Казанская икона: праздник без чуда
День Казанской иконы Божией Матери — один из тех праздников, где история и вера сплелись так тесно, что уже не разобрать, где заканчивается факт и начинается легенда. Для верующих это день чуда, заступничества высших сил. Но если отбросить мистику, что останется? 1579 год. Казань в пепле после пожара. Десятилетняя Матрона Онучина видит во сне Богородицу, указывающую, где искать икону. На пепелище действительно находят образ. Чудо? Или удачная находка, которая стала нужна властям для укрепления христианства в недавно завоёванном мусульманском городе? Атеист усмехнётся: слишком удобно, что «чудеса» всегда случаются там, где их ждут сильные мира сего. 1612 год. Народное ополчение Минина и Пожарского идёт освобождать Москву от поляков. С ними — список Казанской иконы. Победа приписывается заступничеству Богородицы. Но разве не логичнее объяснить успех военной тактикой, усталостью интервентов и яростью восставших? Миф о «небесной помощи» сплачивал людей — но не Божья Матерь выгнала поляков, а те, кто взялся за оружие. В 1904 году икону похищают. Воры уверяют, что сожгли её, выломав драгоценный оклад. Никакого чуда — обычная кража. Но верующие предпочитают верить, что образ «ушел» от грешников. Так рождается новая легенда: икона не уничтожена, а скрыта. Удобно, ведь мертвые святыни не творят чудес, а исчезнувшие — всегда могут «вернуться» в нужный момент. Но так или иначе исчезновение иконы в 1904 году и её возможное уничтожение ворами ставят под сомнение её «нетленность» и чудесные свойства. Сегодня Казанская — часть культуры. Крестные ходы, колокольный звон, нарядные бабушки у храмов. Но для атеиста это просто традиция, не требующая веры. Как Новый год не нуждается в Деде Морозе, так и этот праздник живёт не чудесами, а памятью. Да, когда-то он вдохновлял, пугал, утешал. Но теперь это лишь повод вспомнить историю — без ангелов и чудес. В конце концов, люди всегда создавали богов, чтобы объяснить то, чего не понимали. Казанская икона — прекрасный пример того, как страх, надежда и политика превращаются в легенду. Но если отбросить мистику, останется простая правда: чудеса творят не иконы, а люди.
Праздник Казанской иконы Божией Матери, отмечаемый в православии 21 июля и 4 ноября, с точки зрения атеизма может рассматриваться как культурно-историческое явление, лишённое религиозного смысла. Пепел, девочка и политика
Смута, ополчение и миф о единстве
Исчезновение: кража вместо вознесения
Праздник без Бога
А традиции венчания или праздничных застолий 4 ноября (День народного единства) могут восприниматься как светские обычаи, утратившие первоначальный религиозный смысл
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 133