"Переписка с деистом"

Дулуман Е.К. - профессор, доктор философских наук, кандидат богословия

Содержание:

1. О переходе от атеизма к теизму.
2. Деизм: Бог и Идея Бога.
3. Не стоит страховать себя на случай загробрной жизни.
4. Вот почему я не боюсь несуществующего ни здесь, ни там Бога.
5. Идея Бога, матушка Природа, не дай мне дожить до старческого маразма!

From: Матюшкин И.В.
To:
duluman@alfacom.net
Sent:
Monday, May 26, 2003 8:25 PM
Subject:
О деизме

Здраствуйте, Евграф Каленьевич,

Все как-то хотел написать вам. Хотя бы просто потому, что гораздо чаще видишь переход от атеизма к теизму, чем наоборот - уже это уникально. Меня интересует, как такое возможно? Что послужило толчком к такому переходу или все происходило постепенно?

Я придерживаюсь позиции деизма, согласно которой есть мир и есть БОг, но Бог не вмешивается в наши земные дела. В конце концов, на мой взгляд, не существует рациональных аргументов отрицания БОга (таким образом, атеизм- также вера)- во всяком случае просто идеи Бога. А тем самым, хотя и доказать существование БОга также невозможно, разве вы не боитесь, что при той вероятной возможности "бог есть", он вас.. как бы..сказать накажет?

Р.S. Желаю написать еще в философские лекции по философии 20-го века, каким она видится ее современнику.

Желаю здоровья и сил в ваши знаменательную годовщину
(как я смотрел автобиографию, вам уже исполнилось три четверти века)

Проживший уже четверть века, - matigor


Уважаемый Матюшкин И.В.!

В Вашем коротеньком письме - несколько серьезнейших вопросов. По-философски, эти вопросы достойны названия: "Проблемы". Когда у меня образуется в запасе достаточно времени, снизойдет на меня соответствующее настроение, я, возможно, отвечу Вам более обстоятельно. А сейчас скажу тезисно.

1.Наблюдаемый Вами "переход от атеизма к теизму", - явление объяснимое и в определенной мере закономерное.

Во-первых, религия всегда паразитирует на несчастьях людей, на кризисах в обществе. Она питается и живет этими потрясениями и кризисами. Посмотрите на историю. Вы не найдете ни одного случая, когда бы в период процветания общества и счастья человека процветала религия. Наше, постсовесткое общество находится в кризисоном состоянии, а его люди - в несчастье. Вот Вам одна из причин, как Вы пишите, "перехода от атеизма к теизму".

Во-вторых, в годы советской власти всячески - и мытьем и катанием, и воспитанием и принуждением, и демократично и административно - насаждался атеизм. Но насильственное кормление одной и той же пищей надоедает человеку и вредно для его здоровья, для его организма. А поэтому, когда публично, открыто и повсеместно началась пропаганда религии и осуждение атеизма, это некоторым показалось уж очень невиданной доселе (за 70 лет советской жизни) духовной пищей и многие ее начали поедать, начали ею отравляться.

В целом же, нет у нас никакого такого, как Вы пишите, "перехода от атеизма к теизму". В обществе, особенно в цивилизованном, всегда есть верующие и неверующие, теисты и атеисты. Но между этими крайностями по отношению к вере в Бога, существовало, существует и будет существовать обширнейшее болото. Болото - это люди невыстраданного мировоззрения, вернее: люди, которые не маялись верой Бога, мировоззрение которых формировалось вне веры в Бога. Бог, идея Бога их не занимала. Их отношение к вере в Бога сформировано по принципу: "Меня Бог не интересует, его вера меня не печет, не греет и не морозит моей души вечным холодом. Как все, так и я". Тога, в условиях совесткой власти, они шли толпой за атеизмом, а сейчас - за толпой двинулись в теизм. Раньше в религии были настоящие верующие. Сейчас в атеизме остались подлинные атеисты. Это потому, повторюсь, что раньше толпа была против религии, а сейчас сформирована толпа против атеизма.

2. Деизм, - это мировоззрение, которое постулирует существование Бога для объяснения трудных вопросов философского плана, начала и конца всего сущего; вопросов, которые в окончательном виде никогда не могут быть конкретно решены конкретными науками. Наука, даже самая абстрактная, нак, например, математика, имеют дело с конкретикой. Деизм можно назвать стыдливой формой атеизма. Он только на словах признает существование Бога, но изображает этого Бога так, что и самого Бога - нет. Деизм говорит, что нет Бога личного, который чувствует, понимает и действует в соответствии с принятыми решениями. В деизме Бог - не личность, а только Идея, не Бог, а Идея Бога. А всякая идея не имеет объективного существования, поскольку является не существом, а только идеей, существует только в голове - в воображении, в понятии, в концепции. Деистический бог, Идея Бога, молитв верующих не слышит, от их жертвоприношения удовльствия не испытывает, чудес (нарушение законов природы) не производит.

Деизм в принципе и категорически не допускает вмешательства своего бога, Идеи Бога, в события и закономерности мира. Он, деистический бог,  свое дело сделал: сотворил мир, подчинил его стихийным законам и в его процессы никоим образом не вмешивается. "Мавр сделал свое дело - Мавр может удалится".

Вы можете спросить: "А зачем тогда деистам такой устраненный от мирской суеты бог, Идея Бога? А такой бог нужен деистам для решения мировоззренческих, чисто философских проблем. Этим богом, Идеей Бога, деисты, и мудрствующие на его манер, закрывают дыры неизвестного. Незвестного в мире много, особенно в плосткоти философского мышления обо всем мире в целом, о его начале и конце, о смысле, о добре и зле, о красоте, о должном и так далее. Бог, Идея Бога, в деизме используется в качестве зытычки к дырам неизвестного.

Кстати, бог, Идея Бога, - очень удобная затычка к дырам неизвестного. Богом, идеей Бога, можно закрыть любые прорехи в общественном и личном сознании. Что тебе неизвестно, - вали на бога, на Идею Бога. Бог все вынесет, бог все собой закроет и прикроет. Неизвестное будет всегда, затычки пригодятся постоянно. Так что бога-затычку ни теоретически, ни практически опровергнуть невозможно.  Дыра есть, затычка нужна. Доказать, что дыра есть можно теоретически и практически, но доказать, что затычки нет - а ее в самом деле нет! - нет смысла и невозможно... Верующему (и чуждому научных знаний) человеку очень удобно и уютно в воображаемом им пространстве, когда все дыры заткнуты, когда его не сквозит...

3. Вы не деист, если боитесь загробного наказания или жаждете загробного блаженства. Если Вам Бог это обеспечивает, то это уже не деистический бог. Бог наказывающий и милующий обязательно должен вмешиваться в процессы мира: следить за Вами, карать/миловать Вас... Какой же это деистический Бог? Это настоящий Бог религии. Это, по словам Паскаля: "Бог Авраама, Исаака, Иакова, а не бог философов".

4. Если Вы на всякий случай желаете себя застраховать от возможных загробных пертурбаций, то мне Вас жаль. Как Вы себя застрахуете? Ведь надо не только на всякий случай поверить в существование какого-то бога, а надо точно решить: в какого именно Бога верить? Если вы поверите в существание не того бога, который является Богом, то Бог вас накажет не меньше, чем он наказывает атеистов. Более того, Вам определенно будет хуже: атеист, просто не верил в Бога, не имел с Ним никакого дела, а Вы имели дело с богом, да не с тем Богом. Не тот бог - это первейший враг настоящего Бога. У Вас есть состав преступления (corpus delicti), а у атеиста такого состава преступления нет.

А теперь попробуйте из 2 тысяч видов христианства поверить в того Бога, о котором правильно говорит христианство. Но христианство - не единственная религия. Есть еще несколько десятков религий со своими богами. Вот Вам и придется метаться между сотнями тысяч богов, выбирая среди них истинного Бога. Человечество до сих пор такого Бога не выбрало. А Вы думает выбрать истинного Бога? "Не надейся и не жди" (Исаковский). Так что, как говорят у нас, на Украине, "Не тратьте, кумэ, сылы, - спускайтесь на дно". Даже если Бог и есть, ухватить этого Бога за бороду Вам не удастся.

Так что, придерживаясь на всякий случай веры в Бога, Вы не спасетесь: Вы ни в этой, земной, жизни, ни в жизни "загробной" спокойными и счастливыми не будете. Бог в любом случае, - есть Он или Его нет, - величайшее несчатье для человека, для верующего, для человечества.

Будьте мне здоровы, спокойны и счастливы в атеистическом убеждении. Вот почему я не боюсь несуществующего ни здесь, ни там Бога.

С уважением - Евграф Дулуман.

P.S. А за поздравление с юбилеем спасибо. Но 100 лет жизни мне ни к чему. Я свою жизнь сделал до конца. К ней уже, как говорится в сказке, "ни убавить, ни прибавить". Если бы Природа, если бы Идея Бога, считалась с моими желаниями, то я хочу, "сквозь годы мчась" (Маяковский), жить и "мчаться" только до тех пор, пока буду в здравом уме, в рабочем состоянии, с чувством своей нужности, востребованным обществом, друзьями и семьей. Боюсь, очень страшусь дожить до того своего возраста, когда стану обузой в своей семье.

Идея Бога, матушка Природа, не дай мне дожить до старческого маразма!

Е.К.