2. Потребность и проблемы в измерении и исчислении времени.

Выдающийся немецкий учёный и философ Эммануил Кант (1724-1804) считал, что времени объективно, на деле, не существует; что время - это только присущая человеку способность упорядочивать свой чувственный опыт, воспринимать воздействия различных предметов внешнего мира одно за одним. В действительности же время - это объективная реальность, оно существует независимо от человека и его ощущений. Уже растения реагируют на время и в его рамках "организовывают" своё "поведение". Так, цветки некоторых растений в определенные часы суток, независимо от погоды, закрывают и открывают свои лепестки. По временам года растения регулируют свой рост, опыление и плодоношение. Ещё более высокие требования ко времени у животных. Они должны спариться в подходящее время, чтобы родить и выкормить своих детей в наиболее благоприятных для них условиях. Что же касается человека, то чем более высокий уровень его развития, тем более важное место в его жизни занимает решение разнообразных проблем времени.

Еще в доисторические времена, 10-15 тысяч лет тому назад, человек заметил, что хотя время без устали идет вперед, но события в нём определенным образом (ритмически, периодически) повторяются. Эту периодичность человек впервые увидел и осознал на факте смены дня и ночи. Поскольку день и ночь в жизни первобытного человека имели не одинаковое значение, то они, день и ночь, получили временное разделение и исчислялись по-разному. Даже в начале нашей эры у народов средиземноморья существовало одно измерение для ночи (она делилась на три или четыре стражи (у славян - первые, вторые и третьи петухи), а для дня - другое: утро, полдень, вечер (завтрак, обед, ужин). В начале нашей эры на территории Римской Империи день уже делился на 12 часов, а ночь на три стражи.

Позже длительность времени начала измеряться "расстоянием" от какого-то запоминающегося события в природе (ещё тогда, когда, к примеру, было землетрясение; когда с неба падали куски льда; когда был "потоп") или в жизни общества (когда кто-то погиб на охоте, когда родился вождь, “когда баба ещё девкой была"). У народов, которые занимаясь скотоводством в тропиках, выводили скот на пастбища по ночам отсчётом времени стали фазы луны. С фазами луны связаны также физиологические процессы у животных-гоминидов и у человека (течка, месячные, лунатизм), чего не мог не заметить внимательный дикарь. Итак, первые временные отрезки были установлены человеком по Солнцу (день), а потом - по звёздному небу и Луне (ночь). Первобытным людям казалось, что Солнце и Луна существуют только для того, чтобы показывать время дня и ночи. Именно такие представления дикарей донесли до нас священные писания древних религий.

Когда человек начал выходить за пределы прародины своего возникновения - тропиков и подпадал под влияние времён года, он через некоторое время заметил, что времена года обусловлены уровнем высоты Солнца на небосводе. Так постепенно, человек, взирая на небеса, пришёл к исчислению времени по положению Солнца и Луны, а затем также по положению звёзд и планет на дневной и вечерней небесной сфере. Присмотревшись к небесам, люди первоначально пришли к заключению, что небесные светила и существуют (созданы) для того, чтобы различать время дня и ночи, а также климатических сезонов и годов. Порядок осознания временных промежутков хорошо просматривается в Библии. Так в текстах, которые писались за 6 -9 столетий до нашей эры, говорится что Солнце и Месяц созданы библейским Богом для того, чтобы "руководить днем и ночью", "отделять свет от тьмы" (Бытия, 1: 16-19; Псалом 135: 8-9; Иеремии, 31: 35). Что же касается времён года и погоды вообще, то они "внедрены Богом" и никак не связанные с влиянием Солнца (Бытия, 8: 22; Псалом 73: 17; Иова, 37: 22).

Только со временем, где-то в середине второго тысячелетия до нашей эры люди, жившие в пределах субтропиков и умеренного климата, заметили, что наступление времени года зависит от высоты Солнца над горизонтом, а впоследствии - от положения Солнца среди звёзд. Таким образом, не только Солнце и Месяц, но также другие небесные светила (звёзды, планеты) стали для людей своеобразным показателем времени, которое заняло в их жизни важное место. В диалоге "Тимей" древнегреческий философ Платон (428 - 348 до нашей эры) писал: "Солнце, Луна и пять известных звёзд, которые мы называем планетами, созданы Богом для того, чтобы мы имели возможность различать времена и подсчитывать их". Поскольку небесные светила давали возможность человеку "схватывать" время, то им, небесным светилам, начали приписывать и другие важные роли в жизни людей. Небесные светила начали обожествлять, давать им имена, по их расположению гадать, в их честь выделять отдельные дни и вводить счёт времени по неделям. Так было положено начало астрономии и астрологии. Люди того времени знали небесный свод намного лучше, чем подавляющее большинство наших современников. Так в Египте, еще более 4,3 тысяч лет назад жрецы по положению Солнца и звезды Сириус определяли за день-два начало разлива Нила. За полторы тысячи лет до нашей эры в астрономическом каталоге египтян всё звёздное небо было разделено на части и описано как совокупность 43 созвездий.

Традиция, скажем так: лунно-солнечного исчисления времени и условия, скажем словами Дарвина: “борьбы за выживание” (Struggle for Life) наталкивали людей на согласование исчисление времени по фазам луны с исчислением времени по положению Солнца на небосводе. Солнечно-лунные календари были повсеместно внедрены во всех древнейших странах мира: Египте, Китае, Вавилоне, Персии, Самарии, Греции. Такие же солнечно-лунные календари были обнаружены у американских индейцев: ацтеков, инков и других. И везде с использованием солнечно-лунных календарей возникали проблемы.

Астрономические наблюдения астрономов многих стран ещё до нашей эры показали, что полное согласование дней (суточного времени) с движением по небесной сфере Луны, Солнца, планет и звёзд невозможно в принципе. Движения указанных светил обусловлены множеством факторов. При этом надо заметить, что числовые величины времени движения Земли вокруг своей оси и движения Солнца, Луны и Звёзд по небу - величины несовместимые между собою. К тому же Земля вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли движутся не по кругу, а по эллипсу. Это движение тормозится обоюдным тяготением, изменяется в зависимости от колебаний орбит планет, от орбиты движения Солнца в Галактике и т.п. Так например, от весеннего равноденствия 1899 года до весеннего равноденствия 1900 года Солнце прошло 365.242196 дня; сейчас - 365.242190 дня, а в 2100 году - будет только 365.242184 дня*. Следовательно, через 200 лет Солнце ускорит свое движение по небесному своду за год на 0.000012 дня, или на 1.0368 секунды. Из этого можно сделать вывод, что наша Земля неуклонно “падает” на Солнце. Изменяет свое движение и Луна. Так, в 1900 году от новолуния до новолуния проходило 29.530886 дня, сейчас - 29.5305889, а в 2100 году - будет 29.5305891. Следовательно, за 200 годов период обращения Луны вокруг Земли удлинится на 0.0000005 дня, или на 0.0432 секунды. Из этого можно сделать вывод, что в далёком будущем Луна удалится от Земли в космическое пространство и станет самостоятельной планетой**. Еще большими темпами замедляется (главным образом под влиянием тяготения Луны) обращение Земли вокруг собственной оси. Хотя указаные величины ускорения/торможения, ничтожно малы, - за тысячи и миллионы лет они превращаются в значительные абсолютные величины.


Примечания:

* Согласно точным измерениям ученых Тропический солнечный год (от одного весеннего равноденствия до другого) в 1998-1999 г. равнялся 365.2421896698 дням (или 365 дней 5 часов 48 минут 45.184 секунды).

** До недавнего времени считалось, что под влиянием тяготения между Землей и Луной, и, как следствие этого, приливов и отливов, движение Луны вокруг Земли и Земли вокруг своей оси будет замедляться до тех пор, пока между ними не установится равновесие. Тогда, мол, Луна “зависнет” над одной географической параллелью и будет просматриваться из Земли недвижимой (это мнение разделяет Энгельс в своей “Диалектике природы”). Сейчас такое допущение признается невероятным.