Языческие боги выходят из подполья

Андрей КОМПАНЕЕЦ
Мир, в котором живет Православная Церковь, напоминает вредную среду, со всех сторон подтачивающую ее силы. По большому счету, это нормально - потому что закономерно и неизбежно. В условиях, когда враг рода человеческого всеми силами старается увести этот ненавистный ему род с пути истинного, иного ожидать не приходится. Врагов, к сожалению, становится все больше, и зубы у них все острее... В последнее время к ним присоединилось банальное, казалось бы, и уже забытое язычество, причем в древних его формах. Поначалу упоминание о нем вызывало у большинства улыбку наивности - мол, сказки, баловство, экзотика. Однако, когда представители "народной религии" подняли свой голос против Церкви, взрослые игры перестали казаться столь уж безобидными. И в настоящее время мы вынуждены констатировать, что язычество встало в один ряд с различными сектами, открыто выступающими против христианства. Тем более у кого-кого, а у этого религиозного атавизма слишком много претензий к Православию еще со времен святого князя Владимира. Так как же случилось, что неоязычество стало реальной силой в борьбе за душу человека? И что собой представляет это хорошо забытое старое?

Дать ответы на эти вопросы в одной маленькой обзорной статье практически невозможно. А поэтому постараемся лишь наметить основные проблемные направления.

С приходом христианства на Русь язычество волей-неволей ушло в подполье - и физическое, и духовное. К сожалению, свергнутые с холмов идолы упали за пазуху многим жителям древнерусских сел и городов. И, отстояв на вечерне в храме, дома люди тайком зажигали огни у миниатюрных фигурок Перуна, Даждьбога или Макоши. И дело здесь не в том, что славяне видели и понимали преимущество своей первой религии. Просто сказалась одна удивительная черта нашего народа, которую с особенной яркостью выразил Алексей Константинович Толстой:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Действительно, мы любим во всем дойти до самого края, постоять над пропастью, а порой даже и сигануть туда. Именно эта национальная черта заставляла славян-язычников поступать вопреки указам православных князей. Эта же особенность души почти через шестьсот лет вела на костер раскольников. И поэтому не следует приписывать нашему народу "природную предрасположенность" к идолопоклонничеству.

Впрочем, время костров и гонений прошло. И вот в конце ХХ века язычество воскресло...

Все произошло в течение каких-то последних 25 лет. О феномене неоязычества заговорили примерно в середине 80-х годов. Именно тогда, как пишет Антон Прокофьев, возникло "увлечение значительной части интеллигенции восточными религиями, йоговскими практиками, которые во многих случаях пробудили интерес к аналогичным системам в России". Через занятия единоборствами некоторые активные элементы, интересовавшиеся древнерусским фольклором и историей, пришли к славяно-горицкой борьбе. Был разработан целый комплекс упражнений и приемов. К 1996 г. борьбой уже занималось около 40 тысяч человек. Вместе с ратоборством в России распространялось и язычество, принятие которого становилось, как правило, логическим завершением спортивных интересов. Явление это носило не абсолютный характер. Самое широкое распространение получило оно в среде военно-патриотических клубов, занимавшихся воссозданием древних воинских обычаев и костюмов. Причем не обязательно пантеон богов был славянским. Выбор богов зависел от того, традициями какой страны занимался клуб. Бывали, например, случаи почитания скандинавских богов. При этом важным элементом обрядности становилось принятие имени той национальной традиции, которая изучалась адептами. Например - Яромир, Светозар, Гостерад и т.д.

Активное увлечение боевыми искусствами привлекло в среду новоиспеченных язычников фашистские элементы. Они составили отдельные общины, отличавшиеся жесткой дисциплиной, которой не было в других объединениях. Очевидно, что в язычестве их привлекали не мистическая и обрядовая сторона, а возможность на религиозном уровне оправдать ненависть к евреям (а порой и к христианам). Поэтому закономерно, что национальный, а именно "арийский", вопрос стал главным в идеологии фашиствующих язычников. Дошло до того, что арийцем объявили Моисея, учение которого было якобы извращено евреями.

Помимо общин, построенных на основе изучения боевых искусств, параллельно зарождалось и интеллектуальное течение. В него входили люди науки и культуры - одним словом, думающей интеллигенции. Они до многобожия дошли путем сравнений и ошибок. Основным их занятием стала деятельная проработка культовой и обрядовой традиции. Существуют и весьма самобытные образования. Например, Рязанская славянская языческая община, состоящая целиком из женщин, которые придерживаются феминистских взглядов.

Однако спортивные и научные интересы были лишь следствием другой, глобальной причины, которая заставила людей обратиться к язычеству. На рубеже 80-90-х годов для многих стала очевидной несостоятельность коммунистической идеологии. А природа не терпит пустоты. Вот она и заполнилась древними славянскими верованиями. Почему не православием? К сожалению, в то время Церковь не могла вести проповедь, более того, не была готова к этому. Не последнюю роль сыграли десятилетия атеистической пропаганды. Нечто похожее произошло в Германии в 30-х годах. Тогда лишенное мистической стороны религиозной жизни лютеранство перестало удовлетворять немцев - и многие обратили свои взоры на Восток, в Тибет. А в России оглянулись на свое далекое прошлое.

И в результате сформировался культ двух основных богов - Перуна (бога войны) и Велеса (бога плодородия, мудрости и поэзии). Это славянские боги. Однако неоязычники, в большинстве своем, полагают, что возрождают арийскую традицию, якобы свойственную славянам. Только одна половина уверена, что они являются носителями исконной традиции, ведущей прямую линии с древних времен. А вторая, что цельной религиозной системы не сохранилось, и они лишь собиратели маленьких обрывков большой летописи. А вообще мировоззрение современного язычества совмещает в себе пантеистические и политеистические взгляды. В этике язычников нет ни идей милосердия, ни понятий добра и зла. (Впрочем, по этому вопросу в настоящий момент единого мнения нет. Так, Владимир Истархов, академик Арийско-Русско-Славянской академии, считает, что "в мире реально существует добро и зло, это очевидно каждому") Свобода для них - это свобода выбора, следовать Вселенскому закону или нет. Поэтому богов можно игнорировать, и тем самым сознательно губить себя. Главным богом признается Род, создавший мир и им же являющийся. Причем сам Род - "существо" безличное, а все остальные боги (в т.ч. Велес и Перун) - суть его эманации. Впрочем, с той оговоркой, что божественная личность - более сложное явление, чем личность человека.

Однако дело в том, что личностность относится к тем явлениям, которые либо существуют в полном объеме, либо не существуют вообще. Нельзя быть более мертвым или почти беременной. Личность или есть, или ее нет. И христианское богословие говорит, что личность Бога несравнимо более высокого порядка, чем личность человека. Однако это не означает, что Он становится после безличным. Вспомним, что согласно мифам, Велес был сыном коровы и представлялся в виде медведя, Перун подарил людям столь субстантивированную вещь, как плуг, а Макошь вообще имела отличительный признак - женский род. Все очень конкретно и индивидуально.

А к чему здесь рассуждения о личности, спросите вы? Все очень просто. Апологеты язычества утверждают (вопреки общепринятой в науке точке зрения), что монотеизм является упрощением эзотерической составляющей политеистической религии. Иными словами, объединяющая пантеистическая Сила была "наделена" личностными характеристиками и возведена в ранг единого божества. Так, если следовать логике господ идолопоклонников, появилась, например, религия древних иудеев.

Лагерь язычников (иначе подобное образование назвать нельзя) сложился хотя и быстро, но пока не стал однородным. Единого административного и духовного центра он не имеет. Община держится вокруг признанного авторитетного верующего, принадлежащего, как правило, еще к первой волне неоязычества. Это, впрочем, не мешает ему пользоваться опытом собратьев, и, более того, нести язычество в массы.

Ведь прошло то время, когда общины "даждьбожьих внуков" вели духовную жизнь на уровне натурального хозяйства. Теперь они вышли с открытой пропагандой "исконной веры". В настоящее время география язычества обширна, и дым ритуальных костров курится во многих городах России и странах ближнего зарубежья: Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Тамбове, Смоленске, Владимире, Калуге, Киеве, Магнитогорске, Кемерове, Омске, Санкт-Петербурге, Озерске, Одессе, Литве, Эстонии, а также Чехии, Словакии и других государствах..

Сказав в начале статьи, что язычество перестало быть безобидным увлечением, мы не ошиблись. Действительно, окрепнув и определив все-таки, во что они верят, язычники решили взять реванш - и обрушили критику на Русскую Православную Церковь. Однако ничего нового они не открыли и не сказали. Все это уже было слышано как в первые века христианства, так и из уст Елены Блаватской и четы Рерихов. Причем создается впечатление, что православием язычники недовольны именно из-за того, что оно отняло у них две тысячи лет истории. И поэтому в ход идут все средства без разбора.

Так, например, в статье "Будущее за... язычеством!" кандидат исторических наук Людмила Жукова пишет: "Христианство не отвечает уровню требований современности по двум положениям. Во-первых, в христианской доктрине нет экологических приоритетов. Здоровая природа подразумевается в христианстве как само собой разумеющееся. Во-вторых, из-за антропоморфизма. Центральной фигурой христианского мифа является личность Иисуса Христа, образ мифологизированного, обоготворенного человека, рожденного земной женщиной. В слиянии образов человека и бога обнаруживаются черты культа личности, но на высшем уровне". Боюсь, что опасный путь "подгонки" религии под сегодняшний день может нивелировать ее до уровня свода моральных и бытовых правил. Религия должна быть сотериологична (дословно (греч.) - наука о спасении) и заботиться о душе человека. Едва ли для того, что бы спасать легкие планеты, необходимо становиться язычником. А противостоять развитию цивилизации на планете - значит обрекать себя на участь Сизифа. Относительно же "культа личности", то непонятно, что же автору кажется диким? Культ божественной личности - это и есть религия. А боги язычников тоже личностны (об этом говорилось выше).

Пропагандируя свою веру, язычники делают ставку на то, что в религиозной жизни они не руководствуются никакими правилами. Как, например, говорит один из адептов: "язычество <...> это мировоззрение не ограниченное (по крайней мере, сейчас) догмами тысячелетней давности, как христианство. То есть, <степень свободы> в нем намного выше...". И очень часто неопытный богоискатель попадается на эту удочку. Ведь сколь приятнее жить беззаботно, чем постоянно трудиться над своей душой. Однако с такой позицией язычников трудно согласиться. Все в этом мире живет по законам, в том числе и душа человека. Пусть попробует язычник ударить просто так ребенка или вытащить у бедной пенсионерки из кармана последние деньги. Рано или поздно станет стыдно - и это духовный закон. А если же язычники таких законов не признают и их души остаются безмолвными, то о каком "просветлении" может идти речь?

Из отрицания духовных законов вытекает еще одна особенность неоязычества - несогласие с греховностью человека и мира: "Языческая Традиция не признает <греха> в христианском смысле слова, точно также как она не рассматривает мир как <падший>, <лежащий во зле>...". В таком случае может оказаться, что человек самое страшное из всех существ во вселенной (напомним, что согласно Священному Писанию, человек изначально был прекраснейшим из созданий и к такому состоянию может вернуться), а мировое зло - нормальное явление. Если мы всегда были порочны, жестоки и бездушны, то на основе чего совершенствоваться? На все эти вопросы язычество ответов не дает.

И в заключение еще раз повторим, что данная статья не претендует на серьезную научную работу. Это лишь небольшой критический обзор состояния современного славянского язычества. Делать масштабные выводы рано. Однако уже сейчас понятно, что на духовном фронте появилась (а точнее, воскресла) еще одна сила - неоязычество. И нам не стоит недооценивать ее возможностей.

Дата публикации:  26 Ноября 2001
Религия в России