Епархиальный детектив

Борис Липкин.

Между Небом и Землей.

Пролог. В феврале нынешнего года в аэропорту г.Кишинева были задержаны супруги Кривые, направлявшиеся во Францию. Основанием для задержания стали их заграничные паспорта с явными признаками подделки. При выяснении обстоятельств дела было установлено, что указанные паспорта супруги Кривые получили в начале июля 2001 года в Тираспольско - Дубоссарской епархии через ее сотрудника В.Г.Кускова, заплатив ему за это 2000 долларов США. Молдавская полиция передала материалы в УВД Тирасполя. Началось расследование, в ходе которого выяснились вещи совсем уже удивительные.

Виктор Кусков: а был ли мальчик? Сам Кусков к тому времени ударился в бега, прихватив с собой остатки долларов и чужие паспорта. В епархии же на него не оказалось никаких данных. Кусков Виктор Геннадиевич. Год рождения - неизвестен. Откуда родом - неизвестно. Где прописан - Бог ведает... Даже фотографии Кускова в епархии не нашлось. Известно лишь, что Виктор Геннадьевич Кусков прибыл в Тирасполь в середине 2000 года по приглашению секретаря епархии Дионисия Абрамова. Кстати, Дионисий Абрамов, помимо должности секретаря епархии ведет и большую общественную работу - он председатель Союза Русских Общин Приднестровья. В октябре 2000 года Кусков заключил с епархией договор о совместной деятельности, из которого следовало, что... впрочем, здесь лучше цитировать - больно уж занятный документ. Итак: Тираспольско - Дубоссарская епархия в лице секретаря епархиального управления, протоиерея Дионисия Абрамова, действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем "Епархия" с одной стороны, и частное лицо, Кусков Виктор Геннадьевич, именуемый в дальнейшем "Партнер" с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем: 1. Епархия и Партнер соединяют свои действия с целью осуществления паломнической деятельности. 2. Стороны обязуются внести свои вклады в совместную деятельность. Каково начало, а? Ничего понять нельзя, но насчет "соединения действий" Епархии и Партнера - круто. А еще говорят, что Русская Православная Церковь непрактична и неразворотлива. Еще как разворотлива! Вот смотрите - обязанности сторон. Чтобы было понятнее, прокомментирую каждый пункт. 1. Епархия обязуется создать паломническую службу. То есть фактически предоставить Кускову свою крышу. Потому что никому не известному Кускову не поверит никто, и денег ему не понесет. А паломнической службе епархии поверят все и деньги будут! 2. Епархия обязуется предоставить Партнеру помещение с оплатой коммунальных услуг, снабженное необходимым инвентарем. Правильно. Офис Кускова обязательно должен быть в здании епархии - только так. Иначе денег не понесут - см. пункт 1. 3. Епархия обязуется оказать помощь Партнеру в решении вопросов телефонной связи. Оплата телефонных услуг осуществляется из средств Партнера. И чтобы телефон тоже был зарегистрирован на епархию. Ну, словом, мы эта... Р-раз-бу-бу-разбой... то есть паломники - паломники, паломники! Пиф-паф - (то есть денежки на стол) - и вы паломники, паломники, паломники... Тут правда есть маленькая неувязочка. Я-то, по серости своей, полагал что паломники - это те, кто вознамерился посетить Святую Землю. Палестину, одним словом. Паломничество же во Францию - это скорее из серии экскурсий по ленинским местам - Париж, Женева, etc... Но жизнь не стоит на месте. Возможно, в РПЦ появились и новые святые - на базе трудового соглашения и на коммерческой основе. Вернемся, однако, к тексту документа. 4. Партнер обязуется ставить в известность Епархию об отношениях с третьими лицами. Условия прекращения действия настоящего Договора 1. Епархия имеет право расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке при неисполнении Партнером одного из пунктов Приложения 1. Вот так. Делай что хошь, а Приложение Один нарушать не моги. А где Приложение Один? А нет его! Кусков выдрал из папки и сжег, а пепел съел и с пеплом в желудке сбежал. Тут бы самое время призвать к ответу отца Дионисия, заварившего всю эту кашу, но как-то неудобно... И даже допросить в качестве свидетеля неудобно - все- таки духовное лицо, да еще председатель Союза Русских Общин. Тем более, что: 5.3 Все претензии клиентов к паломнической службе Епархии принимает Партнер. Партнер несет всю вытекающую из этой ситуации ответственность за счет своих средств. 5.4. Епархиальное управление материальной ответственности за действия Партнера не несет. Партнер же - Кусков Виктор Геннадиевич, паспорт X-ЖД 734291 выданный Коминтерновским РОВД Одесской области аж 28 января 1988 года, взял, да и слинял со всеми деньгами. ( Впрочем, как мы увидим чуть ниже, все-таки не со всеми. Кое-что перепало и епархии). И никакого документа посвежей у него не было. То есть, может, и был, но в епархии этим как-то не поинтересовались. Гражданство какой страны имеет Кусков - там тоже не знают. "Чего уж нам мелочится, - сказал, надо полагать, отец Дионисий Абрамов,- все мы русские люди". А Кусков, змей неблагодарный, Дионисию даже фотокарточки на память не оставил. И вообще, есть серьезные основания полагать, что никакой он не Кусков, а попросту переклеил фотографию в старом советском паспорте. И так успешно переклеил, что решил заниматься этим и впредь.

отец ДионисийДела земные и дела небесные. "Договор о совместной деятельности номер два" датирован девятым октября 2000 года и заверен подписью о. Дионисия и печатью епархии. А 17 октября его завизировал Епископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан, возможно, и не подозревавший о том, какую крупную свинью подкладывает ему его секретарь. Дело закрутилось. В различных газетах, в частности, в "Маклере", стало регулярно появляться объявление о том, что Тирасполько - Дубоссарская епархия оказывает услуги по оформлению заграничных паспортов и паломнических виз в различные страны дальнего зарубежья. Ни о Кускове, ни о том, что епархия, по сути, сняла с себя всякую ответственность за его действия, в них, естественно не говорилось ни слова. Никто из жертв мошенника не заподозрил обмана. Да и как можно было его заподозрить? Судите сами. Прием денег оформлялся квитанцией. В графе "предприятие" стояло "Епархия". Основание платежа обозначалось безо всяких обиняков - к примеру, "предоплата за открытие шенгенских виз". На печати - крест и надпись: Паломническая служба. По кругу печати: Русская православная церковь. Молдавская митрополия. Тираспольско-Дубоссарская епархия. Ну, как тут было не поверить? Вы бы не поверили? Итак, Кусков, действуя под прикрытием епархиального управления, активно извлекал деньги из карманов граждан, подзабывших известную фразу Остапа Бендера "вы не в церкви, вас не обманут". Полный список плательщиков все еще уточняется в ходе следствия. Пока известны фамилии 35 человек - жителей, как Молдовы, так и Приднестровья, пострадавших на общую сумму 13,5 тысяч долларов США. Наибольшие потери понесли уже упомянутые супруги Кривые. Вообще же, такса, установленная Кусковым была очень гибкой. Будучи, надо полагать, человеком широких, но одновременно и реалистических взглядов, он брал со своих жертв ровно столько, сколько те могли ему дать, не брезгуя при случае и сотней-другой долларов. Что же касается епархиального управления, то оно вовсе не было в роли пассивного наблюдателя. Отнюдь! Кусков регулярно вносил в епархиальную кассу вполне ощутимые суммы. Вот лишь некоторые из этих расчетов - причем, перечень заведомо неполный. В мае 2001 года по одному приходному ордеру в епархиальную кассу Кусковым было внесено 2400 рублей ПМР. В июне 2001 по трем ордерам внесено 4800, 1200 и 6000 рублей. В июле 2001 по двум ордерам - 3000 и 6000 рублей. В августе 2001 по одному ордеру - 6000 рублей. В сентябре 2001 по одному ордеру - 4200 рублей. В октябре 2001 года, по четырем приходным ордерам - 1200, 4800, 7200 и 6000 рублей. Конечно, само по себе оказание услуг по оформлению документов не является чем-то предосудительным. Проблема в другом - что именно получали клиенты Кускова за свои деньги? А получали они, как мы уже знаем, грубо подделанные паспорта. Чувствуя себя под епархиальной крышей в полной безопасности, Кусков особо и не изощрялся. Часть его клиентов получила давно уже недействующие заграничные паспорта СССР с поддельными визами. Большинство же не получило вообще ничего. Так что супруги Кривые, с их поддельными визами в поддельных же загранпаспортах были обслужены еще вполне прилично - сообразно внесенной сумме. Некоторое время Кускову удавалось контролировать ситуацию, ссылаясь на объективные трудности и уверяя обманутых им людей, что участие епархии является лучшей гарантией честности. Граждане, глядя на благообразного отца Дионисия пытались поверить Кускову, но верилось им все с большим трудом. Отец же Дионисий, видя что ситуация с паломнической службой грозит обернуться крупным скандалом, решил откреститься от Кускова. И 11 января нынешнего года на свет появляется "Уведомление о расторжении договора о совместной деятельности номер 2 от 09.10.2000 г. Приводим его текст полностью: Тираспольско-Дубоссарская епархия уведомляет частное лицо Кускова Виктора Геннадьевича о том, что он не выполняет принятых на себя по вышеназванному договору обязательств, а именно: 1. По приложению номер 1 к договору номер 2 от 9.10.2000 г. 2. Неоплата услуг по средствам связи (телефонная связь). 3. Не выполняете условия договора, указанные в п. 2.4 (не ставите в известность епархию об отношении, с третьими лицами). На основании вышеизложенного сообщаем, что договорные отношения по договору о совместной деятельности считать расторгнутыми. Предлагаем партнеру все отношения с третьими лицами закончить до 1 марта 2002 г. Секретарь епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов. Одним словом - "изыдите от меня, ибо не знаю я вас". Однако не все так просто. Во-первых, можно только гадать, был ли Кусков ознакомлен с этим документом. Во всяком случае, о существовании в природе экземпляра "уведомления" с его росписью ничего не известно. Так что не исключено, что "уведомление" вообще было изготовлено задним числом, после того, как аферист скрылся в неизвестном направлении. А во-вторых издав уведомление, о.Дионисий и пальцем не пошевельнул для того, чтобы прекратить вовлечение в аферу новых граждан. Кусков же бездействие епархии воспринял как прямое руководство к собственному действию. Последняя квитанция выданная им, датируется 13 февраля 2002 года. Никто в епархиальном управлении даже не попытался взять под контроль печать паломнической службы. Никто, естественно, не выселил Кускова из помещения, принадлежащего епархии и не предупредил доверчивых граждан. Судьба последних, как явствует из текста документа, святых отцов вообще не интересовала. Когда же супругов Кривых задержали в кишиневском аэропорту, Кусков, прихватив остаток денег и паспортов, попросту ударился в бега. Епархиальное управление и лично его секретарь, председатель Союза Русских Общин ПМР отец Дионисий Абрамов хранят молчание до сего дня, отрешившись от мирских дел.

С небес на землю. Между тем, надежды святых отцов отсидеться и отмолчаться явно иллюзорны. Назовем вещи своими именами: мошенник Кусков, используя реквизиты епархии и действуя под ее прикрытием, систематически совершал подделку документов, что уже само по себе - уголовно наказуемое деяние. Помимо этого, Кусков обманул на крупные суммы несколько десятков граждан. При этом, Кусков делился и с епархией - и, как мы видели, делился по-крупному. Более того, именно участие епархии и сделало кусковскую авантюру возможной в принципе. Не будь за ним авторитета Русской Православной Церкви и одновременно авторитета Союза русских общин ПМР, не покровительствуй ему отец Дионисий, никто не дал бы проходимцу и ломаного гроша. Так что пункт о том, что, мол, епархия ни за что не отвечает - это, как говорится, в пользу бедных. Отвечать придется - раз уж хватило ума так вляпаться и не хватает ума достойно закрыть вопрос. Этот материал был написан еще в середине марта. Я преднамеренно тянул с его опубликованием, надеясь, что молчание приднестровских православных иерархов порождено некоторой, по- человечески понятной, растерянностью. Что сегодня - завтра оно сменится решительным заявлением: "Да, ошиблись. Виноваты. Оказались игрушкой в руках проходимца и его невольными пособниками. Каемся. Все, кто пострадал материально - могут обратиться в кассу епархии и получить свои деньги назад." Подобный образ действий свидетельствовал бы о том, что в епархиальном управлении православные христианские ценности ставят превыше жажды наживы. Что там осознают, сколь велика моральная ответственность, лежащая на них. Что клир способен сам, без понуканий со стороны, очистить свои ряды, изгнав паршивых овец. И, наконец, что он, будучи честным и праведным, имеет моральное право призывать к честности и праведности своих прихожан. Такой же реакции - взвешенной, достойной и честной ожидал я и от руководства Союза Русских Общин Приднестровья. Ведь как-никак - а их председатель оказался замешан в очень уж сомнительной истории. Но все оказалось напрасно. Ничего я не дождался. А потому с горечью вынужден констатировать, что перечисленными выше достойными качествами и тираспольские святые отцы, и руководство Союза Русских Общин Приднестровья, по всей видимости, сильно обделены. И что нам, надо полагать, предстоит еще стать свидетелями позорища в виде судебного разбирательства с подробным выяснением роли отца Дионисия Абрамова в этой авантюре. Или еще большего позорища - если дело потихоньку - полегоньку будет спущено на тормозах и виновные уйдут от ответственности. Статья моя, по-видимому выйдет к Пасхе. Портить светлый пасхальный праздник не хочется, но и тянуть с ее выходом больше нельзя. Следователи, ведущие дело Кускова, уже подвергаются сильнейшему давлению. Дело того и гляди, закроют - мол, как же можно компрометировать Союз Русских общин и Русскую Православную Церковь. Совершенно верно. Нельзя их компрометировать. А самый страшный способ их компрометации - глухое молчание вокруг кусковской авантюры. Люди ведь все знают, и все прекрасно понимают. А чего не знают - то домысливают. И такое домысливают, что право, лучше пусть уж знают все.

Материал любезно предоставлен Информационным Центром  Тирас-медиа