Авторство: Волгин М. С.

Православная лапша для защитников Отечества


28.03.2008 Статьи/Праздники

Любезный читатель, автор не выступает против православия как идеологического фундамента современной России, тем более ничего не имеет против мучных блюд: макаронов, спагетти и, тем более, лапши. Речь в статье пойдет о толковании православными священниками библейских текстов, используемых для патриотического воспитания.

Вот это неверное толкование автор называет лапшой, которую в России обильно вешают на патриотические уши ко Дню защитника Отечества. Ниже приводятся выдержки из «Катехизиса для воинов» святителя Филарета Московского. Катехизис, переизданный в 1916 году, с успехом применяется в Российской армии XXI века.

«В виду важности переживаемого нашей родиной военно-исторического времени далеко не излишне познакомиться с прибавлением к "Пространному Христианскому Катехизису Кафолической Восточной ГрекоРоссийской Церкви", изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году с прибавлением, заключающим в себе "изречения Священного Писания с размышлениями, для употребления в военных училищах", и имеющим поэтому несомненный интерес. Изданный более 85 лет тому назад названный труд приснопамятного и богомудрого Московского святителя митрополита Филарета составляет теперь, конечно, большую книжную редкость. А потому и все, что в нем заключается, невольно приковывает к себе благоговейное внимание читателя и заслуживает того, чтобы остановиться на самых частностях этого знаменитого труда, хотя бы они были помещены там в виде прибавлений или примечаний. Из сделанного митрополитом Филаретом прибавления к Катехизису видно, как сей заботливый и мудрый святитель на основании Священного Писания предписывал воинам держать и вести себя вообще, а на поле битвы лицом к лицу с неприятелем, в частности.

…Переходим к самому прибавлению к Катехизису, как оно изложено у великого святителя Московского. Следует оно сразу же после заключения к Катехизису, содержащего в себе, как и прочие издания, употребление учения о вере и благочестии, и состоит, как значится».

3. Важность молитвы для воинов

«И пришли амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.
Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей и пойди, сразись с Амаликитянами;
Завтра я стану на вершине холма, жезл Божий будет в руке моей.
И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.
И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик.
Но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны
И были руки его подняты до захождения солнца.
И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» ИСХОД,17:8-13
Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик (Исх. 17: 11).


Вопрос: — О каком событии говорится в этом изречении?
Ответ: — Амаликитяне напали в пустыне на Израильтян, утомившихся в пути своем. Моисей послал воинов Израильских под предводительством Иисуса Навина отразить нападение, а сам пошел на гору молиться с воздеянием рук. Когда утомленные руки его опускались и он ослабевал в молитве, тогда победа склонялась на сторону врагов, но когда он с новой силой возобновлял молитву, одерживали верх Израильтяне, пока, наконец, они не одержали совершенную победу.

Вопрос: — Какое из этого примера можно извлечь наставление для воинов?
Ответ: — Воин, идя против врагов, должен молиться и молитвой подкреплять свое мужество. Но для достижения успеха в сражении важны молитвенные подвиги и тех, кто не призван в воинский стан и безоружен.

Как это? — Вникните и поймете.

Если во время войны по этому, собственно, случаю и предмету требуется молитва, то, конечно, предполагается, что молитва для войны может быть полезна. Но известно, что не всякая молитва равно действенна. Итак, если наша молитва о подвизающихся на брани братьях наших единодушна, усердна, крепка, чиста, достойна, то она способна более или менее споспешествовать им в приобретении вернейшего залога побед, Божия благословения и помощи. Так, подвизаясь в молитве, мы становимся действительными духовными сподвижниками подвижников брани. Но если наша о них молитва не единодушна, не усердна, не крепка, не чиста, не достойна, то из-за этих недостатков она будет лишена действия, и мы лишим подвизающихся за нас братии наших некоторой доли споспешествования, которую могли и должны были доставить им. Если же и совсем уклоняемся от молитвы за них, то уподобляемся малодушным воинам, бегущим с поля битвы, которые и мужественных смущают и затрудняют. Говоря это, нимало не уменьшаем значения ни самостоятельности, ни естественных сил и способности, ни важности воинских дарований, искусства, ревности. Отдадим справедливость верности, благородству, искусству, мужеству наших вождей и воинов, но если молитва, Божие благословение и Божия помощь также не являются словами без значения, то Церковь и народ, молящиеся за воинство, это немаловажный для воинства подкрепительный, а может быть, пред очами духа, и предваряющий победу отряд, что зависит от силы и достоинства молитвы.

Чтобы сказанное не показалось игрой умозаключений, обратимся к слову Божественному. Сам Бог рек устами Пророка:
«О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их» (Пс. 80: 1415). Речь идет здесь о легкой и верной победе над врагами. Такую победу Бог приписывает Себе, т.е. Своему благословению и Своей невидимой или, когда нужно, и видимой чудесной помощи, ниспосылаемой избранному народу. Помощь же даруется не просто, не в произвольное отличие избранному народу, но под определенным условием, нравственным и духовным: «…если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями».

«Израиль мог иметь воинов, оружие, вождей, обилие силы, искусства, очень хорошо, но это еще не все. Враги его могли быть более многочисленны, более искусны, хитры, дерзки, не беда. Особенно важно то, чтобы он слушал Бога, чтобы ходил путями Господними. Веруй, Израиль, в Бога, молись Ему, слушай слово Его, поступай по заповедям Его; справедливо, благонравно, человеколюбиво; если согрешил, не медли покаяться и исправиться; надейся не на себя, но на Бога, и Он готов скоро смирить врагов твоих, даровать тебе легкую и верную над ними победу. Какими ясными, какими разительными опытами познал Израиль Божественную судьбу браней!

Иисус Навин сражается с Амаликитянами, а Моисей на горе молится. Крепче молится Моисей, крепче ратует Израиль и одолевает Амаликитян. Моисей изнемогает в молитве, Израильтяне изнемогают в битве, и победа склоняется на сторону Амаликитян: И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик (Исх. 17: 11). Во знамение особенной силы молитвы общественной Аарон и Ор поддерживали поднятые в молитве руки Моисея; И низложил Иисус Амалика и народ его (Исх. 17: 13)». 
  
Защитников Отечества попы призывают идти в церковь и всегда помнить о БОГЕ, и никогда, даже на время, не терять связь с ним. Как только устанешь и отойдешь от Бога хоть на короткое время, и нет рядом священников, направляющих твои руки к Богу, сразу враг наступает.

Ну, и где же обещанная лапша? Качественное богодухновенное слово божие. Со всем согласен, любезный читатель, но…

Сначала немного о жезле божьем. Прямой перевод слова Бог - начальник. Жезл божий - жезл начальника. Ну и что это меняет? Многое. Речь идет о военном начальнике евреев Моисее. Так что на холм, руководить сражением поднялся Моисей со своим атрибутом власти - жезлом. Жезл представлял собой прямую ветку, на свежей коре, которой командующий армией, полком или сотней (традиция) в те далекие от нас времена, наносил зарубки, проводя перекличку действующего армейского состава перед решающим сражением. Тоже делалось после боя, и таким образом считали потери. Жезл также использовался для подачи сигнала начальникам полков во время боя, которым руководил Моисей. Армия делилась на полк левой руки и полк правой руки , а полки на сотни во главе с сотниками.

Командующий армией (начальник) Моисей находился на холме - командном пункте и подавал команды полкам руками. Поднимал левую руку - полк левой руки шел в наступление, опускал - полк отходил. Аналогично и с правой рукой. Две поднятые руки - и два полка переходили в общее наступление. Руки никак опускать было нельзя, так как это воспринималось, как сигнал к отступлению. Моисей находился холме с поднятыми руками до заката солнца, и армия все время наступала. Противник не выдержал длительного натиска и был разгромлен. Евреи одержали победу. Жезл и руки, конечно, были чудесными из-за секретности. Военная терминология со временем была рассекречена и дала жизнь многим гражданским понятиям, о происхождении которых мы обычно не задумываемся. Манипулировать - от названия римского военного отряда «манипула», армия - от «arm» (англ.) рука ( от кисти до плеча), руководить - в прямом смысле водить руками. На флоте - сигнальщики, в ГАИ - инспектора, дирижеры до настоящего времени используют руки для подачи профессиональных сигналов.

Украинский писатель Квитка Основьяненко, описывая казацкие полковые поселения, на жезле-пруте построил довольно смешной сюжет. Жезл сломали и один казак пропал. Разлом прошел по зарубке. Да и в русской военной исторической литературе про холм как командный пункт предостаточно написано.

Я думаю, что догадливый читатель сам найдет достаточно примеров как в литературе, так и в истории, работающих на авторскую версию толкования библейского текста о чудесных руках Моисея. Вот только боюсь, что проблема возникнет с аргументами, доказывающими необходимость защиты Отечества, ставшего для многих граждан России источником нищеты и социального неравенства.

Посмотреть и оставить отзывы (24)


Последние публикации на сопряженные темы

  • С Международным женским днем!
  • Смертельная иордань: женщина утонула в проруби во время крещенских купаний
  • Гагарин или вербы?
  • Грядет День народного единства
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи

    Пришествий на страницу: 3815