"Старший брат" собрал Собор.


По своем статусу Всемирный русский народный собор - неполитическая общественная организация, созданная в 1993 году под эгидой РПЦ МП. Тем не менее, вопросы, обсуждаемые на русских соборах, как правило, весьма политизированы. Это, впрочем, неудивительно: грань между общественной жизнью и политической весьма зыбка.

При этом стали традицией приветствия очередному собору со стороны руководителей государства. Апогеем был прошедший в прошлом году VI собор, на котором даже присутствовал российский президент. Что же до нынешнего собора, то на нем, помимо отсутствия по болезни Патриарха, не было и первых лиц государства (вице-спикеры Госдумы к таковым все же не относятся). Причины этого, вероятно, еще будут обсуждаться в прессе – но обсуждаемые вопросы, тем не менее, носили вполне политическую окраску.

Фактически, можно говорить о следующем. РПЦ МП демонстрирует не просто свою близость к власти, не просто дружбу с ней – но определенную во власть инкорпорированность.Что до других религий – то их представители просто "приглашаются в гости" радушным и терпимым хозяином (так, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин присутствовал на всех соборах, включая и нынешний). Аналогию здесь можно провести прямую – со временами социалистической системы. Как мы помним, в СССР была одна-единственная партия – "руководящая и направляющая" КПСС. В восточноевропейских же странах "народной демократии" кроме правящей партии, зачастую существовали и более мелкие (к примеру, Партия словацкого возрождения в ЧССР или Национально-демократическая партия в ГДР), входившие в соответствующее надпартийное образование (в случаях с Чехословакией и ГДР – Национальные фронты).

Иными словами, речь идет о некоем "старшем брате", "первом среди равных". Примерно такая же риторика, напомним, имела место в СССР по этническому вопросу. На полуофициальном уровне "первым среди равных" признавался русский народ (а при Сталине – и на вполне официальном: в работе "О Великой Отечественной войне Советского Союза" (1947 г.) "великий вождь и учитель" назвал русский народ "наиболее выдающейся из всех наций, входящих в состав Советского Союза", "руководящей силой Советского Союза среди всех народов нашей страны").

Чем закончились "народные демократии" - известно. В равной степени известна судьба "новой общности людей – советского народа". В связи с этим возникает серьезный вопрос – сколь полезно позиционирование одной (пусть и наиболее многочисленной) конфессии в качестве "старшего брата" в многоконфессиональном полиэтническом государстве? Оставляя, кстати, за скобками еще и вопрос чисто этнический: номинально (по названию) собор является не столько Православным, сколько Русским.

Заметим, впрочем, что деятельность РПЦ МП на политическом поприще дружбой с властью отнюдь не ограничивается. Аккурат накануне Собора близкий к РПЦ МП Союз православных граждан провел молитвенное стояние у здания Министерства образования РФ совместно со вполне оппозиционным Народно- патриотическим союзом.

Иван Драгин, для "Портала-Credo.Ru"