Авторство: Рослов Владимир
Владимир Рослов, педагог-психолог
Посмотреть и оставить отзывы (57)
Звездозаконием по образованию Патриарх нашел средство от религиозных стрелков в школах - еще больше религии Включат ли пастафарианство в школьную программу согласно планам? Готовим атеистов к ЕГЭ Выбор модуля ОРКСЭ как показатель религиозных предпочтений родителей
Почему школу необходимо защищать от церкви
15.03.2013 Статьи/Образование
Ни для кого не секрет, что в России XXI-го века осуществляется активный процесс
по введению религии в систему светского государственного образования. Нынешняя
власть, широко используя имеющиеся в её распоряжении административные ресурсы, всемерно способствует проведению политики приобщения населения к религиозным ценностям. Прежде всего, эта политика направлена на детей. Можно уже с уверенностью констатировать тот факт, что двери российских образовательных учреждений настежь распахнулись
перед религией на условиях закрепления преимущественных прав за Русской Православной
Церковью. Прямолинейным и волевым порядком Церкви отводится ведущая идеологическая роль во всех звеньях народного образования, что само по себе является грубейшим нарушением принципов светского обучения и воспитания, закреплённых
в Конституции Российской Федерации. И это не может не вызывать тревоги за судьбы нации и необходимости общественного отпора и сопротивления губительному курсу.
Перспективы прогрессивного развития любой нации определяющим образом зависят от состояния системы массового образования, которой располагает нация в рассматриваемый исторический отрезок времени. Говоря по-иному, школа – это настоящее и будущее нации. Благополучное функционирование школьного организма является фундаментом цивилизационных процессов, протекающих в государстве, во всём общественном организме.
Коренным, основополагающим свойством массовой школы, выработанным в ходе длительной социальной эволюции, является её светскость. В своём сущностном исполнении светскость являет духовную среду воспитания и обучения. Светскость школы надёжно и незыблемо защищается законами даже тех государств, где церковь и другие религиозные структуры пользуются высоким общественным статусом. В современном мире всюду, за исключением государств-теократий, государственная школа функционирует на условиях независимости от религиозных институтов. Такое положение школы является её культурно-историческим достоянием, призванным обеспечивать надёжную передачу от поколения к поколению жизненного опыта человечества.
Сама история цивилизации со всей очевидностью утвердила и закрепила во всём мире в качестве первоосновы общественного воспитания подрастающих поколений форму «светской школы». Одним из главнейших критериев её реализации является степень соответствия свойств и качеств воспитываемой личности современным требованиям жизни. Пушкинские слова «В просвещении стать с веком наравне» как нельзя лучше характеризуют тенденции современного образования. Научная педагогическая концепция «светской школы» исходит из идеи целостного становления личности в структуре общественных отношений, деятельностной направленности, гражданской активности, в органическом единстве её мировоззренческого сознания, чувств и воли.
К великому огорчению, в условиях наблюдающихся политических реалий России «светская школа» утрачивает свои позиции, уступая натиску Русской Православной Церкви, ставшей одним из влиятельнейших государственных институтов и идеологической опорой нынешнего политического режима в стране. Фактически неуклонно реализуются планы ползучей «православизации» отечественного образования на всех его этапах, начиная со стадии раннего дошкольного образования и заканчивая различными уровнями высшей школы. «Светская школа», являющаяся культурно-историческим достижением человечества, приносится, по соображениям временной политической конъюнктуры, в жертву Церкви, становится её своеобразным филиалом. Высокопоставленные российские чиновники откровенно заявляют, что разрешение проблем нынешней российской школы не мыслимо без внедрения в её живой организм церковных начал. Неоспоримой иллюстрацией подобных утверждений могут служить слова одного из замминистров образования, произнесённые с трибуны представительного форума российских учителей: «Светскость в российских школах будет осуществляться через православие». Задумаемся над смыслом сказанного. Не значит ли такое заявление, что школа одновременно может существовать как светское и как религиозное учреждение? Иначе, как абсурдом, такую точку зрения на роль и предназначение школы назвать трудно. И в действительности современное российское образование ввергается в состояние когнитивного диссонанса, крайне опасного для психического здоровья детей и нации в целом. Школа автоматически превращается в придаток Церкви и начинает занимать подчинённое по отношению к ней положение. Меняется школьная атмосфера. Падает ценность научных знаний, и их место завоёвывается ценностями церковного порядка. Внедряются церковные методы и средства воспитательного воздействия, направленность которых рассчитана на все сферы психической жизни ребёнка: подсознательную, бессознательную, эмоциональную и когнитивную, что оказывает сильное влияние на ещё не окрепшие сознание, волю, мировоззрение. В последнее время отмечается особый интерес церкви к дошкольному воспитанию детей. Дело в том, что первые годы жизни – важный этап в онтогенетическом развитии человека, и он отмечается высоким уровнем сенситивности. Фундаментальные качества личности, её мировоззренческие позиции закладываются именно в это время. Всё случающееся с детьми, их первые впечатления запоминаются ярко на всю жизнь. В дошкольном возрасте наличествуют наиболее благоприятные психологические условия для любой религиозной обработки: что взрослый ни скажет – всё воспринимается за непререкаемую истину и прочно закрепляется на уровне чувств.
Следует иметь в виду, что непременными качествами всякого организованного воспитания являются целостность и системность, последовательность, органическая совместимость, взаимодействие подсистем в рамках единой общепедагогической системы. Только в этом случае воспитание можно рассматривать как педагогический процесс, представляющий собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Педагогические системы (религиозная и светская) существенно разнятся между собой и не поддаются механическому слиянию. Каждая из них обладает своими принципиально отличными, противоречащими друг другу свойствами. Светской системе, базирующейся, на научных принципах освоения действительности, присущи свои цели, своё содержание, свои условия, формы и методы воздействия на ребёнка, в то время как религиозная педагогическая система пользуется своими испытанными, присущими ей средствами, основанными на догматах того или иного абсолютизированного вероучения и на закреплённой в качестве реальности мифологии.
Религиозное воспитание представляет собой особый способ воздействия на все способности детей (ум, волю, чувства), результатом которого должно быть освоение ими основ конкретного вероучения и определённого образа жизни в соответствии с догматами этого вероучения. И, если светское образование строится на проверенных, поддающихся исследованию и доказанных научными способами знаниях, то религиозное образование утверждает приоритет Веры в развитии познавательной сферы учащихся. Ясно, что ориентация образовательного процесса на Веру, как она трактуется с религиозных позиций, принципиально отличается от ориентации светского образования на знания, добытые строго научным путём. В том и другом случаях действуют совершенно разные гносеологии, и попытки их совмещения чреваты появлением серьёзных психических расстройств у людей, пытающихся произвести такое совмещение либо самостоятельно, либо под воздействием внешних сил. Принятие мифов за реальную действительность, придание им признаков документальности и исторического факта формируют особый тип сознания, проявляющий, выражаясь евангельским языком, «уверенность в невидимом». Научный и мифологический способы познания действительности в корне противоположны друг другу, и попытки их совмещения на практике опасны для психического здоровья. Особенно они опасны для детей, поскольку их психика, в силу особенностей протекания физиологических процессов, не получила ещё духовно-нравственной зрелости и легко подвергается срывам в ответ на получение противоречивой информации об окружающем мире.
Необходимо обратить внимание и на следующее различие рассматриваемых видов педагогики: если светская педагогика озабочена проблемой избавления ребёнка от безотчётных, неоправданных страхов, то религиозное воспитание заинтересовано как раз в обратном – в инициации, закреплении и усилении чувства страха как ведущего регулятора поведения и важнейшей смысловой жизненной установки. В отличие от светской, церковная педагогика культивирует страх в качестве катализатора религиозных взглядов и настроений. Так называемый «Божий страх», воспитываемый Церковью, представляет собой благоприятную питательную среду для возникновения и распространения множественных фобий на все жизненные сферы и отношения с окружающей средой.
Главная заповедь, первостепенно оцениваемая во всех авраамических религиях, требует от верующих, не считаясь ни с какими жертвами, проявления исключительной любви не к родителям, не к Родине, не к природе, не к людям, которые непосредственно воспринимаемы и осознаваемы, а к фантасмагорическому Богу. Во имя такого бога возможно оправдание любых, самых жестоких жертв и преступлений.
*
Таким образом, отделение школы от религии – это непременное условие сохранения здоровья молодёжи. И кому, как ни государству, следует быть гарантом существования светской школы. Тем не менее, над светской школой России сегодня нависла серьёзнейшая опасность. Уже сейчас состояние двусмысленности и половинчатости становится характерной чертой образовательных учреждений России. Содержание преподаваемых предметов, вся внутришкольная атмосфера российских школ пронизываются церковным духом. Рациональные силы уступают позиции силам иррациональным. Путаница в умах, своеобразная социальная амбивалентность, - реально прогнозируемый результат искусственного симбиоза науки с религией, берущегося школой на педагогическое вооружение.
Не может не вызывать опасений и наметившийся откат «воцерковляющейся» школы от линии демократизации и гуманизации образования, соблюдения современных принципов сотрудничества субъектов образовательного процесса, поскольку такая линия вступает в резкое противоречие со строгой авторитарностью РПЦ, её аллергией на политические и гражданские свободы, приверженностью устрашающим методам воспитания. Уже сейчас проводимая «православизация» школы наносит непоправимый удар по взаимоотношениям детей и взрослых, становится дезинтегрирующим фактором в общешкольном социуме.
Следует учитывать, что никакого общего религиозного воспитания в природе не существует. О нём можно говорить с большими оговорками. На практике оно всегда проявляется теми несогласующимися отличиями, какие присущи различным религиям. Существенную роль при этом играет их взаимная позиционная и догматическая непримиримость. Естественно, что функционирующие в лоне этих религий воспитательные системы также имеют существенные, не поддающиеся согласованию особенности. Невозможно себе представить, чтобы в одном и том же культовом сооружении проводились богослужебные собрания христиан и мусульман, чтобы верующие православные родители водили своего ребёнка в воскресную школу, созданную при баптистской церкви. Понятно, что и проводимое в стенах одного и того же школьного здания для какой-то части детей воспитание в духе традиционного православия, а для другой в духе одной из ветвей ислама, будет служить условием разобщения в детском коллективе. Императивы такого искусственного совмещения неминуемо разрушающе скажутся на школьном образовательном пространстве, единство которого является безусловным требованием дидактики. В этих условиях научные знания, приверженность которым всегда являлась своеобразной объединяющей религией школы, мерилом качества её работы, теряют своё главенствующее значение, уступая место религиозным моральным ценностям, важнейшими из которых являются смирение и послушание по отношению к установленным порядкам и житейским обстоятельствам, слепая вера в существование потусторонних мистических сил.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что подчинение массового образования церковным интересам, выражающимся в тяге русского православия к эксгумации феодальных устоев, в претензиях на мессианство и декларациях об «особости и жертвенности русского пути», усугубит изоляцию России от магистральных путей мировой цивилизации.
*
С течением временем лишь частично названные способы религиозного воздействия на человека наполняются более детальным, респектабельным и, на первый взгляд, безобидным содержанием, но суть их остаётся неизменной – сохранять и пополнять ряды верующих в конкретных конфессиональных рамках.
Безусловно, внедряясь в систему общегражданского, светского образования, Русская Православная Церковь, как общественная структура, преследует свои интересы и стремится к достижению своих первостепенных целей. Но отвечают ли эти цели сегодняшним историческим задачам, стоящим перед Россией? Должно ли светское государство брать на себя функции религии?
Государство и общество заинтересовано в воспитании не религиозных, а глубоко и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране, способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации. И непременным условием этого является сохранение светской школы. При этом следует подчеркнуть, что заключение о несовместимости светской и религиозной систем воспитания ни в коем случае не подразумевает требования к государству вести политику свёртывания и ограничения прав религиозных объединений, как это имело место в Советском Союзе. Применение административных мер как по запрету религий, так и по искусственному насаждению для демократичных сообществ категорически противопоказано. Соблюдение государственных и религиозных интересов достигается путём независимого существования государства и религии. Государство не вправе препятствовать деятельности религиозных организаций, но оно же не вправе поощрять её в ущерб социальным интересам. Клерикализация образовательной системы нанесёт непоправимый вред нации.
Перспективы прогрессивного развития любой нации определяющим образом зависят от состояния системы массового образования, которой располагает нация в рассматриваемый исторический отрезок времени. Говоря по-иному, школа – это настоящее и будущее нации. Благополучное функционирование школьного организма является фундаментом цивилизационных процессов, протекающих в государстве, во всём общественном организме.
Коренным, основополагающим свойством массовой школы, выработанным в ходе длительной социальной эволюции, является её светскость. В своём сущностном исполнении светскость являет духовную среду воспитания и обучения. Светскость школы надёжно и незыблемо защищается законами даже тех государств, где церковь и другие религиозные структуры пользуются высоким общественным статусом. В современном мире всюду, за исключением государств-теократий, государственная школа функционирует на условиях независимости от религиозных институтов. Такое положение школы является её культурно-историческим достоянием, призванным обеспечивать надёжную передачу от поколения к поколению жизненного опыта человечества.
Сама история цивилизации со всей очевидностью утвердила и закрепила во всём мире в качестве первоосновы общественного воспитания подрастающих поколений форму «светской школы». Одним из главнейших критериев её реализации является степень соответствия свойств и качеств воспитываемой личности современным требованиям жизни. Пушкинские слова «В просвещении стать с веком наравне» как нельзя лучше характеризуют тенденции современного образования. Научная педагогическая концепция «светской школы» исходит из идеи целостного становления личности в структуре общественных отношений, деятельностной направленности, гражданской активности, в органическом единстве её мировоззренческого сознания, чувств и воли.
К великому огорчению, в условиях наблюдающихся политических реалий России «светская школа» утрачивает свои позиции, уступая натиску Русской Православной Церкви, ставшей одним из влиятельнейших государственных институтов и идеологической опорой нынешнего политического режима в стране. Фактически неуклонно реализуются планы ползучей «православизации» отечественного образования на всех его этапах, начиная со стадии раннего дошкольного образования и заканчивая различными уровнями высшей школы. «Светская школа», являющаяся культурно-историческим достижением человечества, приносится, по соображениям временной политической конъюнктуры, в жертву Церкви, становится её своеобразным филиалом. Высокопоставленные российские чиновники откровенно заявляют, что разрешение проблем нынешней российской школы не мыслимо без внедрения в её живой организм церковных начал. Неоспоримой иллюстрацией подобных утверждений могут служить слова одного из замминистров образования, произнесённые с трибуны представительного форума российских учителей: «Светскость в российских школах будет осуществляться через православие». Задумаемся над смыслом сказанного. Не значит ли такое заявление, что школа одновременно может существовать как светское и как религиозное учреждение? Иначе, как абсурдом, такую точку зрения на роль и предназначение школы назвать трудно. И в действительности современное российское образование ввергается в состояние когнитивного диссонанса, крайне опасного для психического здоровья детей и нации в целом. Школа автоматически превращается в придаток Церкви и начинает занимать подчинённое по отношению к ней положение. Меняется школьная атмосфера. Падает ценность научных знаний, и их место завоёвывается ценностями церковного порядка. Внедряются церковные методы и средства воспитательного воздействия, направленность которых рассчитана на все сферы психической жизни ребёнка: подсознательную, бессознательную, эмоциональную и когнитивную, что оказывает сильное влияние на ещё не окрепшие сознание, волю, мировоззрение. В последнее время отмечается особый интерес церкви к дошкольному воспитанию детей. Дело в том, что первые годы жизни – важный этап в онтогенетическом развитии человека, и он отмечается высоким уровнем сенситивности. Фундаментальные качества личности, её мировоззренческие позиции закладываются именно в это время. Всё случающееся с детьми, их первые впечатления запоминаются ярко на всю жизнь. В дошкольном возрасте наличествуют наиболее благоприятные психологические условия для любой религиозной обработки: что взрослый ни скажет – всё воспринимается за непререкаемую истину и прочно закрепляется на уровне чувств.
Следует иметь в виду, что непременными качествами всякого организованного воспитания являются целостность и системность, последовательность, органическая совместимость, взаимодействие подсистем в рамках единой общепедагогической системы. Только в этом случае воспитание можно рассматривать как педагогический процесс, представляющий собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Педагогические системы (религиозная и светская) существенно разнятся между собой и не поддаются механическому слиянию. Каждая из них обладает своими принципиально отличными, противоречащими друг другу свойствами. Светской системе, базирующейся, на научных принципах освоения действительности, присущи свои цели, своё содержание, свои условия, формы и методы воздействия на ребёнка, в то время как религиозная педагогическая система пользуется своими испытанными, присущими ей средствами, основанными на догматах того или иного абсолютизированного вероучения и на закреплённой в качестве реальности мифологии.
Религиозное воспитание представляет собой особый способ воздействия на все способности детей (ум, волю, чувства), результатом которого должно быть освоение ими основ конкретного вероучения и определённого образа жизни в соответствии с догматами этого вероучения. И, если светское образование строится на проверенных, поддающихся исследованию и доказанных научными способами знаниях, то религиозное образование утверждает приоритет Веры в развитии познавательной сферы учащихся. Ясно, что ориентация образовательного процесса на Веру, как она трактуется с религиозных позиций, принципиально отличается от ориентации светского образования на знания, добытые строго научным путём. В том и другом случаях действуют совершенно разные гносеологии, и попытки их совмещения чреваты появлением серьёзных психических расстройств у людей, пытающихся произвести такое совмещение либо самостоятельно, либо под воздействием внешних сил. Принятие мифов за реальную действительность, придание им признаков документальности и исторического факта формируют особый тип сознания, проявляющий, выражаясь евангельским языком, «уверенность в невидимом». Научный и мифологический способы познания действительности в корне противоположны друг другу, и попытки их совмещения на практике опасны для психического здоровья. Особенно они опасны для детей, поскольку их психика, в силу особенностей протекания физиологических процессов, не получила ещё духовно-нравственной зрелости и легко подвергается срывам в ответ на получение противоречивой информации об окружающем мире.
Необходимо обратить внимание и на следующее различие рассматриваемых видов педагогики: если светская педагогика озабочена проблемой избавления ребёнка от безотчётных, неоправданных страхов, то религиозное воспитание заинтересовано как раз в обратном – в инициации, закреплении и усилении чувства страха как ведущего регулятора поведения и важнейшей смысловой жизненной установки. В отличие от светской, церковная педагогика культивирует страх в качестве катализатора религиозных взглядов и настроений. Так называемый «Божий страх», воспитываемый Церковью, представляет собой благоприятную питательную среду для возникновения и распространения множественных фобий на все жизненные сферы и отношения с окружающей средой.
Главная заповедь, первостепенно оцениваемая во всех авраамических религиях, требует от верующих, не считаясь ни с какими жертвами, проявления исключительной любви не к родителям, не к Родине, не к природе, не к людям, которые непосредственно воспринимаемы и осознаваемы, а к фантасмагорическому Богу. Во имя такого бога возможно оправдание любых, самых жестоких жертв и преступлений.
Таким образом, отделение школы от религии – это непременное условие сохранения здоровья молодёжи. И кому, как ни государству, следует быть гарантом существования светской школы. Тем не менее, над светской школой России сегодня нависла серьёзнейшая опасность. Уже сейчас состояние двусмысленности и половинчатости становится характерной чертой образовательных учреждений России. Содержание преподаваемых предметов, вся внутришкольная атмосфера российских школ пронизываются церковным духом. Рациональные силы уступают позиции силам иррациональным. Путаница в умах, своеобразная социальная амбивалентность, - реально прогнозируемый результат искусственного симбиоза науки с религией, берущегося школой на педагогическое вооружение.
Не может не вызывать опасений и наметившийся откат «воцерковляющейся» школы от линии демократизации и гуманизации образования, соблюдения современных принципов сотрудничества субъектов образовательного процесса, поскольку такая линия вступает в резкое противоречие со строгой авторитарностью РПЦ, её аллергией на политические и гражданские свободы, приверженностью устрашающим методам воспитания. Уже сейчас проводимая «православизация» школы наносит непоправимый удар по взаимоотношениям детей и взрослых, становится дезинтегрирующим фактором в общешкольном социуме.
Следует учитывать, что никакого общего религиозного воспитания в природе не существует. О нём можно говорить с большими оговорками. На практике оно всегда проявляется теми несогласующимися отличиями, какие присущи различным религиям. Существенную роль при этом играет их взаимная позиционная и догматическая непримиримость. Естественно, что функционирующие в лоне этих религий воспитательные системы также имеют существенные, не поддающиеся согласованию особенности. Невозможно себе представить, чтобы в одном и том же культовом сооружении проводились богослужебные собрания христиан и мусульман, чтобы верующие православные родители водили своего ребёнка в воскресную школу, созданную при баптистской церкви. Понятно, что и проводимое в стенах одного и того же школьного здания для какой-то части детей воспитание в духе традиционного православия, а для другой в духе одной из ветвей ислама, будет служить условием разобщения в детском коллективе. Императивы такого искусственного совмещения неминуемо разрушающе скажутся на школьном образовательном пространстве, единство которого является безусловным требованием дидактики. В этих условиях научные знания, приверженность которым всегда являлась своеобразной объединяющей религией школы, мерилом качества её работы, теряют своё главенствующее значение, уступая место религиозным моральным ценностям, важнейшими из которых являются смирение и послушание по отношению к установленным порядкам и житейским обстоятельствам, слепая вера в существование потусторонних мистических сил.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что подчинение массового образования церковным интересам, выражающимся в тяге русского православия к эксгумации феодальных устоев, в претензиях на мессианство и декларациях об «особости и жертвенности русского пути», усугубит изоляцию России от магистральных путей мировой цивилизации.
С течением временем лишь частично названные способы религиозного воздействия на человека наполняются более детальным, респектабельным и, на первый взгляд, безобидным содержанием, но суть их остаётся неизменной – сохранять и пополнять ряды верующих в конкретных конфессиональных рамках.
Безусловно, внедряясь в систему общегражданского, светского образования, Русская Православная Церковь, как общественная структура, преследует свои интересы и стремится к достижению своих первостепенных целей. Но отвечают ли эти цели сегодняшним историческим задачам, стоящим перед Россией? Должно ли светское государство брать на себя функции религии?
Государство и общество заинтересовано в воспитании не религиозных, а глубоко и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране, способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации. И непременным условием этого является сохранение светской школы. При этом следует подчеркнуть, что заключение о несовместимости светской и религиозной систем воспитания ни в коем случае не подразумевает требования к государству вести политику свёртывания и ограничения прав религиозных объединений, как это имело место в Советском Союзе. Применение административных мер как по запрету религий, так и по искусственному насаждению для демократичных сообществ категорически противопоказано. Соблюдение государственных и религиозных интересов достигается путём независимого существования государства и религии. Государство не вправе препятствовать деятельности религиозных организаций, но оно же не вправе поощрять её в ущерб социальным интересам. Клерикализация образовательной системы нанесёт непоправимый вред нации.
Владимир Рослов, педагог-психолог
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3680