Авторство: Перебежчик.ru

Есть ли миссия у российских гуманистов?


19.04.2015 Материалы РГО/Гуманизм и атеизм

Ученый Сергей Иванеев проанализировал современные тенденции межконфессионального и светского диалога в российском обществе.

Сергей Иванеев - кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук, президент некоммерческой организации "Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма".

Духовный лидер российских мусульман муфтий Равиль Гайнутдин, выступая на Х Международном мусульманском форуме "Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности", прошедшем 10–12 декабря 2014 года в российской столице, заявил:

"Тот процесс, который мы наблюдаем в российской внешней политике сегодня, журналисты уже окрестили как "Разворот на Восток"… это дает шанс российским мусульманам сыграть одну из ключевых ролей в новой внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Что, автоматически, будет означать повышение статуса российской мусульманской общины и на политическом ландшафте внутри Российской Федерации".

При этом муфтий Гайнутдин пояснил:

"Именно мусульмане могут сегодня выступать в качестве консолидирующего общество элемента. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что, когда ведущая религиозная организация России - Русская православная церковь выступает с консервативной и традиционалистской повесткой, многими в обществе такая стратегия трактуется как попытка клерикализации общества. Артикуляция практически тех же тезисов со стороны мусульман воспринимается несколько мягче".

Рассуждая об упомянутом "Развороте на Восток", зададимся тремя резонными вопросами:

Что принесет гуманистам, свободомыслящим, антиклерикалам, рационалистам, секуляристам, атеистам, просветителям глобальное наступление ислама на светское пространство?

Имеют ли право светские гуманисты на критику религии?

Так ли уж "миролюбива" любая религия, как ее трактуют представители всех религиозных конфессий?

Давайте разберемся...

Экстремизм разжигает чувства религиозного фанатизма, исключительности своей правоты и необходимости утверждения господства своих идей во всем мире.

В радикальном исламе Коран превозносится как "книга книг", пропагандируется система обучения молодежи на его мировоззренческих основаниях, внушаются идеи о превосходстве "исламской цивилизации" и отделения ее от остального мира.

Антиобщественная деятельность мусульманского экстремизма многообразна, но едина: превознести ислам как высшую модель духовной культуры, соответствующей интересам человека и мирового человечества в целом.

И для достижения этих целей, считают мусульманские экстремисты, все средства хороши. В том числе, к сожалению, и терроризм...

Конечно, мы имеем права на анализ и критическую оценку любой религии, так как для человеческого разума нет запретных тем.

Всякая религия не толерантна по своей доктринальной и эмоциональной сути.

Человек велик своими знаниями, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше подтверждается необходимость овладения людьми достоверными, научными знаниями о мире и его законах, в том числе и социальных.

При этом представления о религии никак не могут ограничиваться уровнями прошлых веков или убеждениями богословов. История научного религиоведения свидетельствует о том, что эта область исследований дала и дает достоверные знания о религии.

Всякая религия не толерантна по своей доктринальной и эмоциональной сути.

Религия признает истинной веру только в "своего Бога", а саму систему его культа единственно "правильной", выводя критерии истинности веры за пределы естественного порядка вещей.

Религия с неумолимой для нее неизбежностью признает остальные в лучшем случае ошибочными, неполноценными, а то и прямо враждебными вплоть, что в ряде случаев ведет к открытым призывам уничтожать иноверцев, как, например, это следует из принципа джихада.

Открытая или скрытая за богословскими спорами межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, разрушающим этно-национальные, а нередко и межгосударственные отношения.

Просвещение, основанное на научных принципах, общечеловеческих ценностях и здравом смысле имеет очевидное преимущество по сравнению с тем или иным религиозным, неизбежно частным и ограниченным подходом к решению вопросов человеческого общежития.

Социальное бытие исключительно сложно и динамично, его отличает как многообразие, так и единство.

Вместить эту истину, по нашему мнению, никакое религиозное учение неспособно.

Светские гуманисты убеждены в том, что общие интересы человечества: мир, социальная справедливость, сохранение и защита окружающей среды и т.д., - консолидируют мировое сообщество и стимулируют выработку общемировых стандартов цивилизованного развития и жизни народов.

Безусловно, это трудная и долгая дорога к укреплению и установлению надежных основ безопасной и благополучной жизни людей.

Жизнь человека и общества некогда не будет идеальной, поскольку экономические социальные и личные интересы людей различны. Но их можно и необходимо согласовывать, и вводить в рамки общих гуманных и разумных норм человеческих отношений.

Среди ценностей современного гуманизма большое значение имеют ценности диалога, сотрудничества и партнерства.

Они тем выше, чем контрастнее и противоречивее палитра мировой культуры. Умение вести диалог, искать разумный компромисс и добиваться мирного решения проблем безальтернативно, потому, что в мире никогда не было и едва ли установится мировоззренческое единство и единомыслие.

Единство и многообразие культуры и образов жизни подталкивает человечество к выработке общемировых гуманных кодексов поведения, как для общества, так и для индивида. Эти кодексы не имеют ничего общего с догматическими религиями и каким-либо насилием. Они основаны на разуме, доброй воле и стремлению к миру и благополучию людей.

Объективные процессы интеграции человечества в общепланетарное сообщество обнаруживают уязвимость, и в ряде случаев неработоспособность регионально-этнической и религиозно-конфессиональную замкнутости.

Поэтому сегодняшняя "исламская", "христианская", "буддийская" и прочая мораль все больше уступают место общепланетарной морали, основанной на принципах светского, просвещенного наукой миропонимания, светского права и светской гуманистической морали.

Как справедливо подчеркивает основатель и почетный президент Российского гуманистического общества В.А. Кувакин, основой гражданского мира и согласия, условием прогресса в России может и должен быть гуманизм.

По его словам, гуманизм "способен внести существенный вклад в смягчение нравов и оздоровление общественной атмосферы. Особенно эффективно современный гуманизм как концепция и общественная практика снимает остроту социальной напряженности, нормализует и гармонизирует психологический климат, способствует социальному обеспечению и защите граждан, локализует очаги национальной, религиозной и идеологической нетерпимости. Гуманизм повышает качество жизни и противодействует фанатизму, моральной и правовой распущенности и безответственности".

В условиях тотального наступления религии на светское пространство общественной жизни мы, российские гуманисты, можем и должны предложить обществу систему ценностей, облагородить борьбу за свободомыслие, за разум, научное демократическое мировоззрение, за просвещение и человеческое достоинство.

Не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма, необходимо объединение и создание адекватной институциональной структуры свободомыслящих, их единение с научно-просветительскими и гуманистическими обществами, в том числе с Российским гуманистическим обществом.

Необходимо не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира.

Это – во-первых.

Во-вторых, не обольщаться богословской пропагандой, скрывающей за слащавой упаковкой и спекулирующей на реальных бедствиях людей отжившие, неприемлемые, а подчас и человеконенавистнические с точки зрения современных морально-правовых норм призывы к насильственным действиям и нарушению мирных отношений между различными культурными и религиозными общностями.

Важно видеть и тот политико-идеологический подтекст, который заключает в себе религиозная пропаганда. За ней практически всегда скрывается желание навязать себя государству и вместе с тем нажить себе определенный экономический и социальный капитал.

Sapienti sat! (лат.) – Для понимающего достаточно!


Посмотреть и оставить отзывы (1)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Ересь человекопоклонничества - это и есть истинное христианство! (полемическая заметка)
  • В Москве состоялся митинг "Антиклерикализм-2015"
  • Цели и смыслы
  • Атеисты всех стран, объединяйтесь!
  • На пути к высшей стадии духовности

    Пришествий на страницу: 3090