Источник: religion.russ.ru
Как принимаются решения в церкви
Максим Шевченко
Часто светские журналисты задаются вопросом о
том, кто принимает решения, определяющие
общественную и политическую деятельность
Русской Православной Церкви. Попробуем кратко
проанализировать существующие внутри РПЦ центры
интеллектуального влияния.
Московская патриархия в советское время
возникла, выжила и укрепилась во многом именно
благодаря экуменическим контактам и, не в
последнюю очередь, контактам с
Римско-католической Церковью. Учебные заведения
РКЦ закончили многие влиятельные ныне
православные священнослужители. Огромные
денежные суммы, передаваемые католической
организацией «Церковь в беде» православной
иерархии России, серьезно помогли укреплению
общественных позиций РПЦ в годы перестройки и в
начале 90-х.
Можно смело утверждать, что старшее поколение
священноначалия выросло и воспитано на диалоге и
в дискуссиях с католиками. Клерикальное сознание
ведущих «никодимовцев» (митрополита Смоленского
и Калининградского Кирилла, митрополита
Минского и Слуцкого Филарета, митрополита
Крутицкого и Коломенского Ювеналия, да и многих
других) – генетически восходит к католическому
пониманию Церкви, как синклита пастырей,
решающих за паству все ключевые вопросы. Даже в
планировании общественной стороны церковной
жизни Патриархия напоминает Ватикан. Синклит
пастырей привлекает к работе элитный круг
«спецов» - интеллектуалов, являющихся закрытым
от постороннего взгляда аппаратом подготовки и
разработки политических стратегий, определяющих
направление политики Церкви. Наиболее зримо это
проявляется в деятельности Отдела внешних
церковных связей (ОВЦС), которому на данный
момент нет никакой внутрицерковной
альтернативы.
Католический по форме и клерикальный по сути
генезис ОВЦС является неистощим предметом
ненависти и зависти аморфных
церковно-политических групп, борющихся за
влияние в Церкви.
Бороться за влияние в Церкви – значит бороться
за влияние на мнение Патриарха. Сам Святейший
Патриарх очень не любит, когда его вынуждают к
принятию определенного решения. Поэтому знающие
люди говорят, что решение Патриарха «готовится».
Естественно, что подготовить и аргументировано
объяснить Патриарху важность конкретной
политической позиции способна только хорошо
структурированная аналитическая структура,
имеющая для Предстоятеля РПЦ статус надежного.
«Надежный» не обязательно означает «находящийся
в структуре Московской патриархии». «Надежный»
– опирающийся на тонкое знание реальной
ситуации, опыт и серьезные связи на уровне людей,
принимающих решения.
На данный момент это только ОВЦС. Кстати, по
текстам выступлений патриарха всегда видно,
когда они готовятся вне «Отдела» – тогда в них
возможны явные ляпы. Как это случилось, например,
на открытии Молодежного православного форума
два года назад, когда в розданных печатных
материалах в речи Патриарха утверждалось, что
«большевики разрушили сотни тысяч храмов и
монастырей», хотя на 1917 год храмов в России было
всего лишь несколько десятков тысяч.
Попытки сформировать подобный альтернативный
центр на основе редакции «Православной
энциклопедии», вбирающей в себя православную
интеллигенцию, предпринимались на протяжении
последних двух лет под прикрытием митрополита
Воронежского и Липецкого Мефодия, и оказались
несостоятельными. ОВЦС по-прежнему является
центром формирования политических решений. А для
Сергея Кравца (руководителя «Православной
энциклопедии») любая попытка политизации
деятельности руководимой им группы богословов и
историков крайне нежелательна – она втягивает
его в заведомо проигрышное противостояние с
влиятельной группой синодалов-«никодимовцев» и
прекращает поток щедрых инвестиций. Именно этим
объяснялось полуторагодичной давности
напряжение, возникшее между Кравцом и Мефодием,
отзвуки которого стали известны церковным
журналистам.
Еще два года назад некоторые церковные
общественные деятели, желающие влиять на
ведомство митрополита Кирилла, открыто говорили
о необходимости «противопоставить Мефодия
Кириллу». С большой надеждой относились они к
попыткам Мефодия участвовать в классических
«кирилловских» сюжетах – и в первую очередь в
формировании концепции
церковно-государственных отношений.
Сегодня очевидно, что бывший заведующий
хозотделом Московской патриархии и нынешний
попечитель Макарьевского фонда не способен
консолидировать структурно организованную
группу, способную создавать интеллектуальный
продукт, адекватный, например, «Социальной
доктрине РПЦ», оперативно рожденной в ОВЦС к
Архиерейскому собору 2000 года.
Все попытки создания альтернативных
общественно-православных «аналитических
центров» (связанных с Союзом православных
граждан или «Русским домом») не стоит
рассматривать всерьез. Их «аналитика» сводится к
согласованию трех направлений деятельности:
–
демонстрации беспредельной "собачей"
лояльности к церковному и государственному
начальству и попыткам угадать его еще не
высказанную волю;
– –
сведению личных счетов с помощью любых, даже
самых аморальных приемов (рассылка анонимных
клеветнических писем, публикация откровенной
лжи);
– –
пережевывание бредовых и маргинальных
псевдополитических идей в ксенофобском
ура-патриотическом духе, являющееся во многом
психологической компенсацией за культурную и
этническую инаковость по отношению к России и
«русскому» (многие лидеры и идеологи
православных фундаменталистов происходят из
среды советского еврейства);
Но самой главной аналитической «структурой»,
ответственной за принятие решений остается сам
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий Второй. Он вообще стоит особняком в
Русской Православной Церкви – родившись и
повзрослев в буржуазной Эстонии, он является
выходцем из русской эмиграции первой волны.
Патриарх не обладает ни мифологическим
сознанием урожденных советских граждан со всеми
их комплексами и психологическим компенсациями,
ни католически-клерикальным сознанием
«никодимовцев».
Он безумно одинок в этой своей инаковости. И
именно это одиночество, являющееся подлинным
крестом Божиим, позволяет ему успешно лавировать
между клерикальной машиной формирования
политики и жаждущей власти «православной
общественностью».
Страшно представить, что может начаться, когда
Господь все-таки призовет к себе нынешнего
Патриарха. Ясно одно – внутрицерковное
равновесие будет нарушено. Не останется во главе
Церкви фигуры, равноудаленной от всех влияний.
Поэтому дай Бог Алексию Второму еще многие,
многие, многие лета!
© Религия в РЖ, 2001-2002. 17
Июля 2002 Оригинал
статьи
Посмотреть и оставить отзывы (0)