Авторство: Рослов Владимир

БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ…


19.10.2018 Статьи/Библия

К секулярному анализу Нагорной проповеди по Евангелию от Матфея

        Вторая заповедь – Блаженны плачущие, ибо они утешатся – созвучна началу. И в ней Иисус обращается к  страждущим и обременённым. Правда, в отличие от “нищих духом”, которым гарантируется обретение Небесного Царства,  плачущим он обещает лишь утешение.  Скорее всего, Иисус вложил в эту фразу чисто житейский смысл. Слезы, какой бы причиной они ни вызывались, рано или поздно высыхают. Острота переживания снижается, и человек испытывает облегчение. Да и слёзы – одна из физиологических реакций организма, позволяющая ему облегчить страдание. Что уж тут много говорить? Есть, однако, и в этой фразе противоречие. Когда человек плачет, то в это время он испытывает отнюдь не счастье. Плачущий человек – несчастен, его нельзя назвать блаженным. Он, возможно, когда-то  и станет счастливым, но тогда он уже перестанет и плакать.  То есть, говоря по-другому, плач и блаженство несовместимы друг с другом. Конечно, за исключением случаев психических расстройств.  

        Но интересней другое: хотя у верующих меньше всего оснований плакать, ведь они получили вечное спасение и Божье покровительство (покров), церковная жизнь переизбыточествует слезами. Церковь ценит плачущих прихожан и поощряет проявление слезливости.

        Путь в церковь редко обходится без слез. У тех же самых   протестантов сложилась донельзя плаксивая процедура первичного обращения человека к вере.  И  хотя евангелические пасторы много толкуют о необходимости соблюдения свободной воли  во всем, что касается личной веры, пополнение рядов протестантов осуществляется в условиях изощренного психологического воздействия. На практике протестантские церкви не только не отказались от посреднических функций  в отношениях человека с Богом, как они это заявляют, противопоставляя себя ортодоксальным церквам, но разработали и постоянно применяют, хотя и не писанный, но строго соблюдающийся порядок участия церкви в каждом случае обращения человека к вере.   Стать  членом любой евангелической церкви можно только при условии  публичного  ритуала покаяния, который редко обходится без слёз. Плачет и кающийся, и вся церковь с ним.  Считается, что слезы как нельзя лучше свидетельствуют об исповедальной искренности  кающегося грешника  и зримо подтверждают горячность церкви, демонстрирующей самое живое участие в его человеческой судьбе. 

       Давно замечено, что в кризисные для общества периоды народ валом валит в церковь. Когда люди бедствуют, страдают, церковь, наоборот, обогащается и процветает.  Есть налоги с прибыли, а есть изобретенный церковниками налог на горе, на слёзы: страдаешь, плачешь  – плати, а мы тебя утешим.  Считается, что слезы, как и нищенство, тоже надо пережить, и тогда небесная награда покажется еще слаще.

Христианство насквозь пропитано  неизбывной тоской и слезами,   отравляющими  жизнь, как верующим, так и их окружающим. Еще несравненный Мольер отметил парадоксальность церковных слез, за что, несмотря на покровительство самого могущественного из всех королей Франции, был наказан святыми отцами, отказавшими ему в кладбищенском месте.   Тело драматурга   закопали  на особом участке, среди могил самоубийц и не успевших окреститься младенцев, почти на метр глубже положенного, наверное, для того, чтобы приблизить душу комедиографа к преисподней.  Такую суровую кару он заслужил  за то, что  герой одной из его комедий выразил искреннее недоумение по поводу того, что встретившийся ему  молящийся денно и нощно нищий чувствует себя глубоко несчастным человеком. По мнению мольеровского героя  Дон-Жуана, тот, кто столько времени посвящает молитве, не может быть несчастлив. Ведь сказано же, что блаженны плачущие. Не менее счастливыми должны быть и те, кто безотрывно молится.

      И действительно, призыв радоваться звучит в евангелиях не однажды.    Но эту, скажем так, теорию верующие усваивают неважно, и потому  церковной жизни скорее присущи слёзы, чем смех и веселье. Церковь любит плакать, ценит плачущих и поощряет любые проявления слезливости как внутри самой себя, так и за своими пределами, в миру. И, видимо,  правильно поступает. Как-никак, плачущие – пища церкви. Пока они есть, при них и для них можно играть почетную и весьма прибыльную роль утешителя. Слезы – это тот питательный нектар, на сборе и переработке которого существует церковная пасека. Осушить слёзы, пообещав страдающему человеку небесный рай, - задача не из сложных. Но именно на её выполнении строится церковная жизнь, её земное благополучие.

        Однако ради справедливости надо заметить, что хотя церковь и обращена к печалям и любит поплакать, среди верующих много таких, кому нравится и посмеяться и повеселиться. Не значит ли, что эта категория христиан изначально лишена блаженства?   

Владимир Рослов


Посмотреть и оставить отзывы (4)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Читая книгу «Левит»
  • Блуждая по Библии. Книга вторая «Исход»
  • Библия – идейная основа атеизма и совершенного общества
  • Читая книгу  «Бытие»
  • Библия – исторический феномен под грифом «секретно»

    Пришествий на страницу: 4263