Авторство: Дулуман Е.

Кого и каким смыслом одаривает христианство всех живущих на Земле?


05.03.2003 Письма/Смысл жизни

Кого и каким смыслом одаривает христианство 
всех живущих на Земле?
(Продолжение переписки Романа Верникова с Евграфом Дулуманом)
 
   СОДЕРЖАНИЕ:

Верников – Дулуману

 
Дулуман – Верникову:
 
Верников -Дулуману:
 

            Уважаемый Евграф Каленьевич! Благодарю Вас за ответы. Я не знаю, в каком месте я "юлю и соскальзываю", но уж точно, я нигде не "рассуждаю о бессмысленности жизни". [Вы юлите, когда нужно признать бессилие церковной моральной проповеди, ее зловредный библейский характер, и в таких случаях соскальзываете на пустые морализаторства, которые не соответствуют практике жизни. А касаясь атеистов и неправославных Вы всегда говорите о бессмысленности их жизни. Эти рассуждения у Вас – бессмысленны – Е. Д.] Наоборот, во всех своих посланиях к Вам я только и делаю, что показываю, как легко можно найти  свой удобный смысл жизни, и быть ну если не счастливым, то уж по крайней мере довольным жизнью. [Вы меня агитируете? – Неужели Вы такой наивный? – Е. Д.] Я можно сказать иллюстрирую Вашу "Теорему...", где говорится о том, что мы сами делаем нашу жизнь осмысленной.

 
Но шутки в сторону. Вы спрашиваете, есть ли, на мой взгляд, смысл жизни вне православной церкви? Вы, я так понял, под неправославными понимали последователей других христианских конфессий. Я считаю, что любой человек, который верит во Христа-Бога и Христа-Человека, и старается исполнять на деле евангельские заповеди, живёт осмысленно, независимо от того, к какой церкви он себя относит, и относит ли вообще. Уже сам факт наличия в его душе этого ориентира, стержня, основы, наполняет смыслом  его жизнь. Я знаю массу примеров  неправославных людей, которые имели  живую веру во Христа, и жили в соответствии с ней. В то же время есть, действительно, немало номинально православных, но на деле ничем не отличающихся от безбожников. Я даже рискну сказать, что человек ещё не пришедший ко Христу, но искренне ищущий правды (Блаженны жаждущие правды...), тоже живёт осмысленно. Он  на верном пути, ибо правда только во Христе. Другое дело, что мало иметь ориентир, надо ещё иметь силы и средства для того, чтобы к нему приближаться. Без этого слабый человек, даже ,встав на правильный путь, не сможет пройти по нему до конца. Всё это человек получает в церкви через таинства. Православная церковь обладает всей полнотой этих средств. Это ,прежде всего - семь таинств, из которых главное - Евхаристия, это - богослужения, это - примеры личных подвигов Святых Отцов, их поучения. Церковь была основана Самим Христом, а церковная иерархия (епископы, пресвитеры, диаконы) известна со времён Деяний Апостольских. Католическая и лютеранская церкви - суть отпавшие ветви от древа Единой Соборной Апостольской Церкви. Они, хотя и сохранили подобие древа, не обладают той благодатью, которая есть в православной церкви. Тем не менее, насколько мне известно, при переходе из католичества или лютеранства в православие людей не перекрещивают. Что касается различных псевдохристианских тоталитарных сект, то о них можно почитать у Александра Дворкина (его курс "Сектоведение") и сделать выводы о том, куда ведут они человеческую душу. Впрочем о некоторых, в частности, о "Свидетелях Иеговы" много и так говорено. А мормонов, иначе, как языческой сектой вообще не назовёшь. Вы ,конечно, скажете, что вот если бы я жил, например, в Бирме, то был бы буддистом, и благодарил бы за это Бога (хотя у буддистов Бога вообще нет). [Вы ошибаетесь, доверившись семинарским учебникам. В буддизме есть не только Бог, но много богов. У ламаизма – одно из направлений буддизма – есть даже живой Бог: Далай- лама XIV, который сбежал из Тибета и сейчас бродит по всему свету. Несколько раз был в России. А в Лхасе, столице Тибета, остался еще один живой Бог – Панчен-лама.... Вот что значит смотреть на жизнь не открытыми глазами, а сквозь семинарские учебники! – Е. Д.] Может быть так и было бы. Но тогда я бы не был собой. У меня были бы другие ориентиры, другая вера, другой смысл жизни. Может быть, я бы пришёл ко Христу, а может быть и нет. Но я такой, какой есть,верю во Христа и в православную церковь. [Именно об этом я пишу Вам. Религия не от Бога, а вся и целиком от людей, от их заблуждений, от их воспитания в духе той или иной традиции. А посколько сама традиция выросла на заблуждении, то и все веры в Бога, в богов, в чертей и в прочую сверхъестественную нечесть  – сплошное заблуждение. Бога – нет. Вера в его существование – всего-то на всего: з-а-б-л-у-ж-д-е-н-и-е. – Е. Д.]

 Считаю, что у человека может быть единственная неложная цель и смысл - стать богоподобным, что достичь он может её только через православную церковь. Я могу говорить только о себе реальном. Вот Вы бы, Евграф Каленьевич, если бы жили не в хрущёвское "кукурузное" время, не при развитом "соссизме", а,например, при Алексее Михайловиче, и были бы священником, то отреклись бы от Христа? [Я порвал с религией и православной церковью не при Хрущеве, а до него – в 1952 году. Порвал не из-за шкурных интересов. Будучи доцентом и зам.инcпекора Саратовской духовной семинарии, я материльно был обеспечен так, как я не был материально обеспечен в любой миг моей атеистической жизни. Порвав с церковью, вернулся на работу в свой родной колхоз. Порвал с религией и пришел к атеизму я именно из-за того, что религия лишает человека смысла жизни, который я обрел только в атеистическом подходе к действительности. – Е. Д.] Стали бы поносить церковь? Стали бы атеистом? Давайте исходить из того, что есть. Вы - безбожник Евграф Дулуман. Я - верующий во Христа, Роман Верников. История не терпит сослагательного наклонения. Вы пишите, что Христианство - религия эгоистов. Приводите цитаты из Библии в подтверждение этого. Евгра-аф Каленьевич,дорогой Вы наш! Вы везде, почти во всех своих статьях и письмах бравируете своей степенью кандидата богословия. Неужели кандидат богословия не знает толкования слов Христа, которые он приводит. [В этом-то все дело! Всех мастей христианские попы преподносят верующим Христа и его учение в своем, поповском, толковании. Поповское толкование до безобразия искажает содержание Библии, Христа и его учение. И при всем при этом у них, попов,  хватает наглости говорить о том, что Библия – непогрешимое слово божье. Выходит, что слова Бога непогрешимы только в том случае,  если попы Его, Бога,  подправят, истолкуют, исправлят. Да неужели Ваш Бог такой неисправимый тупица и дурак, что Он сам не может представить себя верующим ясно и недвусмысленно?!. Видите ли, слова этого Бога-недотёпы верующие уразумеют, мол, только тогда, когда какой-то ушлый поп/богослов разяснить верующим, чего там Господь Бог накалякал им. Что касается меня, то я всегда слова Библии беру в их адекватном понимании: привожу точный текст в его контексте, сверяю с древневврейскми да древнегреческим текстами и прочее.– Е. Д.]  Неужели он не знает, "не взлюбить весь мир и все, что в мире" - означает не взлюбить грех, порочные страсти, поскольку в Библии падший мир всегда противопоставляется Царству Божию. "Возненавидеть мать свою, отца, жену, детей и всех ближних своих" - значит быть готовым пожертвовать самым дорогим ради Господа. В то же время Господь говорит о жертве душою своею "за други своя...", и называет это высшей степенью любви. "Вырвать свой глаз и отсечь соблазняющий член" - значит оставить всё мешающее очищению души, то есть дурные привычки, увлечения,дела. [Ваше толкование заповеди Христа об отсечении верующими членов тела – образец толкования попом языкоблудия Христа. – Е. Д.]Такое ощущение, что вы - человек, впервые прочитавший Библию, и понявший её очень поверхностно. Хотя в советских учебниках по атеизму часто использовался этот приём. Советскому человеку, который никогда не держал в руках Библии (просто не имел возможности её достать) приводилась вырванная из контекста цитата, и толковалась на свой "единственно верный" атеистический лад. Христос призывает человека отречься от всего, раздать имение бедным ради спасения души. Вы называете это шкурным эгоизмом. Но с таким же успехом можно назвать эгоистом атеиста, который совершает добрые дела, чем-то жертвует для того, чтобы "не стыдно было людям в глаза смотреть", ради доброго имени. А человек, который работает, не покладая рук, ради благополучия своей семьи, детей, своего дома - тоже эгоист? Человек не может совсем не заботиться о себе. В Библии говорится: "Возлюби ближнего своего, как самого себя", то есть любовь к себе подразумевается, как нечто естественное.  Эта зараза, как Вы её называете, живёт абсолютно во всех людях - в ком-то больше, в ком -то меньше.  Если на то пошло, МЫ ВСЕ-ЭГОИСТЫ. И я и Вы. Вот только заботиться о себе, любить себя можно по-разному. Любить себя - значит желать себе добра. Но для одних добро, грубо говоря, - сытый живот, для других - спокойная совесть. Как правило, для того, чтобы у тебя было одно, тебе приходится в какой-то мере жертвовать другим. Вы приводите в пример героев-атеистов, которые жертвовали жизнью. Во имя чего? Во имя Родины, во имя народа, во имя справедливости. Они предпочитали умереть, но не предать. Почему? Потому не представляли себе жизни с таким пятном. Они выбирали лучшее для себя. Конечным мотивом их поведения было всё-таки собственное благо. Христианин верит, что его душа бессмертна. Он верит, что душе его после смерти будет, упрощённо говоря, либо очень хорошо, либо очень плохо. Естественно, он хочет быть там, где хорошо. Но при этом он знает, что для этого он должен отдать всё, что имеет, а если надо, то и жизнь. Он знает, что необходимым условием для этого является спокойная совесть и любовь к людям. Он знает, что Господь видит его душу и желает исправления его сердца, а не просто каких-то действий, подразумевающих щедрую награду (так называемый путь наёмника). Так что если бы на месте Александра Матросова (кстати, неизвестно ещё был ли он атеистом) оказался святой угодник, достигший душевной чистоты, то он поступил бы также, и руководствовался бы прежде всего желанием помочь своим ближним, а не предвкушением грядущей награды. Все святые - наш пример, наши учителя, искренне считали себя последними грешниками, недостойными Царства Небесного. Они плакали не из-за того, что боялись, что попадут в ад, а потому что любили Христа сыновней любовью, понимали до глубины души боль, которую  наносили Господу своими грехами (в том числе и по отношению к своим ближним), молили его о прощении. Они помогали людям потому что просто уже не могли не любить их, а не ради воздаяния. Господь же сказал, что нельзя любить Бога, которого мы не видим, не любя ближнего, которого видим. [Прочтите внимательно, что Вы написали. Ах, святые! Ах, мошенники! Не имея грехов, молили Бога  о прощении своих грехов? Молили о прощении того, в чем не согрешили? Или Вы хотите сказать, что они плакали не потому, что хотели выплакать себе рай?  Пусть отправляются в ад и там плачут от любви ко Христу! А то, альтруистами прикидываются. Видишь ли, они шкурно вовсе не заинтересованы в получении райского блаженства? От любви к ближнему надо бы пожаловать вместе с ними в ад!.. Ах, мошенники; ах, лицемеры все эти святые! – Е. Д.]  Да, многие из православных делают добро, воздерживаются от зла так как боятся ада (путь раба), или ради награды в раю (путь наёмника). Но ведь сердце исправляется не сразу , главное - терпение, труд. Господь, видя старание человека, очищает, возвышает его душу. Так что называть христианскую религию религией эгоистов может только человек, поверхностно знакомый с православным вероучением. Но Вас я , конечно, к таким причислить не могу. Скорее всего это - всё тот же приём коммунистическо-атеистической пропаганды, позволяющий  морочить головы незадачливым советским гражданам.

 

            Вы спрашиваете, имели ли с моей точки зрения смысл подвиги героев-атеистов в войну? (Кстати сказать, число православных в войну было не таким уж малым. Хотя, конечно, Гигант мысли и Отец всех народов сгноил их в лагерях  немало). Вы требуете, чтоб я прямо ответил. Извольте. Безусловно, имели. Для православного христианина смысл имеет любой поступок, который соответствует заповедям Христовым, независимо от того, кем он совершён. Любой человек, жертвуя жизнью ради других, или, совершая другой богоугодный поступок,  увеличивает, образно говоря, общее количество добра на Земле, служит примером, в том числе и для православных христиан. Другое дело, что если человек, совершая его, отвергает Христа, то с каким багажом он войдёт в вечность? [Опять юлите! Выходит, что атеисты могут увеличивать количество добра на земле, но это ничего не значит в плане смысла их жизни. Отсюда Ваше неуемное желание, чтобы атеисты делали только зло. Вот тогда бы Вы имели все основания говорить, что без Бога нет смысла эжизни, без Бога нет добра на свете. Но жизнь течёт не по Вашему поповскому руслу. Мир держится на ее атеистическом понимании. Религия сеет только вражду между верующими, инаковерующими и неверующими. Говоря о Гулагах, Вы умышленно забываете монастырские тюрмы, каменные мешки в них да ссылки в Сибирь всяких там штунд, изгнание из России старобрядцев, лишение прав иноверцев… И не видите, что после горбатой перестройки да возрождения православия все народы бывшего СССР стали жить в два раза хуже, чем в сталинских гулагах. Продолжительность жизнь уменьшилась на 10 лет. 40% граждан СНД живут ниже прожиточного минимума, чего в галагах не было. Знанием Закона божьего у граждан вышибли среднее и высшее образование, которой было лучшим в мире. Начали травить народ проповедями веры в Бога да культурой сплошь верующей Америки и Западной Европы. Что? -  это советы, это безбожники в театрах?, в кино? пропагандировали культ насилия, наркоманию, секс? Или у Вас на счет эдакого сравнения память отшибло?- Е. Д.]

 

Ведь "жертва Богу - дух сокрушен..." Господь готов простить и принять последнего разбойника, но для этого нужна ещё и воля самого человека, которая заключается в покаянии. Господь никого не спасает насильно. Вот представьте, Евграф Каленьевич, что Вы- человек порядочный,интеллигентный, не дай Бог, умираете, всё также понося Бога, церковь, отвергая Христа, и превознося свой разум, свои "знания". Ну что Вы будете делать там, где собрались, по-вашему, только человеконенавистники: Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Мария Египетская, Иоанн Кронштадский, просто благочестивые христиане...? Там, где Бог, которого Вы поносили, везде и во всём? [Ни на этом, ни на «том» свете ни Бога, ни рая, ни ада нет. Все это под влиянием ваших корыстных поповских проповедей только мерещится верующим. – Е. Д.] Господь и Святые и рады бы Вас принять, да Вы же сами не захотите. Вы скорее будете списывать происходящее на бред или галлюцинации, найдя, таким образом, "научное объяснение". Простите меня за такой пример. Лично мне кажется, что люди, совершающие героические поступки во имя Родины, во имя других людей, перед смертью, может быть, в последние секунды жизни, всё-таки приходят ко Христу. Господь даёт им этот шанс. По крайней мере, я читал о случаях, когда в войну самые непримиримые атеисты на смертном одре становились верующими. Как пел один рок-певец: "Не бывает атеистов в окопах под огнём..." Впрочем, это- лишь моё частное мнение.

 

            Теперь я хочу опять поговорить об атеистической морали, об атеизме глазами верующего.

 

Вы с возмущением говорите, что я могу представить себя даже без веры в Бога, но ни в коем случае не без "шкурного эгоизма". Об "эгоизме" христианства я уже поговорил. Теперь - об атеистическом эгоизме. Для начала, уточним  понятие "атеизм". Открываем всё тот же философский словарь 1986г. издания. Читаем:

 

" Атеизм (греч. а - отрицание и theos - Бог) - система взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь и т.п.); отрицание всякой религии

 

То есть по сути своей атеизм - всего лишь отрицание Бога, и всё. Это, как правильно кто-то вырызился на атеистическом сайте в жалобной книге, - своеобразный паразит, который, не имея ничего своего, отрицает имеющееся. Атеизм есть только и только потому, что есть Бог и вера. Он (атеизм сам по себе) ничего не создаёт, а просто разрушает. Он - голодранец. Вот вы заявляете: "...Именно к этому, к устройству условий для осмысленной жизни, и призывает атеистическое мировоззрение..."; "... Он (атеизм - Р.В.) оставляет верующему его веру в Бога, веру в загробную жизнь, но всячески пытается ему показать и доказать, что он, верующий, вместе с атеистами в равной мере заинтересован в устройстве нормальной жизни на земле, в этой жизни..."; "...Вот таких Данко, шкурно не трясущихся над своей душонкой, воспитывает атеизм и атеизм подвигает их на подвиги...". Вы много распинаетесь о том, что атеизм воспитывает умных, смелых, умелых и бескорыстных людей, а к верующим вы относитесь снисходительно, как к серым, слабым, больным уродцам. Вы даже приводите цитату Горького - на мой взгляд самого наивного писателя из всех. (Одно только его заявление "Человек - это звучит гордо!" чего стоит). [Для Вас сущность человека предельно точно выражена в словах церковной молитвы «Аз есмь червь, а не человек, поношение человеком и уничижение гобзующим». Я согласен с Вами и везде утверждаю, что церковь попирает гордость (именно «Гордость» а не «Гордыню») человека. Только исходя из атеистического мировоззрения, можно уважать человека, ставить его выше всего на свете. Все – для человека! Все в имя человека! Только попам и церкви нужны люди коленнопреклоненные, изможденные, плачущие и сокрушающиеся о своих действительных и мнимых прегрешениях; чуствующих блаженство от своего рабского униженного положения, от избиения по щека; у которого отбирают последнюю рубаху; вокруг которого царствуют разбойники, которых он должен любить всем сердцем своим и всеми промышлениями своими, которым - разбойниками и ворам - в последний предесмертный миг Бог простит все их прегрешения… - Е.Д.]

 

Евграф Каленьевич, батюшка! Скажите мне, в каком месте определения атеизма сказано, что он кого-то там воспитывает? Да нет там этого и в помине! Там есть только а и теизм. Нет Бога. И всё! Ни к чему он не призывает и никаких Данко не воспитывает. Всё что Вы мне говорили, чем меня стыдили,- есть ни что иное, как выдержки из "Морального кодекса строителя коммунизма" (представляющего собой "редактированные" Библейские заповеди) в Вашем пересказе. Вы - старый коммунист, Евграф Каленьевич и вся идеология у Вас соответствующая. Вы в очень удобное для этого- хрущёвское время отреклись от веры во Христа, и обратились в веру в "светлое будущее". Сейчас, правда, Вы не очень любите говорить о коммунистах, делая акцент на том, что Вы - просто атеист. Но все эти Ваши "подвиги", "Данки", "герои" очень отдают выступлениями наших бывших ильичей и кузьмичей по поводу празднования очередной годовщины "великого" октября. Оглянитесь вокруг, Евграф Каленьевич. Где сейчас эти Ваши идеалы? На устах жалкой кучки бабушек, митингующих под красными флагами.  Ленина читают разве что в отхожем месте - туда ему и дорога (представляю, что бы сделали со мной при "развитом социализме" за такие слова). Рухнул коммунизм - страшная лжерелигия, а атеизм- её основа-  остался. И остался он не только и не столько в душах таких вот закостенелых атеистов-коммунистов, как Вы (таких, как Вы очень мало). Страшнее всего, что он живёт в душах огромного числа, особенно, молодых людей, которым вообще это всё - и атеизм, и религия, простите, по фиг. Вы скажете: они - не атеисты, а индифферентисты. Называйте как хотите, но в основе их мировоззрения лежит то же безбожие, что и у Вас. Просто у Вас на фундамент атеизма установлено своё морально-нравственное "здание", а у них - своё. Атеизм сам по себе - ноль, ничто. Важно, что Вы к нему присобачите. А приделать можно только какую-то веру, причём какую хотите. Атеизм совершенно безразличен к морали, поскольку МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ - ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ. Моральные ценности и нормы могут существовать только в рамках той религии, которую вы исповедуете. Религия в переводе - связь. Связь с чем-то, что выше вас и что, собственно, и устанавливает эти нормы. Причём это - вовсе не обязательно Бог. Вот честные коммунисты искренне верили в возможность построения справедливого счастливого общества на Земле, где все будут честно трудиться и радоваться. Эта идея - их бог- диктовала им определённые нормы поведения, необходимые для построения этого общества. А вот в последнее время появились так называемые коммерческие культы. Там место Бога занимает какой-то продукт (например-Гербалайф), который верующие в него должны распространять. В этих культах, например, очень даже можно лгать, втюхивая его незадачливым людям, так как люди всё равно ещё не доросли до понимания его прелести, а для них же лучше, если они его купят. То есть здесь своя мораль. Даже в бандитских группировках есть своя религия. Это - культ "красивой жизни"(Впрочем, сейчас этот культ проповедуется везде и вся). Там свои законы, своя мораль. В христианстве вои нормы. Если человек говорит о себе:"Я- христианин". То это однозначно означает: "Я стараюсь соблюдать Заповеди Божии", а не только: "Я верю во Христа". "Вера без дел мертва",- говорится в Писании, ибо "Бесы тоже веруют". Если человек говорит: " Я - коммунист", то мы сразу подразумеваем, что он делает (или не делает) то и то. А вот что мне подумать о человеке (о его ценностях), если, например, я его вижу в первый раз, и он говорит мне: "Я-атеист."? Да ничего нельзя подумать. Может он гуманист, может коммунист, а может - бандит с большой дороги. Может его культ - собственное брюхо (как у моего героя). То есть, если я в один прекрасный (скорее ужасный) день становлюсь атеистом, то как говорится: "Выбирай на вкус". Могу оперется на так называемые общечеловеческие ценности, могу - на свои желания, могу - вообще покончить  с жизнью. Всё имеет равную цену, всё относительно. Вы говорите, что я не могу представить себя без эгоизма. Почему же -могу. Я могу принять Ваши идеалы, и стать всеми уважаемым хорошим человеком. Могу увлечься Ницше, который тоже сказал: "Бог мёртв" (Хотя, мёртв скорее Ницше), и вообразить себя принадлежащим к высшей касте, кандидатом в сверхчеловеки, а Вас - человеческим материалом. Могу вообще поверить в сверхразумных инопланетян, и ждать, когда они прилетят и установят рай на Земле. В том то и дело, что я могу быть кем угодно, и делать, что угодно. Вот моему герою понравилось быть скотом (кстати это нравится многим безбожникам). Вам кажется правильным быть таким, каким Вы были и есть. Вы гордо заявляете, что жили не напрасно. А он тоже имеет право так заявить. Ему плевать, что Вы его называете скотом. У него своя вера, у Вас - своя. Он Вас как-нибудь тоже может назвать. Вас с ним связывает безбожие, которое одно на всех. Третьему безбожнику понравится что-то другое- вперёд! Вы говорите, что если бы все атеисты были такими, как мой герой, то нас бы давно уже не осталось. А Вы представьте, что хотя бы на один день был бы отменён уголовный кодекс. Ох, сколько кровушки бы полилось! Конечно, не все бы кинулись сразу грабить и насиловать. Вы бы, например, не кинулись . Ваша вера Вам этого не позволяет. А мой герой кинулся бы. Его совесть чиста перед ним самим. Что во времена всех войн делали солдаты какой-либо армии в большинстве  своём , когда захватывали вражеский город или село? Жгли, грабили, насиловали,убивали. Причём часто даже номинально христиане. Почему? Потому что никто не накажет, а скот в человеке ой как силён! Мой бывший институтский знакомый- убеждённый атеист, очень эрудированный, воспитанный человек, как то раз мне признался, что если бы не уголовный кодекс, он бы убивал любого, кто мешает ему в осуществлении его планов. Кстати, сейчас я слышал, что он - удачливый бизнесмен.  Так что вопрос об атеистической морали - чисто риторический. Атеизм не подразумевает ни какой морали. Вопрос в том, что если человек - атеист, то что у него есть кроме его атеизма. Вы говорите, что прививанием разумного, доброго и вечного занимается общество. Оно воспитывает, поощряет или наказывает, формирует ценности, борется со злом, причём, весьма эффективно. Евграф Каленьевич, Вы, похоже, неисправимый коммунист-романтик. Начиная со времён грехопадения, люди резали друг друга, воровали, насиловали, блудили, пьянствовали. Вся человеческая история - история войн, конфликтов. Скажите, сейчас в 21 веке человеческая душа чем-то отличается от души человека 10 века? Ничем она не отличается! Та же гордыня, похоть, всякая дрянь. Те же войны, убийства, разврат (которого сейчас гораздо больше чем в 10 веке). Вы говорите о каком-то прогрессе. Неужели Вы не видите, что человечество идёт к Апокалипсису! Всё, о чём говорилось в Писании сбывается точь в точь! Всё Ваше общественное воспитание, мнение, порицание осталось на комсомольских собраниях. Чем общество защищает себя от распада? Уголовным кодексом. Человека (я имею в виду, конечно, людей нерелигиозных) в 21веке обуздывает лишь животный страх за свою шкуру! Единственная эффективная мера, которую придумало человечество за всю историю. Большинство людей (я имею в  виду безбожников и формально верующих) - дрессированные животные, которые выполняют трюк, потому что боятся. Боятся всего. Тюрьмы, болезней, голода, одиночества и смерти. Человек получает образование, ищет работу, заводит семью, платит налоги, не убивает, не ворует. Зачем? Вы скажете, чтобы реализовать себя. Но это вторично. Глубинный мотив его поведения- страх за себя. Всё вышесказанное я отношу и к себе грешному, поскольку я хоть и верю во Христа, но не изжил ещё в себе ветхого человека. Только люди глубоко религиозные, причём необязательно верующие в Бога, как я уже показывал выше, могут иметь другие мотивы. Вы с ностальгией смотрите в советское прошлое, считая, что тогда духовный уровень был выше. Да ничего подобного! Таких подвижников, как Вы было очень и очень мало. Тогда все делали вид. Все, начиная от высшего партийного руководства, кончая дворниками. Наши "лукичи" говорили на съездах бравурные фразы о "моральном облике советского человека", а потом ехали в баньку, где  уплетали икру, явно купленную не в продмаге, жрали водку, да резвились с девочками. Внешне высокоморальные советские люди тащили радиодетали с предприятий, да тайком смотрели привезённые "из-за бугра" порнографические журналы. Последствия советского воспитания хорошо видны сейчас, когда большая часть современных "буржуа" - бывшие комсомольские работники. Вы скажете, что тогда все были грамотными, все читали Пушкина, и не было такого беспредела, как сейчас. Во- первых, грамотность - не показатель духовного развития. Во-вторых - официально можно было достать только одобренное цензурой, но как народ отрывался, достав левыми путями что-нибудь запрещённое. В-третьих, тогда кнут был мощнее. Я уж не говорю про Сталина. Даже при Леониде Ильиче "миротворце", например, нельзя было с подружкой пожить в гостинице .

 

            Вы, Евграф Каленьевич, остервенело ругаете царскую Россию, говорите о ней, как о какой-то клоаке (это о своей-то Родине), говорите о полном её упадке и деградации. Это, конечно, тема для отдельного разговора, и, если хотите мы об этом с Вами поговорим в следующих письмах. Вы приводите злобное кваканье Белинского, этого "чужебеса"  (простите за резкость). А на чём, по-Вашему, было основано мировозрение всех этих белинских, герценых и прочего подобного сброда? На любви к русскому народу? Почему Вы не приводите их другие цитаты? Например:

 

Белинский пишет: "Я понял французскую революцию, понял и кровавую ненависть ко всему, что хотело отделиться от братства с человечеством... Я теперь в новой крайности, - это идея социализма, которая стала для меня идеей новой, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Всё из неё и в ней. я всё более и более гражданин вселенной... я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливой малейшую его часть его, я, кажется, огнём и мечом истребил бы остальную"

 

Герцен призывал "ненавидеть из любви, презирать из гуманности". Что ненавидеть, что презирать? Да всё то же -Русь, на которую он бесстыдно клеветал всю жизнь из-за границы, из эмиграции, сокрушаясь, как "ужасно жить в России..." Очень хорошо выразил идеологию западничества В.С. Печерин (1807-1885), поэт и филолог, профессор Московского университета:

 

    Как сладостно отчизну ненавидеть!!

 

    И жадно ждать её уничтоженья...

 

И вот этих "учителей" вы приводите, как образец любви к своему народу!

 

Обратите внимание на религиозный характер их идей. Православию противопоставляется антирелигия, вере в Бога, добро и правду - вера в якобы безмерные собственные возможности, благотворность насилия и абсолютную ценность земного материального бытия. В основании их идей лежат причины прежде всего духовного, мистического характера. Христианским идеям простоты и смирения противопоставляется потакание гордыне и себялюбию. В таком-то отказе от внутреннего, осенённого церковной благодатью душевного труда и лежит первопричина всех русских бед. Кровавое месиво - вот результат того, что русский народ не внял предостережениям Оптинских старцев и других отцов и пошёл за Вашими "учителями".

 

 

 Да я хотел бы жить в России при православном царе. Хотел бы, чтобы моим детям преподавали Закон Божий в школе. Да, очень,очень хотел бы! Вы утверждаете, что в царской России был низкий духовный уровень. Но ведь тогда отношение  к родителям, к браку, да друг к другу было совсем  иным! Например, когда в деревнях молодые люди устраивали гулянки, и кто-то из парней при девушках ругался матом, его просто изгоняли, надавав тумаков. А сейчас? Неграмотный крестьянин того времени, живший в мире с людьми и Богом, имевший крепкую семью, по духовному уровню не может сравниться с каким-нибудь современным суперграмотным телеведущим, заглядывающим в штаны к участникам шоу. Вы подменяете понятия духовного развития и уровня образованности населения,то есть,по сути, развития экономического, хотя к 1913 г. российский рубль был довольно крепкой валютой, а протяжённость железных дорог - самой большой в мире. Ваши заявления об отсталости дореволюционной России - ложь коммунистической пропаганды. "Россию подстрелили на взлёте",- говорил Станислав Говорухин в документальном фильме "Россия, которую мы потеряли". Вы Евграф Каленьевич ругаете православную церковь на чём свет стоит, и говорите, что Россия "...1000 лет мается православием...". Да чем была бы Россия без православия? [Могла бы быть, к примеру, такой как англиканская Великобритания, как католическая Италия, Испания, Франция, как лютеранская Швеция, Германия, Финляндия или, к примеру, как Арабские эмираты, конфуцианский Гонконг, синтоистская Япония… Чем все это плохо? Православие стало важнейшим духовным тормозом развития благосостояния и культуры русского народа. «Благодаря» православию, мы отставали от стран Западной Европы на 2-3 столетия. За годы советской власти мы эту осталось ликвидировали. Но за небольшой период возрождения православия мы опять посунули назад: в отсталые, в бедные, в несчастные, в забитые, в деморализованные… Посунули в то дерьмо, которое Вы сейчас видите, в котором вините атеизм. А это Вы делаете по принципу: со своей православной больной головы – на здоровую атеистическую. – Е. Д.] Православие - основа культуры, основа русской души. А "тишь да благодать" были бы на Земле, если бы все соблюдали заповеди Христовы. Но, к сожалению, мы и в Церкви то их соблюдать не можем сполна, а что говорить о жизни вне Церкви. Вы очень любите обвинять Церковь во всех грехах смертных, забывая, что Церковь состоит из грешных людей. Священники - тоже грешные люди. Кто-то достиг определённой духовной высоты, но многие - нет. Все распри, скандалы - плоды нашего несовершенства. Но Церковь святая, потому что глава её - Христос. И Церковь выстоит до скончания века, как говорится в Писании. 

 

            Вы просите меня не поносить атеистов. Да я никого не поношу. Атеистов мне жалко, как людей заблудших. Мы - православные всегда молимся о прозрении заблудших. Я надеюсь, что и Вы, Евграф Каленьевич когда- нибудь прозреете. Дай Бог.

 
23 июня 2003 года
 
Дулуман – Верникову:
 
Уважаемый Роман Верников!
Получил Ваше письмо из серии нашей переписки о смысле жизни.
 

1. Кем видит себя Роман Верников в прошлом?

Ну-у-у… Не письмо, а обыкновеннейшая  православного попа проповедь, которая может -  а может и не может? – до слез растрогать прихожан, привыкших и уже «задолбанных» Вашими далекими от здравого смысла аналогиями да запугиваниями.

 

Зачем же так? Из Вашего письма так и прёт поповством, у которого очи завидющи,  руки загребущи; на небеса посматривают, а по земле пошаривают. Вы, Роман Верников, написала мне такое письмо, из которого видно: Вас заботит только одно – чтобы православные ходили в храм, приносили попу на роскошное иждивение… И слезы о прошлой святой Руси у Вас притворные. Я никак не поверю, что Вы мечтаете быть крепостным у Салтычихи, о которой с натуры писал Тургенев. А если Вы зовете русский народ вернуться в крепостничество, в поголовную неграмотность, то все это страшно. Страшно, поскольку Вы выражаете устремление иерархии Московской патриархии. Вы умиляетесь временами Домостроевщины, сиречь порядками при Иване Грозном. Но себе в этом времени Вы видите кем: Малютой Скуратовым? Князем Курбским? Митрополитом Филиппом? Булавиным? Крепостным?.. Не-е-е…. Вы видите себя в тех временах попом, будь то Гапоном, будь то Иллиодором, будь то Иоанном Кронштатским… Но не Ксенией Блаженной, не Серафимом Саровским, не Корейшей… Попом, попом Вы видите себя и здесь и там.

 

Зачем же так?

 
С Вашей подачи мы начали серьезный – серьёзный, без дураков, - разговор о смысле жизни. Вы рисовали мне портрет бессмысленной жизни атеиста без веры в Бога. Я отбивался – прочтите всю нашу переписку и вы увидите, что я, действительно, отбивался, - а в последнем письме показал Вам по всем статьям превосходство морали и самочувствия атеиста перед моралью и самочувствием верующего. (Как мы оба осознаем: мораль и самочувствие человека как верующего, так и неверующего, имеет важное, если уж не решающее, значение в определении смысла жизни человека.) А Вы мне вместо того, чтобы продолжить разговор, поставить какие-то новые вопросы, предложить рассмотреть проблему смысла жизни в новом аспекте, начали пересказывать церковную проповедь в будничный день. Хотя бы уж взялись за пересказ своей проповеди в праздничный день… Вы, просто, подставили свои бока для атеистического избиения…

Ну, что же? Приступим.

 

2. Христианская вера пропитана ненавистью к роду человеческому

Итак, Вы милостиво соизволяете причислить к людям, живущим осмысленной жизнью, только тех, кто в той или иной мере в


Посмотреть и оставить отзывы (4)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Кто знает больше всех о смысле жизни?
  • Вечная жизнь как главная ложная идея религии
  • Смысл жизни, Бог, религия, жизнь после смерти, наука
  • Апологеты и миссионеры православия вызывают атеистов на диспут
  • "Рай - это сказка для людей, испытывающих страх перед темнотой"

    Пришествий на страницу: 3101