КОГО ХОРОНИМ?

Сегодня, 24 мая 1999 г., патриарх РПЦ(м) Алексий-2, вальяжно прогуливаясь по Красной площади, завёл разговор о захоронении Ленина. Не будем точно цитировать то, что сказал этот одетый в парчёвые одежды священник, окружённый десятком-другим московских чиновников среднего ранга; было там и странное рассуждение о недопустимости рок концертов на Красной площади в присутствии останков Ленина, и лингвистический каламбур о том, что Красная площадь не красная, а красивая. Но основным заявлением, по праву обратившем на себя внимание  журналистов, было то, что Ленина надо обязательно и в скором времени похоронить.
Абсолютно немыслимая ещё лет 15 - 20 назад ситуация. Расфранчёный поп, гуляя около мавзолея на Красной площади, говорит о том, что надо закопать прах "вождя" по православным традициям, а три центральных канала телевидения радостно вещают об этом на всю страну.  Рассмотрим причины, по которым это  событие стало   возможным.
Начнём  немного издалека, но будем кратки. Известно, что общественный строй, называемый коммунизмом, установился в России в 20  годах нашего века. И по форме, и по содержанию он имел мало общего с тем коммунизмом,  который был   теоретически разработан так называемыми утопистами. Социальной основой  действительно было  проживание людей коммунами - своеобразными группами, организованными по производственному принципу ( коллективные хозяйства  в сельской местности и трудовые общежития в городской ).  Но о справедливом распределении труда не было и речи. По форме правления Россия просто перешла от одного типа тирании к другой. Если раньше абсолютным правителем, диктатором, тираном был Император ( Всея Руси ), так называемый Царь, подавляющее население империи находилось  в рабском состоянии ( крепостное право ), то теперь абсолютным тираном становился человек, который впоследствии носил странный титул "генеральный секретарь" ( не менее, впрочем, странный, чем "государь-император"), а рядовой житель попадал  в коллективные хозяйства и трудовые лагеря.  При разных названиях, структура управления империей в общем-то сохранилась. Произошла лишь полная смена правящей элиты.
Разумеется, существование и функционирование огромной империи, которой являлась Русь конца 19 века, требовало мощной идеологической базы, каковой и являлось православие - восточное направление христианства. Во главе империи стоял император, царь.
Понятие "царь" не идентично понятию "император". Царь, кроме светской власти, обладал ещё и властью духовной. Царь в России являлся  не только светским правителем, верховным главнокомандующим, но и главой церкви ( заметим, что и генеральный секретарь так же являлся и верховным главнокомандующим и главой правительства ).  Сам термин "царь" происходит от названия должности одного из девяти архонтов своеобразного греческого "правительства", который ведал вопросами религии. Это было существенным отличием государственно-религиозной системы России от стран западной Европы, где светские властители в большинстве своём  не являлись главами церквей, уступая эту роль   римскому папе. Такое соотношение религиозной и светской власти унаследовано от Византийской империи, в которое возникло при императоре Константине. ( Самым известным примером сочетания светской и религиозной власти является власть фараонов в Древнем Египте, где фараон считался сыном бога  Амона-Ра).
Таким образом, абсолютная власть Царя в России строилась на единстве светской и религиозной власти, где официальной религией являлось православие. Православие не просто поддерживало существующий режим правления ( монархию, диктатуру условно одного человека - царя), но было составляющей этой стуктуры власти, его идеологией, духовной основой.
При формировании той структуры власти, которая получила название коммунизм, была использована та же структура организации власти. Сильная светская власть, основанная на  военной силе, должна была иметь мощную идеологическую, духовную базу. Такой базой для коммунизма явился ленинизм или марксизм-ленинизм. Заметим, что ошибочно утверждать, что официальной идеалогией ( или как ещё говорят государственной религией ) коммунистов являлся атеизм. Нет. Официальной и государственной религией коммунистической России являлся ленинизм. Но прежде чем приступить к краткому рассмотрению этой коммунистической  религии, подведём некоторые итоги:
1. Основой общественного строя в России до революции 1917 года было сочетание светской и религиозной  власти. Религией, игравшей роль идеологической основы сущевствовашего строя (  условно говоря - развитый рабовладельческий ) было христианство, православие.
2. Революция 1917 года не привела к существенному изменению строя, а привела лишь к полной смене правящей элиты.
3. Новая элита для сохранения существующего строя нуждалась в новой религиозной системе. Такая система была создана и условно может быть названа ленинизм - по имени её предполагаемого основателя В.И. Ленина. Термин ленинизм тем более удачен -  многие религии названы по именам их основателей - буддизм, конфуцианство, христианство.

Итак, ленинизм был религией, обслуживавшей новую правящую элиту. Вкупе с социальным строем он давал социально-религиозную формацию, известную как коммунизм.
Построить "с нуля" новую религию, разумеется, было практически невозможно. Поэтому для создания ленинизма требовалась некая основа, религиозная схема, мистический прообраз. Такой основой для ленинизма послужило христианство. При разном содержании и оформлении собственно наполняющих ленинизм и христианство мифологем, для обеих религий характерно практически полное   совпадение организационной структуры клульта, атрибутикии многочисленные прямые идеалогические аналогии. Но это  тема для отдельного, основательного социокультурного исследования.  Мы же лишь отметим наиболее очевидные моменты сходства , чтобы более наглядно показать, что ленинизм является типичной религией, религиозным новоделом, во многом копирующим христианство.
В мифологическом отношении наиболее очевидно соответствие Ленина и Иисуса. Оба были необычными, гениальными детьми, с самого начала поражавшими своей несоответствующей возрасту мудростью и добротой. Оба хотели сделать людей счастливыми. Оба продолжают жить после смерти ( Иисус воскрес, а Ленин и сейчас живее всех живых. ) Любопытно, что одно из самых известных ленинских высказываний "Кто не с нами, тот против нас" на самом деле принадлежит Иисусу Христу.
Если основой, на которой создал своё учение Иисус был "Ветхий завет", то Ленин воспользовался "Капиталом".  В "Росси во мгле" Г. Уэллс отмечает это очевидное соответствие, уподобляя Маркса "бородатому еврейскому пророку", а "Капитал" - талмуду. Даже христианская "троица" имела в ленинизме свою аналогию - знаменитую троицу из Маркса, Энегльса и Ленина.  Христианство обещало рай после смерти, ленинизм пророчил построение идеального коммунистического общества в туманном будущем, "для потомков". Если в христианстве только "убогие и нищие духом" могли войти в "царство небесное", ленинизм обещал светлое будущее только беднякам, пролетариям, честно трудящимся и не требующим вознаграждения. (Надо отметить, что  ад   являлся для коммунизма  более земным понятием, чем для христианства. "Страшный суд" происходил постоянно , а "грешники" гнили заживо в лагерях. Замечательную литературную обработку этой темы можно найти в романе В. Пелевина "Чапаев и Пустота" ).
Ещё более точные соответствия существуют в внешней, культовой стороне и атрибутике обеих религий. Символом христианства является крест, а символом ленинизма - пятиконечная звезда. При крещении ребёнку надевается крест с изображением Иисуса, при приёме в октябрята ( пионеры, комсомольцы ) звезда с изображением Ленина. Христианство располагает организацией особых посвящённых, проводящих в жизнь учение Иисуса - Церковь, ленинизм - организацией продолжающей дело Ленина - Партией. Обе организации официально  существуют за счёт добровольных пожетвований, взносов. Более того, процедура вступления в партию практически аналогична получению священного сана, включая характиристики и поручительства уже посвящённых членов ( партийных или религиозных). И "церковь", и "партия" имеют жёсткую иерархическую систему и даже пользуются одной системой наказаний, где "самым страшным" является "отлучение от церкви" и "исключение из партии" соответственно ( неплохая статья на эту тему опубликована в журнале Здравый смысл №9 1998г -   Слава РПЦ(м)! М.Чулаки ). Исторически просматривается прямая параллель  между так называемыми  "съездами партии" и "соборами церкви". Если сравнить эти мероприятия, то общего между ними окажется более чем достаточно - и борьба за власть, и идеологические "разборки", и оппортунисты-еретики.
Обе религии располагают своей храмовой   системой. Для христианства это монастыри и церкви, для  ленинизма это обкомы-райкомы и музеи Ленина. Так же, как христианские храмы заполнены изображениями Христа и его "приближённых", иконами, ленинские   храмы были заполнены портретами Ильича и его соратников - своеобразная советская иконография. Ещё одной, общей для обеих религий отвратительной чертой, является присутствие в храмах человческих останков. Но до того, как мы перейдём к её более подробному рассмотрению, отметим ещё одно   важное соображение.
Именно сходство ленинизма и христианства позволило в 20-30е годы нашего века так быстро перейти от одного вероисповедания к другому. Схематическая схожесть концепций потребовала заменить  лишь содержание мифологических матриц, оставив  их в целом нетронутыми.  А в 90-х годах нашего века можно наблюдать фактически обратный процесс - мифологические матрицы снова легко заполняются старинным  религиозным содержимым.

Итак, как мы уже говорили, в обеих рассматриваемых религиях практикуется присутствие в храмах человеческих остатков.
Вообще, традиция "использования" человеческих остатков после смерти прослеживается в глубокой древности , задолго до возникновения христианства. Сразу разграничим два в корне различных способа обращения с умершими. Один способ - это собственно захоронение с фактическим уничтожения трупа, т.е. захронение без дальнейшего использования или захронение первого рода. Таким способом является , например, сжигание, принятое у некоторых древних и современных культур (индуизм) или похороны на Руси. Этот способ отражает понимание необратимости произошедшего с телом процесса и символизирует прощание с усопшим. Другим, диаметрально противоположным  способом, является попытка сохранения физического тела с сакральными или же прагматическими целями, а часто и с дальнейшем использованием трупа - захоронение второго рода . Такое захоронение практиковалось, в частности, в Древнем Египте, где были разработаны высокотехнологичные процедуры бальзамирования. Мифологической основой этих разработок могло служить предание о том, что тело бога Осириса было сохранено от разложения и он воскрес. Полагалось, что бальзамирование может дать сходный результат. Некоторые народы считали, что умерший обитает в своей гробнице. Эти и схожие с ними представления   привели к  созданию таких    сооружений как египетские пирамиды, Тадж-Махал. Часть подобного рода сооружений - гробница св. Петра в Риме и Муххамада в Медине являются действующими центрами паломничества. Самым высокотехнологичным подобным захронением является мавзолей Ленина - главный храм ленинизма.
Однако вернёмся к христианству и православию. Согласно учению многих христианских церквей и в том числе православных, тот факт, что тело умершего человека  не разлагается и мумифицируется, считается чудом и доказательством святости ( отметим, что с этой точки зрения, мумия Ленина является абсолютно неподражаемой - самым удивительным чудом. Вероятно у представителей конкурирующих религий оно постоянно вызывает зависть и раздражение ). Более того, "нетленные мощи" святого сами по себе могут творить чудеса. Возможно, именно последнее свойство делает их внутрихристианской ценностью. Каждый православный храм стремится обладать хотя бы частицей чьих-либо "святых мощей". В храмах существуют специальные приспособления для храния неразложившихся человеческих останков - раки. Более того, договариваясь между собой , церковнослужители разъединяют останки святых и развозят из по различным храмам.  Однако природа такова, что практически все тела после смерти начинают разлагаться, причём вне зависимости от того, был ли канонизирован владелец тела при жизни как святой или нет.   Это приводит к двум последствиям. Первое - условие "нетленности" стало необязательным ( но желательным!) для мощей. Таким образом, нетленные мощи в большинстве своём являются просто костями, иногда  с налипшими кусочками истлевшей ткани. Второе - получение мощей несколько искуственным путём. Так, в пещерах под Киевско-Печерской лаврой был создан специфический комплекс захоронений, где благодаря условиям внешней среды ( влажность, температура, соль ) мумифицировались практически все погребённые тела - своеобразный инкубатор, "фабрика мощей".
Этот способ обращения с мёртвыми телами , без сомнения, принадлежит ко второму типу захоронений - захоронения с дальнейшим использованием трупов.  
В этом аспекте очень интересно рассмотреть так называемое захоронение "останков царской семьи".   Как мы уже отмечали , царь являлся главой православной церкви. Более того "убиенный Император" был канонизирован как святой.  В процессе "перезахоронения " предпологаемые святые мощи были выкопаны из земли, изучены, но не "закопаны" обратно в землю согласно русским обычаям, а водружены в раках в одном из храмов Санкт-Петербурга. Таким образом захронение первого рода было переведено в захронение второго рода.
Но вернёмся к тому, что сказал патриарх Алексий - 2, гуляя по Красной площади.

Во-первых, он предложил проделать  с телом Ленина процедуру, обратную той, которую проделали с останками царя. Царя выкопали из земли и поместили в храм. Ленина же нужно убрать из храма и закопать в землю.
Во-вторых, по существу он предложил разрушить главный храм ленинизма. Заметим, что решился он на это аккурат после провала коммунистического реванша в Думе - неудачной попытки импичмента.
Т.е., фактически РПЦ(м) обозначило своё положение официальной религии, обслуживающей правящий режим, и приступило к финальной атаке на практически мёртвого конкурента - ленинизм, "штурмуя" его последний оплот.

И в конце выскажем предположение. По нашим прогнозам попытка "захронения" мумии Ленина будет предпринята в конце 2000 ого - в начале 2001 года .


Copyright :     Demian © 1999.    /     Авторские права принадлежат:       Димьян, 1999 г.
Статья может тиражироваться и распространяться любым издательством или частным лицом , при условии сохранения целостности и неизменности текста. Во всех других случаях необходимо разрешение автора или его непосредственных представителей.