Часть 2
8. "Христос" - "Помазанник".
Как и каждый народ в мире, евреи считали себя избранными Богом, свои отношения с Богом, его и свои взаимообязательства фиксировали как в устной, так и в письменной форме. Договоры (Заветы) с Богом стали стержневым материалом всей иудейской Библии, которая под названием Старого Завета стала составной частью Священного писания христианской религии. Вместе со Старым заветом христианство унаследовало, а потом трансформировало, древнееврейское понимание Мошиаха своего Христа. Проследим сначала рассказы иудейской Библии о Помазанниках.
В Библии рассказывается, что свою волю
      Бог высказывает верующим евреям через своих
      посланников, главным образом, - через ангелов
      (Бытие, 16:7-9; 19:1-5; 22:11; 24:7; Чисел, 22:23-34; Судей, 2:1-4; 1-ая
      Паралипоменон, 21:15 ...) и пророков (2-фя
      Паралипоменон, 24:19; 25:15; 36:1; Исайи, 6:8; ...). Прощаясь
      перед своей смертью с еврейским народом, пророк
      Моисей передав им такие слова, сказанные ему
      Богом: "Пророка из твоей среды, из числа
      братьев твоих, - как я  ,
      - поставит тебе Господь Бог твой. Его будете
      слушать... В уста его я вложу слова мои и он будет
      говорить всё то, что я ему скажу. А тот не
      послушается моих слов, которые тот (Пророк) будет
      говорить, - того я накажу" (Второзаконие, 18: 15-19).
,
      - поставит тебе Господь Бог твой. Его будете
      слушать... В уста его я вложу слова мои и он будет
      говорить всё то, что я ему скажу. А тот не
      послушается моих слов, которые тот (Пророк) будет
      говорить, - того я накажу" (Второзаконие, 18: 15-19).
Кроме пророков Бог постоянно посылал
      до евреев отдельных судей, спасителей, избранных
      с предостережениями. Часть этих посланцев Божиих
      помазывались на служение, часть исполняла
      поручение Бога без помазывания. Потом по приказу
      Бога пророк Самуил помазал на должность первого
      царя Саула (1-ая царств, 10). После этого сами люди
      из племени Иуды помазали на царство Давида (2-ая
      царств, 2:2-4). Потомки Давида становились царями
      как через помазанные, так и без него. При этом
      среди царей и помазанных, и не помазанных было
      много нечестивых и богохульников. За плохое
      царей и за непослушание еврейский народ Бог
      наказывает  уничтожением Израильского
      царства (722 год до нашей эры), а потом - Иудейского
      (586 год до нашей эры). Потомство 10 колен
      израильских  в результате пленения рассеялись среди народов
      Месопотамии и Персии, а потомки племени Иуды,
      Вениамина и часть левитов в 536 году возвратились
      в Иудею из вавилонского плена. Во главе
      возвратившихся стояли руководитель Зоровавель
      (Зарубабель) из племени Иуды и священник Иисус из
      колена Левия. Они вдвоем возглавили
      восстановление города Иерусалима и храма в нём.
      Пророки Аггей и Захария (современники всех этих
      событий), восхваляют вождей иудейского народа и
      единогласно пророчат, что Зоровавель сядет на
      престол Давида (станет царём восстановленной
      Иудеи), а Иисус станет первосвященником
      (архиереем). "Эти два, - пишет Захария, - помазаны
      елеем, стоят перед Господом всей земли" (4:14).
      После восстановления Иерусалима и постройки
      Второго Иерусалимского храма (516 год до нашей эры)
      в результате пленения рассеялись среди народов
      Месопотамии и Персии, а потомки племени Иуды,
      Вениамина и часть левитов в 536 году возвратились
      в Иудею из вавилонского плена. Во главе
      возвратившихся стояли руководитель Зоровавель
      (Зарубабель) из племени Иуды и священник Иисус из
      колена Левия. Они вдвоем возглавили
      восстановление города Иерусалима и храма в нём.
      Пророки Аггей и Захария (современники всех этих
      событий), восхваляют вождей иудейского народа и
      единогласно пророчат, что Зоровавель сядет на
      престол Давида (станет царём восстановленной
      Иудеи), а Иисус станет первосвященником
      (архиереем). "Эти два, - пишет Захария, - помазаны
      елеем, стоят перед Господом всей земли" (4:14).
      После восстановления Иерусалима и постройки
      Второго Иерусалимского храма (516 год до нашей эры)
       Иисус в самом деле стал первосвященником. Но
      Иудейское государство оставалось вассалом
      Персии, и Зоровавель иудейским царём не стал.
      Иисус в самом деле стал первосвященником. Но
      Иудейское государство оставалось вассалом
      Персии, и Зоровавель иудейским царём не стал.
Позднее, в составе эллинистической Сирии, евреи Иудеи подверглись религиозным преследованиям. В 168 году до нашей эры сирийский царь Антиох Епифан для обращения евреев в эллинскую религиозную веру приказал занести в Иерусалимский храм статую Бога Зевса и там приносить ему жертвы. Бога Зевса и осквернение Иерусалимского храма пророк Даниил назвал "мерзостью запустения", как это словосочетание переведено в русском тексте Библии, а дословно - "вонючим г..ном".
Род иудейских первосвященников, братья Маккавеев, в 167 году до нашей эры подняли и возглавили восстание иудейского народа против сирийского угнетения. Симон Маккавей провозгласил себя посланцем Господа Бога для спасения богоизбранного еврейского народа. Маккавеи были левитами. А именно левитом был пророк Моисей, из рода которого Бог обещал воздвигнуть Пророка-Спасителя (Второзаконие, 18:15-19). В 147 году до нашей эры евреи добились независимости от Сирии. Иудея стала самостоятельным государством, а род Маккавеев положил начало царствованию первосвященников, которые вошли в историю как династия Асмонеев.
Следует сказать, что Мессия (Мошиах) с большой буквы - в его персонифицированному значении определении отдельного человека - употребляется в иудейской Библии только два раза: в книге пророка Даниила (9:26) и Псалтыри (2:2). Именно эти два слова в греческом переводе Библии, в Септуагинте, переданы как "Христос". Оба библейские тексты писались в период восстания Маккавеев. Именно династия Асмонеев способствовала формированию в религиозной среде евреев понятия Мессии, как отдельного человека - посланца Бога Яхве, Спасителя еврейского народа от чужеземного угнетения.
Асмонеи не оправдали Мессианских ожиданий богоизбранного народа. Они усилили угнетение евреев, развязали не утихающую бойню против действительных и мнимых врагов внутри своего государства; захватническими войнами вызвали враждебное отношение к Иудее всех соседних государств. Всё это довольно ясно прочитывается во втором псалме.
Против власти первосвященников начали выступать сами евреи. В то время это в большинстве случаев осуществлялось под религиозными лозунгами сикариев (топорников), зелотов (бедняков), фарисеев (чистых),эссенов, назаренов, кумранитов и других разнообразных сект. В 63 году до нашей эры войска Помпея захватили Иерусалим, управление страной было передано в руки уполномоченных Рима, а в 37 году до нашей эры римляне передали руководство иудеями в руки идумеянина, человека из ненавистного евреями племени, Ирода Великого (37-4 годы до нашей эры). Так прошла и закончилась история богоизбранного народа под управлением первого Мессии и его прямых наследников - первосвященников Асмонеев из племени (рода) левитов.
Последствия антисирийского восстания способствовали переосмыслению в иудейской среде понятия Мошиаха. Уже укрепилось понимание того, что Мошиах - это один конкретный человек, а не помазанные вообще священники, пророки и цари. В религиозном сознании евреев Мошиах стал возвышаться над другими помазанниками и постепенно перенимать на себя достоинства всех помазанных. Он одновременно - и царь, и священник, и пророк... Он - любимец Бога и наиболее приближенный к нему... А отсюда - уже рукой подать до изображения Мессии сыном Бога,.. единственным сыном,.. равным Богу,.. Богом.
Процесс трансформации библейских представлений о Мессии хорошо просматривается во внебиблейской литературе евреев, в Талмуде вавилонской и иерусалимской редакции, в иудейских апокрифических апокалипсисах, Сивиллиных книгах, дополнительных пророческих книгах, которые приписывались двенадцати патриархам, разного рода Заветов (Договорных текстов с Богом) и много подобной литературы. Все эти книги писались на протяжении 2 столетия до нашей эры - 1 столетия нашей эры.
Именно внебиблейское творчество, коренным образом трансформировав библейское понимание Мессии, вплотную подошло к созданию принципиально нового образа христианского Спасителя, - образа Иисуса Христа. Вот только несколько примеров этого рода.
В апокрифической Книге Еноха писалось,
      что для спасения иудейского народа на горе Сион  сядет сам Бог Яхве и начнет судить всех праведных
      и грешных. Он разделит всех на две части:
      праведников разместит справа от себя, а
      грешников - слева. Избранные Богом праведники
      после суда будут жить на протяжении многих
      столетий, как библейские патриархи (1:30-36).
      Апокалипсис Баруха пророчествует о наступлении
      тысячелетнего царства праведных евреев на земле
      под управлением "Помазанника Яхве". В
      неканоническом псалме Соломона, который был
      написан за 50 лет до нашей эры, "Помазанник
      Яхве" (Мошиах Яхве) называется потомком царя
      Давида
      сядет сам Бог Яхве и начнет судить всех праведных
      и грешных. Он разделит всех на две части:
      праведников разместит справа от себя, а
      грешников - слева. Избранные Богом праведники
      после суда будут жить на протяжении многих
      столетий, как библейские патриархи (1:30-36).
      Апокалипсис Баруха пророчествует о наступлении
      тысячелетнего царства праведных евреев на земле
      под управлением "Помазанника Яхве". В
      неканоническом псалме Соломона, который был
      написан за 50 лет до нашей эры, "Помазанник
      Яхве" (Мошиах Яхве) называется потомком царя
      Давида  .
      Фарисеи, непримиримые враги Асмонеев и
      саддукеев, настойчиво пропагандировали, что
      настоящий Мессия будет не из левитов, а из рода
      царя Давида. Все эти взгляды стали потом
      органической частью содержания христианских
      канонических книг Нового завета.
.
      Фарисеи, непримиримые враги Асмонеев и
      саддукеев, настойчиво пропагандировали, что
      настоящий Мессия будет не из левитов, а из рода
      царя Давида. Все эти взгляды стали потом
      органической частью содержания христианских
      канонических книг Нового завета.
Социально-экономические условия
      начала нашей эры, внебиблейское религиозное
      творчество, национальное бесправие и гнёт
      усилили среди еврейского народа ожидания
      скорого пришествия Мессии. Евангелии, например
      свидетельствуют, что даже простая самарянка в то
      время знала, что вот-вот "должен придти Мессия,
      то есть Христос" (Иоанна, 4:25). На ожидаемого
      Мессию переносилось все то величественное и
      лучшее, что можно было прочитать во всех
      библейских и внебиблейских обещаниях Бога Яхве.
      Среди низов, простых народных масс еврейского
      народа образ грядущего Мессии упрощался до
      видимых черт некоего Освободителя от
      национального угнетения, или Учителя
      Справедливости, или Целителя душ и телес, или
      Властителя над всеми народами, или потомка царя
      Давида... В исторических документах сохранились
      сведения о появлении десятка полтора подобных
      Мессий в начале нашей эры на землях Палестины.
      Так известный историк Иосиф Флавий (37-102 г.г.) в
      своих произведениях "Иудейская война" и
      "Иудейские древности" настоящим Мессией
      называет римского императора Веспасиана  ,
      при этом называет Мессиями-самозванцами Иоанна
      Крестителя, Февду, Иисуса. Об одном из таких
      Мессий он пишет: "За семь лет до разрушения
      Иерусалима (то есть, в 67 году) крестьянин по имени
      Йошуа
,
      при этом называет Мессиями-самозванцами Иоанна
      Крестителя, Февду, Иисуса. Об одном из таких
      Мессий он пишет: "За семь лет до разрушения
      Иерусалима (то есть, в 67 году) крестьянин по имени
      Йошуа  явился в Иерусалим на праздник Кущей и голосом
      возбужденным начал выкрикивать
      явился в Иерусалим на праздник Кущей и голосом
      возбужденным начал выкрикивать  :
      "Голос утра. Голос Вечера. Голос четырёх
      ветров. Голос разрушения Иерусалима и храма
:
      "Голос утра. Голос Вечера. Голос четырёх
      ветров. Голос разрушения Иерусалима и храма  .
      Голос против домов и мостов. О! О! Горе! Горе тебе,
      Иерусалим!" Крестьянина арестовали, но он, не
      оказывая сопротивления, выкрикивал: О! О!" Он
      имел вид натянутой кожи на кости. Его доставили
      до прокуратора Альбиния. На вопросы он не
      отвечал, а в ответ на удары кнутом выкрикивал:
      "О! О, Иерусалим!"... Несчастного признали
      сумасшедшим и отпустили. Но он ещё 6 месяцев ходил
      по Иерусалиму и восклицал своё. Потом взобрался
      на крепостную стену. Его оттуда прогнали, и
      наконец римляне с башни обрушили на его голову
      камень
.
      Голос против домов и мостов. О! О! Горе! Горе тебе,
      Иерусалим!" Крестьянина арестовали, но он, не
      оказывая сопротивления, выкрикивал: О! О!" Он
      имел вид натянутой кожи на кости. Его доставили
      до прокуратора Альбиния. На вопросы он не
      отвечал, а в ответ на удары кнутом выкрикивал:
      "О! О, Иерусалим!"... Несчастного признали
      сумасшедшим и отпустили. Но он ещё 6 месяцев ходил
      по Иерусалиму и восклицал своё. Потом взобрался
      на крепостную стену. Его оттуда прогнали, и
      наконец римляне с башни обрушили на его голову
      камень  . В других
      источниках сохранились сведения о Мессии на горе
      Геразим, об Иуде Галилеянине, которого местное
      население почитало за Мессию
. В других
      источниках сохранились сведения о Мессии на горе
      Геразим, об Иуде Галилеянине, которого местное
      население почитало за Мессию  ,
      о некоем "чудотворце из Египта". В Талмуде,
      который писался в начале нашей эры, упоминается
      Иисус бен Пандира - сын девицы Марии от римского
      солдата Пандеры. Сейчас ряд богословов в своих
      устных и письменных публикациях утверждают, что
      Талмуд подтверждает существование
      евангельского Иисуса Христа, рассказывая о нём
      под видом бен Пандиры. Но талмудический Иисус -
      дитя блуда, незаконнорождённый сын.
      Примечательно, что в Средние века христианская
      церковь добилась того, чтобы в изданиях Талмуда
      евреи не воспроизводили страниц , где есть
      упоминания (а их несколько) об Иисусе бен Пандире.
      Только в арабских странах да в Европе с конца 18
      столетия иудейский Талмуд издавался в полном
      объёме.
,
      о некоем "чудотворце из Египта". В Талмуде,
      который писался в начале нашей эры, упоминается
      Иисус бен Пандира - сын девицы Марии от римского
      солдата Пандеры. Сейчас ряд богословов в своих
      устных и письменных публикациях утверждают, что
      Талмуд подтверждает существование
      евангельского Иисуса Христа, рассказывая о нём
      под видом бен Пандиры. Но талмудический Иисус -
      дитя блуда, незаконнорождённый сын.
      Примечательно, что в Средние века христианская
      церковь добилась того, чтобы в изданиях Талмуда
      евреи не воспроизводили страниц , где есть
      упоминания (а их несколько) об Иисусе бен Пандире.
      Только в арабских странах да в Европе с конца 18
      столетия иудейский Талмуд издавался в полном
      объёме.
Евангельский Иисус Христос действовал, и рассказы о нем писались в атмосфере, наполненной такими же Мессиями, как и он сам. Не напрасно и не случайно в ряде книг Нового завета христианам сплошь и рядом, открыто и намёками высказывается предостережения не верить другим Христам, кроме Христа Иисуса (Матфея, 24:5, 23; Марка, 13:21; Иоанна, 20:31; Деяния, 9:22; 18:5,28; 1-е Иоанна, 2:22; 5:1;).
Поскольку евреи в начале нашей эры говорили не на древнееврейском, а на греческом языке, то они ожидаемого Мошиаха называли Христом. Кстати, в Новом завете слово "Мессия" употребляется только дважды, и оба раза только в Евангелии от Иоанна (1:41; 4:25). На протяжении всего текста Нового завета и евреи, и язычники, а авторы текста называют Иисуса не Мессией (Мошиахом) , а Христом.
 
					
 КОНСТИТУЦИЯ
							КОНСТИТУЦИЯ
						 ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
							ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
						 ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
							ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
						 ИМПЕРИЯ
							ИМПЕРИЯ