Проф. Дулуман Е. К. –
доктор философских наук,
кандидат богословия

Стоит ли папе Иоанну Павлу Второму наносить официальный визит в Украину?

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Католические и православные церкви в христианстве.
2. Личные интересы Иоанна Павла ІІ в Украине.
3. Визит папы в Украину как шаг к воссоединению со всем православием.
4. Что дает визит папы римского Президенту Украины Кучме Л.Д.?
5. Антикатолическая ментальность украинцев.
6. Политика Президентов как фактор религиозных конфликтов в Украине.
7. Оскорбление религиозных чувств православных верующих Украины.
8. Предостережение и достойные внимания предложения православной церкви.
9. Выводы.

Чтобы ответить на поставленный в заглавии статьи вопрос, давайте совместно рассуждать за папу; за тех, кто приглашает его в Украину и, наконец, за граждан Украины… Но сначала несколько вступительных слов о католицизме и православии.

  1. Католическая и православные церкви в христианстве

Христианство начало свое существование в последней трети первого столетия нашей эры в качестве одной из сект иудаизма и сначала состояло исключительно из евреев. Но уже к началу второго столетия она начало интенсивно наполняться представителями других народов и на протяжении трех столетий распространило свое влияние на значительную часть разнородного и разноплеменного населения огромной и могущественной в то время Римской Империи. В 325 году император Константин Великий созвал в городе Никее из числа высшего духовенства собор, при помощи которого систематизировал основы христианского вероучения, организационно объединил разрозненные и враждующие между собой христианские общины и провозгласил его государственной Единой христианской церковью. На протяжении пятого столетия Римская империя распалась на две части: Восточную со столицей Византией и Западную со столицей Римом.

С распадом Римской Империи началось постепенное отчуждение и Единой христианской церкви на Восточную (Византийскую, греческую, ортодоксальную, православную) и Западную (римскую, католическую, папскую). Сначала во взаимоотношениях доминировала церковь Византийская, православная. Силами именно этой церкви и на ее территории на протяжении 4-8 столетий было проведено семь Вселенских соборов, на которых вырабатывались и утверждались все новые и новые догматы вероучения и культа христианства, которые до настоящего времени считаются каноническими и для Западной, католической церкви. Но уже с 10-11 столетия под давлением арабов, а потом – турок сельджуков Византия ослабевает, из-за чего преимущества верховенства постепенно и болезненно для Православной церкви переходят к Католической церкви во главе с папой римским.

Взаимные претензии и противоречия между частями некогда Единой государственной церкви Римской империи привели, в конце концов, к тому, что папа Лев ІХ (1049 – 1054), числящийся до сих пор великим католическим святым, послал в Византию своего легата Губерта, который 6 июля 1054 года на престол храма святой Софии положил письменное проклятие на константинопольского патриарха Михаила Керулария и на всю Восточную православную церковь. В ответ на этот поступок представителя папы патриарх Михаил Куруларий созвал церковный собор, на котором было принято решение о проклятии папы Льва ІХ и всей Западной, Католической церкви. Это решение в письменно виде также было положено на престол храма святой Софии в Константинополе.

Так исторически сформировалось и канонически (в церковно-правовом отношении) раскололось Единое Вселенское государственное христианство на церковь католическую и церковь православную.

2. Личные интересы Иоанна Павла II в Украине

Общеизвестно, что нынешний папа Иоанн Павел II – это не кто иной, как поляк по происхождению, Карол Войтыла. В юношестве он неоднократно бывал и проживал в Галиции, в западных областях нынешней Украины. Естественно, что он под конец своей жизни желает посетить места своей молодости и простится с ними. В этом плане не трудно понять и легко согласится с желаниями человека, которому в этом году исполнилось 80 лет. При этом не надо забывать, что сейчас состояние здоровья папы плохое; его одолела болезнь Паркинсона, руки у него трясутся; он плохо видит, не внятно говорит, стоя и сидя периодически засыпает…

Но Карол Войтыла – не обыкновенный себе человек, и к нему в его положении да в его возрасте нельзя применять общеизвестную латинскую пословицу: “Homo sum; humani nihil a me alienum puto” (Я – человек и ничто человеческое мне не чуждо).

Иоанн Павел II – один из виднейших деятелей в истории всего христианства. Совсем не случайно и доброжелательные и недоброжелательные к нему исследователи единодушно присвоили ему звание “Единственный суперпапа в истории католицизма”. Кроме невиданной и всесторонней активности на престоле Понтифика, Карол Войтыла при всем этом еще и крупнейших богослов 20 столетия, приличный автор ряда философских и художественных произведений (сейчас в театрах христианизированных стран исполняются произведения, которые он написал в молодые годы своей жизни), он один из выдающихся, международной категории, политических деятелей последних двух десятилетий 20 столетия. Опять же, ряд исследователей считают его главных деятелем, который в духовном плане способствовал развалу СССР, что, по моему мнению, является только некоторым преувеличением…

Католицизм, Ватикан, личность папы римского Иоанна Павла II занимают важнейшее место в современном мире, особенно – в его духовной жизнедеятельности. Католиков, которые считают папу римского наместником Иисуса Христа на Земле, насчитывается сейчас около миллиарда человек. Ни одна церковь или даже религия в мире не имеет такого количества своих последователей.

Так вот. Вряд ли у человека такого масштаба и такого чина, как папа Иоанн Павел II естественные желания и состояние здоровья обыкновенного старого человека могут иметь какое-либо значение в мотивах его деятельности. Только мотивы с точки международного статуса и взвешенных оценок лично своего места в истории католицизма двигают публичными поступками и деяниями нынешнего папы римского.

3. Визит папы в Украину как шаг к объединению со всем православием

После официального раскола церквей и последовавшего упадка, православная церковь согласна была возобновить бывшие тесные связи с католичеством, но постоянно только после отказа католической церкви на главенство римского епископа (папы) в христианской церкви; только при условии, если епископ Рима будет считаться равным епископам Константинополя, Александрии, Иерусалима и Антиохии. Но после укрепления власти Римского епископа над светскими государями всей Западной, покатоличеной, Европы, особенно со времен папы святого Григория VII Гильдебранда (1073 – 1085), католическая церковь выдвигала и сейчас выдвигает требование об объединения при условии полного подчинения православных архиереев власти Римского епископа.

В 27 тезисах трактата “Диктат папы” (1075) папа Григорий Гильдебранд изложил принятое всей католической церковью понимание места престола Римского епископа в христианском мире. В трактате написано:

Бог есть дух. Он господствует над материей. Из этого следует, что духовная власть превышает власть светскую и нераздельно царствует над ней.”

“Только один римский первосвященник имеет право называться вселенским (На латинском языке слово “Вселенский” звучит как “Католический”. Именно от этого слова происходит самоназвание католической церкви. – Е.Д.)

Только один папа римский непогрешимый. Только он один может издавать новые каноны (Обязательные к принятию за истину и к исполнению распоряжения, правила и законы. – Е.Д.), делить и объединять епархии. (В католицизме и сейчас введение новых административных церковных единиц производится только администрацией Ватикана, утверждается лично папой римским. Перемещение всех без исключения католических священнослужителей по епархиям и приходам осуществляется только письменными распоряжениями папы римского. – Е.Д.)

Без повелений папы римского никакой церковный собор не называется вселенским”.

“Папа не подлежит какому бы то ни было суду”.

Римская церковь никогда не ошибалась и никогда в будущем не может ошибиться”.

“Римский первосвященник имеет право лишать императоров власти”.

“Римский Понтифик может освобождать подданных от клятвы на верность неблагочестивым государям”.

“Папе принадлежат признаки императорской власти. Народы и цари обязаны целовать ему ноги. Ему безоговорочно должны подчиняться все христиане… Они обязаны даже уничтожать своих господ, родителей и детей, если так им приказывает папа.” (Перевод из латыни наш. – Е.Д.)

Показательно, что нынешний папа Иоанн Павел II 40 раз публично просил прощения у народов мира за многочисленные преступления и грехи католической церкви перед человечеством: за Инквизицию, за Крестовые походы, за преследование науки и ученых, в частности – Галилео Галилея; за сожжение Джордано Бруно, Яна Гуса, Жану Д’Акр; за еврейские погромы, за сотрудничество с фашизмом и прочее. Он публично выразил готовность пойти навстречу православной церкви в понимании догмата о Святом Духе (отказаться от злополучного филиокве), учения о непорочном зачатии Богородицы, ее воскресении и вознесении на небо; об отношении к женатому духовенству и во многих других частностях. Но ни один папа, как и нынешний Карол Войтыла, как и вся католическая церковь и все ее записные богословы, ни разу и нигде не отказались от изложенных выше постулатов Григория IX Гильдебранда. Объединение с православной церковью католичество понимает в том плане, что православные пусть себе остаются во всем православными, но при этом они обязаны принять только одно, а именно – верховенство папы римского над всем христианским миром и, следовательно, над православной церковью.

Православная церковь со своей стороны соглашается примириться с католической церковью только при том непременном условии, если папа перестанет претендовать на свое превосходство над православными патриархами и признает себя таким же приемником апостолов, какими являются и другие апостольские (основаны самими апостолами Иисуса Христа) православные патриархи: иерусалимский, александрийский, антиохийский и константинопольский.

Сейчас Вселенское православие переживает ряд кризисов. Католичество ж, наоборот, - укрепляет свои позиции во всем мире, эффективно разворачивает миссионерскую деятельность и увеличивает свое присутствие в географических рамках традиционно православных церквей, особенно – в Украине.

Объединится на своих условиях с православной церковью и укрепить свои позиции в местах традиционного существования православия является стержнем всей сегодняшней внешней политики Ватикана. Для достижения этой цели работают ряд инспирированных римской курией православно-католических комиссий; проводится много официальных и неофициальных встреч, письменный и устный обмен мнениями; ведется тонкая, подковёрная, идеологическая борьба и взаимопрощупывание через средства массовой информации.

Нынешние папы поставленной цели пытаются достичь путем личных контактов с православными верующими и их иерархами. Для этого папа Павел VI в 1965 году побывал в Стамбуле и там с папой константинопольским Афинагором подписал документ об аннулировании взаимного проклятия 1054 года. Нынешний папа Иоанн Павел II в прошлом году совершил официальный государственный визит в православную Грузию, а затем – в православную Румынию. Ни с православными иерархами, ни с православными верующими этих стран папе пообщаться не удалось. Следует сказать, что эти визит только усилили подозрение и отчуждение православных указанных стран по отношению и к папе, и к католицизму вообще.

Основное идеологическое противодействие объединению католицизма с православием на условиях Ватикана оказывают монахи греческого Афонского монастыря, вероисповедный авторитет которых незыблем во всем православном мире. Но в организационном плане католичеству противостоит самая крупная по количеству верующих и наиболее могущественная по богатству в рамках Вселенского православия Московская патриархия. Это прекрасно понимали все папы римские. Отсюда у них наблюдается даже некоторое заискивание перед Русской церковью. Не секрет, что Ватикан не учреждает греко-католического патриархата в Украине только потому, чтобы не раздражать московского патриарха. Глава украинской греко-католической церкви митрополит Слепой дерзнул было публично назвать себе патриархом Киевским и всия Украины. Но официально Ватикан заявлял, что кардинал Слепой не патриарх, а самозванец.

На протяжении шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого столетия Ватикан небезосновательно тешил себя надеждой на сближение папы римского с патриархом Московским, сначала Алексием Симанским, а затем Пименом Извековым, надеясь через них “заиметь” Вселенское православие целиком. Но сейчас, в силу ряда внешних и внутренних причин отношения между католицизмом и православием ухудшились и даже опасно обострились. В этих условиях Иоанн Павел II счел возможным определенным образом надавить на Московского патриарха своим визитом в Украину, где находится вторая по величине православная церковь, которая является органической частью Русской православной церкви.

Итак, мы четко уяснили себе, что папа Иоанн Павел II рассматривает свой визит в Украину, как важный и решительный шаг к объединению католицизма с православием. Вот это и есть главная, единственная и стержневая цель посещения папой римским Украины. И папу можно понять, когда он во имя этой заветной цели пренебрегает своим возрастом и своим совсем плохим здоровьем.

Иоанн Павел II еще с середины 80-х годов, со времен Генсека ЦК КПСС, а потом первого и последнего Президента СССР Горбачева, добивался разрешения на визит в Россию. Москва сначала с радостью обещала, потом молчала по поводу визита, а потом открыто и категорически не давала согласия на папский визит. В этих условиях папа решил подступиться до православной церкви с посещения наиболее доступных ему православных стран. О Грузии и Румынии мы уже говорили. На этот год, перед поездкой в Украину, папа запланировал посетить полу православную Сирию, которая считается канонической территорией православного антиохийского патриарха, и Грецию, православный люд которой пытается не допустить его на свои земли. После этого, уже на конец июля запланирован визит папы в Украину.

А теперь остановимся на рассмотрении интересов тех, кто приглашал папу в Украину.

4. Что дает визит папы римского Президенту Кучме?

Своеобразным, при использовании “на всю железку” административного ресурса, волеизъявлением голосов 16 миллионов избирателей (56% от общего количества всех, взявших участие в голосовании) Леонид Данилович Кучма второй раз стал Президентом Украины. Избранный вновь старый Президент был доволен итогом, но… не совсем. Перед своей командой, как было всем заблаговременно известно, Леонид Данилович ставил задачу обеспечить ему убедительную победу голосами 70 – 90 процентов избирателей. А теперь, в сложившихся условиях, новый старый Президент уж очень почувствовал настоятельную необходимость каким-то образом повысить свой имидж. Для достижения этого годилось все. Среди других запланированных мероприятий особенно кстати пришлась возможность организовать визит в Украину папы Римского. Общеизвестно, что приезд папы в ту или иную страну – хотя бы, к примеру, на ту же Кубу! – уж очень и очень подымает престиж верховного правителя данной страны.

Для оформления визита в Украину папа и высшее руководство страны дипломатически воспользовалось таким удобным случаем. Президент Украины во время пребывания в Италии посетил Ватикан и имел там с папой непродолжительную беседу, которой хватило на то, чтобы пригласить Верховного Понтифика посетить Украину с официальным государственным визитом. По моему мнению, приглашение Ивана Павла II в Украину было с многих точек зрения значительным просчетом Президента Кучмы. Присмотримся к предполагаемому визиту, чтобы увидеть всем очевидное.

Придя к неограниченной власти сначала как Премьер, получивший право править страной не Законами, а своими бесконтрольными Указами, а затем, став Президентом, Кучма начал управлять могущественной страной, которая была тогда третей – после России и США – ядерной державой мира; второй-третьей страной в Европе по производству промышленной продукции и потребительских товаров, как в валовом исчислении, так и на душу населения; наиболее культурной страной в мире по охвату населения всеобщим средним и высшим образованием, по количеству и качеству творческих союзов, научных кадров и самодеятельности, количеству театров, библиотек, клубов, издаваемых книг, газет и журналов на душу населения… Ну, и так далее можно перечислять на две-три страницы. За 8 лет своего руководства Леонид Данилович Кучма довел страну до материального и духовного убожества – до уровня недоразвитой, одной из беднейших в мире, наиболее коррумпированной и лишенной целого ряда элементарных прав и свобод страны в мире.

Достаточно сказать, что за годы пребывания Кучмы во власти население страны уменьшилось на 3 миллиона человек. Для сравнения можно вспомнить, что в 1933 году в Украине от старости и болезней (естественной смертью) умерло 300 тысяч человек, а от учиненного голода – 600 тысяч. За годы правления Кучмы у нас вымерло население на 5 голодоморов 1933 года. (Указаниям Кучмы по Украине воздвигнуто десятки памятников жалобы/печали жертвам голодомора 1933 года. Когда начнем ставить памятники жертвам кучмовским голодоморам?)

Управление Кучмы нанесло материального ущерба Украине в два раза больше, чем ей принесли все годы войны и оккупации 1949 -1945 годов.

За годы Премьерства и Президентства Леонида Даниловича созданы нетерпимые условия для жизни простых людей. С начала его управления страной и до настоящего дня реальная заработная плата работающей интеллигенции, рабочих и крестьян уменьшилась в 12 раз, средний размер пенсии – в 13,6 раз, а минимальная пенсия – в 25,7 раз. Гарант Конституции – так любит часто называть себя Кучма – “гарантировал” безработицу больше половины всем выпускникам средних и высших учебных заведений… Все это, льющиеся из “рога изобилия” кучмовского руководства, привело к тому, что из-за безвыходного состояния 13-15 тысяч граждан страны ежегодно кончают жизнь самоубийством. Другими словами, за один год сейчас в Украине самоубийц оказывается в 4 раза больше, чем погибло украинцев (таких было около трех с половиной тысяч человек) за 10 лет кровавой войны в Афганистане. (За последние 8 лет у нас почти ежемесячно под патронатом Президента организовываются шумные концерты рок групп, заезжих мировых знаменитостей типа Монсерат, многотысячные гулянья на площадях Киева, публичные награждения достойных приближенных к Президенту и много других увеселительный шоу… И все под патронатом Президента, за государственные деньги. Под патронатом Президента… Под чьим теперь патронатом начнем отмечать гибель свыше 75 тысяч самоубийц из вины патронирующего сейчас Леонида Даниловича?!)

По признанию самого Леонида Даниловича, у выступлении перед активом Министерства Внутренних дел Украины от 26 марта 2001 года, за время его руководства страной, кроме одного журналиста Георгия Гонгадзе, ежегодно бесследно исчезает еще 29-30 тысяч граждан страны.

На все это неожиданно, уже после согласования даты и всех деталей визита папы в Украину, наложились всемирного разглашения неприятности в связи с тайным убийством оппозиционного до Президента журналиста Гонгадзе и озвучиванием записанных майором КГБ Мельниченко бандитских разговоров Леонида Данилович со своими государственного уровня… подельщиками. В результате в Украине обострился социально-политический кризис, антипрезидентский скандал разгорается и, вполне вероятно, достигнет своего пика ко времени приезда папы. Возможет также вариант, когда папа не сможет встретиться с приглашавшим его Президентом из-за отсутствия такового.

А теперь попробуем спросить себя на месте Президента: “Зачем нашему Президенту в таком “генеральском положении” понадобился визит папы римского?” – Повысить свой имидж”? Как-о-о-й имидж? Где вы видите этот имидж? Тот, который в наличии? Но стоит ли с наличным имиджем показываться на ясные очи Святого Отца? Как бы чего не вышло…

Я убежден, что нашему Президенту вовсе не к чему в этих условиях визит папы римского в Украину. Ведь по случаю визита Карола Войтылы к нам приедет тьма-тьмущая не зависимых от нашего Президента журналистов, телерепортеров, радиокомментаторов, которых он, Леонид Данилович, терпеть не может, органически не переваривает, при одном виде которых у него начинает срываться с языка зафиксированная майором Мельниченко ненормативная лексика такого “классического” образца: “Ишь, писаки. Нет чтобы писать только про папу, ради которого их пустили в страну, - они выискивают сенсационный негатив в Украине. А обо мне такое пописывали, что моему терпению приходит конец. Бл…! А сто чертей их матерям! Так-перетак!! Туда их!.. Отдать чеченцам, пусть сорвут с них штаны и голой ж… посадят… Пусть посидели бы!”

Одним словом, нашему Президенту совсем не кстати показываться перед всем миром в своем натуральном виде.

5. Антикатолическая ментальность украинцев

Попробуем теперь спрогнозировать, как может принять папу православный Киев и каких последствий можно ожидать от этого визита.

Преобладающим видом христианства в Украине является православие. И еще со времен введения Христианства на Руси вот уже более тысячи лет на ее землях происходит враждебное столкновение между ним, православием, и католичеством. Особое обострение между этими двумя христианскими вероисповеданиями началось после того, как на землях Украины было установлено господство католической Польши. Наиболее трагическую роль в судьбе украинского народа сыграло введение польским королем Сигизмундом III, орденом иезуитов и предателями православия киевским митрополитом Михаилом Рогозой с архиереями Ипатием Поцеем и Кириллом Терлецким в 1596 году Брестской Унии. После этого в других частях современной Украины была введена Ужгородская Уния в 1646 году, а в 1700 году, в результате тайного сговора с иезуитами предателя православия львовского митрополита Шумлянского, к Брестской Унии пристала Галиция. Уния разделила украинский народ на две непримиримо враждебные друг друга части: верующих православных и верующих униатов.

Украинские униаты и украинские православные ни одного разу за всю историю не выступали сообща за освобождение Украины от иностранных поработителей, за благополучие украинского народа или для создания и укрепления самостоятельности Украины. Достаточно сказать, что в период освободительной войны 1648-1654 годов под руководством Богдана Зиновия Хмельницкого униаты активнейшим образом выступали на стороне панской Польши и решительно против украинских православных. На стороне Богдана Хмельницкого не было ни одного униата. Исторически сложилось так, что именно православие способствовало самосознанию украинцев отдельной нацией, именно на основе православного мировоззрения формировалась сердцевина духовной культуры Украины.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что Брестская Уния учреждалась панской Польшей для того, чтобы через нее перетянуть в католичество украинскую шляхту и ополячить ее. И в этом узком плане своих действий Польша значительно преуспела. Ведь через два-три десятка лет после учреждения Унии украинская, так сказать, элита, шляхта через униатство, а потом католичество исчезла из горизонтов социально-политической и духовной жизни украинцев и полностью ополячилась. Славные некогда роды украинских Потоцких, Вышневецких, Острожских, Конецпольских, Заремб, Косовичей, Рутских, Зборовских. Тарновских, Кунцевичей и сотни родов мелкой шляхты ополячилось, а в униатстве осталось только быдло, “пся крев”, как говорится по-польски… Не лишнее напомнить, что антикатолические и антипольские настроения среди украинцев целенаправленно, и не всегда справедливо, насаждало провизантийское и прорусское духовенство, которое действовало на Украине.

Таким образом в украинской нации из-за ополячивания, социального унижения, суниачивания и денационализацию генетически вкоренилась подозрительность и недоверие в отношении католицизма и всего того, что с ним связано. Стоит отметить, что подозрение в отношении к Польше и католичества не преодолено даже в среде украинских униатов

6. Политика Президентов как фактор религиозных конфликтов в Украине

Разбужена перестройкой и растравлена злыми намерениями властных структур, религиозная обстановка в Украине обострилась. Объективно такое состояние идет только во вред преимущественному большинству верующих и неверующих граждан. Возродилась и значительно увеличилась религиозная и вероисповедная вражда между верующими, в том числе и в отношении к католицизму и униатству.

Свежий и значительный вклад в оживление среди населения Украины недоброжелательного отношения до католицизма (и не только до католицизма!) внесли и вносят администрации обоих президентов: Леонида Макаровича Кравчука и Леонида Даниловича Кучмы. Основной порок их политики отношения к религии заключается вот в чем. Вместо того чтобы сосредоточится над обеспечением всем гражданам своей страны полной – по демократическим меркам международных правовых документов или хотя бы по меркам Конституции Украины – свободы совести, оба Президенты настойчиво искали и сейчас ищут ту религии, то вероисповедание и церковь, тех священнослужителей, на которых можно было бы опереться в проведение своей антинародной внутренней и внешней политики. При этом своеобразным козлом отпущения Президенты избирают то УПЦ (находящуюся в канонической юрисдикции Московской Патриархии Украинскую Православную Церковь, возглавляемую митрополитом Владимиром Сабоданом), то УКП-КП (Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом Денисенко), то УАПЦ (Украинскую Автокефальную Православную церковь, возглавляемую до недавнего времени покойным патриархом Дмитрием Яремой), то УГКЦ (Украинскую Греко-католическую церковь, возглавляемую до недавнего времени кардиналом Мирославом Иваном Любачивским, а сейчас – кардиналом Любомиром Гузаром).

“Классическим” образцом такого Холокосту (Библейское слово “Холокост” означает всесожжение чего-то нечистого, принесение в жертву Богу) по отношении к вере в Бога было достойное книги Гиннеса посвящение (инаугурация), во время которой иерархи разных, враждебных друг другу, религий (христианства, ислама, иудаизма) и вероисповеданий (православных всех трех направлений, католиков, униатов) и сект (баптистов, пятидесятников и прочих) в православном соборе Святой Софии благословляли Кучму Леонида Даниловича на славный подвиг Президента Украины. Большое впечатление на верующих произвел транслируемая по телевидению прошлогодняя – марафонская! – пробежка гаранта нашей Конституции, во время которой он за полтора часа после полуночи умудрился побывать на пасхальном богослужении в кафедральных соборах УПЦ-КП, УАПЦ, УГКЦ и УПЦ, а в соборе Киево-Печерской Лавры, в заключение, еще из рук митрополита Владимира Сабодана вырвать себе “венок славы” (Есфирь, 2:17; 6::8; Исаии, 61:10; Иеремии, 13:18; 1 Петра,5:4; 1 коринфянам, 9:25; Апокалипсис, 13:1; 6:2; 14:14), то есть – без говенья, без исповеди, без прочтения или прослушивания хотя бы одной причастной молитвы причаститься тела и крови Господа нашего Иисуса Христа… Н-у-у-у, я вам скажу… Нужно иметь переполненную богословского ума голову и никакой тебе религиозной или атеистической совести, чтобы выкинуть такое коленце!

7. Оскорбление религиозных чувств православных верующих

Негативная атмосфера вокруг предполагаемого визита папы римского в Украину за последнее время умышленно стимулировалась нашими официальными властными структурами и воинствующими политическими силами для оскорбления религиозных чувств православных верующих, которые составляют 70% количества всех верующих в Украине. Не будем сейчас говорить о тех эксцессах, которыми сопровождалось изгнание из храмов православных и водворение в них униатов. В середине 90-х годов. Вспомним хотя бы десятилетней давности протесты, которыми независимая Украина сопровождала визит патриарха Московского и Всия Руси Алексия II. Тогда толпы непомерно возбужденных неправославных и безбожников орали: “Вон московского попа!”, бросались под колеса его машины, камнями били окна в ресторане, в котором обедало окружение патриарха… И это при всем притом, что приезд Алексия II был согласован на уровне всех властных структур; что и тогда и сейчас Алексий II является высшим Первосвященником православных верующих Украины, что он приехал к своим пасомым.

Или еще. В прошлом году на честь 2000-летия Рождества Христова и 1000-летия Крещения Руси 40 православных верующих из Украины, России и Белоруссии по благословению своих иерархов начали паломничество в направлении “Из варяг в греки”, по стопам крестителя Руси Андрея Первозванного. На своем пути паломники посещали прилегающие храмы, молились с местными прихожанами и прослушивали соответствующие благочестивые проповеди. Отравились с берегов Варяжского (Балтийского) моря, отметили пребывание апостола на отрезке пути в России, проплыли Днепром по Белоруссии, прибыли к границам нашей неньки Украины. Но высшие государственный чины Неньки приказали не пущать в Украину православных паломников, поскольку это, мол, как объяснили лично мне высокие чиновники в этом деле, возбудит религиозное противостояние между верующими страны, приведет к столкновениям, к дракам. При этом меня начали просвещать по части мудрости и предусмотрительности наших при власти сущих. Если бы все это услышал наш Кобзарь, Тарас Григорьевич Шевченко, то он непременно сказал бы:

“У нас…

А тюрм! а люду!.. Що й лічить!

Одна Сибір неісходима.

Од молдованина - до фіна

На всіх язиках все мовчить,

Бо благоденствує!..

… От бачите, які у нас

Сидять при владі! Ви ще темні,

Святим хрестом не просвіщені…

До нас в науку! Ми навчим,

По чому хліб і сіль почім!”

(Из поэмы “Кавказ”)

Оказывается, что наши правители под руководством Президента не могут обеспечить спокойствие вокруг 40 православных паломников и в тоже время готовы и могут обеспечить спокойствие сотни тысячам неправославных верующих, которые будут сопровождать визит папи римского в Украину. Мало того, - обеспечат спокойствие.

По требованию папской курии в связи с визитом папы в Украине надо обустроить площадку для молящихся, обеспечить доставку туда десятков тысяч верующих католиков и униатов, приготовить места и прочее для приема нескольких сот тысяч паломников и прочее и прочее. Подсчитано, что визит папы обойдется украинским налогоплательщикам в несколько сот миллионов гривен, которых власти никак не могут найти для выплаты многолетних задолженностей по зарплатам, по долгам и прочем. К тому же при этом никак не надо забывать вот такую штучку: А что если православные верующие станут встречать папу римского так, как несколько лет тому назад неправославные встречали в Киеве православного патриарха Алексия Второго?

И последнее. Исторически сложилось так, что Киево-Печерская Лавра является самым святым местом для трех братских народов: украинского, российского и белорусского. Исторически сложилось так, что Украинская Православная церковь (УПЦ) канонически входит на правах автономии в состав Московской Патриархии. Все это отвечает всем канонам Вселенского православия, признается всеми апостольскими патриархатами, в том числе и Римской церковью (католицизмом, Ватиканом, папой).

Так вот. В прошлом году в Киево-Печерской Лавре освящали восстановленный после разрушения фашистами Успенский Собор. Естественно, что это торжественное событие должно было бы происходить в присутствии представителей других братских православных церквей, - хотя бы в присутствии иерархом Белорусской и Русской православных церквей. Украинские власти опять оскорбили своих православных верующих и верующих всего Вселенского православия: патриарха Московского и Всия Руси Алексия II и экзарха Белоруссии митрополита Филарета администрация Президента не допустила к церковным торжествам.

8. Предостережение и достойные внимания предложения  православной церкви.

Получив сообщение о согласованном с Президентом визите, предстоятель (глава) Украинской Православной Церкви митрополит Владимир Сабодан лично обратился к Иоанну Павлу II с рядом предостережений. В целом, он просил папу отложить свой визит до тех пор, пока на Украине между католиками и униатами, с одной стороны, и православными, с другой, будут решены взаимные, имущественного характера, претензии, успокоятся межцерковные конфликты. Уже в марте этого года патриарх Московский и Всия Руси Алексий II обратился к папе с предложением личной встречи, если он, папа, прислушается к советам митрополита Владимира. Патриарх справедливо указал на то, что визит папы в Украину может на десятки и сотни лет отложит так желанный папе диалог со Вселенским православием. Мне, как ученому и профессионалу по проблемам религии и христианского вероучения, аргументация и предложение предстоятелей Русской и Украинской православных церквей выглядит вполне справедливой и дельной. По моему мнению, своими заявлениями представительные православные иерархи делают католической церкви, которая вот уже свыше тысячи лет стремится к объединению с Восточной церковью, значительные и перспективные для католицизма уступки. Папе следовало бы воспользоваться этим.

9. Выводы

Рассмотрев проблему с разных и далеко не всех сторон, ми имеем основания для убедительного заключения о том, что визит Иоанна Павле II в Украину:

  1. Не отвечает традиционным, кардинальным и предусмотрительным планам деятельности католической церкви;
  2. Пойдет во вред международному авторитету Украины и значительно ухудшит в стране и на международной арене имидж Президента Леонида Даниловича Кучмы;
  3. Оскорбит религиозные чувства верующих православной церкви и тем самым обострит религиозные противостояния между католиками и униатами, с одной стороны, и православными верующими, с другой; он также возбудит и заострит раздоры между верующими всех других конфессий Украины.

Итак, папа Иоанн Павел II, Президент Леонид Данилович Кучма, иерархи православной, католической и униатской церквей, чтобы не накликать на себя, на верующих и на народ новой беды, неотллагаемо должны еще и еще раз подумать, обсудить, одуматься и перенести визит к тем временам, когда будут созданы более благоприятные и перспективные условия последствий прибытия римского Понтифика в Украину.