Гром не грянет - Филиппов не перекрестится.

В 2003 году установилась недобрая традиция : российские школы вышли на первое место в сводках СМИ о трагических событиях и несчастных случаях. Москва и Волгоград; Новгородская, Саратовская и Ярославская области; Бурятия, Дагестан, Якутия - это далеко не полная географическая карта тех мест, откуда приходят худые вести. Как в той песне - от Москвы до самых до окраин. Только вот шагает по этим городам с весями не хозяин необъятной Родины, а горе с бедой. В огне и дыме пожаров, в облаках ядовитых газов калечатся и гибнут российские школьники. Село Сыдыбыл Вилюйского района - сгорела школа, госпитализированы 39 человек, 22 школьника погибли, на месте учебного заведения осталось тлеющее пепелище. Махачкала - пожар в интернате для глухонемых уносит жизни 28 воспитанников, более 100 детей пострадало от ожогов и отравления угарным дымом, госпитализированы 39 человек, здание практически выгорело. Северобайкальск - пожар в детском приюте "Надежда". К счастью, жертв нет. Рыбинск - 20 школьников отравились газом, 10 из них в тяжёлом состоянии помещены в реанимацию. Волгоград - 26 гимназистов отравились сероводородом и госпитализированы, 8 из них в реанимации. Не буду ворошить залежи негатива до конца и травмировать психику читателей - прошлый год мало чем отличался от текущего. Сказанного вполне достаточно, чтобы оценить происходящее и сделать выводы. По мрачности сводки новостей хуже, чем фронтовые. Сейчас на войнах гибнет столько же или меньше солдат. Так, потери американцев в Ираке составили 125 человек, британцев - 31 человек. Вполне сопоставимо с безвозвратными человеческими потерями в наших учебных заведениях. Разница в том, что школы России никому войны не объявляли!

А чем занималось всё это время ведомство, руководимое г-ном Филипповым ? Трудовой энтузиазм министра и его чиновников уходил на создание координационных и методических советов по взаимодействию с РПЦ, рабочее время поглотили заседания в этих советах, где попы в непринужденной обстановке решали вопросы противоправного преподаванию в школах "Закона божьего" под видом "Основ православной культуры" (ОПК). Немало хлопот принесла подготовка, издание учебника по ОПК, а затем его длительное оспаривание по судам. Плюс к тому, потребовались написание и рассылка объёмистых руководящих директив да инструкций по преподаванию ОПК. Наконец, нельзя не отметить нескончаемые интервью и диспуты в СМИ о необходимости преподавании ОПК. На это тоже требовались солидные человеческие рессурсы. В самих школах уроки гражданской обороны давно канули в лету, пустующее "свято место" - освободившиеся таким образом учебные часы - забрали попы для рассказов библейских сказок и после освящения школ учителям не остаётся ничего другого, как развешивать по углам иконы вместо огнетушителей. Непротивление и потворство воцерквлению школ со стороны Минообразования дошло до того, что депутат В. Семенов выразил озабоченность с трибуны Государственной Думы РФ: " ... во многих государственных школах священнослужителями православной церкви под видом основ православной культуры преподается Закон Божий в сетке часов, а не на факультативной основе...".

При таком-то размахе и "загруженности" - когда было заниматься Министерству образования чем-либо другим, например проверять укомплектованность школ пожарными щитами с вёдрами, топорами, баграми, песком и пенными огнетушителями, проверять исправность электрической проводки с розетками, проверять наличие аварийных выходов из помещений и наличие планов эвакуации при пожарах, проводить учебные тревоги и т.д.? По мнению специалистов, даже такие минимальные действия могли значительно или вовсе до нуля снизить число жертв, предотвратить многие трагедии, а системе образования не оказаться в роли "старухи у сгоревшего корыта".

В то время, как Минобразования "сватало" РПЦ и предвкушало радости "медового месяца", жизнь продолжалась. То, чему не придавалось должного внимания оказалось далеко не второстепенным. Накопившиеся просчёты и недоработки принесли "впечатляющие" результаты. Так, из оценок аналитиков издания "Версты" выяснилось, что сегодня в России уже насчитывается 1 млн неграмотных. Но есть реальное опасение, что по этому показателю мы вскоре обгоним большинство самых малоразвитых стран. Ведомство г-на Филиппова имеет к этой статистике прямое отношение. Неутешительно обстоят дела с качеством образования, которое неуклонно падает :

Результаты Единого Госэкзамена за 2002 год (обработано 300 тысяч экзаменационных тестов). Твердую "пятерку" (набрали 90-99 баллов) заслужили лишь 1, 5% от общего числа экзаменующихся. Менее 10% выпускников получили "пять" с натяжкой (они набрали более 70 баллов). Максимальное число баллов удалось заработать лишь 300 школьникам (0, 1% от общего числа). Зато на "двойку" (40 и меньше баллов) написали математику 12% выпускников (для сравнения: в прошлом году "неуды" по математике получили 8%). По информации Минобразования, средний балл по стране составил 50, 4 - то есть большинство выпускников заработали "тройки".

Сейчас разгар мая. Не за горами летние каникулы. Школы опустеют на несколько месяцев. Пауза вполне достаточная, чтобы министр и его подчинённые заглянули в Конституцию РФ. Строки о светской России и отделенной от государства церкви можно заучить наизусть, как "Отче наш". Учебные заведения подчиняющиеся г-ну Филиппову являются государственными, бюджетными, официальное преподавание в них основ религии будет незаконным. Продолжение антиконституционных экспериментов по "скрещиванию" школы с богом может закончиться расколом общества на враждующие лагеря и окончательным развалом системы образования в РФ.

Времени каникул хватит чиновникам и для большего - правильных оргвыводов из случившегося и перестройки с первого сентября своей работы. Министерству образования давно пора приступить к серьёзному выполнению своих прямых обязанностей. В первую очередь это касается ликвидации безграмотности, подъёма успеваемости учащихся, укрепления дисциплины, предотвращения пожаров и массовых отравлений в школах. А насчёт духовного окормления юных чад министерским чинам переживать не надо. Если школьники доучатся целыми и невредимыми до выпускного вечера и получат хорошее образование, то самостоятельно разберутся и с этим вопросом - требуется им по жизни поповское враньё, или обойдутся.

15.05.03.

С. Моисеенко. sergosergo@mtu-net.ru

Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы распространения этой статьи приветствуются и одобряются автором

безо всяких претензий.