Проф. Дулуман Е.К. -
доктор философских наук,
кандидат богословия

Христианство – дезинтегратор общественной жизни.

На протяжении своей жизни человечество, двигаясь всё вперед – и выше, всё вперед – и выше, прошло ряд этапов своего развития. Ученые эти этапы выделяют по разным показателям и называют их: первобытно-общинный строй – рабовладельческий – феодальный – капиталистический – коммунистический; или: род – племя – народ – нация; или: дикость - варварство – цивилизация… Есть еще название определенного исторического периода эпохой: эпоха Средневековья, эпоха крестовых походов, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, эпоха Империализма, эпоха Пролетарских революций, эпоха Развитого социализма… Не будем сейчас спорить по поводу того, на сколько такие деления и их по именования являются научно выверенными. Ведь бесспорно, что такие деления вполне целесообразны с чисто прагматической точки зрения; такие деления и такие названия, как говорится, “работают” эффективно и в пользу науки, и в пользу педагогики (легче запоминать и понимать о чем идет речь) работают и социально-прогностически… “Прогностически” – это в плане предвидения того, куда мы движемся.

Очень важно человеку и обществу четко осознать, на какой дороге и на каком ее отрезке оно/мы находимся. Зная, где мы находимся сейчас, мы может с применением сознательного выбора каким-то образом и себя приспособить к завтрашнему, а также максимально использовать приложение собственных сил для определенного “устройства” неотвратимо надвигающегося на нас будущего.

Итак, где мы с вами находимся? Где находится человечество?

Сейчас мы с вами находимся в эпоху интенсивного перехода от жизни в условиях государственных замкнутых образований к жизни в условиях глобального интегрированного человечества . Являясь еще гражданами той или иной страны мы воистину стаем, как в свое время говорили еще чисто аллегорически деятели Просвещения, гражданами всей Земли. Мы уже сейчас живем, по существу, глобально, но только выживаем пока регионально. Вскоре, из сегодня на завтра, мы будем и жить глобально, и выживать глобально. Эту эпоху, в которую мы уже вступили одной ногой, следует назвать исторической эпохой глобального существования человечества. Переходу к этой естественноисторической эпохе развития человечества в самой решительной мере противостоит религия. Она, религия, является основным дезинтегратором (разъединителем) человечества. Если в исторически прошлом религия в какой-то мере способствовала объединения рода, племени, народа, нации, государства и определенным образом была совместима с исторической поступью человечества, то в настоящее время религия везде и окончательно стала поперек дороги исторического развития человечества. Она является основным оправдывающим мотивом всяческих нестроений в человеческом обществе на пути его глобализации.

Я, как старый человек, вовсе не в восторге от глобализации человечества, поскольку она, глобализация, несет человечеству - наряду с некоторым упорядочиванием нашей жизни - расставание с милым сердцу привычным, необходимость болезненного приспособления к принципиально новым условиям жизни, безвозвратной утратой жизненно важных ценностей. Но переход к глобализации– это неизбежность, которой не обойдешь, и чем больше и настырнее ты ей противишься, тем хуже для тебя. Глобализация – это та, по словами римлян, судьба, которая ведет того, кто идет и тащит того, кто упирается.

Религия всегда разделяла мир на верующих в этого бога и на верующих в бога иного. И примирения между этими верованиями никогда не было, нет и в любой перспективе в принципе быть не может. Она, религия, и в настоящее время является основным духовным, можно сказать – человеческим фактором вражды между народами, между людьми. Хотя Бога и нет, но мусульмане и иудеи, мусульмане и христиане, шииты и сунниты, протестанты и католики, православные и “штунды” никогда и ни при каких условиях не придут между собой к соглашению по вопросам веры в этого не существующего бога. Они воевали, воюют и будут воевать не на жизнь, а на смерть между собой. Из-за чего? Из-за различия своих верований в несуществующего Бога! Правда, верующие в различных – на самом деле нигде и никак не существующих - богов могут, конечно, до определенной меры мирно сосуществовать между собой, если только отложат своего Бога в сторону, поставят его вне своего взаимообщения. Но искренне верующий не может долгое время терпеть, что его самое святое, его вера в Бога, отодвинута на захламленные задворки его реальной жизни в среде глобально устроенного или устрояемого человечества. Для него, верующего, его реальная жизнь без своего Бога выглядит нереальной и он, верующий, внутренне всегда находился, находится и будет находится в неестественном для него состоянии. Я в данном случае не оправдываю оппозиционность верующих друг к другу, а только объясняю эту оппозиционность. А иллюстрацией этой неестественной и трагической в современных условиях могут быть не только кровавые бойни между мусульманами и иудеями в Палестине, между шиитами и суннитами в арабском мире и так далее, но и события в странах СНГ. В условиях советской власти была немыслима открытая вражда между верующими различных вероисповеданий. Сейчас же даже среди единоверцев умышленно и стихийно культивируется непримиримая вражда и ненависть. Вот, к примеру, уж очень можно сейчас повторять, что православие – неотъемлемая черта русского человека, православие – это тест на элитность русского. Спрашивается, а куда деть сотни тысяч русских протестантов и католиков? Дайте волю разгуляться русскому православию, так этих “нерусских” верующих очень скоро – к ногтю и душа из них вон! Тем более опыт уничтожения своих кровных братьев инаковерующих в истории прошлого есть предостаточный. Ведь изжило же современное русское старообрядцев: 12 миллионов казнило, остальных разбросало по окраинах России да по всему свету. А ведь старообрядцы некогда, до середины 17 столетия, составляли весь русский народ. Да и внутри современного православия идет священная война всех против всех. Московская патриархия, Богородичный центр, заграничная церковь, сторонники митрополита Иоанна Ленинградского, Филаретовцы в Наро-Фоминске, кочетковцы, кураевцы, – все православные и все желают видеть друг друга в гробу в белых тапочках. Еще хуже положение в Украине. Здесь существует пять церквей, каждая из которых считает себя воистину православной, выражающей дух подлинного национального украинства. Такими есть Украинская Православная Церковь(УПЦ), возглавляемая митрополитом Московской патриархии Владимиром Сабоданом; Украинская православная церковь – Киевский патриархат (УПЦ-КП), возглавляемая лишенным сана и преданным анафеме патриархом Филаретом Денисенко; Украинская Автокефальная православная церковь (УАПЦ), до недавнего времени возглавляемая покойным патриархом Димитрием. А сейчас переходящая в подчинения находящегося в США центра; самостоятельные украинские православные приходы вне всякого подчинения; церкви православного богородичного центра. На звание что ни на есть национальной православной церкви претендует также весьма воинственная Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). Растет количественно и качественно Украинская католическая церковь (УКЦ), которая тоже не прочь стать доминирующей церковью украинцев. К этому следует добавить, что государственные верхи и ряд крикливых националистических партий под лозунгом: “Самостоятельная Украина должна иметь самостоятельную церковь!” во что бы то ни стало желают обзавестись Государственной Церковью, объединив ее лоне всех христиан или хотя бы, в крайнем случае, всех именующих себя православными. Причем, такого объединения стараются достичь обливанием грязью всех несогласных на огосударствление. Иллюстрацией к сказанному может быть информация газеты “Киевские Ведомости” от 2 июня 2000 года, которая излагается ниже:

Перепалка

Без соблюдения приличий
(Кого с пеной у рта защищают соскины и степовики)

Вахтанг Кипиани

“ВЕДОМОСТИ”

Историческая борьба за единую поместную православную церковь продолжается. Прошедший под эгидой Института трансформации общества, Конгресса украинской (националистической) интеллигенции и еще нескольких маловлиятельных организаций Круглый стол “Русская православная церковь в посткоммунистической Украине” высветил истерическое состояние, в котором пребывает т.н. “патриотическая общественность”

Вульгарность, косноязычие и иные признаки интеллектуальной деградации, похоже, были пропуском на мероприятие. Начнем с того, что председательствующий Олег Соскин во вступительном слове заявил, что его цель – “очистить Украину от дерьма и грязи, имея в виду действующую в законом определенных рамках религиозную организацию – УПЦ. По количеству оскорблений в одном выступлении Соскин уже практически догнал сталинского прокурора Вышинского, славившегося не столько высоким уровнем профессионализма, сколько вопиющим хамством. С его подачи все “эксперты, представлявшие, к слову, только “филаретовскую” часть украинского православия, оперировали научными терминами вроде “московско-кагэбистская церковь”, “шпионская организация”, “раковая опухоль на теле Украины” и т.д.

В анналы “межправосланого диалога” наверняка войдет выступление профессора Дмытра Степовика, в котором предстоятель УПЦ Владимир (Сабодан) был назван “канонически-онаническим митрополитом”. Известный искусствовед раскрылся еще не раз – “Смотрите, как хорошо природа сделала (это о смерти патриарха УАПЦ Димитрия – В.К.), - имеем сейчас только одного украинского патриарха – Филарета”. Или вот еще перл, достойный учебника по психиатрии, - “В Киево-Печерской и Почаевской лавра Россия хочет разместить передвижные ракетные установки”. Так и хочется крикнуть вслед за классиком – “Карету скорой помощи, карету!”

Через выступление звучал призыв к “декагэбизации РПЦ в Украине”. Тот же Соскин с пеной у рта доказывал, что все священники УПЦ – это “офицеры и агенты КГБ”. Что ж, исключать этого нельзя. Но, к сожалению, никто из адептов владыки Филарета ни словом не поделился открытием – как гражданину Михаилу Антоновичу Денисенко, будучи на протяжении 40 лет клириков РПЦ (того самого “лайна, бруду”) и даже Местоблюстителем патриаршего престола Русской православной церкви, удалось не запятнать свою репутацию контактами с “охранкой”.

Для любознательных сообщу, что по имеющейся и уже довольно широко распространенной в массмедиа информации, глава УПЦ-КП в документах советский спецслужб проходил под кличкой “Антонов”. Вот, например, выдержка из “совсекретного” документа 4-го отдела 5-го управления КГБ СССР за май 1986 года: “Совместно с КГБ УССР и УКГБ по Львовской области осуществлялось контрразведывательное обеспечение празднования 40-летия Львовского собора, упразднившего Униатскую церковь в СССР. В организации и проведении мероприятий участвовала большая группа агентов органов КГБ, в том числе “Адамант”, “Антонов”, “Лукьянов”, “Скала” и другие. Празднование, в котором приняли участие около 300 гостей, а также 10 представителей зарубежных православных церквей, прошло в приемлемом для нас духе. На иностранцев оказало положительное влияние, у некоторых взяты интервью положительного характера. Материалы празднования через средства массовой информации переданы в контрпропагандистких целях за рубеж”.

Иначе говоря, мог ли Филарет с начала 1960-х гг стать “выездным”? Точно – нет! А ведь он выезжал не просто за границу, а был настоятелем Александрийского подворья РПЦ в Египте, и.о. экзарха Средней Европы, епископом Венским и Австрийским, вице-президентом Всехристианских мирных конгрессов и т.д. Можно напомнить и позорящее его коллаборационизм – членство в небезызвестных сателитных организациях Комитете госбезопасности за рубежом “Украина” и “Советском фонде мира”. Не на воре ли шапка горит?

Изложенный выше материал может свободно копироваться, размножаться, использоваться проповедниками религии, простыми верующими и неверующими безо всяких ограничений.