Гуманизм: моральная основа атеизма.

В последнее время, в связи с публикацией "Манифеста Атеизма", разгорелась весьма жаркая дискуссия. Суть её состоит в том, что группа московских атеистов категорически не согласна с тем, что гуманизм является частью атеистического мировоззрения, своего рода моральной основой атеизма. Поэтому, считаю своим долгом высказать точку зрения, так же разделяемую большим числом атеистов и, разумеется, мной лично.

Мораль и личность.

Атеизм основывается на принципе гуманизма, т.е. на первостепенном значении человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре.

Здесь важно то, что первична именно человеческая, а не божественная сущность. Важны права человеческой личности, вытекающие из позитивного и научного понимания природы человеческих отношений, а не из сомнительных религиозных установлений и заповедей.

Атеизм - мировоззрение, а не философия или прикладная идеология. Именно поэтому, он не может обойтись без серьёзной этической базы. Философия гуманизма и человеколюбия не только уже хорошо разработана, но и как нельзя лучше подходит, чтобы противопоставить её сомнительной религиозной морали.

Здесь, кстати, кроется ещё одно преимущество морали атеиста перед моралью верующего.
Мораль верующего имеет свою основу в заповедях и указаниях бога - внешнем, по отношению к человеку, источнике. Именно поэтому, такая мораль должна постоянно подкрепляться страхом божественного наказания и унижающем человеческую сущность понятии греха.
Гуманизм же, наоборот, не нуждается в опоре на бога и другие внешние силы; основой гуманистической морали является внутренне совершенство и совершенствование человека.

Это хорошо понимают многие атеисты. Приведу лишь самые удачные, на мой взгляд, мнения, высказанные моими коллегами в процессе споров по гуманизму. Я заранее извиняюсь, что вырвал эти мнения из контекста, но их суть от этого не изменилась:

Так, В. Томсинский пишет:
Кроме того, гуманизм имеет большое значение для отрицание религии вообще, для обоснования отрицательной роли религии вообще и всегда, в чем я глубоко убежден.
И еще один важный пункт. Нам необходима этика с двух позиций. Во-первых, атеизм и атеистов всегда критиковали и критикуют за безнравственность. Это серьезный изъян в восприятии атеизма. Во-вторых, это важный ход для человека с этическим складом ума. Т.е., те логические выкладки, которые мы делаем для многими не воспринимаются без обличения их нравственно-этические рамки
.
А вот что пишет С. Моисеенко:
Почему это (духовные принципы атеизма) так важны и выносятся в Манифесте в самое начало? Потому, что самое главное, в чём обвиняют атеизм его противники - это в аморальности, безнравственности, в том что атеизм не может воспитать, вырастить достойного человека, в противовес церкви и её 10 заповедям.

Мои коллеги абсолютно правы, хотя и касаются в основном внешней стороны вопроса. Действительно, атеизму необходимо нравственное позиционирование. И даже не затем, чтобы снять лживые религиозные нападки и упрёки в аморальности, а затем, чтобы атеизм могли воспринять люди, для которых важна не сухая и научная констатация фактов, а стремление к самосовершенствованию.

Гуманизм уже является частью атеизма. Возьмём хотя бы те же "гуманистические общества". Если смотреть русско- и англо- язычные ресурсы по этой теме, то становится видно, что все так называемы "гуманистические общества" - лишь разновидность "мягкого атеизма". Например американское гуманистическое общество, возглавляемое Куртом Воннегутом (а раньше - Азейком Азимовым) или наше РГО - Русское гуманистическое общество (Сергей Капица, Виталий Гинзбург и другие).
Я просто приведу несколько пунктов из декларации этого движения (РГО):

1. Гуманизм - это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей.
2. Гуманисты отстаивают равноправие человека как уникального материального, психоэмоционального и разумного существа по отношению к природе, обществу и всем другим известным или еще не известным ему реальностям и существам.
3. В гуманизме личность рассматривается в качестве исходной и базовой реальности для нее самой и ее отношения к миру.
5. Гуманизм, таким образом, - это собственно человеческое, светское и мирское мировоззрение
, утверждающее достоинство личности, ее внешне относительную, но внутренне абсолютную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицам всех иных реальностей, известных и неизвестных существ окружающей ее действительности

Что это, как не атеизм - то есть мировоззрение, где нет места богу и любому другому "высшему существу"? Есть ли здесь что-нибудь, конфликтующее с идеей атеизма, что-то, что атеист должен отбросить? Нет. Наоборот. Такой подход лишь создаёт прочную основу для неверия, для скептицизма и атеизма.

Про это пишет и проф. Е.К. Дулуман в статье "Международное атеистическое движение", ориентируя читателя следующим образом:
Наряду с движением "Американские атеисты" в США в настоящее время активно проводят свою работу ряд других атеистических массовых организаций, название и число которых мы в настоящее время может только перечислить:

American Humanist Association (AHA - Американская Ассоциация Гуманистов. Объединяет философов, деятелей культуры, виднейших ученых США и Мира. Издают свой журнал "Humanist" , книги; имеет филиалы во всех штатах.);
Council for Secular Humanism (CFH - Совет Секулярного Гуманизма)


Конечно, профессор перечисляет не только "гуманистические" организации, но гуманистические организации он с полным правом включает в "атеистическое движение".

Добавлю ещё пару словарных определений, предоставленных С. Моисеенко:
Словарь иностранных слов,Москва,Русский яз.,1989г.
стр.148.1) Гуманизм-мировоззрение,основанное на принципах равенства, справедливости.человечности отношений между людьми,проникнутое любовью к людям.
стр.148.2) Гуманизм-эпохи Возрождения-общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в её борьбе против феодализма и его идеологии(католицизма, схоластики),против феодального закрепощения личности;.........

Энциклопедический словарь 1989г."Советская энциклопедия" стр.353.
Гуманизм-признание ценности человека ,как личности,его права на свободное развитие и проявление своих способностей,.
....
В более узком смысле Гуманизм это светское вольномыслие, эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви......

Я думаю, этого всего достаточно, чтобы понять в какой генетической связи находится современный атеизм и гуманизм. Позволю себе  немного расширить другую тему. А именно тему взаимного отношения следующих мировоззрений:

Коммунизм, гуманизм, сатанизм и христианство.

Коммунизм.

Россия была фактически единственной страной, где атеистами рождались. Во всяком случае, детей не волокли креститься или обрезаться сразу после рождения.
(Строго говоря, каждый человек рождается атеистом. Однако потом с самого грудного и бессознательного возраста, над ним производят различные религиозные процедуры, в зависимости от доминирующей религии, часто сопровождающиеся членовредительством.)

Но даже в России, сознание людей постоянно испытало некоторое религиозное влияние. А насколько массовое сознание подвержено пропаганде, показывает религиозный бум начала 90-х, когда многие люди, считавшиеся атеистами, вдруг приняли то или иное вероисповедание, обратились к вере в бога. Возникает вопрос - верили ли эти "обращённые" в бога? Нет. Они не верили в бога. Но только и всего. Просто не было бога, в которого они могли бы поверить. Как только этот (или другой) бог вылез на телеэкраны и другое "масс-медиа", эти люди тут же декларировали свои верования. Были ли эти атеистами? Нет, хотя они и не верили в бога. Это были латентные верующие, всегда хотевшие верить:
Кстати, среди этих самых россиян, очень было много коммунистов, а коммунизм, (хотя по этому вопросу и нет единого мнения), представляет собой одну из разновидностей религии. Во всяком случае Ленинизм и Сталинизм, представляли из себя идеологии с явно выраженным религиозным, культовым характером. Помните, даже выражение такое было - культ личности. Не удивительно, что при крушении одних кумиров эти "псевдо-атеисты" метнулись к другим. Все бывшие секретари обкомов и горкомов (ныне мэры и губернаторы), партийные деятели включая Гену Зюганова теперь в свободное от партсобраний время стоят со свечкой в церкви. Так были ли они когда-нибудь атеистами? Нет.
С другой стороны, это вовсе не значит, что коммунист не может быть атеистом. Может, ещё как может. Многие основатели так называемого "научного атеизма" были, без всякого сомнения, коммунистами и внесли значительный вклад в дело атеизма
. Только для этого, они должны послать своего партийного босса куда подальше. А именно - в церковь. Стоять со свечкой.

Гуманизм.

Во многих странах, таких как Польша или США, религиозное воздействие преследует человека постоянно, начиная с самого малого возраста. Как в таком обществе у человека могут сформироваться атеистические идеи? Ведь не могут же они возникнуть внезапно и "сами по себе"! Поэтому, единственный реально осуществимый путь к атеистическому сознанию лежит через самосовершенствование, через духовный рост, через обогащение знаниями - то, что называется "личностный рост". Это и есть путь гуманизма. Проходя по этому пути, люди не только становятся лучше, но они приобретают ту необходимую основу, которая позволит им в дальнейшем стойко стоять на своих принципах, что бы не случилось.
Именно так, ведущие умы Эпохи Возрождения постепенно приходили к пониманию того, что бога не существует. Именно так, люди выросшие в фанатичной среде средневекового христианства, смогли осознать лживость церкви и примитивность библейских сказаний.
Но о гуманизме и так уже сказано достаточно много. Здесь важно то, что для многих людей гуманизм - это единственный способ стать атеистом.  Ведь есть и другие пути, по которым может пойти человек. Например:

Сатанизм.

Другой возможный путь, на который может толкнуть человека религиозное воздействие и перманентное религиозное промывание мозгов, это сопротивление религии, приобретающее форму противостояния богу. Тогда бог становится врагом, его установления не соблюдаются или соблюдаются наоборот, религиозная мораль отвергается и заменяется прямо противоположной. Как правило, такой подход свойственен подростковому мышлению, во всяком случае, развивается чаще всего в подростковом возрасте и носит в основном демонстративный, показательный характер.
Если речь идёт о христианстве, то возникает система ценностей и паттернов
поведения, строго противоположная христианской. Этот крайне разнородный по формам проявления феномен получил название сатанизма. Религиозные мотивы сатанизма имеют корни в религиозном дуализме и манихействе.

Однако, вне зависимости от формы так называемого сатанизма, его адепты либо прямо поклоняются иному чем у христиан божеству, либо декларируют принцип "богоравности" человека, т.е. того, что человек сам может стать богом или возвыситься среди людей до божественных высот. Так или иначе сатанизм является религией, имеющих не только свои ритуалы, но так же свои библии (Ла Вей) и церкви. Такое положение вещей совершенно отделяет сатанизм от атеизма. И что уже совершенно отдаляет, фактически ставит эти два подхода на значительном расстоянии друг от друга - это неприятие сатанизмом гуманистических принципов.
Говоря образно и в шутку, атеизм, христианство и сатанизм находятся в вершинах равностороннего треугольника.

Христианство.

Ещё одним вопросом, вокруг которого скопилась масса нерешённых проблем, является вопрос так называемого религиозного гуманизма.

Что касается меня лично, я уверен - никакого религиозного гуманизма не существует, да и не может существовать.
Те жалкие крохи установлений, которые мы находим в Библии, среди указаний праздновать субботу и "не варить козлят в молоке матери", не являются моралью как таковой, ни даже её зародышем, равно как и знаменитая нагорная проповедь, призывающая к прославлению духовной нищеты и членовредительству. В этом отношении, явно представлено противоречие между религиозной моралью и гуманизмом, о котором я начал говорить чуть раньше.

Неоправданные страхи.

Так что совершенно не обоснованы волнения тех атеистов, которым мнится, будто принятие гуманизма, как моральной основы атеистического мировоззрения сближает атеизм с религией.

Если уж что и может сблизить атеизм с религией, так это некоторые атеисты, которые заявляют, что весь атеизм исчерпывается одной фразой - "бога нет"! Это даже не примитивный подход. Это полное отсутствие подхода. Неустанное повторение фразы "бога нет", ничем не подкреплённое и самодостаточное, вызывает в памяти лишь грустное сравнение с так называемой "иисусовой молитвой".

Не надо заниматься профанацией атеистических идей! Надо их развивать, создавать, строить своё мировоззрение. Не листать пыльные справочники, выискивая в них верное определение атеизма, а самим думать и строить собственную философию. Самим - это значит всем тем, кто общается с друг другом в сети, пишет статьи, создаёт общества, рождает идеи. Мы, а не пыльные гроссбухи времён "развитого социализма", определяем содержание атеистических идей. Мы, и я хочу, чтобы это прочувствовал каждый читающий сейчас эти строки, сегодня и создаём новый русский атеизм.

И последнее. Я понимаю, атеизм в России опять становится модным, извините за пошлое словцо. Это значит, что скоро появятся люди, которые, не являясь атеистами, не разделяя атеистических убеждений, попытаются с выгодой для себя "примазаться" к атеизму. Я не имею в виду кого-то конкретно. Я пока ещё таких людей не знаю. Но как встретите - гоните их "в шею". А вот людей, которые тянутся к атеизму, пусть даже ещё не атеистов - просто гуманистически настроенных людей, всегда приветствуйте. Даже если они ещё фактически верят в бога или какую другую сомнительную сущность, терпеливо объясняйте им их ошибки, учите жить без бога. Учите их думать, размышлять, сомневаться, совершенствоваться. Учите на собственном примере. А как же иначе?


c Димьян 2001. Все права принадлежат Димьяну Небедному. Распространение, копирование, публикация в СМИ, переписывание от руки и чтение вслух приветствуются по Закону.