личность, общество, культура)

*                     *                          *
Биологически истоки морали находятся не на небе, не в мире сверхъестественного, а на земле, в мире естественного. Их нам показывает образ жизни всего животного мира, особенно в образе жизни ближайших предков человека,  - у гоминидов, как и у всего семейства приматов, которые, как и все семейство приматов, живут и выживают только в прайде и в стаде, родами и семействами. Индивидуальный зоологический индивидуализм  каждого стадного животного в определённой мере обуздывает стадо. Возьмём, к примеру, прайд/стало львов.  Изгнанный главой или братьями из родного прайда молодой, половозрелый и не в меру сексуально озабоченный лев покидает "родные пенаты" и отправляется в поисках невесты/супружницы. Найдя таковую, он, если удастся, избавляет ее от "ослабевшего супруга", лапами и зубами усмиряет львицу и поедает ее детей. Кстати, львица никогда и ни при каких условиях львят поедать не будет. Она их кормилица, а они - её объекты ее инстинктов материнской любви и забот.  Ее сильнее, чем льва, мучит голод, главным образом из-за того, что у нее - детки, которых надо кормить своим молочком.  Именно поэтому добычей пищи для всего прайда, как правило, занимается львица. А царь зверей в это время себя по правилам зоологического индивидуализма: греется на солнышке или прячется от жары в тени. Когда же он видит, что львица завалила добычу, то у него просыпается аппетит на свежину. Он, не спеша и  вразвалочку, подходит к издыхающей жертве, могучей лапой безжалостно отбрасывает от обеденного стола львицу и других "дармоедов" и обедает один. Сам! А все остальные члены прайда терпеливо - по велению совести! - уняв дрожь, сидят, смотрят на пир вожака, облизываются и глотают слюнки.

Як писав Леон_д _ванович Гл_бов в байц_ "Вовк та Ягня":
На св_т_ вже давно ведеться,
Що нижчий перед вищим гнеться,
А б_льший меншого кусає та ще й б'є -
Затим що сила є:
: _ - Вовк Ягнятко задавив:
Нащо йому про теє знати,
Що, може, плаче б_дна мати
Та побивається, як рибонька об л_д:
В_н Вовк, в_н пан: йому не сл_д:

Насытившись, вождь племени, с наслаждением отрыгивая, оставляет обеденный стол, чем по умолчанию милостиво разрешает другим по совести кушать все то, что после него осталось. И это можно наблюдать не только на примере прайда львов и не только на примере распределения пищи! А как яростно вождь оберегает свою собственность на  самок и как безжалостно наказывает - "учит совести" - тех молодых да ранних подростков, которые, подчиняясь своему зоологическому инстинкту, начинают покушаться на гарем хозяина?! Ни за какие коврижки я не хотел бы быть на месте этих бессовестных молодцов! В других стадах животных - между прочим у наших млекопитающих предков  - например, кроликов  - бессовестным за такое вождь и сейчас откусывает : "мужское достоинство"*. (*Взятое в кавычки - выражение киевского мера Леонида Черновецкого)
В стаде зоологический индивид обучается сам и все члены стада охоте на  добычу, общей защите от врагов, предоставлению другим и получению самому от других "бескорыстную моральную" помощь в трудных для него моментах жизни. У человека же обуздание зоологического индивидуализма, взаимопомощь, в конечно счете, - воспроизводство своего рода произросло таким явлениям как общество и мораль. И этому было ряд биологических/физиологический/психологических вполне предпосылок вполне и исключительно материальных порядка.
В первую очередь надо сказать о том, что биологический вид Homo sapiens sapiens (человек разумный-разумный) в сравнении с любым видом и родом животного мира обладает сверхразвитой нервной системой коры головного мозга. В ней находится, примерно 14 миллиардов нейронов, благодаря которым у человека отражение действительности приобретает наивысшего уровня - сознания (Ведь сознание - это не что иное как высшая форма отражения действительности).  Благодаря этому в стаде существа разумного-разумного начинает формироваться индивидуальное и общественное сознание. Ставши человеком, сам Homo sapiens sapiens как биологическое существо до сих пор  остается существом с  унаследованными из животного мира инстинктами. Но в обществе человек в определенной мере обуздывает или маскирует свои инстинктивные побуждения. Он уже удовлетворяет свои потребности по насыщению, по опорожнению кишечно-желудочного тракта, по воспроизводству  себе подобных, как и животные, но не по-животному, а по-человечески. Вот это "по-человечески" и есть проявлением морали.
Мораль является самой первой формой общественного сознания. Она возникла в процессе становления общества и утверждалась в меру становления общества. Мораль также была фактором и мерою становления человеческого обществ. На сколько Homo sapiens sapiens ставав моральным существом, на столько он переходил от Человека разумного-разумного до человека современного типа и современной культуры. Последний ведет себя не в соответствии с присущими ему инстинктами, а в соответствии с общественным мнением.

*                      *                               *

От Homo sapiens sapiens вплоть до человека современного типа развитие морали прошло ряд этапов своего становления. По нашему мнению, которое опирается на систему научных знаний, развитие и становление морали в логическом плане можно изложить в такой последовательности.

А. Начало развития собственном морали начинается с осознанием с осознания человеком розумным-розумным своего положение, как существа стадного/коллективного, как существа, которое может выжить и продолжить свое род только пребывая в стаде/коллективе. Осознание привычек стадного поведения, которое накладывает определенные ограничения на зоологический индивидуализм, то есть - осознание уже раньше ставшим привычным поведение, было первым шагом перехода стада Homo sapiens sapiens к человеческому обществу.

Б. Осознание и укрепление "стадной морали" привело к диалектическим последствиям: с одной стороны, оно улучшило  удовлетворению материальных потребностей членов стада ( в пище, в воспроизводстве членов своего рода, качественного и количественного росту стада); а с другой стороны - удовлетворение  пище, в безопасности, в болем или менее мирном сууществовании вело к повышенному возбуждению полового инстинкта, а отсюда - к обострению борьбы за овладения самками/женщинами.  А это в свою очередь вело к исчезновению тех обществ, члены которого не  могли разумно-разумно обуздать половой инстинкт членов своего коллектива; угрожало самому существованию человечества,  вело к самоуничтожения всего вида первых людей. Остались и продолжили историю человечества только те розумные-розумные, которые "додумались", как преодолеть внутривидовую, на почве полового инстинкта, борьбу за существование.
Упорядочивание отношения к женщине было первой попыткой обуздания самого сильного животного инстинкта - инстинкта воспроизводства себе подобного - самым сильным средством идеологического запрещения, а именно - табу*. [ "Табу" - (слово одного из этнографических племен Полинезии) - запрещение, нарушение которого влечет за собой смерть. ]
Табу на половое общение с женщинами своей семьи, рода или даже - племени было осуществлено, как об этом свидетельствуют этнографические данные всех отсталых племен,  различными путями: "похищением невест", многоженством (полигиния) и многомужеством (полиандрия), исключением инбридинга и прочее. С того давнего и до настоящего времени наиболее верным показателем морального уровня и морального здоровья общества и человека является показатель их отношения к женщине (в крайнем случае - их "упорядоченное отношение к женщине").

Г. Уладив запрещением, табу,  половое общение с женщинами своего рода, человеческое стадо "успокоено"  двинулось вперёд по ступеням человеческого прогресса. Все силы членов стада/общества были направлены на добычу материальных благ и улучшение условий жизни. В результате,  благ и условий  стало столько, что ими можно было обеспечивать не только потомство (детей) и работоспособных членов, но и кормить немощных, и, что особенно важно, родителей-стариков.
Раньше, при отсутствии материальных достатков, немощных стариков -  "дармоедов" - убивали, съедали или изгоняли из племени, вне которого они неминуемо погибали*. [* Обычай убивать стариков и даже поедать их трупы, можно наблюдать и сейчас у туземцев Полинезии, даже у тех, которые обращены миссионерами в христианство. Тому, кто начинает упрекает их в таком поведении, новообращенные христиане отвечают: "А в Библии нет закона, который запрещал бы людоедство".]
Те роды и племена первобытных людей, которые не жалели излишка накоплений для стариков, в лице последних приобрели себе первых учителей, которые передавали своем потомкам свой личный, а потом и всего племени и общества накопленный опыт борьбы за выживание. Имея учителей, общество, без преувеличения можно сказать, семимильным шагами двинулось вперед: к объединению племен, к государству, к культуре, к цивилизации, к научно-техническому прогрессу. А те общества, которые по традиции продолжали избавляться от "дармоедов", насильно и преждевременно продолжали изживать со свету "нахлебников", отстали в своем развитии или насовсем сошли с пути исторического развития в небытие.

Д. Как следствие морального упорядочивания отношения к женщине и старым людям усовершенствовался труд, неуклонно росла его производительность Общество начало вырабатывать продукции больше, чем оно могло ее потреблять по принципам первобытного коммунизму: каждому по потребностям. В результате общество стало в состоянии  содержать больше, чем самого себя разом со стариками и детьми. Появились излишки произведенного, что диалектически послужило одной стороны, тому, что освободилась часть наиболее одаренных людей от физического труда, которые получили возможность  заняться трудом духовным (например, учёбой, рисованием, рассказами о героическом и трагическом прошлым, решением мировоззренческих проблем), а с другой - это же способствовало появлению эксплуатации человека человеком. 
Проблемы эксплуатации в ее форме, сути и значении мы сейчас отложим в сторону. Мы подошли к тому историческому моменту, когда в силу новых, материально и духовно лучших, условий жизнедеятельности общества и человека появились "теоретики", которые начали теоретически/идеологически обрабатывать, вырабатывать и приводить в систему все те составные, которые выражали собой не только мораль, не только систему обуздания зоологыческих инстинктов, но также бытовые особенности и правила, можно сказать - общественные и личные нравы (то что нравилось, с чем свыклись). Все эти элементы духовной жизни и их воплощение в материальные предметы, действия и поступки, в которых отражалась вся жизнедеятельность общества и человека в науке получила название менталитета* (* Менталитет ( от лат. mens, mentis - ум, умственный) - мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и ее проявление в поведении   и в ценностях человека. Ментальность можно отождествить с мировоззрением, если брать его не только по теоретическому содержанию, но  как оценочный фильтр восприятия окружающего мира и побудительный мотив поведения человека). Отсюда мы можем с полным основанием говорить, что у каждого человека не только свое неповторимое мировоззрение, но и свой неповторимый менталитет. Менталитет характеризует не только духовно-нравственный мир человека, но и семьи, рода, племени, народа и нации, цивилизации.

Е. На основе  и в рамках развивающегося менталитета формируется мировоззрение*. [*Мировоззрение - это система обобщающих взглядов на мир и своё (человека) место в нём.] Первым мировоззрением в истории человечества был наивный реализм. Затем - мифология и, наконец - религия.
В отличие от морали, искусства и других форм общественного сознания религия не имеет своих корней в животном мире, а также в дообщественной жизни человека вида Homo Sapiesn Sapiens.
Если мораль имеет корни еще в животном мире, а начинает развиваться уже только с появлением Гомо сапиенс сапиенс 40 тысяч лет тому назад, то, как свидетельствуют археологические исследования, первые признаки религии появляются только через 20-25 тысяч лет то есть - 15-20 тысяч лет тому назад. До возникновения морали религия не имеет никакого отношения. Религия при своем возникновении застала уже сформировавшуюся мораль и вынуждена воспринять её как данное и согласно со своим религиозными законами и функциям вынуждена  была именем бога освятить существующую мораль. А совесть - это не голос божий нас и не дар природы, а голос общества в человеке.
Первыми "чистыми" идеологами в обществе стали жрецы. Они сначала были идеол


Посмотреть и оставить отзывы (6)


Последние публикации на сопряженные темы

  • В квартире в городе бесов, где находились могильные кресты, нашли девочку-маугли
  • РПЦ выступила против строительства мечети в Москве
  • Битва Зевса и Христа продолжается
  • Боги славянской мифологии
  • Литаргическо-литургический спор католиков Индии "всколыхнул мир"

    Пришествий на страницу: 3711