Авторство: Цоглин Аркадий

Повесть Льва Толстого «Фальшивый купон» как выражение его концепции христианства


19.01.2011 Статьи/Толстой

20 ноября исполняется сто лет со дня смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его обширное творческое наследие до сих пор привлекает внимание мыслящих людей всего мира и сохраняет значение как источник плодотворных идей. Настало время, в частности, вновь осмыслить толстовскую концепцию религии и роли церкви в жизни общества. Как известно, писатель в последний  период жизни был увлечен идеей обновления религии,  очищения христианства от ложных учений, устаревших обрядов и фальши официальной церкви. Этому он посвятил большой цикл публицистики; мотивы восстановления истинной веры в жизни общества выражены в нескольких рассказах и повестях конца 19 и начала 20 веков. Из  произведений, написанных Толстым на эти темы, я выбрал для анализа повесть «Фальшивый купон». Она важна для оценки мировоззрения Толстого, сложившегося в этот период его жизни ( писатель работал над повестью с конца 1880-х годов до 1904 года). В своем дневнике Толстой записал в связи с этой вещью: «Деятельное христианство не в том, чтобы делать, творить христианство,  а в том, чтобы поглощать зло. Рассказ «Купон» очень хочется дописать» (ПСС, т.53, стр.197).
 
Сюжетом повести стало изображение целой цепочки нечестных и жестоких поступков, совершенных людьми разных сословий, забывшими о морали и совести, поддавшимися давлению бессознательного зла. Среди них оказался гимназический преподаватель закона Божия Михаил  Введенский, который описывается так:
«Законоучитель Введенский был вдовец, академик и человек очень самолюбивый. Еще в прошлом году он встретился в одном обществе с отцом Смоковникова ( ученика, подделавшего и сбывшего купон --  аналог денежной купюры — прим. авт.) и столкнувшись с ним в разговоре о вере, в котором Смоковников разбил его по всем пунктам и поднял на смех, решил обратить особенное внимание на сына и, найдя в нем такое же равнодушие к закону божию, как и в неверующем отце, стал преследовать его и провалил его на экзамене. Узнав от Марьи Васильевны   про поступок молодого Смоковникова, Введенский не мог не почувствовать удовольствия, найдя в этом случае подтверждение своих предположений о безнравственности людей, лишенных руководства церкви, и решил воспользоваться этим случаем, как он старался себя уверить, для показания той опасности, которая угрожает всем отступающим от церкви, --  в глубине же души для того,  чтобы отомстить гордому и самоуверенному атеисту» (Л.Н.Толстой,  ПСС т.14,стр.167). Законоучитель унизил мальчика перед классом не за его действительную вину, связанную с подделкой купона, а из мелочного злого чувства мести. Затем произошло новое столкновение его с отцом Мити Смоковникова, в котором тот заявил священнику: «Полноте притворяться. Разве я не знаю, что вы ни в чох, ни в смерть не верите?  --  «Я считаю недостойным себя говорить с таким господином, как вы,-- проговорил отец Михаил, оскорбленный последними словами Смоковникова в  особенности потому, что он знал, что они справедливы. Он прошел полный курс духовной академии и потому давно уже не верил в то, что исповедовал и проповедовал, а верил только в то, что все люди должны принуждать себя верить в то, во что он принуждал себя верить». В дальнейшем этот  священник за свое рвение получил повышение по службе и сделал немалую карьеру в церкви.
В образе законоучителя Введенского Толстой показал типичного для того времени лицемера и приспособленца, использующего официальную церковную идеологию для карьерных целей. Характерным для этого типа чиновников было тщательно скрытое неверие в догматы церкви. Неверие было свойственно и многим представителям образованных слоев общества, вроде чиновника Смоковникова. Причем, эти люди не считали нужным скрывать свой атеизм. Толстой неоднократно констатировал в своих публицистических работах, что среди интеллигенции распространены атеистические настроения, несмотря на то, что власть всячески поддерживала православную церковь. Атеистом в молодые годы был и сам Лев Толстой. Следовательно, у атеизма в России глубокие корни, уходящие в прошедшие века. Это явление возникло отнюдь не после революции 1917 года, как уверяют сегодня публицисты, услужающие интересам православной церкви, а гораздо раньше.
Но Лев Толстой в последние годы жизни был активно занят богоискательством. Отвергнув теорию и практику русской православной церкви как фальшивую, он пытался разглядеть тягу к настоящей вере в простых людях. Возродить в душах людей  подлинную веру в Христа --  в этом он видел свою духовную миссию в последние годы жизни. В повести «Фальшивый купон» это стремление, связанное с идеей непротивления злу, играет важную роль. Повесть была задумана писателем как художественное воплощение идеи нейтрализации зла непротивлением. В первой части произведения изображается нарастание зла, которое распространяется вширь кругами, «упругими шарами». Во второй части круги снова сходятся, добро постепенно поглощает зло и торжествует в нравственных просветлениях героев из народа -- Степана Пелагеюшкина, Махина, Василия и других. Они раскаиваются в совершенных преступлениях и жестокостях,  начинают бескорыстно творить добрые дела. Особенно впечатляет преображение Степана, убийцы шестерых человек. Под влиянием кротости Марии Семеновны, зарезанной им из-за денег, он сам превратился в кроткого честного человека, готового помогать всем окружающим, которые почитали его как святого. Так, по мнению автора, чудесно влияет христианская вера на душу человека, даже самого загрубевшего во зле.  Обусловлено душевное преображение прежде жестоких персонажей не логикой их характеров и обстоятельств, а предвзятой авторской мыслью: непротивление уничтожает зло. Это выглядит для современного мыслящего человека малоубедительно.
 
Важно отметить: картины жизни российского общества в «Фальшивом купоне» ярко свидетельствуют, что реальное влияние церкви тогда (в начале ХХ века) быстро уменьшалось, догматы христианства не воспринимались большинством людей как нечто важное и ценное. Даже среди духовенства проявлялось  скептическое неверие ( в одном эпизоде повести  говорится : «В Суздальской тюрьме   содержалось четырнадцать духовных лиц,  все преимущественно за отступление от православия»). Толстовское богоискательство было приметой эпохи, времени нарастания атеистических настроений в российском обществе. Писатель преследовал утопическую цель возрождения почти утраченной веры. Но разве в наше время не проявляется та же тенденция религиозного реннесанса? История повторяется. Многочисленные проповедники разных религий обращаются к людям со своими проповедями, но отклик получают очень слабый. Слишком мало желающих тешить себя пустыми фантазиями и заниматься непротивлением обидам и насилию. Процесс секуляризации ( ослабления религиозного влияния)  в нашей стране, как и во всем мире, продолжается. Ему не сможет воспрепятствовать даже политика протекционизма так называемым традиционным конфессиям, которую ошибочно проводит федеральная власть в России в последние 20 лет.
 
Аркадий Цоглин
г.Саратов

Посмотреть и оставить отзывы (7)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Отлучение Льва Толстого от церкви в зеркале современной России
  • Церковная анафема Льва Толстого
  • Русская Православная Церковь: проклятие верующего Л. Н. Толстого и восхваление атеистов Сталина, Ленина
  • Отрывок из "Воскресенья"
  • Интервью с В.Толстым, правнуком писателя

    Пришествий на страницу: 5907