Законы - божий и основной

Зачем нужны "Основы православной культуры"?

Сергей Соловьёв, Дмитрий Субботин

С того момента, как Русская православная церковь и Министерство образования объединили усилия на поприще борьбы за души молодежи, прошло уже три с небольшим года. За это время созданный ими Координационный совет по взаимодействию во главе с патриархом Алексием и министром В.М.Филипповым сумел-таки придумать такую схему введения религии в школу, которая имеет все шансы оказаться успешной . Новый предмет зовется "Основы православной купьтуры" (ОПК) , но за нейтральным названием скрывается нечто гораздо менее безобиидное

На публике чиновники и церковные иерархи необходимость ОПК в школе доказывают обычно так : "без приобщения к православной культуре совершенно непонятна российская история и культура в целом и курс ОПК призван заполнить этот зияющий пробел"; "православная культура - это способ повысить падающий уровень нравственности молодежи , избавить ее от разврата, наркотиков влияния криминала и содействовать "воспитанию патриотизма"".

О том что именно понимают под "гражданственностью" и "нравственностью" РПЦ и Минобр, и пойдет речь.

Возьмем методическое пособие по ОПК из серии "Я иду на урок в начальную школу" издательства "Первое сентября". Все пособие - это самый обычный "закон божий" без каких-либо скидок на то , что это издание предназначено прежде всего для обычных школ. Типичный пример :

"Здесь [на иконе] изображена семья последнего русского царя Николая II. Раньше нашей страной правил царь - Помазанник Божий, то есть его власть была от Бога" (с . 90).

Понятно, какие представления об истории ученики начнут получать с первых же месяцев в школе . Николай Кровавый, при котором страна за 12 лет проиграла две войны и пришла к двум революциям, в роли "святого Помазанника" - это можно рассказывать как анекдот . Дальше заглянем в конспект урока по Великой Отечественной войне: оказывается, что СССР ее выиграл прежде всего из - за помощи свыше : "То, что во время войны Господь был на нашей стороне, доказывает Его чудесная помощь" ( с . 139) Автор явно не понимает, до какой бездны нравственного падения может довести подобная логика : ведь получается , что советские солдаты ничем не отличились от солдат вермахта, поскольку последние носили на пряжках надпись "С нами бог", а сторонники фашизма могут привести столь же впечатляющие рассказы о "божьей помощи" гитлеровцам:

В том же уроке автор выдает еще одну интересную идею :

"Учитель: Вы сказали , что человек на войне может измениться в лучшую сторону . Что вы имели в виду ?

Дети: Перед лицом смерти человек может уверовать в Бога" (с . 142).

Подобное смешение глупости с цинизмом поистине делает "Я иду на урок в начальную школу" уникальным, но и остальные пособия по ОПК отличаются ненамного . Если в первом классе детям просто доказывали, что власть от бога, то школьникам 6 класса в учебнике А . И . Бородиной "Основы православной культуры" уже объясняют, из-за чего "божественная" царская власть в начале XX в . исчезла :

"Такие страшные жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения" (с . 17).

Впечатляет, не правда ли ? Особенно если вспомнить , что еще дружинникам святого князя Владимира, чтобы крестить Новгород, понадобилась его сжечь, или святого князя Александра Невского , подавлявшего восстания против татаро-монгол Как пример "идеалов смирения" можно вспомнить сожжения еретиков в XVI в. и старообрядцев в XVII в. А если не зарываться так глубоко в историю, то можно привести в пример черносотенный "Союз русского народа" начала XX в. , в деятельности которого принимали активнейшее участие и епископы и простые священники, в том числе и почетный член этой организации - "святой праведный" Иоанн Кронштадтский, восхваляемый автором учебника как "великий молитвенник и чудотворец" (с . 253). То, что архиереи благословляли расправы с рабочими и интеллигенцией и еврейские погромы, автора не волнует . Впрочем, сама г-жа Бородина от погромной логики ушла недалеко . Главное обвинение в адрес евреев со стороны черносотенцев заключалось в том, что "они Христа распяли" . Полюбуйтесь на современное издание тезиса:

"Но иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговорили народ [ а какой там мог быть еще народ, кроме иудеев? - С . С ., Д . С .] чтобы он требовал распятия Христа . <:> Причиной было то, что этот народ думал о земном : о своей независимости, власти над другими народами и земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов , страстей и зла была непонятна ему . <:> Как известно, корысть и эгоизм любую идею превращают во зло, ослепляют людей, а деятельность наполняют ложью , ненавистью , алчностью и преступлениями" (с . 112).

После параграфа, содержащего этот вдохновенный абзац, ученикам задаемся вопрос: "Почему иудеи распяли Христа ? Что мешало им понять духовный смысл учения Иисуса о Царствии Небесном" (с . 114). Ответ ясен : потому что иудеи корыстны, эгоистичны, думают только о земном и стремятся к власти над другими народами .

В учебнике А . И.Бородиной прямо отождествляются понятия "русский" и "православный"; автор огрызается в сторону неких "новых" [читай, неправославных] жителей России, которые "не всегда так же благородно, как русские, ведут себя на территории традиционно православного государства" (с. 13).

Полгода назад с этим "замечательным" изданием было предложено ознакомиться прокуратуре - та , в свою очередь , умудрилась не заметить в нем ни какого разжигания национальной розни или религиозной пропаганды . Суд - таки обязал прокуратуру рассмотреть учебник повнимательнее ещё раз, что было сделано в рекордные сроки (за 2 недели) и с тем же результатом . Впрочем , ожидать иного от российской прокуратуры было бы странно .

Между тем изучение ОПК будет фактически обязательным , несмотря на то , что министерство лицемерно это отрицает . В циркулярном письме министр Филиппов рекомендовал вводить курс как региональный компонент , т . е . вопрос будет решаться на уровне местных администраций ( пример введения ОПК в Ногинске это очень хорошо показывает! ). Более того , к этому письму была приложена и министерская программа, которой в точности соответствуют цитированные выше учебники.

Теперь задумайтесь : ведь ученик, после обучения по этой программе, будет обязан всю подобную ахинею усвоить и даже сдавать по ней экзамен ! И представьте себе, что произойдет , если он вдруг заявит, что никакого сверхъестественного мира нет вовсе ? Что понятия "русский" и "православный" - это вовсе не одно и то же ? Или если ребенок просто напишет местоимение <он> по отношению к Христу с маленькой буквы - двойка ему за все это, а родителям выговор за несоответствующее национальному духу воспитание.

Для чего курс ОПК понадобился церкви - ясно очень хорошо. РПЦ не умеет привлекать верующих . Количество постоянно посещающих храмы ничтожно (4%), а многие из тех, кто причисляет себя к православным, одновременно заявляют, что не верят в бога, так что церковники просто хотят решить свои проблемы школьной принудиловкой . Но каковы мотивы властей'?

Трёп с телеэкранов об отсутствии в стране национальной идеологии надоел всем уже давно . Однако в действительности все решено . Государственная элита решила пойти по пути наименьшего сопротивления и взять то , что лежало на поверхности, а именно - хорошо известную формулу - "православие , самодержавие, народность". Свои услуги по ее реанимации моментально предложила РПЦ, почуявшая возможность обретения былого влияния . Идеология подверглась незначительной корректировке - место самодержавия заняла так называемая "диктатура закона". Но суть осталась той же : власть дана богом, и поэтому она едина с народом в православной вере . И не важно, сколько процентов этого народа живет за чертой бедности, сколько приближается к этой черте , сколько гибнет в войне, о причинах которой старательно "забыли", а сколько паркует свои иномарки в подземный гараж храма Христа Спасителя . Причем всё это совершенно не исключает прозападной политики, "рыночных реформ" и прочих признаков "хорошего тона" мирового бомонда. Для Запада у нас - демократия и рынок, а для внутреннего пользования - православие, народность и самодержавие .

Именно поэтому правые партии вроде СПС возражают против введения ОПК - это все-таки слегка подпорчивает лицо российской "демократии" перед западными спонсорами . Но нормальных людей новая образовательная реформа коснется гораздо сильнее . Для детей чиновников и бизнесменов - будущих хозяев государства - будут существовать специальные школы без всяких ОПК, а затем - дальнейшее обучение за границей, вдали от "православных ценностей". Остальным же придется приобщаться...

"Воспитывать в детях страх Божий, преподавать им значение веры, вселять в их сердца любовь к Святой Церкви и преданность к Отечеству". Это не цитата из очередного патриаршего письма или министерского циркуляра об ОПК, а выдержка из правил о церковноприходских школах от 13 июня 1884 г . В цитате выпущено одно слово - помимо преданности Отечеству церковные школы должны были воспитывать и верность царю . Но , несмотря на оказываемую им государственную поддержку , сама система религиозного образования ковала атеистов аффективнее любой пропаганды . Как показала история , ни царя , ни монархию она не спасла . Может деятелям РПЦ и министерским чиновникам стоит сделать выводы ?

Журнал "Скепсис"

Газета "Левый Авангард" № 48 / 2003