Житие Емельяна Ярославского

3 марта - годовщина со дня рождения одного из основателей большевистской партии, соратника Ленина, лидера советского атеистического движения Емельяна Михайловича Ярославского.

Единодушно буржуйские, клерикальные и даже некоторые "патриотические" СМИ поливают товарища Ярославского грязью. Обязательно пройдясь по национальной принадлежности Ярославского (его настоящее имя - Миней Израилевич Губельман), клерикалы пишут гнусные антисемитские бредни про "жидомасона Ярославского, который пил кровь русских православных младенцев" и далее в том же стиле. Всех, кто выступает против преподавания "закона божьего" в школах, клерикалы именуют не иначе как "потомками ярославских-губельманов". Это у клерикалов считается самым большим ругательством. Оцените, например, высказывание некоего Алексея Шорохова с благочестивого православного сервере "Русское воскресение" (речь идет о попытках общественности пресечь распространение антисемитского учебника "Основы православной культуры") (орфография сохранена): "Как и не исчезал никуда товарищ Губельман. Который - ярославский. Главарь революционных погромов Русской Православной Церкви и патологический русофоб. Семя, видать, у него безбожника такое беспокойное (осиновый кол ему памятник)...". И далее: "потомки ярославских-губельманов возмущены, что Алла Бородина (автор учебника "Основы православной культуры") уверена, что "тьма" - это, очевидно, все, что не православие". В этом, вообще-то, уверен всякий православный человек, читающий утром Символ веры, а вечером Деяния апостолов".

Вообще-то, неправославных людей в мире довольно много: свыше 6 миллиардов. И всех их Шорохов объявил недочеловеками. Да и православие как самостоятельное течение существует лишь с 1054 года. И клерикалы готовы объявить "тьмой" все, что было до этой даты, в том числе и все великие достижения античной культуры. Да уж, куда там всяким Аристотелям, Демокритам, Платонам и Лукрециям до таких светочей человечества, как бомж Василий Блаженный или диакон Кураев...

Именно против таких вот мракобесов, как упомянутый Шорохов, и боролся всю свою жизнь товарищ Ярославский.

Родился он 19 февраля (3 марта) 1878 года в Чите в семье ссыльно-поселенцев. Окончил трехклассное городское училище, с 9 лет работал в переплетной мастерской, потом служил в аптекарском магазине. Выдержал экзамен за 4 класса гимназии. В 1898 году вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. Входил в состав Читинского комитета РСДРП. В 1903 году Ярославский был арестован; освободившись под надзор полиции, перешел на нелегальное положение. Переехав в Петербург, Ярославский вошел в состав Петербургского комитета, вел партийную работу на предприятиях за Нарвской заставой. В апреле 1904 года во время подготовки первомайской демонстрации вновь был арестован, и, будучи освобожден под залог в декабре того же года, вновь вернулся к партийной работе. После 9 января 1905 года вел партийную работу в Твери, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе. 13 февраля 1905 года был в третий раз арестован в Одессе и находился в тюрьме до Потемкинского восстания. Летом 1905 года после десятидневной голодовки был выпущен на свободу и вернулся к партийной работе сначала в Одессе, потом в Туле. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский). После Таммерфорсской конференции большевистской партии (декабрь 1905), на которой он представлял Ярославскую организацию. Ярославский переехал в Москву, вошел в МК, работал в его военной организации, участвовал в редакции журнала "Жизнь солдата". Весной 1906 года в четвертый раз арестован на конференции московской большевистской военной организации. Совершив побег из Сущевской Тюрьмы, Ярославский поехал делегатом от Ярославля на IV Съезд РСДРП. После съезда вел партийную работу в Екатеринославе, Москве и Петербурге, где редактировал подпольную военную газету "Казарма". В конце 1906 года принимал участие в первой военно-боевой конференции РСДРП в Таммерфорсе, создавшей "Временное бюро военных и боевых организаций". Весной 1907 года участвовал в работе V (Лондонского) Съезда РСДРП как делегат от военных организаций Петербурга и Кронштадта. После возвращения в Петербург был в пятый раз арестован и приговорен к 7 годам каторжных работ. Февральскую революцию встретил на поселении в Якутской области.

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты "Социал-демократ", осенью 1917 года редактировал газету "Деревенская правда". Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске. На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты "Правда" и журнала "Большевик", с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б).

На партийную биографию товарища Ярославского следует обратить внимание хотя бы потому, что "Завтра" и "Советская Россия" периодически любят высказаться про "троцкистов типа Ярославского-Губельмана". Хотя Ярославский действительно был Губельманом, но кем он никогда не был, так это троцкистом. Он вел непримиримую борьбу с троцкизмом.

Перу товарища Ярославского принадлежит ряд политических работ: "Очерки по истории ВКП(б)", "Анархизм в России", "Биография В.И.Ленина". Но вошел в историю товарищ Ярославский в первую очередь благодаря своей атеистической работе. Он был основателем и несомненным лидером главной атеистической организации СССР - Союза воинствующих безбожников, редактором журнала "Безбожник". Современному человеку слова <Союз воинствующих безбожников> могут показаться агрессивными, но вспомните то время. В гражданскую войну попы с оружием в руках убивали рабочих и крестьян. Когда в стране был голод, церковь прятала запасы зерна и церковные ценности, не давая использовать их для помощи голодающим. Когда все антисоветские организации были уничтожены, церковь осталась единственным легальным центром притяжения антисоветских сил. В годы коллективизации попы вместе с кулаками убивали колхозных активистов, поджигали колхозное имущество. Наконец, своими действиями церковники отвлекали народ от социалистического строительства. Да и достаточно вспомнить современные деяния церкви - как церковники, например, варварски разрушили лучший в мире бассейн "Москва" и воздвигли на его месте убогий "храм Лужка-спасителя". Поистине, они ничего не забыли и ничему не научились.

Главный антирелигиозный труд Емельяна Ярославского - "Библия для верующих и неверующих". Об этой книге надо рассказать подробнее. Дело в том, что сегодня сторонники религиозного образования говорят: "Знать библию нужно обязательно, хотя бы потому, что без знания библии вы не сможете разобраться в мировой культуре". Да, конечно, образованному человеку не мешало бы для общего кругозора знать и содержание библии. Но читать ее в оригинальном варианте очень тяжело. Поэтому широко распространен жанр популярных изложений религиозной литературы - как, например, евангелие от Льва Толстого или книги "Забавная библия" или "Забавное евангелие" Лео Таксиля (конец XIX века), который излагает содержание Ветхого и Нового заветов с материалистических позиций, с юмором подчеркивая все несуразности, в которые попы заставляют верить людей (знаете ли вы, скажем, что, согласно библии, заяц обладает раздвоенными копытами? И мы должны в это верить, ибо нелепо). Таксиль ясно показывает, что библию можно считать самой безнравственной книгой в мире - потому что никто не совершал столько преступлений, сколько благочестивые христианские святые: тут и геноцид, и предательство, и убийства, и кровосмешение, и содомия. Книга Ярославского "Библия для верующих и неверующих" аналогична творчеству Таксиля с той разницей, что если Таксиль критиковал библию с просветительской точки зрения, то Ярославский пишет с последовательно классовых, диалектико-материалистических позиций. Кроме того, в своей критике религиозных догм Ярославский опирается уже на уровень развития науки ХХ века.

...Когда в 1941 году началась война, Советское правительство было вынуждено направить все ресурсы на фронт и закрыть ряд изданий, не имеющих отношения к обороне. В числе закрытых оказались и издания Союза воинствующих безбожников. Религиозное лобби во властных структурах тут же воспользовалось этим для укрепления своих позиций, результатом чего стала известная встреча Сталина и Молотова с патриархом Сергием в 1943 году. И хотя Советское правительство сразу же четко заявило, что ни о каком восстановлении дореволюционного статуса церкви не может идти и речи, товарищу Ярославскому тяжело было это видеть. 4 декабря 1943 года он скончался. Похоронен он был у Кремлевской стены.

Сегодня мы имеем дело с классическим пропагандистским приемом буржуазии, когда пытаются демонизировать наиболее знаковые фигуры. Все помнят, как демонизировали Сталина, изображая его кровавым злодеем, уничтожившим до 100 миллионов человек (конкретное число <жертв сталинизма> зависело не только от степени подлости разоблачителя, но и от степени знакомства его с арифметикой). Буржуи пытаются применить аналогичный прием и в отношении других своих противников. Следующей мишенью потомков Геббельса и А.Н.Яковлева стал соратник Ленина Емельян Ярославский. Если в 1990 году самым страшным ярлыком, которые реакционеры наклеивали на коммунистов, было <сталинист>, то сегодня аналогичный ярлык реакционеров - <потомок Губельмана-Ярославского>. Но если взглянуть на его жизненный путь, то быть потомком товарища Ярославского должен считать за честь каждый нормальный человек.

По материалам сайта РКСМ(б)
Прислал товарищ К. (Ткачёв Александр),
г. Воронеж.