Авторство: Рослов Владимир
Посмотреть и оставить отзывы (65)
Звездозаконием по образованию Патриарх нашел средство от религиозных стрелков в школах - еще больше религии Включат ли пастафарианство в школьную программу согласно планам? Готовим атеистов к ЕГЭ Выбор модуля ОРКСЭ как показатель религиозных предпочтений родителей
Что происходит со светской школой?
08.08.2014 Статьи/Образование
Мы привычно воспринимаем школу как научное учреждение младшего звена. И это
правильно. Школа призвана дать ребёнку основы реалистического мировосприятия,
вооружить его знаниями, многотрудно добытыми человечеством в ходе всего своего
существования. Проверенные опытом, эти знания оформлены в законы, которыми
мы руководствуемся в повседневной жизни. Эти законы лежат в основе различных
наук, преподаваемых в школе. Содержание школьного обучения основывается на положениях,
соответствующих общепринятым фактам, и отражает современное состояние наук. Научность
- важнейший дидактический принцип светского учебного заведения. В то же время,
светскость школы – это тот глубоко укоренившийся принцип, который добыт человечеством
в ходе культурно-исторической эволюции.
Школа, из которой науки уходят, заменяясь на нечто с ними не согласующееся,
перестаёт быть школой в её установившемся понимании. Как раз нечто подобное в
последние два десятилетия происходит с российской массовой школой. Шаг за шагом
отступая от принципов светскости, она превращается в некий образовательный гибрид,
в котором, наряду с научными знаниями о мире, уживаются и знания мифологические.
В нарушение целостности учебно-воспитательного процесса прослеживается тенденция
установить приоритет мифологических (религиозных) представлений над представлениями
научными. Обнаруживается функциональный подход использования религиозных
форм воспитания, имеющих свою специфику и направленность, при отказе от форм светского
воспитания, имеющих совершенно другую методическую базу и целевую сущность.
Создаётся твёрдое впечатление, что школа выполняет некий заказ, заключающийся
в воспитании послушного государству человека, в подобие образам богопослушания,
представленным в вероучениях. Вооружение учащихся знаниями на современном научном
уровне отодвигается на второй план. Человеку, которым государство манипулирует,
совсем не обязательно знать законы физики. Послушание – важнее наук. Если всё
валить в один мешок – не поднимешь. Вот и происходит сброс научного багажа школы
в угоду сохранения инструментов для воспитания веры. Одновременно с помощью школы
решается такая чуждая ей социальная функция как миссионерство – пропаганда и
распространение церковью и активно верующими учителями православного вероучения.
Внедряя в школьное образование мифологическую картину мира, систему своих
взглядов на природу, общество, самих себя как особый род жизни, церковь воспитывает
у учащихся способность иллюзорно воспринимать те системы социальных отношений,
в которых человек не в состоянии сам управлять природными и общественно-культурными
силами.
Но совсем от науки отказаться нельзя. И школа учит одновременно быть и светским
и религиозным человеком, что усугубляет когнитивный диссонанс, существующий
в масштабе всей нации. Обучение в школе перестаёт быть процессом познания действительности,
а превращается в процесс освоения (изучения) представлений о мире с точки зрения
той или иной религии. Фактически на познании мира, на его исследовании ставится
жирная точка. Наряду с нарушениями научного принципа обучения в современной российской
массовой школе нарушаются также и другие важнейшие дидактические принципы, из
которых нужно в первую очередь указать на необходимость связи обучения с жизнью
и принцип систематичности и последовательности обучения. На практике получается
так, что одно и то же жизненное явление на разных уроках рассматривается по-разному
– на одних уроках – по-научному, а на других – с религиозной точки зрения. Ни
к чему иному, как к амбивалентному восприятию мира это не ведёт, а во многих случаях
провоцирует у учащихся появление серьёзных психических отклонений.
Внедрение в практику российской школы знаний, базирующихся на мифологии той
или иной религии, является посягательством на главенствующий принцип светского
образования – его научность. Научное мировоззрение представляет собой органическое
единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных
убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического
уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную
жизненную позицию человека. Отход от этого принципа предполагает воспитание принципиально
иного типа личности, личности, чьи ценностные установки связаны с безусловным
подчинением силам метафизического порядка. Такая личность теряет способности к
творческому осмыслению и переделке мира, руководствуясь взглядами предопределённости
на всё происходящее в мире, в том числе и в политической жизни. Христианская формула
«Нет власти не от Бога» как нельзя лучше удовлетворяет господствующую власть и
служит ей идеологическим объяснением ограничения свобод в обществе. Религиозные
подходы в воспитании сковывают развитие конкретно-исторического мышления учащихся,
ограничивают их возможности уже в школе овладевать способами грамотной оценки
событий в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и
политической информации мировоззренческого характера. Просматривается попытка
с помощью религий воспитать человека, удобного для власти, который бы некритично
поддерживал бы все её действия как внутри страны, так и в международной политике.
Система религиозного воспитания в школе имеет целью получить устойчивый педагогический
результат в виде внушения ребёнку веры в бога, доведённой нередко до фанатизма.
Её сила обусловлена опорой на все сферы личности ребёнка в целом: подсознательную,
бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные
формы поведения. И эта система, в той или иной степени, пошагово осуществляется
в российской школе вопреки Конституции, согласно которой Российская Федерация
является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства
и равны перед законом.
Представители религиозной педагогики в последнее время усилили своё внимание
дошкольному воспитанию. Стратегия – верная, с расчётом на не столь отдалённую
перспективу. Объясняется она тем, что маленький человек воспринимает, оценивает
события и реагирует на них чувством, с помощью которого, минуя сознание, в подсознании
формируется механизм управления поведением и стимулированием поступков. Страх
божий, вера во Всемогущего, надежда на высшее покровительство и спасение укрепляются
в области подсознательного, существуют автономно, консервативно, слабо поддаваясь
влиянию сознания и опытного знания. В результате создаются благоприятные условия
для интенсивного религиозного самовоспитания, для превращения Православия в константу
национального сознания. В дальнейшем молодые люди обращаются к религии в поисках
путей ухода от проблем общественной жизни и духовно-нравственного удовлетворения.
Ярким примером может служить умножающийся уход молодёжи в монастыри, число которых
в России за последнее время достигло уже многих сотен.
Церковная экспансия в российское образование началась задолго до официального
включения в школьные программы предмета под названием «Основы православной
культуры» (ОПК). Курс ОПК явился своеобразной вехой клерикализации российской
школы. Надо отметить, что культурологичность названия служит лишь прикрытием целей
катехизации детей и формирования религиозности у будущих поколений россиян. Было
подготовлено несколько учебников. Самый известный из них – учебник ОПК Аллы Бородиной
– является, по сути, пересказом "Закона Божия".
Включение предмета ОПК в школьные программы встретило определённое сопротивление
в различных общественных кругах. Тем не менее, предмет, в конце концов, получил
свою обязательную прописку в наших школах, несмотря на то, что в его содержании
отмечались элементы национализма и ксенофобии. Здравые попытки воспрепятствовать
преподаванию в школе сильно идеологизированного курса православия были проигнорированы.
Не были приняты в расчёт также обращение 10 ведущих российских академиков к руководству
страны за отмену преподавания курса ОПК и мнения ведущих специалистов, отмечавших
все опасности учебного курса, в котором подчёркивается, что разделение на русских
и нерусских, на православных и неправославных, традиционных и нетрадиционных сектантов
провоцирует межнациональные и межрелигиозные конфликты. Протестом против государственной
политики клерикализации общества явилась попытка выступления панк-группы «Pussy
Riot» на амвоне московского храма Христа Спасителя.
В своё время Патриарх Алексий II, вынужденный защищаться от обвинений в церковной
экспансии в систему светского образования, предложил считать светским такое образование,
которое 1) не находится в финансовой и административной зависимости от религиозных
организаций, и 2) не готовит клириков. Но такая характеристика светского образования
не выдерживает серьёзной критики. Здесь важен вектор духовного зрения. В царское
время школа находилась в полной административной и денежной зависимости от государства,
а не церкви. В то же время, в большинстве этих школ господствовало православное
вероучение. Административная и финансовая зависимость школы сама по себе ничего
не говорит о характере образования.
Сегодня светское образование рассматривается с учётом следующих признаков:
Соблюдение школой права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность
убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой,
свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мнений и убеждений;
Публичность образовательного процесса, основанного на открытости образования,
его проницательности для общественного контроля и приоритете гражданских ценностей
перед религиозными. Это означает, что образование перестаёт быть светским, если
оно подчинено уставу, распорядку или системе ценностей, существенно расходящихся
с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Государственные школы,
допускающие добровольное посещение в своих стенах религиозных занятий, и утверждающие
не общегражданские, а конфессиональные ценности и идеалы (например, Православия),
также не могут считаться местом получения светского образования;
Независимость школы от санкционирования и давления религии или идеологии,
от религиозных объединений и структур, чья деятельность направлена на распространение
идеологии или на обучение таковым;
Несвязанность образования с проведением религиозных обрядов в рамках образовательных
программ, с обучением или навязыванием какой-либо религии или идеологии, с катехизацией
или «воцерковлением», ненаправленность образования на профессиональную подготовку
служителей культа.
Анализируя сегодняшнее положение российского образования, можно говорить о «хромающем
отделении» школы от религии. В школах допущена сама возможность нарушения принципа
светскости. Школьные администрации, педагогические коллективы и отдельные учителя,
руководствуясь личными мировоззренческими позициями, могут вести целенаправленное
религиозное воспитание, не встречая на этом пути серьёзного сопротивления. В общественное
сознание внедряется мысль, согласно которой оценка действий человека и связанная
с этой оценкой квалификация его духовно-нравственного достоинства является исключительной
монополией церкви. Понятия духовности и религиозности, с точки зрения господствующей
идеологии, становятся синонимичными категориями. Неверующий человек объявляется
человеком недуховным. Повсеместно происходит нарушение 28-ой статьи Конституции,
согласно которой «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию
или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные
и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Педагог-психолог Владимир Рослов
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3622