8. Календарные реформы папы Григория VII

и новые проблемы с Пасхой.

Со времени Пасхалия Дионисия Малого начала отклоняться от правил Никейского собора и отставать от момента весеннего равноденствия. Следуя расписаниям Вечной Пасхалии, христианская церковь, случалось, начала отмечать день Пасхи в воскресенье не после первой, а после второй полной Луны после весеннего равноденствия. Причину таких случаев высчитал неаполитанский учёный физик и астроном Алоиз Луллий (†1576). Он растолковал церковникам, что юлианский календарь дольше солнечного и за 128 годов отстает от астрономического на один день. В 16 столетии "недостающих" набралось уже 10 дней. Для синхронизации астрономического времени с юлианским календарём, по предложения Луллия, за 400 годов должно быть не 100 (не всегда каждый четвертый год - високосный), а только - 97 високосных годов. Он предложил провести соответствующую реформу календаря, предложил и Пасхалию за новым календарем. На расхождение юлианского календаря и солнечного, - а отсюда и на "отклонения от нормы" дня празднования Пасхи, - обратили внимание участники католического Вселенского Тридентского собора (1545-1563) и поручили папе провести соответствующую календарную реформу. В 1563 году активное участие в обсуждении проблем календаря взял кардинал Уго Бонкомпаньи - представитель папы на соборе. Однако, послесоборному папе Пию ИV (†1572) было не до календарные реформы, поскольку он был занятый проблемой физического уничтожения свои конкурентов на его святое место, пиршествами, приятным времяпровождением с лицами женского пола и обращением в католичество протестантов. Даже из краткого перечисления занятий бурного и деятельного папы видно, что ему было не до выполнения соборных постановлений. А в ряду его дел были также такие, о которых и писать как-то неудобно.

Приемник Пия IV болонский кардинал Уго Бонкомпаньи, который взял себе имя Григория XIII (1572-1585) вошёл в историю двумя большими событиями. Он был вдохновителем печальной памяти Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года).В Париже избиение протестантов-гугенотов беспрерывно продолжалась три дни, а в провинциях Франции гугенотов уничтожали на протяжении двух месяцев. Католическими фанатиками было убито несколько тысяч "еретиков". Получив сообщение о событиях Варфоломеевской ночи хмурый и злобный испанский король Филипп Второй первый раз в своей жизни засмеялся, а Григорий XIII заказал известному художнику Варази картину избиения еретиков в Париже и приказал подписать: "Папа одобряет убийство еретика Колиньи". Сам папа в быту был человеком весёлого нрава, проводил время в окружении художников, ученых, умудрённых политических деятелей, слыл меценатом талантов. Это он, папа Григорий XII согласно указаниям и при непосредственном участии выдающегося немецкого математика Кристофа Клавиуса (1537 - 1612) вводит вместо Юлианского календаря новый, который вошёл в историю как Григорианский календарь или Новый стиль.

Год григорианского календаря равняется 365.97/400 дня, что только на 32.396 секунды больше настоящего солнечного года. Чтобы воплотить в жизнь календарь такой точности в нём предложено за 400 годов считать високосными не 100 (каждый четвертый), а только 97.. Для достижения этого все годы с двумя нулями на конце (все сотни лет) считать високосными только в том случая, если они делятся на 400. Таким образом, високосными годами будут только 1600, 2000, 2400, 2800... А 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300, 2500, 2600 и 2700 годы, хотя и делятся на четыре (согласно правилам Юлианского календаря), но не будут високосными. Мы выше говорили о том, что и Григорианский календарь не достиг полного соответствия с астрономическим солнечным годом. Сделаем сравнение.

За 400 годов Юлианский имеет в себе 146.100 дней; Григорианский - 146097 дни. А за настоящим солнечным календарем за это время исполнится только 146.096, 85 дней. Следовательно, за каждых 400 лет Юлианский календарь отстает от реального солнечного календаря на 3.15 дня, а Григорианский опережает его на 0.15 дня (на 3 часа 36 минут). Таким образом, Григорианский календарь нужно будет отвести назад на один день где-то в 2.664 году.

В феврале 1582 года папа Григорий XII издал Декрет о том, чтобы после 4 октября 1582 года следующий день считать не 5, а 15 числом месяца. На Григорианский календарь в том же 1582 году перешла Италия, Испания, Португалия и Польша. Протестантские и православные церкви отбросили календарные предложения папы, а остальные католические страны вводил у себя Григорианский календарь на протяжении нескольких столетий. В Англии, например, его внедрили только в 1753 году. А в России - в феврале 1918 года Декретом Советской власти.

Григорианский календарь согласовал весеннее равноденствие с 21 марта, как то сначала было указано в календаре Юлианском, но привел к несовпадению празднования Пасхи в православной и католической церквах. В соответствии с новым, Григорианским, календарем было составлено новое расписание дней празднования Пасхи. Католическая церковь, согласно новому календарю следует указаниям Никейского Собору и всегда отмечает Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Но таким образом католики каждую пятую Пасху отмечает или вместе с иудеями или даже на несколько дней раньше верующих иудеев, что ни в коей мере не отвечает сообщениям святых Евангелий. А православная церковь, чётко следуя расчетам Дионисия Малого и Юлианскому календарю, всегда отмечает день Пасхи только после иудеев, что строго соответствует Евангельским сказаниям, но каждый четвёртый год отмечает день воскресения Иисуса Христа не в первый воскресный день после весеннего полнолуния, как то строго предписано правилами Никейского собора, а у воскресеннье после второго весеннего полнолуния. Но, как показывают расчеты, из-за отставания юлианского календаря от календаря астрономического и Григорианского, в 3.874 году Православна церковь будет отмечать Пасху 21 мая, то есть - не после первого, и не после второго, а после третьего весеннего полнолуния, что недопустимо ни евангельскими рассказами, ни правилами Никейского собора.

Ниже приводится таблица празднования Пасхи в католической и православной церкви на ближайшие 30 годов и в течение десяти годов 4-го тысячелетия.

 

Дать празднование Пасхи:

------------- ------------- -------------

В католической В православной церкви по календарю:

церкви Григорианскому Юлианскому

------------- ------------- -------------

31 Марта 1991 7 Апреля 1991 25 Марта 1991

19 Апреля 1992 26 Апреля 1992 13 Апреля 1992

11 Апреля 1993 18 Апреля 1993 5 Апреля 1993

3 Апреля 1994 1 Мая 1994 18 Апреля 1994

16 Апреля 1995 23 Апреля 1995 10 Апреля 1995

7 Апреля 1996 14 Апреля 1996 1 Апреля 1996

30 Марта 1997 27 Апреля 1997 14 Апреля 1997

12 Апреля 1998 19 Апреля 1998 6 Апреля 1998

4 Апреля 1999 11 Апреля 1999 29 Марта 1999

23 Апреля 2000 30 Апреля 2000 17 Апреля 2000

------------- ------------- -------------

------------- ------------- -------------

15 Апреля 2001 15 Апреля 2001 2 Апреля 2001

31 Марта 2002 5 Мая 2002 22 Апреля 2002

20 Апреля 2003 27 Апреля 2003 14 Апреля 2003

11 Апреля 2004 11 Апреля 2004 29 Марта 2004

27 Марта 2005 1 Мая 2005 18 Апреля 2005

16 Апреля 2006 23 Апреля 2006 10 Апреля 2006

8 Апреля 2007 8 Апреля 2007 26 Марта 2007

23 Марта 2008 27 Апреля 2008 14 Апреля 2008

12 Апреля 2009 19 Апреля 2009 6 Апреля 2009

4 Апреля 2010 4 Апреля 2010 22 Марта 2010

------------- ------------- -------------

24 Апреля 2011 24 Апреля 2011 11 Апреля 2011

8 Апреля 2012 15 Апреля 2012 2 Апреля 2012

31 Марта 2013 5 Мая 2013 22 Апреля 2013

20 Апреля 2014 20 Апреля 2014 7 Апреля 2014

5 Апреля 2015 12 Апреля 2015 30 Марта 2015

27 Марта 2016 1 Мая 2016 18 Апреля 2016

16 Апреля 2017 16 Апреля 2017 3 Апреля 2017

1 Апреля 2018 8 Апреля 2018 26 Марта 2018

21 Апреля 2019 28 Апреля 2019 15 Апреля 2019

12 Апреля 2020 19 Апреля 2020 6 Апреля 2020

------------- ------------- -------------

4 Апреля 2021 2 Мая 2021 19 Апреля 2021

17 Апреля 2022 24 Апреля 2022 11 Апреля 2022

9 Апреля 2023 16 Апреля 2023 3 Апреля 2023

31 Марта 2024 5 Мая 2024 22 Апреля 2024

20 Апреля 2025 20 Апреля 2025 7 Апреля 2025

5 Апреля 2026 12 Апреля 2026 30 Марта 2026

28 Марта 2027 2 Мая 2027 19 Апреля 2027

16 Апреля 2028 16 Апреля 2028 3 Апреля 2028

1 Апреля 2029 8 Апреля 2029 26 Марта 2029

21 Апреля 2030 28 Апреля 2030 15 Апреля 2030

------------- ------------- -------------

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

22 Апреля 4091 29 Апреля 4091 1 Апреля 4091

6 Апреля 4092 18 Мая 4092 20 Апреля 4092

29 Марта 4093 10 Мая 4093 12 Апреля 4093

18 Апреля 4094 25 Апреля 4094 28 Марта 4094

3 Апреля 4095 15 Мая 4095 17 Апреля 4095

25 Марта 4096 6 Мая 4096 8 Апрель 4096

14 Апреля 4097 28 Апреля 4097 31 Марта 4097

6 Апреля 4098 11Мая 4098 13 Апреля 4098

19 Апреля 4099 3 Мая 4099 5 Апреля 4099

 

А вот календарные сопоставления дней празднования Пасхи в иудаизме, католицизме и православии в ближайшие 7 лет:.

Дни Пасхи:

(за современным, григорианским, календарем)

Год

В иудаизме

В католической церкви

В православной церкви

1999.

2 апреля. Пятница

4 апреля. Воскресенье.

11 апреля. Воскресенье.

2000.

21 апреля. Пятница.

23апреля Воскресенье.

30 апреля. Воскресенье.

2001.

9 апреля. Понедельник.

15 апреля. Воскресенье.

15 апреля. Воскресенье

2002

29 марта. Пятница.

31 марта. Воскресенье.

5 мая. Воскресенье.

2003

18 апреля. Пятница.

20 апреля. Воскресенье.

27 апреля. Воскресенье.

2004

7 апреля. Среда.

11 апреля. Воскресенье.

11 апреля. Воскресенье.

2005

25 апреля. Понедельник.

27 марта. Воскресенье.

1 мая. Воскресенье.

2006

14 апреля. Пятница

16 апреля. Воскресенье.

23 апреля. Воскресенье.

Как видим, католическая церковь в 2005 году будет отмечать Воскресенье Иисуса Христа за четыре недели до праздника иудейской Пасхи. А это не соответствует сообщениям всех авторов Новозаветных книг о смерти и воскресении Иисуса Христа. Стоит также обратить внимание на то, что в 2002 году православная церковь будет праздновать День воскресение Иисуса Христа через пять недель после иудейской Пасхи и в первое воскресенье второго после весеннего равноденствия полнолуния. А это не согласуется ни с рассказами Евангелий, ни с постановлениями Никейского собора.

В православной церкви ведутся острые дискуссии по поводу перехода на григорианский календарь. Часть православных церквей уже перешла на новый календарный стиль. Наиболее упорное сопротивление григорианскому календарю оказывает русская православная церковь Московского патриархата. На заседании Священного Синоду Московской патриархии в декабре 1998 года одобрено такое постановление: “Свидетельствовать, что в нашей церковной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, преданность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим делать заявления, что вопрос об изменении календаря в нашей церкви не стоит”..

А теперь обратимся в дате рождения Иисуса Христа.


Примечания:

Генерал Колиньи был протестантом. Поскольку он - "королевскойї крови" и находился в числе государственной верхушки тогдашней Франции, то вокруг него, как своего покровителя и защитника, группировались гугуноты.

Булла Григория ХИИИ от 23 февраля 1582 года начиналась словами: "Посреди важнейших заданий..." (Inter gravissimas...). Вот почему сначала, а в научной литературе и сейчас, календарь Григория XIII назывался "Интер Грависсимо".

В 4092 и в 4096 году Православна церковь за Юлианским календарем будет только приступать к 49-дневному предпасхальному (Великому) посту, а верующие католики в это же время будут разговляться после Великого поста!

Газета “Радонеж "№18 (84). Декабрь 1998.