Россия на перепутье

Директор международного института духовного развития человека. Якунина А.О.

Никто не может отрицать серьезности положения, сложившегося в настоящее время в нашей стране. Крайне серьезная ситуация сложилась не только в экономике, не только в социальной, но и в идеологической сфере.

Политические, социальные, философские ценности, на которых базировалось прошлое общество, отвергнуты и преданы анафеме. Ничто не пощадилось. Здесь трудно предположить, чего же больше присутствует в оценке прошлого: грубого невежества, поспешной ложности, просто неспособности увидеть и оценить целостно и отделить зерна от плевел.

Если же взглянуть на предыдущий период более объективно и попытаться дать нравственную ему оценку, то нельзя отрицать существование одновременно двух явлений. С одной стороны - безнравственность и моральное падение власть имущих, именовавших себя носителями коммунистических идей, и высокий взлет духовно-нравственного состояния масс. Но так происходит со всеми идеологиями. Со временем носители идей неизбежно совершают моральное падение, слишком не соответствует высота идеи и реальный уровень сознания ее глашатаев. Так было и с христианской идеей ненасилия и ее представителями, которые огнем и мечом, насилием и жестокостью насаждали ее среди порабощенных народов. Так было со всеми возникающими глобальными идеологиями. Но при всех искажениях первичной идеи, она тем не менее, всегда содействует развитию массового сознания, эволюционному развитию планетарного человечества. Так было и с христианской, мусульманской идеей, такое же действие оказала на массы и коммунистическая идеология. Она стала той силой, которая реально объединила многие народности в единый народ.

Нет в мире народа, который бы проявлял такое бескорыстие, коллективизм, веру в идеалы. Подобный духовный взлет не досягаем ни для одной религии. Слово “советский“ было синонимом единения миллионов людей разной национальности. Слово “ Родина “- синоним единого пространства, где каждый ощущал свою причастность к общему делу. Та ностальгия, которая существует в сознании еще многих сейчас, это не ностальгия по компартии и дешевой колбасе. Это ностальгия по душевному состоянию, по тому бессознательному, объединяющему настрою, который был присущ той жизни, по определенным социальным гарантиям, которые базировались на идеях социальной справедливости. Если идеи нарушались и искажались, то не по вине народа.

Что же существует в идеологическом пространстве сейчас? Сейчас существует вакуум, который пытаются заполнить тоже якобы общенародной идеей. Наше время очень напоминает мрачное средневековье. Власть церкви нависла над жизнью общества. Ренессанса пока не видно.

В духовной сфере жизни люди разочарованы очевидно больше всего. Можно привыкнуть к несовершенным законам, к социальной необеспеченности, даже к финансовой нестабильности, но нельзя привыкнуть к идейной безысходности и абсолютному неведению относительно того, что же создается в нашей стране, какое общество должно возникнуть. То, что существует сейчас в России, нельзя назвать единым обществом, единым народом, а значит и государством. Единое государство, ранее являющееся Родиной для многих миллионов людей разных национальностей, единая цель - построение идеального человеческого общества - это наполняло смыслом жизнь многим миллионам людей. Это оправдывало многие страдания, выпавшие на долю тем поколениям.

Что социальные стратеги и реформаторы должны сделать сейчас - это дать глубокий смысл жизни тем, кому они обещают принести материальный прогресс. Можно сколько угодно смеяться над прошлыми идеалами, но именно они помогали выжить миллионам людей в труднейших условиях существования. Идеология единения, братства, совместных усилий ради далекого, заметьте не для себя, а для будущих поколений, лучшего будущего, настолько была созвучной запросам нашей души, что ее не могут истребить и сейчас ни современные борцы с прошлым нашей страны, ни идеологи национал-патриотической Российской государственности.

Идеологическую пустоту пытаются заполнить якобы общенациональной идеей- православной верой и державным патриотизмом. Можно только удивляться единомыслию разномастных деятелей в этом вопросе: это и явные фашисты, современные коммунисты, либеральные демократы, просто демократы, псевдоинтеллигенция, государственники в лице Путина и прочие. Буквально пол шага осталось православию до того, как оно будет официально объявлено государственной идеологией. Правда, неофициально, это уже явно и очевидно в нашей жизни. Церковь и армия, церковь и культура, церковь и образование, церковь оценивает политические события, церковь в каждом телевизионном канале, радио, прессе, в каждой информации телевизионных новостей. Ежедневно можно ожидать, что высшие государственные чины во главе с президентом смиренно поплетутся в храм Христа отмаливать грехи. Все признаки того, что Россия открыто принимает идеологию фундаменталистского православия.

Какой прекрасный настрой создавало слово “советский патриотизм”. Оно воздействовало на сознание миллионов, побуждая к единению и братству. Какое отвратительное звучание имеет “русский православный патриотизм “ - потому что несет идею национального и религиозного шовинизма. Отсюда один шаг до проверки на “истинное русское происхождение“. Существование этой опасности не развеивают наивные демонстрации Путина, присутствующего на Байраме, или скромное присутствие главного раввина на каком-нибудь официальном сборище.

По меньшей мере, недоумение и страх за то, что же создается в России, вызывает это рьяное наступление православной церкви во все сферы жизни у многих мыслящих людей. Формально у нас свобода верования, реально - активное насаждение православия и очевидное утверждение приоритета православия над другими верованиями. О тех, кто принадлежит не к православной церкви или кто вообще не верит в церковную догму, вспоминать не принято. Такое впечатление, что их вообще нет в новой России. Может быть их не должно быть? Или это люди второго сорта для того общества, которое будет создаваться в России? Это уже было в истории России и не однократно.

Наблюдая бурную прыть, которую проявляет верховная церковная иерархия в попытке достичь политического влияния, трудно представить, что это представители религиозной структуры. Скорее это представители политической партии, рвущиеся к власти. Оказывается церковь и власть - единый, нерушимый тандем. Очень хочется напомнить высказывания великого русского религиозного философа Н.А. Бердяева, гонимого православной церковью за свои высказывания. ”Официальные служители церкви, современные книжники и фарисеи, черные первосвященники, благословляющие преступления этого мира, если они совершаются власть имущими отвратились в своем сердце от Христа и совершают надругательство над Духом Святым “.

И еще его же: “Церковь не есть царство Божие. Церковь явилась в истории и действовала в истории. Она не означает преображение мира. Царство же Божье есть преображение социальное и космическое. Это - конец этого мира, мира неправды и уродства и начала нового мира, мира правды и красоты “.

И еще: “На почве утилитарно-политического отношения в церкви не будет ни возрождения церкви, ни возрождения России. Церковь не может себя связать с какой-либо политической формой. Только бескорыстно-духовное отношение в церкви, только согласие на жертвы и на отказ от привилегий, могут вести к религиозному возрождению. Теперь не время для садукеев и фарисеев. Теперь время реализации в жизнь евангельской истины “.

То, что церковь не только не отказывается от привилегий а торгует во всю беспошлинно водкой и сигаретами, это факт. То, что церковь отнюдь не бескорыстно, а за довольно большие деньги совершает свои услуги, это тоже факт. То, что церковь совсем не собирается кому-либо жертвовать, а напротив, приобретает земли, помещения, магазины, собирает активно жертвоприношения в виде огромных храмов за счет жителей городов, это тоже факт. Но православная церковь у нас - это священная корова. Ее критиковать или порицать нельзя. Это запрещает сформированное общественное мнение и государственная установка. Да это и не безопасно. За это можно поплатиться жизнью или здоровьем. Православные молодчики из фашистфующих быстро предоставят удобный случай сделать собственные заключения о загробной жизни. Примеров тому тоже много.

Давайте проанализируем, к чему нас призывают современные православные идеологи. Нас призывают стать верующими. “Вы верующий?” - спрашивает грозно и подозрительно главный православный активист г. Михалков. Что это значит, быть верующим, хочется спросить в ответ у этого господина. Просто верить в существование Бога? Это достаточно? Это достаточно для того чтоб наше общество стало нравственным, милосердным, гуманным? Достаточно для этого

соблюдать православные ритуалы? Окропляться святой водой, бить поклоны, посещать службы? Глядя на наше далеко негуманное общество, на множество фарисействующих “ христиан “, на далеко не евангельское поведение священнослужителей, можно сделать только один вывод - пропаганда православия не делает наше общество более гуманным, более нравственным несмотря на активное, насильственное внедрение православной идеологии.

Неплохо бы уяснить, что же такое евангельская истина господам Михалкову, Лужкову и прочим новообращенным “христианам“. Иисус не утверждал, что за строительство культовых зданий и за формирование национал-патриотического сознания можно попасть в рай. Духовность по Иисусу, это способность помогать больным, бедным, нуждающимся в помощи. Это отсутствие тщеславия, жадности, корысти, это милосердие, это умение понять и простить ближнего, это любовь к любому ближнему. “ Если ты не любишь ближнего, которого видишь, как можешь ты любить Бога которого не видишь ?” и еще “Если ты говоришь, что в свете, но не любишь ближнего своего, ты - в темноте.”- Евангелие от Иоанна. “Если говоришь, что знаешь ЕГО (т.е. Христа ) но не любишь, ты - медь звенящая”. - ап. Павел.

Главное, чему учил Иисус - это человеческому единению и любви к любому ближнему. Главное, что он делал - разоблачал фарисейство и священничество. Но странным образом православной церкви удалось внушить всем, что духовность - это совсем не то, о чем говорил Иисус, это церковные ритуалы, что духовность и православие - это синонимы. Это очень удобная ложь.

Совершенно очевидно, что церковь не обладает ни методикой, ни учением, помогающими достигнуть того озарения т.е. высшего духовного состояния, о котором повествовали православные мистики и святые. Чаще всего православные служители не производят впечатление людей любящих любого ближнего и умеющих прощать. Удручающее впечатление производят высшие церковные иерархи. Суровые, непреклонные, грозно судящие глаза, бесстрастные, равнодушные лица. Присутствие духа святого не ощущается как и присутствие харизмы. И это не удивительно, церковь - структура политическая, со всеми худшими проявлениями многовековой политической организации. Борьба за власть с конкурирующими церковными структурами христианского же направления, борьба за прибыль, от количества прихожан зависит и ощущение своей власти и прибыль - основная истинная направленность ее деятельности.

Ради этих политических целей Церковь всегда попирала первичные христианские идеи любви к любому ближнему, утверждала абсолютно противоречащие учению Христа призывы. Открыто поддерживает сейчас войну, если от этого зависит ее положение в государстве, открыто пропагандирует борьбу с любым инакомыслием в том числе с христианскими направлениями, откровенно и бесстыдно противодействуя воле Бога, создавшему их. Не дело церкви влазить в политические баталии мирян. Ее дело заботиться о душах доверившихся ей людей и молиться о собственных прегрешениях перед Богом. Прегрешений слишком много и они слишком очевидны простому смертному, не говоря уж о Боге. Это довольно часто звучащая пропаганда ненависти в проповедях к евреям, католикам, мусульманам. Это порицание всех достижений современной “ бесовской” цивилизации. Это тиражи откровенной шовинистической литературы, издаваемой церковью. Это равнодушие к сиротам, инвалидам, бездомным.

Нас пытаются убедить, что православие неизбежно, т.к. оно исходит из прошлого. Церковная догма якобы заслуживает веры потому, что наши предки в нее верили и потому что требовать доказательств истинности догматов веры вообще запрещено. Подобные попытки раньше строжайше карались церковью и сегодня общество с неодобрением встретит это намерение. Исследовать истинность догматов нельзя, в них следует слепо верить. Это вызывает сильное подозрение в том, что церковь хорошо понимает беспочвенность притязаний своих учений. Иначе она с большой охотой предоставляла бы каждому возможность удостовериться в истинности их. Мы должны верить, потому что верили наши предки. Но наши предки были гораздо более невежественны чем мы, они верили в такие вещи, которые мы сегодня никак допустить не можем. Мало доказуемо и утверждение, что религиозные тексты - божественное откровение. Сомнения в истинности вероучения начались уже в первые века христианства. “ Верую, ибо абсурдно “ - утверждение одного из отцов церкви, Тертулиана. Это означает, что религиозные учения не подчиняются требованиям разума, понимать их нет надобности. Религиозные учения не такой предмет, над которым можно умничать, как над любым другим, наша культура на них построена - это основной довод православных деятелей. Умничать, т.е. исследовать церковную догму действительно опасно, это может привести к выводу, что в церковном учении остались лишь крупицы истинных знаний, переданных Иисусом. Истинны, содержащиеся в религиозных учениях настолько искажены и перелицованы, что масса людей не могут признать в них правду. Хочется напомнить мнение Достоевского, высказанное устами героя романа “ Бесы “ Кириллова: “ Он (Иисус ) жил во лжи и умер ради лжи.”

Нас пытаются убедить, что мы обязаны верить любому абсурдному утверждению. Мы обязаны вести себя так, как будто мы верим в религиозные учения, потому что это очень важно для нашего общества, в интересах всеобщего блага. Короче говоря, нам предлагают грех изворотливой неискренности, и это уже дает свои плоды - фарисейство, лицемерие, корыстолюбие - это характерные проявления и служителей церкви и многочисленных “православных христиан,” руководствующихся двойной моралью. Можно утверждать о своей вере в Бога, но не обязательно жить по заповедям. Совершенно очевидно, что пропаганда религий, растущее влияние православия не делает наше общество ни более счастливым, ни более милосердным или нравственным. Могут возразить, что несколько десятилетий советской власти сделали население страны атеистическим и поэтому церкви сейчас приходится заново утверждать свое влияние. Но это очевидная ложь, в эпоху неограниченного господства религиозных учений люди не были более счастливы или более нравственны, чем сейчас. Люди грешили, потом приносили жертвы церкви или каялись, после чего готовы были грешить снова. В России сделали даже вывод, что грех необходим, так как без него нет милости Божьей, то есть в принципе богоугодное дело. Безнравственность во все времена оправдывалась церковью гораздо более чем нравственность. Совершенно очевидно, что никакие искусственные усилия внедрить религиозное влияние на общественную жизнь не смогут быть реальными, потому что сознание населения нашей страны, как и в мире, изменилось. Нельзя прекратить процесс влияния науки на сознание современных людей. Чем больше людей приобщается к сокровищам знания, тем шире распространяется отход от религиозной веры, от ее устаревших форм и от ее учений. Для нашей культуры будет большой опасностью, если она сохранит свое сегодняшнее отношение к религии, если она не откажется от него. Церковь должна быть категорично отделена от государства. Пусть те, кто желает верить в абсурдные идеи, верят в них. России нужна совершенно новая идея, идея единения и братства, а не религиозное противостояние, нужны свободные и творческие личности, но не порабощенные древними догмами и устаревшим ритуалам рабские существа. Нужна Идея, на основе которой будет создана новая человеческая формация. Об этой идее говорили еще в начале века русские философы космисты.