Церковная десятина

Сенат хочет отдать часть государственной земли церкви

Петр АКОПОВ, Светлана ПОПОВА

Во вторник Иван Стариков, глава комитета по аграрно-продовольственной политике Совета федерации, обратился с просьбой о встрече к патриарху - он хочет поговорить с Алексием II о восстановлении земельной собственности Русской православной церкви. Стариков собирается начать разработку закона, разрешающего передачу государственных земель как православной церкви, так и другим конфессиям - мусульманам, буддистам, католикам. По его прогнозам, такой закон мог бы быть принят уже в этом году. Если это и в самом деле произойдет, влияние РПЦ выйдет на совершенно новый уровень - кроме укрепления своих позиций в государстве, церковь станет серьезной экономической величиной.

До революции церковь была крупнейшим земельным собственником - только у РПЦ было около 3 миллионов гектаров. За последнее десятилетие церковь постепенно восстанавливала утраченные позиции -- число храмов выросло в пять раз, президентом стал воцерковленный Владимир Путин, речь уже идет о возможной поддержке церкви из госбюджета. Но тема земли до сих пор официально поднималась церковными иерархами очень осторожно. В прошлогоднем интервью "Известиям" патриарх Алексий II сказал о монастырской земле, что "мы ставим вопрос о постепенном возвращении церкви ее имущества в приемлемых как для государства, так и для церкви пределах".

Имеющиеся сейчас у церкви сельскохозяйственные земли - это, как правило, небольшие угодья, арендуемые у окрестных колхозов. Работают там монахи или послушники. Но инициатива Старикова переводит проблему совсем в другую плоскость.

- Почему вы считаете необходимым возврат церкви земли?

- Парадоксально, но мы раз за разом поднимаем вопрос об имущественно-земельных правах иностранных граждан, но совершенно забываем о земельной собственности Русской православной церкви. Я бы даже не стал выделять только РПЦ - надо говорить вообще о землях традиционных конфессий. И мусульман, и иудеев, и буддистов, и католиков. Сегодня они оказались одними из самых безземельных собственников. За базу можно взять, допустим, 1918 год. Речь не идет о реституции, т.е. возвращении конфискованной земли, - это невозможно: во многих районах на месте церковных владений уже стоят поселки, в других случаях у земли есть собственники. Поэтому землю можно предоставить из фонда перераспределения, землезапаса. В этом фонде собрано около 40 миллионов гектаров государственной "ничьей земли" - а до революции у церкви было всего 3 миллиона. И пенсионеры могут прийти со своими долями в свой приход.

- Что будет делать с этой землей церковь?

- Частично сдавать эту землю в аренду, получать прибыль. "Продукт, произведенный по благословению архиепископа" - такие товары будут покупать. Все это поможет решить проблему с господдержкой церкви - она будет не нужна, церковь сама сможет зарабатывать. Ведь когда идет помощь от государства, начинается дележка и от благочестивой церкви ничего не остается. Я верующий человек, и мне было стыдно, когда в 90-х годах церкви разрешили беспошлинно ввозить табак и алкоголь.

- Вы обсуждали свои идеи в правительстве?

- Да, там нормально к этому относятся. Говорят только: постарайтесь никого из конфессий не обидеть, а земли хватит на всех. Обсуждал я эту тему и с главой Совфеда Сергеем Мироновым, он тоже меня поддержал, сказал "запускай".

- Патриарх вам ответил?

- Пока что патриарх в отпуске, но я с трепетом жду результата. Готовить закон мы будем вместе с патриархией, и вопрос передачи земли будет решаться местными властями исходя из конкретных условий.

Инициативу Старикова пока что отказываются комментировать в правительстве. А в патриархии "Известиям" сообщили, что, по их мнению, тема восстановления церковной собственности возникла в связи с принятым недавно законом об обороте сельхозземель, который не предусматривает понятия безвозмездного пользования. Поэтому для придания вышеназванным землям законного статуса церкви необходимо их выкупить или государство должно передать их ей в аренду. И единственное пожелание РПЦ - минимальная арендная плата. Церковь еще раз подтверждает - речь идет только об этих, уже прикрепленных к церкви землях. Ни о каких миллионах десятин речи нет.