Результаты анкеты "Веришь ли ты в бога?"

На момент анализа в анкете проголосовало 1100 человек. Из проголосовавших 60% (618) верит в бога , 40% (455) -нет. Чтобы понять , что отражает полученное соотношение, посмотрим, как формируется анкетируемая группа.

1. Прежде всего, отметим, что результаты анкетирования не могут быть распространены на всё население - они отражают лишь взгляды определённой категории пользователей интернета.
2. Верующие в бога составляют разнородную группу с различными религиозными установками. Как показывает анализ материалов атеистического форума, группа верующих охватывает различные религиозные течения, начиная от ортодоксальных христиан, католиков, баптистов, иудаистов, заканчивая людьми исповедующими языческие формы веры в бога и тех, чья религиозность принимает весьма расплывчатые формы  веры в "Абсолют". Т.е. в анкете верующие в бога представлены адептами множества религий и можно говорить не о "вере в бога", а о "вере в богов", различных богов. Структура этой группы достоверно не установлена.
3. Большинство (70%) посетителей сайта приходит к нам из рейтинга Rambler Top100,  List.ru, Omen и.т.д в которых наш сайт размещён в категории "Религия". Это позволяет предположить, что изначально поток посетителей формируется из числа людей просматривающих разделы классификаторов, посвящённых религии, заинтересованных в религии и следовательно верующих. Действительно, логично предположить, что человек пользуется интересующими его разделами - банкир пользуется бизнес-рейтингом, "сексуально озабоченный" эротическим, а врач медицинским. Категории, лежащие вне интересов пользователя, как правило оставляются без внимания.
Таким образом результаты анкетирования отражают в первую очередь мировоззрение религиозно активных пользователей интернета, что влечёт за собой повышение удельного процента верующих в богах в данном опросе по отношению к совокупности всех пользователей сети.

В такой ситуации значение 40% не верующих в бога представляется нам неожиданно высоким, превышающим наши ожидания.  Теоретически сторонники только одной религия могут быть более   многочисленны чем атеисты. Таким образом атеизм является как минимум вторым по численности мировоззрением среди пользователей интернета.

Вторым неожиданным и важным результатом опроса является большое количество верующих, приходящих на А-сайт. Это нас радует, но с другой стороны налагает на нас повышенные обязательства в подборе и анализе материала  - мы прилагаем усилия к тому, чтобы наши материалы были по-возможности объективными и не оскорбляли чувства верующих.
С другой стороны, большое количество верующих на А-сайте свидетельствует о неподдельном интересе действительно верующих людей к атеистическому мировоззрению. Свидетельствует о том, что процессы религиозной трансформации личности не являются необратимыми, что не существует реальной пропасти между атеистами и верующими. Наоборот, соотношение атеистов и верующих позволяет поддержать здоровый баланс между разными точками зрения и не допустить огульной критики одних и безудержного вранья других.   Таким образом, и это, видимо, самый важный вывод проведённого анкетирования, А-сайт играет социально  стабилизирующую роль в условиях вполне сопоставимого баланса между атеистами и верующими в интернете.

Информационно-аналитический отдел Атеистического сайта. 15 сентября 1999 г.